Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Улан-Удэ, 2019 г.
РАССМОТРЕНА | ОДОБРЕНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании кафедры НО | на заседании НМС БРПК | Зам. директора по УПР |
Протокол №_____________ | Протокол №___________ | __________/Раднаев Д.Н. |
от «___» _________2019 г | «____» __________ 2019 г. | «_____» _________2019 г. |
Заведующий кафедрой ____________/Баирова Г.Б. | | |
Рабочая программа профессионального модуля 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Организация – разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж»
Разработчик: Еланова Т.Р., преподаватель педагогики____________________________
Брянская Г.Н., преподаватель педагогики___________________________
Рецензент: Таракановская Л.П., зам.директора по УВР МАОУ «Гимназия №14»_____
г.Улан-Удэ
Эксперты: Баирова Г.Б., зав.кафедрой начального образования____________________
Халзанова С.Н., преподаватель методики русского языка, уполномоченный по качеству кафедры НО
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2 | СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 15 |
3 | условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 19 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 21 |
5 | Возможности использования рабочей программы профессионального модуля в других ОПОП | 35 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид профессиональной деятельности Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. |
Перечень профессиональных компетенций
Выпускник, освоивший программу СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах должен обладать профессиональными компетенциями:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников |
ПК 2.1 | Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. |
ПК 2.2 | Проводить внеурочные занятия. |
ПК 2.3 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
ПК 2.4 | Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. |
ПК 2.5 | Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся. |
ВД 2 | Методическое обеспечение образовательного процесса. |
ПК 4.1 | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2 | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. |
В результате освоения профессионального модуля будут освоены следующие действия умения и знания:
Спецификация ПК / разделов профессионального модуля
Коды формируемых компетенций | Действия (дескрипторы) | Умения | Знания |
Раздел модуля 1 Изучение теоретических и методических основ организации внеурочной деятельности и общения младших школьников |
ПК 2.1 Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. | Определение целей и задач, планирования, проведения, внеурочной деятельности по социально-педагогической направлению. | Определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности социально-педагогического направления с учетом возраста обучающихся. | Особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе. Сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности по социально-педагогическому направлению. |
ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия. | Организация, подготовка и проведение внеурочных занятий в соответствии с требуемыми критериями. Обоснованность использования методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий. | Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности. Использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися. Планировать ситуации, стимулирующие общение обучающихся в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения. Планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими). Подбирать и использовать на занятии дидактические материалы. Использовать различные методы и приемы обучения. Применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия). | Теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Методические основы организации внеурочной работы в деятельности по социально-педагогическому направлению. особенности общения обучающихся; Методы, приемы и формы организации общения обучающихся. Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса. |
ПК 2.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. | Наблюдение за детьми и педагогическая диагностика познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся. | Выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся. | Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы. Методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в деятельности по социально-педагогическому направлению. Способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся. |
ПК 2.4 Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. | Анализ планов и организации внеурочной работы (социально-педагогическое направление). Наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; | Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий. Анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности | Логику анализа внеурочных мероприятий и занятий. |
ПК 2.5 Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся. | Ведение документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы по социально-педагогическому направлению. | Составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Вести диалог с администрацией образовательной организации по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности. Составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми. | Виды документации, требования к ее оформлению. |
Профессиональные компетенции ПК 4.1 4.5 в полном объеме осваиваются при изучении ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса.
Спецификация ОК / разделов профессионального модуля
Коды формируемых компетенций | Действия (дескрипторы) | Умения | Знания |
Раздел модуля 1 Изучение теоретических и методических основ деятельности классного руководителя |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Ориентация в современных проблемах начального общего образования и тенденциях его развития. Демонстрация интереса к избранной профессии в разных видах деятельности. | Понимать сущность и социальную значимость педагога в современном обществе. Обосновывать собственный выбор педагогической профессии. Проявлять устойчивый интерес к профессиональному педагогическому образованию через учебную деятельность, участие в учебно-практических конференциях, конкурсах. Демонстрировать положительные результаты прохождения программы педагогической практики. | Сущность профессиональной деятельности. Теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности. Квалификационные требования к профессии. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Оптимальная организация собственной деятельности с учётом конкретной образовательной ситуации. Обоснованность выбора методов для решения профессиональных задач. Самоанализ, самоконтроль в профессиональной деятельности, коррекция целей, содержания, методов и средств внеурочной деятельности. | Рациональность планировать и организовывать профессиональную деятельность с учетом требований. Выбирать оптимальные методы для решения профессиональных задач. Оценивать эффективность и качества отбора методов для решения профессиональных задач. Осуществлять самоанализ, самоконтроль в профессиональной деятельности. Корректировать цели, содержание, методы и средства внеурочной деятельности. | Теоретические основы и методика планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий. Содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе. Логика анализа внеурочной деятельности. |
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Анализ и оценка рисков в профессиональной деятельности. Решение нестандартных профессиональных задач в избранной области деятельности. | Анализировать и оценивать риски профессиональной деятельности и способы их эффективной регуляции. Целесообразно принимать решения профессиональных задач в нестандартной ситуации. | Алгоритм решения педагогических задач. Риски в профессиональной деятельности. Анализ профессиональной деятельности. |
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения профессиональных педагогических задач. Определение путей профессионального самообразования и саморазвития. | Владеть приемами поиска информации, необходимой для постановки и решения задач профессиональной деятельности. Анализировать и оценивать найденную информацию с позиции профессионального и личностного развития. Разрабатывать программы и проекты профессионально-творческого саморазвития на основе отобранной информации. Представлять информацию по решению профессиональных задач, программ и проектов профессионального и личностного роста. | Основные источники информации и образовательные Интернет – ресурсы. Приемы структурирования информации. Формат оформления и представления результатов поиска информации (конспектирование, реферирование, проект, программа, написание эссе, подготовка презентации и т.п.). |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Применение современных технических средств обучения, основанных на использовании компьютерных технологий. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности. | Владеть информационно-коммуникационными технологиями для совершенствования профессиональной деятельности. Представлять разработанные презентации, электронные образовательные продукты. | Информационно-коммуникационные технологии. Правила разработки и требования к электронным образовательным ресурсам. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности. Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса. Проявлять умения работать в коллективе и команде. Выстраивать профессиональную деятельность на основе продуктивных техник и приемов общения в профессиональной деятельности. | Методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя. Продуктивные техники и приемы общения в профессиональной деятельности. |
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Постановка педагогических целей и задач с учётом индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Организация деятельности обучающихся на основе мотивирования и повышения ответственности за качество образовательного процесса. | Обосновывать выбор цели организации образовательной деятельности с обучающимися. Владеть умения мотивировать деятельность обучающихся в соответствии с поставленной целью. Демонстрировать способы организации и контроля деятельности обучающихся. Проявлять чувство ответственности за качество образовательного процесса. | Цели воспитательной деятельности. Особенности мотивации младших школьников. Учет индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Контроль деятельности обучающихся. Способы диагностики результатов воспитания. Качество образовательного процесса. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Оценка собственных профессиональных возможностей с точки зрения профессиональных притязаний, профессиональной пригодности и с учетом потребностей современного рынка труда. Определение целей и задач профессионального и личностного саморазвития. | Определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Адекватно оценивать собственных профессиональных возможностей с точки зрения профессиональных притязаний, профессиональной пригодности и с учетом потребностей современного рынка труда. | Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя. Теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий. Содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения. Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы. Основы делового общения. |
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Поиск, анализ и оценка инноваций в избранной области деятельности. Реализация инновационных технологий в образовательном процессе. | Выполнять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей. Находить, анализировать и оценивать применение в профессиональной деятельности инновационных технологий. | Инновационные технологии образования. Содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения. |
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения. Проведение профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности. | Соблюдать гигиенические требования, правила техники безопасности при проведении занятий, мероприятий с целью обеспечения охраны жизни и здоровья детей. Применять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Создавать благоприятные условия для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности. | Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности. |
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | Использование нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в системе дополнительного образования детей. Анализ и оценка результатов и последствий действий (бездействия) с правовой точки зрения. | Использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность с учетом прав субъектов образования. Анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения. | Основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям. Основы делового общения. Методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации. |
Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 387
Из них на освоение : МДК 02.01 – 96 часов;
МДК 02.02 – 42 часа;
на практики: учебную – 36 часов и производственную – 144 часа;
самостоятельная работа – 69 часов.
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
Структура профессионального модуля
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Объем образовательной программы, час. | Объем образовательной программы, час. |
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час. | Самостоятельная работа |
Обучение по МДК, в час. | Практики |
всего, часов | Лабораторных и практических занятий | Курсовых работ | учебная, часов | производственная часов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ПК 2.1 – 2.5 ПК 4.1 – 4.5 ОК 1 - 11 | Раздел 1 Изучение теоретических и методических основ организации внеурочной деятельности и общения младших школьников | 144 | 96 | 57 | - | - | 36 | 48 |
Раздел 2 Организация летнего отдыха детей | 63 | 42 | 24 | - | 36 | 108 | 21 |
Учебная практика | 36 | | | | | | |
Производственная практика (по профилю специальности) | 144 | | 144 | - |
| Всего: | 387 | 138 | 81 | - | 36 | 144 | 69 |
Тематический план и содержание профессионального модуля 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся | Объем часов |
Раздел 1 Изучение теоретических и методических основ организации внеурочной деятельности и общения младших школьников | 180 |
МДК 02.01 Основы организации внеурочной работы (социально-педагогическая деятельность) | 144 |
Тема 1.1 Сущность и задачи внеурочной работы | Содержание | Уровень освоения | 3 |
1 Понятие «внеучебная деятельность». Актуальность и преимущества внеурочной деятельности. | 1 | 3 |
Тематика практических занятий | 3 |
1 Внеурочная работа и ее место в системе воспитания младших школьников. | 3 |
Тема 1.2 Основы организации внеурочной работы | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1 Нормативно- правовая база внеурочной деятельности. Условия организации внеурочной деятельности. | 1 | 3 |
2 Типы организационных моделей внеурочной деятельности. | 1 | 3 |
Тематика практических занятий | 9 |
1 Критерии эффективности результатов внеурочной деятельности. | 3 |
2 Программы внеурочной деятельности НОО разных УМК. | 3 |
3 Программы внеурочной деятельности НОО разных УМК. | 3 |
Тема 1.3 Содержание внеурочной работы | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1 Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. | 2 | 3 |
2 Социальное направление внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Общекультурное направление внеурочной деятельности. | 2 | 3 |
Тематика практических занятий | 9 |
1 Методика и организационные формы внеурочной работы. Формы социальной внеурочной деятельности. | 3 |
2 Формы духовно-нравственного и спортивно-оздоровительного направлений внеурочной деятельности. | 3 |
3 Формы общеинтеллектуального и общекультурного направлений внеурочной деятельности. | 3 |
Тема 1.4 Педагогика досуговой деятельности | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1 Основные понятия: «свободное время», «досуговое время», «досуг», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация». Принципы досуговой педагогики. | 2 | 3 |
2 Классификация и содержание досуговой деятельности. Виды и методы досуговой деятельности. | 2 | 3 |
Тематика практических занятий | 9 |
1 Планирование работы кружка дополнительного образования. Праздники, утренники как внеурочная форма работы. Подготовка и оформление сценария праздника. | 3 |
2 Организация клубов по интересам, специфика деятельности. Организация семейного досуга. Методическая разработка семейного досуга. | 3 |
3 Экскурсия как форма внеурочной работы с учащимися. Методическая разработка экскурсии. | 3 |
Тема 1.5 Внеурочная проектная деятельность школьников | Содержание | Уровень освоения | 3 |
1 Особенности организации проектной деятельности. | 2 | 3 |
Тематика практических занятий | 6 |
1 Структура проекта, его особенности. | 3 |
2 Создание проекта: классификация, содержание, требования. | 3 |
Тема 1.6 Организация общения в процессе внеурочной воспитательной работы | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1 Возможности внеучебной деятельности в формировании коммуникативных умений. | 2 | 3 |
2 Воспитание коммуникативной культуры младших школьников. | 2 | 3 |
Тематика практических занятий | 6 |
1 Взаимоотношения в классе: диагностика, причины, коррекция. | 3 |
2 Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности | 3 |
Тема 1.7 Основы социально- педагогической внеурочной работы | Содержание | Уровень освоения | 3 |
1 Сущность социально-педагогической деятельности. Структура и направленность социально-педагогической деятельности. | 2 | 3 |
Тематика практических занятий | 3 |
1 Определение целей, задач, методов социально-педагогической внеурочной работы | 3 |
Тема 1.8 Особенности внеурочной социально- педагогической работы с одаренными детьми и детьми девиантного поведения | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1 Методика и технологии социально-педагогической работы с одаренными детьми. | 2 | 3 |
2 Основные причины появления понятия «отклоняющееся поведение. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. | 2 | 3 |
Тематика практических занятий | 9 |
1 Индивидуальный подход в социально-педагогической работе с одаренными детьми. | 3 |
2 Индивидуальный подход в социально-педагогической работе с девиантными детьми. | 3 |
3 Тематическое планирование по вовлечению социально и педагогически запущенных детей и одаренных детей во внеурочную деятельность. | 3 |
4 Анализ педагогических ситуаций с целью определения результата и эффектов внеурочной деятельности. | 3 |
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 1 Изучение теоретических и методических основ организации внеурочной деятельности и общения младших школьников 1-3 Конспектирование по темам: «Значение внеурочной деятельности для младших школьников. Требования ФГОС НОО», «Современные подходы к организации внеурочной работы с младшими школьниками». 4-6 Изучение и анализ нормативной документации, регулирующей внеурочную деятельность. 7-9 Анализ программ внеурочной деятельности разных УМК НОО. 10-12 Разработка макета рабочей программы по внеурочной деятельности. 13-16 Подбор учебно-методической литературы и интернет – ресурсов по направлениям внеурочной деятельности в начальных классах. 17-18 Конспектирование по теме: «История досуговой педагогики». 19-20 Составление опорного конспекта: «Этапы работы над проектом» 21-22 Разработка проекта по внеурочной деятельности (направление и класс на выбор студента). 23-24 Конспектирование по теме: «Организация общения в процессе внеурочной воспитательной работы». 25-26 Разработка тематического плана кружка дополнительного образования. 27-28 Разработка конспекта клуба по интересам. 29-30 Разработка эскиза оформления сцены. 31-32 Разработка виртуальной экскурсии (направление и класс на выбор студента). 33-34 Конспектирование по теме: «Использование игры как средства формирования коммуникативных умений во внеучебной деятельности». 35-37 Подбор методик диагностики коммуникативных умений младших школьников. 38-39 Разработка внеурочного мероприятия по развитию коммуникативных навыков обучающихся. 40-42 Разработка педагогических рекомендаций для поддержки детей, испытывающих трудности в общении. 43-45 Конспектирование по теме: «Основы социально-педагогической внеурочной работы». 46-48 Разработка плана социально-педагогической внеурочной работы с одаренными детьми и детьми девиантного поведения. | 48 |
Производственная практика 02 раздела 1 Изучение теоретических и методических основ организации внеурочной деятельности и общения младших школьников Виды работ: Наблюдение и анализ организации внеурочной деятельности в начальной школе. Подготовка и проведение внеурочной работы по направлениям работы с обучающимися младших классов; Анализ, самоанализ внеурочной работы по направлениям работы с учащимися младших классов Проведение диагностик коммуникативных навыков младших школьников. | 36 |
Раздел 2 Организация летнего отдыха детей | 207 |
МДК 02.02 Нормативно-правовые и методические основы организации летнего отдыха детей | 63 |
Тема 2.1 Детские оздоровительные учреждения и правовые основы их организации и функционирования | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1 Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность детского лагеря. Организация дополнительного образования детей. Типы организаций детского отдыха детей. | 1 | 2 |
2 Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность отрядного вожатого. Содержание и требования к документации вожатого. | 1 | 2 |
Тематика практических занятий | 4 |
1 Анализ нормативных правовых и инструктивных документов, регламентирующих деятельность организаций детского отдыха. Анализ дополнительных образовательных программ, реализуемых в детском лагере. | 2 |
2 Анализ нормативных правовых и инструктивных документов, регламентирующих деятельность педагогических работников детского лагеря. Анализ ведения педагогического дневника отрядного вожатого. | 2 |
Тема 2.2 Режим дня в детском оздоровительном лагере | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1 Педагогические основы режима дня в детском оздоровительном лагере. | 2 | 2 |
2 Особенности работы вожатого с временным детским коллективом. Особенности работы вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | 4 |
1 Анализ режима дня для разных типов лагерей: детский оздоровительный лагерь, спортивный оздоровительный лагерь, летняя оздоровительная площадка при школе и др. | 2 |
2 Составление режима дня для разных типов лагерей. | 2 |
Тема 2.3 Охрана жизни и здоровья детей | Содержание | Уровень освоения | 4 |
1 Охрана жизни и здоровья детей. | 2 | 2 |
2 Доврачебная медицинская помощь при различных экстремальных ситуациях. | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | 5 |
1 Разработка единых педагогических требований в работе вожатого и воспитателя. | 3 |
2 Составление инструкции по технике безопасности на экскурсии. | 2 |
Тема 2.4 Содержание и формы работы отряда в детском оздоровительном лагере | Содержание | 4 |
1 Логика и динамика развития лагерной смены. Особенности организационного периода в лагере. | 2 | 1 |
2 Выборы актива. Планирование работы на смену. | 2 | 1 |
3 Основной период смены и его особенности. Виды и формы работы в основной период смены. Методика коллективно-творческой деятельности. | 2 | 1 |
4 Итоговый (заключительный) период смены. | 2 | 1 |
Тематика практических занятий | 7 |
1 Составление плана работы отряда на смену. | 1 |
2 Разработка сценария коллективно-творческого дела. | 1 |
3 Составление картотеки форм работы на смену. | 1 |
4 Методика игровой деятельности. Подбор комплекса игр для сплочения коллектива. | 2 |
5 Комплектование педагогической копилки вожатого. | 2 |
Тема 2.5 Оформительская работа в детском оздоровительном лагере | Содержание учебного материала | 2 |
1 Виды оформительской работы. Содержание уголка отряда. | 2 | 2 |
Практические занятия | 4 |
1 Анализ оформления стендов и отрядных уголков в лагере | 2 |
2 Защита методического материала педагогической копилки. | 2 |
1 Анализ оформления стендов и отрядных уголков в лагере | 21 |
2 Защита методического материала педагогической копилки. | 36 |
Производственная практика раздела 2 Организация летнего отдыха детей Виды работ: Реализация программы смены летних оздоровительных лагерей. Составление плана воспитательной работы лагеря и отряда. Организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (общелагерной и отрядной). Организация режима активного отдыха, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию. Проведение индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками. Проведение диагностических исследований коллектива детей (отряда). Организация кружковой деятельности в условиях работы летнего лагеря. | 108 |
Всего | 387 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета педагогики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета педагогики:
учебно-методические материалы (учебники, мультимедиа-презентации);
нормативноправовая документация, регламентирующая внеурочную деятельность;
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Информационное обеспечение обучения
Печатные издания
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273ФЗ – М.:ТЦ Сфера, 2013;
2 Конвенция ООН о правах ребёнка. Права ребёнка. Основные международные документы. – М., 1992;
3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г., рег. № 373;
4 Казакова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2012;
5 Портфолио школьника. Методические рекомендации. 1 – 2 классы / Е.А. Андреева, Н.В. Разваляева, под ред. С.П. Казачковой, М.С. Умновой. – М.: Планета, 2012;
6 Рожков М.И, Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2000;
7 Сергеева В.П., Никитина Э.К. Методика воспитательной работы. – М.: Академия. 2013;
8 Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2010.
9 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010;
10 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М., 2011;
11 Данилюк А., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение». 2011;
12 Казакова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М. Планета. 2012;
13.Портфолио школьника. Методические рекомендации. 1-2 классы / Е.А. Андреева, Н.В. Разваляева, под ред. С.П. Казачковой, М.С. Умновой. – М.: Планета, 2012;
14 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 2011;
15 Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы/ Сост. В.И.Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010;
16 Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня/ Сост. В.И.Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1 http://www.n–shkola.ru;
2 http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/.
3 http://www.1september.ru
4 http://www.pedsovet.su
5 http://www.proshkolu.ru
Дополнительные источники
1 Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – 13-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013;
2 Гуткина Л.Д. Планирование и организация деятельности в школе в рамках ФГОС общего образования второго поколения. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2014;
3 Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч1-2 (Т.Н. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др) под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011;
4 Иванов И.П. Методика коллективного воспитания. – М., Просвещение. 1990;
5 Карманная энциклопедия вожатого / авт. –сост. Е.А. Лаптева. – Ростов н/Д : Феникс, 2012;
6 Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся: методическое пособие, программа, тематическое планирование – М.: ООО «Русское слово», 2013;
7 Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ авт.-сост. А.В.Виневская; под ред. И..А. Стеценко. –Ростов н/Д: Феникс, 2014;
8 Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б.Шумаковой. – М.: «Просвещение». 2011;
9 Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС. 2000;
10 Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. – М. 2002;
11 Современные формы организации учебно-воспитательного процесса: практическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / О.Н. Богданович. – Мозырь: Белый Ветер, 2012;
12 Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011;
13 Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога: технология развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно-методическое пособие – М.: Планета, 2011;
14 Щуркова.Н.Е. Лекции о воспитании. – М., 2009.
Организация образовательного процесса
Освоению программы профессионального модуля предшествуют изучение общепрофессиональных дисциплин: ОП 01 Педагогика, ОП 02 Психология, ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена, ПМ 03 Классное руководство или возможно их параллельное изучение.
В преподавании используются лекционные, семинарские и практические формы проведения занятий, информационно-коммуникационные технологии.
Консультационная помощь обучающимся осуществляется в индивидуальной и групповой формах пропорционально количеству часов.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная и производственная практика может проводиться как концентрированно, так и рассредоточено с делением на подгруппы, чередуясь с теоретическими занятиями.
Производственную практику (по профилю специальности) необходимо проводить как итоговую (концентрированную) практику по завершению модуля.
Практика осуществляется под руководством преподавателей педагогики, психологии и междисциплинарных курсов.
Производственная практика проводится в образовательных организациях г. Улан-Удэ.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по ПМ 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников:
высшее педагогическое образование;
знание педагогических, психологических и методических основ работы с младшими школьниками;
владение опытом организации воспитательной работы в начальной школе.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
высшее педагогическое образование по педагогическим специальностям;
владение опытом организации воспитательной работы в начальной школе.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Виды работ
Профессиональные и общие компетенции, формируемые в рамках модуля | Оцениваемые знания и умения, действия | Методы оценки | Критерии оценки |
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия | Знания Особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе. Сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности по социально-педагогическому направлению. | Собеседование Дифференцированный зачет/Экзамен | Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности социально-педагогического направления с учетом возраста обучающихся | Тестирование Практическая работа Семинар | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Определение целей и задач, планирования, проведения, внеурочной деятельности по социально-педагогической направлению. | Виды работ на практике Отчет по учебной и производственной практике | Экспертное наблюдение Оценка результатов |
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. | Знания Теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Методические основы организации внеурочной работы в деятельности по социально-педагогическому направлению. особенности общения обучающихся; Методы, приемы и формы организации общения обучающихся. Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса. | Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности. Использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися. Планировать ситуации, стимулирующие общение обучающихся в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения. Планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими). Подбирать и использовать на занятии дидактические материалы. Использовать различные методы и приемы обучения. Применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия). | Тестирование Практическая работа Семинар | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Организация, подготовка и проведение внеурочных занятий в соответствии с требуемыми критериями. Обоснованность использования методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий. | Виды работ на практике Отчет по учебной и производственной практике | Экспертное наблюдение Оценка результатов |
ПК 2.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся | Знания Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы. Методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в деятельности по социально-педагогическому направлению. Способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся. | Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся. | Тестирование Практическая работа Семинар | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Наблюдение за детьми и педагогическая диагностика познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся. | Виды работ на практике Отчет по учебной и производственной практике | Экспертное наблюдение Оценка результатов |
ПК 2.4 Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. | Знания Логику анализа внеурочных мероприятий и занятий. | Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий. Анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности | Тестирование Практическая работа Семинар | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Анализ планов и организации внеурочной работы (социально-педагогическое направление). Наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции. | Виды работ на практике Отчет по учебной и производственной практике | Экспертное наблюдение Оценка результатов |
ПК 2.5 Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся. | Знания Виды документации, требования к ее оформлению. | Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Вести диалог с администрацией образовательной организации по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности. Составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми. | Тестирование Практическая работа Семинар | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Ведение документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы по социально-педагогическому направлению. | Виды работ на практике Отчет по учебной и производственной практике | Экспертное наблюдение Оценка результатов |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Знания Сущность профессиональной деятельности. Теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Понимать сущность и социальную значимость педагога в современном обществе. Обосновывать собственный выбор педагогической профессии. Проявлять устойчивый интерес к профессиональному педагогическому образованию через учебную деятельность, участие в учебно-практических конференциях, конкурсах. Демонстрировать положительные результаты прохождения программы педагогической практики. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Ориентация в современных проблемах начального общего образования и тенденциях его развития. Демонстрация интереса к избранной профессии в разных видах деятельности. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Знания Теоретические основы и методика планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий. Содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе. Логика анализа внеурочной деятельности. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Рациональность планировать и организовывать профессиональную деятельность с учетом требований. Выбирать оптимальные методы для решения профессиональных задач. Оценивать эффективность и качества отбора методов для решения профессиональных задач. Осуществлять самоанализ, самоконтроль в профессиональной деятельности. Корректировать цели, содержание, методы и средства внеурочной деятельности. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Оптимальная организация собственной деятельности с учётом конкретной образовательной ситуации. Обоснованность выбора методов для решения профессиональных задач. Самоанализ, самоконтроль в профессиональной деятельности, коррекция целей, содержания, методов и средств внеурочной деятельности. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Знания Алгоритм решения педагогических задач. Риски в профессиональной деятельности. Анализ профессиональной деятельности. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Анализировать и оценивать риски профессиональной деятельности и способы их эффективной регуляции. Целесообразно принимать решения профессиональных задач в нестандартной ситуации. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Анализ и оценка рисков в профессиональной деятельности. Решение нестандартных профессиональных задач в избранной области деятельности. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Знания Основные источники информации и образовательные Интернет – ресурсы. Приемы структурирования информации. Формат оформления и представления результатов поиска информации (конспектирование, реферирование, проект, программа, написание эссе, подготовка презентации и т.п.). | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Владеть приемами поиска информации, необходимой для постановки и решения задач профессиональной деятельности. Анализировать и оценивать найденную информацию с позиции профессионального и личностного развития. Разрабатывать программы и проекты профессионально-творческого саморазвития на основе отобранной информации. Представлять информацию по решению профессиональных задач, программ и проектов профессионального и личностного роста. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения профессиональных педагогических задач. Определение путей профессионального самообразования и саморазвития. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Знания Информационно-коммуникационные технологии. Правила разработки и требования к электронным образовательным ресурсам. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Владеть информационно-коммуникационными технологиями для совершенствования профессиональной деятельности. Представлять разработанные презентации, электронные образовательные продукты. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Применение современных технических средств обучения, основанных на использовании компьютерных технологий. Использование сервисов и информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Знания Методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя. Продуктивные техники и приемы общения в профессиональной деятельности. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса. Проявлять умения работать в коллективе и команде. Выстраивать профессиональную деятельность на основе продуктивных техник и приемов общения в профессиональной деятельности. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности. Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Знания Цели воспитательной деятельности. Особенности мотивации младших школьников. Учет индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Контроль деятельности обучающихся. Способы диагностики результатов воспитания. Качество образовательного процесса. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Обосновывать выбор цели организации образовательной деятельности с обучающимися. Владеть умения мотивировать деятельность обучающихся в соответствии с поставленной целью. Демонстрировать способы организации и контроля деятельности обучающихся. Проявлять чувство ответственности за качество образовательного процесса. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Постановка педагогических целей и задач с учётом индивидуальных и типологических особенностей обучающихся. Организация деятельности обучающихся на основе мотивирования и повышения ответственности за качество образовательного процесса. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Знания Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя. Теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий. Содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения. Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы. Основы делового общения. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Адекватно оценивать собственных профессиональных возможностей с точки зрения профессиональных притязаний, профессиональной пригодности и с учетом потребностей современного рынка труда. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Оценка собственных профессиональных возможностей с точки зрения профессиональных притязаний, профессиональной пригодности и с учетом потребностей современного рынка труда. Определение целей и задач профессионального и личностного саморазвития. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Знания Инновационные технологии образования. Содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Выполнять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей. Находить, анализировать и оценивать применение в профессиональной деятельности инновационных технологий. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Поиск, анализ и оценка инноваций в избранной области деятельности. Реализация инновационных технологий в образовательном процессе. | | |
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Знания Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Соблюдать гигиенические требования, правила техники безопасности при проведении занятий, мероприятий с целью обеспечения охраны жизни и здоровья детей. Применять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Создавать благоприятные условия для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения. Проведение профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | Знания Основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям. Основы делового общения. Методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации. | Тестирование Собеседование Дифференцированный зачет / Экзамен | 75% правильных ответов Оценка процесса Оценка результатов |
Умения Использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность с учетом прав субъектов образования. Анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения. | Ситуационная задача Практическая работа | Экспертное наблюдение Оценка процесса Оценка результатов |
Действия Использование нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в системе дополнительного образования детей. Анализ и оценка результатов и последствий действий (бездействия) с правовой точки зрения. | Практическая работа Виды работ на практике | Экспертное наблюдение |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДРУГИХ ОПОП
Программа профессионального модуля может быть использована для обучения укрупненной группы специальности 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Лист изменений
№ изменения | Дата внесения изменения | № страницы с изменением | Основание |
| | | |
БЫЛО | СТАЛО |
| |
_________________________________/_______________________ (подпись лица, внесшего изменения) (ФИО) |
Все изменения рабочей программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры _______________________________________ Протокол № __«__»_______________20__г.
(наименование СП)
Изменений и дополнений на 20___/20____ учебный год нет
Заведующий кафедрой: ______________________/___________________________________
(подпись) ( ФИО)
Техническая экспертиза рабочей программы профессионального модуля
Рабочая программа профессионального модуля 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
представленной преподавателями Елановой Татьяной Робертовной
Брянской Галиной Николаевной
№ | Наименование экспертного показателя | Экспертная оценка |
да | нет |
Экспертиза оформления титульного листа и содержания |
1 | Наименование рабочей программы профессионального модуля на титульном листе совпадает с наименованием профессионального модуля в тексте ФГОС | | |
2 | Нумерация страниц в «Содержании» верна | | |
Экспертиза раздела 1 «Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля» |
1 | Раздел 1 «Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля» имеется | | |
2 | Наименование рабочей программы профессионального модуля совпадает с наименованием на титульном листе | | |
3 | Пункт 1.1 «Область применения программы» заполнен | | |
4 | Наименование профессионального модуля, код и наименование специальности указаны верно | | |
5 | Пункт 1.2 «Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля» заполнен | | |
6 | Основной вид деятельности, коды ПК и ОК, требования к практическому опыту, умениям и знаниям соответствуют перечисленным в тексте ФГОС | | |
7 | Пункт 1.3 «Количество часов на освоение программы профессионального модуля» заполнен | | |
Экспертиза раздела 2 «Структура и содержание профессионального модуля» |
1 | Раздел 2 «Структура и содержание профессионального модуля» имеется | | |
2 | Форма таблицы 2.1 «Структура профессионального модуля» соответствует макету программы | | |
3 | Таблица 2.1 «Структура профессионального модуля» заполнена | | |
4 | Форма таблицы 2.2 «Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)» соответствует макету программы | | |
5 | Таблица 2.2 «Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)» заполнена | | |
6 | Количество и наименования междисциплинарных курсов совпадают с указанными в тексте ФГОС | | |
7 | Наименования разделов модуля в табл. 2.1 и 2.2 совпадают | | |
Экспертиза раздела 3 «Условия реализации рабочей программы профессионального модуля» |
1 | Раздел 4. «Условия реализации рабочей программы профессионального модуля» имеется | | |
2 | Пункт 4.1 «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению» заполнен | | |
3 | Пункт 4.2 «Информационное обеспечение обучения» заполнен | | |
4 | В списке основной литературы отсутствуют издания, выпущенные более 5 лет назад | | |
5 | Пункт 4.3 «Общие требования к организации образовательного процесса» заполнен | | |
6 | Пункт 4.4 «Кадровое обеспечение образовательного процесса» заполнен | | |
Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» |
1 | Раздел 4 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» имеется | | |
2 | Наименования профессиональных и общих компетенций совпадают с указанными в п. 1.1 | | |
Экспертиза показателей объемов времени, отведенных на освоение ПМ, указанных в п. 1.3 раздела 1 «Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля» и в табл. 2.1 и 2.2 раздела 2 «Структура и содержание рабочей программы профессионального модуля» |
1 | Общий объем времени, отведенного на освоение модуля (всего часов), в общей характеристике рабочей программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает | | |
2 | Объем обязательной аудиторной нагрузки в общей характеристике программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает | | |
3 | Объем времени, отведенного на выполнение лабораторных и практических занятий, в таблицах 2.1 и 2.2 совпадает | | |
4 | Объем времени, отведенного на практику, в общей характеристике рабочей программы, таблицах 2.1 и 2.2.совпадает | | |
5 | Объем времени, отведенного на самостоятельную работу обучающихся, в общей характеристике программы, таблицах 2.1 и 2.2 совпадает | | |
| Экспертиза раздела 5 «Возможности использования рабочей программы профессионального модуля в других ОПОП» |
| Раздел 5 «Возможности использования рабочей программы профессионального модуля в других ОПОП» имеется | | |
| Указываются возможности использования в родственных специальностях | | |
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ | да | нет |
Рабочая программа профессионального модуля может быть направлена на содержательную экспертизу | | |
Дата «________» __________________ 20 _____ г.
Эксперт: _____________________________ / _______________________________________________________________________________
(подпись) (ФИО , должность)
Содержательная экспертиза рабочей программы профессионального модуля
Рабочая программа профессионального модуля 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
представленной преподавателями Елановой Татьяной Робертовной
Брянской Галиной Николаевной
№ | Наименование экспертного показателя | Экспертная оценка | Примечание |
да | нет |
Экспертиза раздела 1 «Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля» |
1 | Формулировка наименования профессионального модуля, кода и наименования специальности соответствуют ФГОС | | | |
2 | Требования к практическому опыту, умениям и знаниям соответствуют перечисленным в тексте ФГОС (в т.ч. конкретизируют и/или расширяют требования ФГОС) | | | |
3 | Количество часов на освоение программы профессионального модуля указано точно в соответствии с учебным планом | | | |
Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля» |
1 | Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих ПК | | | |
2 | Наименование критериев и методов контроля и оценки освоения ПК точно и однозначно описывает процедуру аттестации обучающихся | | | |
3 | Критерии и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность ПК | | | |
4 | Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих компетенций (ОК) | | | |
5 | Наименование форм и методов контроля и оценки освоения ОК точно и однозначно описывает процедуру аттестации | | | |
6 | Критерии и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность ОК | | | |
Экспертиза раздела 2 «Структура и содержание рабочей программы профессионального модуля» |
1 | Структура модуля соответствует принципу единства теоретического и практического обучения | | | |
2 | Разделы модуля выделены дидактически целесообразно | | | |
3 | Соотношение учебной и производственной практики дидактически целесообразно | | | |
4 | Выбор варианта проведения практики (концентрированно, рассредоточенно, комбинированно) дидактически целесообразен | | | |
5 | Содержание практики (виды работ) соответствует требованиям к практическому опыту и умениям | | | |
6 | Содержание учебного материала соответствует требованиям к знаниям и умениям | | | |
7 | Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала | | | |
8 | Объем и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к умениям и знаниям | | | |
9 | Примерная тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно | | | |
10 | Примерная тематика курсовых работ соответствует целям и задачам освоения профессионального модуля (пункт заполняется, если в программе предусмотрена курсовая работа) | | | |
11 | Содержание программы модуля предусматривает формирование перечисленных общих и профессиональных компетенций | | | |
Экспертиза раздела 3 «Условия реализации рабочей программы профессионального модуля» |
1 | Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.) обеспечивает изучение междисциплинарных курсов, проведение всех видов лабораторных и практических работ и тем учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля | | | |
2 | Перечисленное оборудование обеспечивает изучение междисциплинарных курсов, проведение всех видов лабораторных и практических работ и тем учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля | | | |
3 | Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники | | | |
4 | Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны | | | |
5 | Перечисленные источники из числа нормативно-правовых актуальны (пункт заполняется, если нормативно-правовые акты указаны в качестве источников) | | | |
6 | Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы модуля | | | |
7 | Общие требования к организации образовательного процесса соответствуют модульно-компетентностному подходу | | | |
8 | Общие требования к организации образовательного процесса описаны подробно (перечислены условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся) | | | |
9 | Дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля, определены с учетом принципа систематичности и последовательности обучения | | | |
10 | Требования к кадровому обеспечению (в т.ч. к уровню квалификации преподавателей МДК и руководителей практики) позволяют обеспечить должный уровень подготовки современного рабочего (специалиста) | | | |
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из трех альтернативных позиций) | да | нет |
Программа профессионального модуля может быть рекомендована к утверждению | | |
Программу профессионального модуля следует рекомендовать к доработке | | |
Программу профессионального модуля следует рекомендовать к отклонению | | |
Замечания и рекомендации эксперта по доработке: _______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «________» __________________ 20 _____ г.
Эксперт: _____________________________ / _______________________________________________________________________________
(подпись) (ФИО , должность)
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу профессионального модуля 02
Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах,
выполненную преподавателями ГБПОУ БРПК
Елановой Татьяной Робертовной и
Брянской Галиной Николевной
Рецензируемая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и предназначена для обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Структуры рабочей программы включает следующие разделы:
Общая характеристика рабочей программы профессионального модуля.
Структура и содержание профессионального модуля.
Условия реализации программы профессионального модуля.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.
Возможности использования рабочей программы профессионального модуля в других ОПОП.
В общей характеристике программы четко сформулированы цели и задачи профессионального модуля (далее ПМ), требования к результатам освоения ПМ, направленные на овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями.
Рабочая программа содержит все необходимые составные части: цель, задачи, общее количество часов, виды аудиторных занятий и количество выделенных на них учебных часов, наименования тем и распределение количества учебных часов по темам, учебно-методические материалы, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
В учебно-тематическом плане раскрыта последовательность изучения тем по основным блокам. Распределение учебных часов по блокам и темам показано из расчета аудиторных занятий и максимальной учебной нагрузки студентов и также представлены семинарские, практические занятия, форма контроля и СРС.
Основной частью программы является раскрытие содержания тем, семинарских и практических занятий. Самостоятельная работа студента предусматривает решение учебно–познавательных задач по содержанию курса и направлена на самостоятельный поиск, анализ, теоретическое обобщение учебного материала через изучение нормативных документов, составление структурно – логических схем, таблиц, кратких тезисов, конспектирование, реферирование и т.д.
Несомненным достоинством программы является то, что авторы выделяют особенности построения своей программы:
компетентностный подход, предполагающий развитие профессиональных компетенций у обучающихся в области организации внеурочной деятельности и общения младших школьников;
использование современных образовательных технологий: лекций-дискуссий, методов коллективного обсуждения проблем, работы в мини-группах, анализа конкретных ситуаций, тренингов;
использование инновационных технологий, в том числе современных систем технологической поддержки процесса обучения, электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих комфортные условия для обучающихся и т.д.
Программа способствует эффективной и качественной подготовке молодых специалистов, входящих в состав укрупненной группы специальности 44.00.00 Образование и педагогические науки.
В целом, рабочая программа, как, содержание, язык, стиль изложения, соответствуют требованиям ФГОС СПО, и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе для подготовки будущих учителей.
Заключение
Рабочая программа профессионального модуля 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников может быть использована для обеспечения основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Рецензент______________/Таракановская Л.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия №14» г. Улан-Удэ
Дата «10» октября 2019 г. М.П.