МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Заведующий ОПССЗ
протокол № 1 __________О.М.Ткачёва
от «01» сентября 2019г. «_02_» сентября 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 ОрганизациЯ деятельности
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО подразделения
специальность СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Краснокамск 2019
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 ОрганизациЯ Деятельности ПРОИЗВОДСТВЕННОГО подразделения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Организация-разработчик:
КГАПОУ «Краснокамский политехнический техникум»
Разработчик:
Матова Л.Б., преподаватель
Хоменко В.В., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 5 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 ОрганизациЯ Деятельности ПРОИЗВОДСТВЕННОГО подразделения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ОрганизациЯ Деятельности ПРОИЗВОДСТВЕННОГО подразделения
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технической эксплуатации электрического и электромеханического оборудования при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- планирования и организации работы структурного подразделения;
- участия в анализе работы структурного подразделения;
уметь:
- составлять планы размещения оборудования и осуществлять организацию рабочих мест;
- осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, качества работ, эффективного использования технологического оборудования и материалов;
- принимать и реализовывать управленческие решения;
- рассчитывать показатели, характеризующие эффективность работы производственного подразделения, использования основного и вспомогательного оборудования;
знать:
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- принципы делового общения в коллективе;
- психологические аспекты профессиональной деятельности;
- аспекты правового обеспечения профессиональной деятельности
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 351 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 279 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 186 часов, самостоятельной работы обучающегося – 93 часа;
производственной практики – 144 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) ОрганизациЯ Деятельности ПРОИЗВОДСТВЕННОГО подразделения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения. |
ПК 3.2 | Организовывать работу коллектива исполнителей |
ПК 3.3 | Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.. |
ОК 5. | Использование информационно-коммуникационные технологии В профессиональной деятельности.. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителя. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.). |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
ПМ 03. Организация деятельности производственного подразделения
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения ПК 2 Организовывать работу коллектива исполнителей ПК 3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей | МДК 03.01 Планирование, организация и управление работой структурного подразделения | 279 | 186 | 80 | - | 93 | - | - | |
| Производственная практика (по профилю специальности), часов | 144 | | 144 |
| Всего: | 351 | 186 | 80 | - | 93 | - | - | 144 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03 Организация деятельности производственного подразделения
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 ПМ 03. Организация и управление работой структурного подразделения | | 279 | |
МДК 03.01. Организация работы структурного подразделения | | 135 |
Тема 1.1 Основные принципы планирования деятельности организации | Содержание | 60 |
Функции менеджмента Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль работы структурного подразделения) – основы управленческой деятельности. | 2 | 1,2 |
Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. | 2 |
3. | Управленческие функции Сущность и взаимосвязь функций управления. Связи функций управления с другими категориями. Краткая характеристика основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). | 2 | 1,2 |
4 | Планирование деятельности подразделения. Роль планирования в организации. Формы планирования. Виды планов. Основные стадии и методы планирования. | 2 |
| Самостоятельная работа: Подготовка рефератов, докладов. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ действующей на конкретном предприятии системы планирования и выявление насколько она соответствует современным требованиям. Взаимосвязь планов организации и структурных подразделений | 4 4 |
5 | Процесс стратегического планирования: миссия и цели; анализ сильных и слабых сторон, анализ внешней среды; выбор стратегии. Тактическое планирование. | 2 |
6 | Организация - функция управления. Организация работы структурного подразделения. Основы мотивационной политики организации. Первичные и вторичные потребности. Теории мотивации: содержательные и процессуальные | 2 |
| Самостоятельная работа: Составление рефератов, докладов. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Отечественный опыт внедрения эффективных систем организации производства. Зарубежный опыт внедрения эффективных систем организации производства. | 4 4 |
7 | Практическое занятие №1 Решение производственных ситуаций по мотивации трудовой деятельности персонала | 2 |
8 | Контроль, понятие и сущность: этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами. | 2 |
9 | Правила контроля и виды: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю | 2 |
10 | Структуры управления Организация как объект менеджмента. Органы управления. | 2 | 1,2 |
11 | Основные принципы построения организационных структур. | 2 | |
12 | Типы структур управления: линейная структура, функциональная, линейно-функциональная и матричная, их преимущества и недостатки. | 2 |
13 | Практическое занятие №2 Построение и анализ организационной структуры управления | 2 | |
14 | Внешняя и внутренняя среда организации Понятие внутренней среды организации Основные внутренние переменные организации: цели, структура, задачи, технологии, персонал. Взаимосвязь внутренних переменных. | 2 | 1,2 |
15 | Внешняя среда организации Роль факторов внешней среды в управлении современными организациями. Структура внешней среды. Переменные среды косвенного воздействия (макросреды) и прямого воздействия (микросреды). Внешние заинтересованные группы. | 2 |
| Организация труда в производственном подразделении и её совершенствование | | 1,2 |
16 | Условия труда и характер их воздействия на человека, понятие работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность. | 2 | |
17 | Создание оптимальных условий труда и производственной эстетики. Понятие рабочего места. Принципы организации рабочего места. Требования, предъявляемые к оснащению рабочего места и его обслуживанию. | 2 |
18 | Практическое занятие №3 Планирование рабочего места руководителя | 2 | |
19 | Организация рабочего дня, рабочей недели | 2 | |
20 | Практическое занятие №4 Планирование рабочего дняруководителя | 2 | |
Самостоятельная работа: Подготовка рефератов, докладов. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Проблемы внедрения системы комплексного обеспечения рабочих мест на современных российских предприятиях. Влияние НТП на повышение эффективности организации основного и вспомогательного оборудования на предприятиях отрасли | 4 6 | |
Тема 1.2 Управление работой структурного подразделения | Содержание | 75 |
| Должностные права и обязанности руководителей | | 1,2 |
21 | Основные аспекты правового обеспечения профессиональной деятельности руководителя. Регулирование труда руководителя. | 2 | |
22 | Основные функции руководителя: административная, стратегическая, экспертно- консультативная, инновационная, представительская, коммуникативная, социальная. | 2 |
23 | Управленческие полномочия. Делегирование полномочий. | 2 |
24 | Организационно- правовая документация. Должностная инструкция. Правила составления должностных инструкций. Должностные полномочия. | 2 2 | 1,2 |
25 | Практическое занятие №5 Разработка должностной инструкции руководителя. | 2 | |
26 | Практическое занятие №6 Разработка должностной инструкции работника предприятия. | 2 | |
| Самостоятельная работа: Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, разработка схем-конспектов для закрепления материала и упорядочения информации. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучение статей Гражданского Кодекса РФ. Изучение должностных обязанностей работников структурных подразделений. Изучение нормативной и технической документации структурного подразделения. | 4 5 4 | |
Система методов управления | | 1,2 |
27 | Система методов управления: организационно-распорядительные, экономические, их достоинства и недостатки; характер воздействия. | 2 | |
28 | Система методов управления: социально-психологические, их достоинства и недостатки; характер воздействия. | 2 |
29 | Коммуникации в организации Коммуникации: понятие, виды, роль в организации. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Информация и ее виды. | 2 | 1,2 |
30 | Межличностные и организационные коммуникации. Совершенствование коммуникаций в организации. | 2 |
31 | Практическое занятие №7 Анализ ситуаций связанных с коммуникациями в организации. | 2 | |
| Процесс принятия управленческих решений | | 1,2 |
32 32 | Понятие «управленческое решение». Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений. Этапы процесса принятия и исполнения управленческого решения. | 2 | |
33 | Практическое занятие №8 Деловая игра « Алгоритм принятия управленческого решения» | 2 | |
34 | Управление конфликтами и стрессами Природа конфликта, сущность и их классификация. Источники и причины конфликтов. Типы конфликтов. Последствия конфликтов. Методы разрешения конфликтов. | 2 | 1,2 |
35 | Практическое занятие №9 Стили поведения в конфликте | 2 |
36 | Стресс, его природа и причины. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Пути предупреждения стрессовых ситуаций. Методы снятия стресса. | 2 |
| Руководство: власть и партнёрство | 2 | 1,2 |
37 | Власть и влияние. Формы и методы влияния руководителя на подчинённых. | 2 | |
38 | Источники и виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; власть примера; законная власть; экспертная власть. | 2 | |
39 | Лидерство. Качества лидера | 2 |
40 | Стиль руководства и факторы его формирования. | 2 |
41 | Виды стилей руководства. | 2 |
42 | Практическое занятие №10 Решение ситуационных задач на определение стиля управления | 2 |
43 | Имидж руководителя. | 2 |
44 | Составляющие положительного имиджа. | 2 |
| Самостоятельная работа: Составление рефератов, докладов. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Влияние корпоративной культуры на результаты работы структурного подразделения. | 6 |
45 | Дифференцированный зачет | 2 |
Итого: | 135 |
Раздел Организация работы структурного подразделения | | 13( 8ч ауд +5 ч сам) | |
Тема 1.1. Предприятие, как форма организации, производящей производственную продукцию (работы, услуги). | 1 Введение. Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. | 2 | 1-2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить доклады: Предпринимательская деятельность в Пермском крае Проблемы развитие машиностроения РФ | 1 | |
Тема 1.2 Основные организационно-правовые формы организаций | 2. Основные организационно-правовые формы организаций. Основные характеристики и принципы функционирования. | 2 | 1-2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Составить конспект по вопросам: Объединения организаций (предприятий). Финансово-промышленные группы. Разработать таблицу группировки и классификации организационно-правовых форм организаций. | 1 | |
Тема 1.3 Характеристика внешних и внутренних связей организации (предприятия) в производственном процессе | 3. Структура предприятия. Организация производственного процесса на предприятии. Производственная структура организации (предприятия) ее элементы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.3 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Изучить вопросы: 1. Производственный процесс. 2. Составить производственную структуру предприятия. | 1 | |
Тема 1.4 Основы логистики организации (предприятия) | 4. Основы логистики организации. Понятие логистики организации. Роль логистики в управлении материальными потоками.. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.4 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовиться к семинару по вопросам: Задачи логистики Закупочная логистика Производственная логистика Распределительная логистика Информационная логистика Транспортная логистика 7. Взаимодействие логистики с другими организационными процессами | 2 | |
Раздел 2. Материально-техническая база организации | | 28(18ч ауд+10ч сам) | |
Тема 2.1. Основной капитал организации и его роль в производстве | 5. Понятие основных средств, их сущность и значение. Оценка, износ и амортизация основных средств. | 2 | 2 |
| 6. Показатели использования основных производственных фондов. | 2 | 2 |
7. Производственная мощность и производственная программа организации. Основные факторы, определяющие величину производственной мощности предприятия. | 2 | 2 |
8 .Практическое занятие Сквозная задача по теме «Основные фонды предприятия» | 2 | |
9 Практическое занятие Расчет показателей использования основных средств. | 2 |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить сообщения: «НТП – основа развития интенсификации производства» Составить конспект по вопросу: 1. Направления улучшения использования основных производственных фондов. 2. Экономическая сущность аренды. 3. Нематериальные активы, понятие, сущность. 4. Направления НТП в производстве. Решение задач по пройденному материалу. | 3 | |
.Тема 2.2 Оборотный капитал предприятия | 10. Оценка эффективности применения оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. | 2 | 2 |
11. Практическое занятие Расчет показателей использования оборотных средств | 2 | |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспект по вопросу: 1. Экономия элементов оборотных фондов на предприятии. Решение задач по пройденному материалу. | 3 | |
Тема 2.3 Капитальные вложения и их эффективность | 12. Капитальные строительство и капитальные вложения и их эффективность. | 2 | 2 |
13 Практическое занятие Расчет показателей эффективности капитальных вложений | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка к семинару по вопросам: 1.Энергосберегающие технологии в России. 2. Сущность и принципы инвестиционной деятельности 3. Виды и формы инвестиций. 4.Значение инвестиций для развития организации. 5. Франчайзинг как форма управления движением нематериальных активов, его сущность. 6. Типы и виды франчайзинга. 7. История возникновения франчайзинга. 8. Развитие франчайзинга в России. 9. Лизинг, его сущность, зарубежный опыт. | 4 |
Раздел 3. Кадры предприятия и оплата труда | | 33 (22 ч ауд+11ч сам) | |
Тема 3.1. Трудовые ресурсы организации и производительность труда | 14. Персонал предприятия. Состав, Работа с кадрами. | 2 2 2 | 2 |
15. Производительность труда. Классификация. Методы и показатели ее измерения. 16. Нормирование труда. Виды нормирования. Виды наблюдения | 2 |
17. Практическое занятие Кадры и производительность труда 18 Фотография рабочего дня | 2 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 3.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Составить конспект по вопросам: Состав и структура кадров Особенности состава структуры кадров в приборостроительной отрасли Оформление газеты «Современные профессии в экономике». Составление кроссворда. | 4 |
Тема 3.2 Организация труды и заработной платы | 19. Формы и системы оплаты труда. Организация оплаты труда. Принципы организации оплаты труда. | 2 | 2 |
| | 20. Элементы тарифной системы. Повременная форма оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда. | 2 2 | |
| 21. Доплаты и надбавки к заработной плате. Премирование работников. | 2 |
| 22. Маркетинг, его основы и концепции | 2 | |
| 23. Функции маркетинга. Этапы его организации | 2 | |
| 24 Практическое занятие Расчет заработной платы работников организации. | 2 | |
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 3.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить сообщения: Современные теории мотивации Практическое применение мотивационных теорий, методы стимулирования работников. Зарубежный опыт оплаты труда. Выполнение расчетов по индивидуальному заданию. | 4 |
| Раздел 4. Основные экономические показатели деятельности организации | | 70 (48 ч ауд +22ч сам) | |
| Тема 4.1 Себестоимость и ее калькуляция | 25. Себестоимость, Виды и значение. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Экономические издержки. Внешние издержки. Переменные и постоянные издержки. | 2 2 2 | 2 |
| 26. Классификация производственных затрат. Внепроизводственные и производственные затраты. Классификация по статьям калькуляции и экономическим элементам. |
| 27. Сметы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), калькуляция себестоимости. | 2 |
| 28..Практическое занятие Расчет себестоимости продукции | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Составить конспект по вопросам: Издержки производства, их классификация Пути снижения затрат на производство продукции Изучить нормативную базу и принципы, применяющиеся при учете затрат на производство. Сообщение на тему: «Зарубежный опыт учета затрат в условиях рынка» | 4 |
Тема 4.3. Прибыль и рентабельность организации | 29. Прибыль и рентабельность организации | 2 | 2 |
30 .Практическое занятие Расчет прибыли и рентабельности | 2 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.3 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сообщения: Прибыль – основной налоговый источник бюджета РФ Банкротство предприятий и их профилактика 3. Налог на прибыль предприятий и порядок его исчисления | 4 | |
Тема 4.4. Финансовые ресурсы организации | 31. Бизнес-планирование Структура бизнес-плана. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели использования финансовых ресурсов. | 2 | 2 |
32. План производства и реализации продукции | 2 | |
33. Понятие финансов организации, их значение и сущность. Финансовые ресурсы организации, их структура. | 2 | |
34. Распределение и использование финансовых ресурсов организации. Показатели использования финансовых ресурсов | 2 | |
35. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. | 2 | |
| 36. План по труду и кадрам | 2 | |
| 37. .Практическое занятия Расчет показателей работы на внешнеэкономическом рынке | 2 | |
38. Практические занятия Планирование фонда заработной платы и численности рабочих | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.4 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление конспекта по вопросам: 1.Функции финансов организации. 2. Принципы организации финансов. 3. Группы финансовых отношений организации. 4. Основные показатели эффективности деятельности организации. | 4 |
Практические занятия Сквозная задача | 20 | |
39 Расчет капитальных затрат | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
40.Расчет объема ремонтных работ. |
41. Расчет капитальных затрат с учетом транспортировки, монтажа и других трудозатрат. |
42. Амортизационные отчисления и численность рабочих |
43. Расчет трудозатрат на ремонты. |
44. Расчет тарифного и годового фонда заработной платы. |
45. Расчет сметы затрат на производство. |
46. Плата за электроэнергию. |
47. Расчет срока окупаемости |
48. Сводные показатели. |
Самостоятельная работа обучающихся над сквозной задачей: Подбор теоретического материала по выбранной теме. Расчет экономических показателей. Оформление сквозной задачи с помощью средств MS Word | 10 2 6 2 | |
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: Получение общих сведений о предприятии: (вид деятельности, организационно – правовая форма). Ознакомление с производственным процессом, изучение его структуры. Составление перечня технологических операций, их классифицирование. Анализ системы организации труда в подразделении. Описание и анализ конкретного рабочего места. Ознакомление с мероприятиями по научной организации труда в подразделении. Изучение и описание организации режима рабочего времени. Расчет баланса рабочего времени рабочего Изучение вспомогательных и обслуживающих структурных подразделений. Описание их основных задач и функций. Изучение системы нормирования труда. Нормы труда .Виды норм. Расчет норм труда на предприятии( привести пример) Изучение системы планирования на предприятии (в подразделении). Ознакомление с порядком планирования объёмов производства (привести пример). Описание порядка планирования материально – технического обеспечения с указанием источников покрытия потребностей в материальных ресурсах. Изучение методики расчета производственной мощности одного из структурных подразделений. Ознакомление с порядком планирования повышения эффективности производства Виды и разделы плана работы предприятия План технического развития предприятия Привести пример расчета эффективности внедрения одного из мероприятий плана Изучение системы подбора кадров для производственного подразделения и источников привлечения персонала. Описание методов привлечения отбора и оценки персонала. Изучение системы наставничества в подразделении (привести пример). Ознакомление с системой повышения квалификации персонала подразделения. Описание применяемых направлений и форм профессионального обучения. Производительность труда на предприятии. Меры, направленные на повышение производительности труда. Расчет численности вспомогательного персонала Формы и системы оплаты труда на предприятии Доплаты и премирование. Положение об оплате труда. Расчет оплаты труда рабочих и служащих на предприятии Ознакомление с системой мотивации персонала. Ознакомление с основными формами делового взаимодействия в структурном подразделении. Описание способов управления конфликтами и методов их предупреждения в производственном подразделении. Характеристика и определение эффективности применяемого в подразделении стиля руководства. | 144 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 6 6 |
Всего: | 279 |
ч).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Экономика организации и « Менеджмента».
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов «Экономики организации» и «Менеджмента»:
- классная доска;
- рабочий стол, стул;
- шкаф для размещения и хранения учебно-наглядных пособий;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты и таблицы);
- комплект методических пособий для студентов;
Технические средства обучения: компьютер.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чечевицына Л.Н., Чечечвицына Е.В Экономика предприятия, Ростов на Дону, Феникс, 2008
2. Слагода В.Г. Основы экономики, М., Форум,
3.. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013
Дополнительные источники:
Волков О. И. Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2012
Воронин В.Г. Менеджмент в пищевой промышленности. – М.: Колос, 2003
Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004
Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика организаций. М.: ЮНИТИ, 2004
Грузинов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.:Финансы и статистика, 2012
Драчева Е.А. Менеджмент. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
Кабушкин М.И. Осноы менеджмента. – М.: Новое знание, 2002
Периодические издания (отечественные журналы):
АПК: экономика, управление, Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Гл. редактор И. Г. Ушачев
Экономика и управление. Российский научный журнал. Гл. редактор В. А. Гневко
Вопросы экономики. Всероссийское экономическое издание. Ред. коллегия: О. И. Ананьев и др.
Менеджмент, маркетинг. Гл. редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852 от 4 июля 2006 г.
Интернет – ресурсы:
Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru
Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru
Консультант плюс, Гарант
Электронные учебники
Образовательные ресурсы Интернета – экономика (http://www.alleng.ru/edu/econom3.htm)
1. Экономика, организация и управление предприятием. (Учебное пособие) Зайцев Н.Л. (2008, 2-е изд., 455с.)
2. Экономика предприятия. (Учебник) Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. (2007, 4-е изд., 670с.)
3. Экономика предприятия. (Учебник) Скляренко В.К., Прудников В.М. (2006, 528с.)
4. Экономика предприятия. (Учебник) Титов В.И. (2008, 416с.)
5. Экономика предприятия. (Учебник) Ширенбек Х., пер. с нем. (2005, 15-е изд., 848с.)
6. Экономика предприятия (фирмы). (Учебник) Под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В. (2007, 3-е изд., 601с.)
7. Экономика предприятия: Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М. (2008, 2-е изд., 319с.)
Web-ресурсы
http://studyspace.ru/skachat-uchebnik/ekonomika-skachat-uchebniki-po-ekonomike- knigi-po-ekono.html
http://institutiones.com/download/books
http://www.pandia.ru/text/77/209/82411.php
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса После изучения МДК 03.01 проводится дифференцированный зачет. Производственная практика завершается дифференцированным зачетом. Итоговым контролем по модулю является экзамен (квалификационный).
Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным и программным обеспечением.
В преподавании используются лекционные и практические занятия, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, коллективные способы обучения, педагогические мастерские, игровые, практикоориентированные технологии.
Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
Неотъемлемой частью профессионального модуля является производственная практика. Так как содержание заданий практики носит комплексный характер, практика проводится по итогам изучения модуля (концентрированно).
Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация деятельности производственного подразделения».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин.
Ф.И.О. | Должность | Категория | Пед.стаж | Образование |
Матова Людмила Борисовна | преподаватель | сзд | 34 | ВПО |
Хоменко Валентина Васильевна | Преподаватель | 1 категория | | ВПО |
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1.Участвовать в планировании работы структурного подразделения. | - правильность выбора методов планирования - соответствие оперативных планов показателям плана работы структурного подразделения - результативность процесса планирования - правильность планирования системы ППР | Текущий контроль в форме опроса, тестирования. Анализ производственных ситуаций. Защита практических работ. |
2.Организовывать работу коллектива исполнителей. | - демонстрация навыков организации рабочих мест - демонстрация навыков расчета потребности в запасных частях, материалах, рабочей силе при проведении ремонтов | Текущий контроль в форме опроса, тестирования. Анализ производственных ситуаций. Защита практических работ. |
3.Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей | - демонстрация навыков планирования и организации деловых бесед, совещаний - правильность принятия и реализации управленческих решений. - демонстрация навыков мотивации работников на решение производственных задач. - демонстрация навыков управления конфликтными ситуациями, стрессами и рисками - правильность выбора стиля руководства работой структурного подразделения | Анализ производственных ситуаций. Защита практических работ |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения; демонстрация интереса к будущей профессии; -активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности | наблюдение и оценка действий студентов на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | правильность выбора и применения способов решения профессиональных задач в области планирования и организации работы структурного подразделения; соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ; грамотное составление плана практической работы; - демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения практических работ, заданий во время производственной практики. | наблюдение и оценка действий студентов на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | способность решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи в области планирования и организации работы структурного подразделения; самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективность поиска необходимой информации; правильность выбора источников информации, включая электронные | Выполнение и защита реферативных работ |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; способность работы с различными прикладными программами | Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - демонстрация навыков эффективного взаимодействия с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - результативность работы членов команды (подчиненных) | Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса После изучения МДК 03.01 проводится дифференцированный зачет. Производственная практика завершается дифференцированным зачетом. Итоговым контролем по модулю является экзамен (квалификационный).
Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным и программным обеспечением.
В преподавании используются лекционные и практические занятия, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, коллективные способы обучения, педагогические мастерские, игровые, практикоориентированные технологии.
Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
Неотъемлемой частью профессионального модуля является производственная практика. Так как содержание заданий практики носит комплексный характер, практика проводится по итогам изучения модуля (концентрированно).
Производственная практика проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация деятельности производственного подразделения».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин.
Ф.И.О. | Должность | Категория | Пед.стаж | Образование |
Матова Людмила Борисовна | преподаватель | сзд | 34 | ВПО |
Хоменко Валентина Васильевна | Преподаватель | 1 категория | 18 | ВПО |
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1.Участвовать в планировании работы структурного подразделения. | - правильность выбора методов планирования - соответствие оперативных планов показателям плана работы структурного подразделения - результативность процесса планирования - правильность планирования системы ППР | Текущий контроль в форме опроса, тестирования. Анализ производственных ситуаций. Защита практических работ. |
2.Организовывать работу коллектива исполнителей. | - демонстрация навыков организации рабочих мест - демонстрация навыков расчета потребности в запасных частях, материалах, рабочей силе при проведении ремонтов | Текущий контроль в форме опроса, тестирования. Анализ производственных ситуаций. Защита практических работ. |
3.Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей | - демонстрация навыков планирования и организации деловых бесед, совещаний - правильность принятия и реализации управленческих решений. - демонстрация навыков мотивации работников на решение производственных задач. - демонстрация навыков управления конфликтными ситуациями, стрессами и рисками - правильность выбора стиля руководства работой структурного подразделения | Анализ производственных ситуаций. Защита практических работ |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения; демонстрация интереса к будущей профессии; -активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности | наблюдение и оценка действий студентов на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | правильность выбора и применения способов решения профессиональных задач в области планирования и организации работы структурного подразделения; соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ; грамотное составление плана практической работы; - демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения практических работ, заданий во время производственной практики. | наблюдение и оценка действий студентов на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | способность решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи в области планирования и организации работы структурного подразделения; самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективность поиска необходимой информации; правильность выбора источников информации, включая электронные | Выполнение и защита реферативных работ |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; способность работы с различными прикладными программами | Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - демонстрация навыков эффективного взаимодействия с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы; - результативность работы членов команды (подчиненных) | Наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
*