Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж»
(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)
СОГЛАСОВАНО Представитель работодателя: Волоколамское территориальное управление силами и средствами ГКУ «МОСОБЛПОЖСПАС» _______________/В.В.Васильев/ подпись «____» _____________20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по инновационно-образовательной работе _______________ /Т.П.Дубровская/ подпись «____»____________ 20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.05 – УП.05
«Выполнение работ по одной или нескольким
должностям служащих-водитель автомобиля»
Учебная практика (по профилю специальности)
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
20.02.04 «Пожарная безопасность»
по программе базовой подготовки
2017 г.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» (ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Разработчики:
Никитин А.А.- преподаватель первой категории Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Кирсанов Е.В.- мастер п\о первой категории Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Коновалов А.Н.- старший мастер п\о Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Рецензент
Васильев Владимир Викторович-начальник Волоколамского территориального управления силами и средствами ГКУ МО «МОСОБЛПОЖСПАС»
РАССМОТРЕНА
Учебно-методическим объединением преподавателей специальности «Пожарная безопасность» и « Защита в чрезвычайных ситуациях»
протокол № ____________
от «____»_______20____г.
Председатель УМО
_____________ (Е.М.Лебединская)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | Стр 4 |
Паспорт программы учебной практики | Стр 5 |
Результаты освоения учебной практики | Стр 7 |
Структура и содержание учебной практики | Стр 8 |
Условия реализации программы практики | Стр 18 |
Контроль и оценка результатов освоения программы практики Порядок ведения документов об образовании и (или) о квалификации. Свидетельство о профессии водителя. | Стр 22 Стр 27 |
| |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Общий объем времени на проведение практики определяется ФГОС СПО, сроки проведения устанавливаются колледжем в соответствии с ОПОП СПО.
Учебная практика проводится колледжем в рамках профессиональных модулей и может реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Учебная практика направлена на получение первоначального практического опыта. Учебная практика может проводиться как в колледже (при выполнении условий реализации программы практики), так и в организациях (на предприятиях) на основании договоров между организацией и колледжем.
Учебная практика может быть направлена на освоение одной или нескольких рабочих профессий, если это является одним из видов профессиональной деятельности ФГОС СПО.
Программа практики разрабатывается колледжем на основе рабочих программ модулей ОПОП специальности, макета программы учебной практики и согласовывается с организациями, участвующими в проведении практики. Одной из составляющей программы практики является разработка форм и методов контроля для оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций (оценочные материалы); к работе над этим разделом должны привлекаться специалисты организаций (предприятий), в которых проводится практика. При разработке содержания каждого вида практики по профессиональному модулю следует выделить необходимые практический опыт, умения и знания в соответствии с ФГОС СПО, а также виды работ, необходимые для овладения конкретной профессиональной деятельностью и включенные в рабочую программу модуля. Содержание практики по профилю специальности может уточняться в зависимости от специфических особенностей конкретной организации (предприятия).
Формой аттестации по всем видам практик является дифференцированный зачет.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной практики по профилю специальности/профессии (далее учебная практика) разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.04 «Пожарная безопасность» по программе базовой подготовки;
2) Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291;
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 «Пожарная безопасность» и рабочей программы профессионального модуля ПМ.05«Выполнение работ по одной или нескольким должностям служащих – водитель автомобиля»
Программа учебной практики– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Пожарная безопасность» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Обучение рабочим профессиям водитель транспортных средств категории «В».
Программа учебной практики может быть использована при обучении рабочей профессии. Освоение профессии водитель транспортных средств категории «В» осуществляется на основе программы профессиональной подготовки пожарного.
Рабочая программа учебной практики может быть использована при реализации программ повышения квалификации работников, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии у них среднего или высшего непедагогического профессионального образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам прохождения практики
обучающийся должен знать:
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
основы безопасного управления транспортными средствами;
о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным средством;
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.
обучающийся должен иметь практический опыт:
безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки;
заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;
обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;
устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
своевременно обращаться к специалистам за устранением выявленных технических неисправностей;
совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.
1.3. Рекомендуемое количество часов на учебную практику:
Всего: 56 часов.
2. результаты освоения учебной практики ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности : Обучение рабочей профессии: водитель транспортных средств категории «В» .
в том числе общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1.Тематический план учебной практики
Код и наименование профессионального модуля | Наименование разделов практики | Количество часов | Сроки проведения |
ПМ.05«Выполнение работ по профессиям» Водитель автомобиля | 1. Первоначальное обучение вождению 1.1 Посадка, действия органами управления. 1.2 Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя. 1.3 Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения. 1.4 Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрёстка и пешеходного перехода. 1.5 Движение задним ходом. 1.6 Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование. Контрольное задание. 2. Обучение вождению в условиях дорожного движения. 2.1 Вождение по учебным маршрутам. Контрольное задание. | 2 2 5 3 4 8 32 | 5-6 семестр |
Всего | | 56 часов | |
3.2 Содержание учебной практики профессионального модуля
Виды деятельности | Формируемый образовательный результат (практический опыт, уметь) | Виды выполняемых работ | Содержание работ (детализация видов выполняемых работ) | Кол. час на вид раб. |
ПМ.05«Выполнение работ по профессии водитель транспортных средств категории «В» | обучающийся должен знать: -правила размещения в транспортном средстве, порядок работы с органами управления Обучающийся должен иметь практический опыт: - действий водителя при посадке в ТС - пуске и остановке двигателя, - различных приёмов руления; - работы с рабочим и стояночным тормозом, - действия органами управления сцеплением и подачи топлива. В результате освоения Программы обучающиеся должны знать: - правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения; -основы безопасного управления транспортными средствами; -цели и задачи управления системами «водитель — автомобиль — дорога» и «водитель — автомобиль»; -особенности наблюдения за дорожной обстановкой; -способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала; -основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов; - основы обеспечения детской пассажирской безопасности; -проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями; В результате освоения Программы обучающиеся должны уметь: -безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения; -соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств); -управлять своим эмоциональным состоянием; -конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении; -выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств); -устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств); -обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов; -выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения; -информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой; -использовать зеркала заднего вида при маневрировании; -прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств); -своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях; -выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии; -совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств). | Изучение и применение правил и порядка регулировок сиденья водителя, рулевого колеса, зеркал заднего вида. Работа с органами управления. Работа органами управления при трогании с места, остановке, увеличении-уменьшении скорости. Работа с органами управления транспортным средством при движении по кольцевому маршруту, в различных режимах разгона и торможения, включая остановку и трогание на подъёме. Работа органами управления транспортным средством при выполнении маневрирования, в том числе при проезде пешеходных переходов и различных типов перекрёстков. Работа органами управления транспортным средством при выполнении упражнений с использованием передачи заднего хода. Работа органами управления транспортным средством при выполнении сложного маневрирования, движения в ограниченных проездах. Выполнение контрольного задания №1. Работа с органами управления при движении с прицепом по различным траекториям. Работа по вождению автомобиля в различных дорожных условиях на маршрутах с разной интенсивностью движения. Выполнение всех видов маневрирования, соблюдение различных скоростных режимов. Контрольное задание №2. | Изучить инструкцию по охране труда и технике безопасности при обучении вождению. Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства» регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления сцеплением и подачей топлива. Взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления. 1.2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя, действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем, порядке. Действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя. 1.3. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту. Торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС). Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка и заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения. 1.4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу. Включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой. Выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода. 1.5. Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка. Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка. 1.6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево. Проезд по траектории «змейка» передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве. Движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части. Въезд в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Контрольное задание № 1: проверка умений управлять транспортным средством на закрытой площадке (автодроме). 1.7. Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление; движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в «бокс» с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). 2.1. Вождение по учебным маршрутам с малой интенсивностью движения: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта. Вождение по учебным маршрутам со средней интенсивностью движения: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта. Вождение по учебным маршрутам с высокой интенсивностью движения: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости). Совершенствование навыков вождения. Контрольное задание № 2: проверка умений управлять транспортным средством в условиях дорожного движения. | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 9 11 11 1 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики:
- положение об учебной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
- рабочая программа учебной практики;
- график проведения практики;
- график консультаций.
4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие закрытой площадки для первоначального обучения вождению площадью не менее 0, 24 га. Площадка должна быть огорожена, иметь однородное асфальто-бетонное покрытие, иметь наклонный участок (эстакаду) с продольным уклоном в пределах от 8 до 16%, размеченные перекрёсток, пешеходный переход, иметься дорожные знаки и ограничительные стойки (разметочные конуса). Поперечный уклон площадки должен обеспечивать водоотвод с её поверхности. Площадка должна быть освещена (не менее 20 лк). Наличие учебных автомобилей, зарегистрированных в установленном порядке.
4.3.Информационное обеспечение обучение
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Литература:
Майборода О.В.Основы управления автомобилем и безопасность движения. М.:Академия.2014
Бахарев СИ. Автошкола МААШ, Инновационная методика обучения вождению с пояснениями и комментариями. - М.: ООО «Издательский Дом «Автопросвещение», 2012. - 44 с: ил.
Евтюков С.А., Глазков В.Ф., Лобанова Ю.Г (раздел - 11). Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств (обучение практическому вождению автомобилей). Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией профессора, доктора технических наук Евткжова С.А. - СПб.: ИД «Петрополис», 2010.-276 с.
Найдина И.В., Рожков Л.Б., Рожков а Т. А. Под общей редакцией Шутылевой Т.В. Автошкола МААШ. Энциклопедия автоинструктора. - М.: ООО «Издательский Дом «Автопросвещение», 2012, - 126 с: ил.
Савченко СВ. Вождение автомобиля. Самоучитель. 3-е издание - М.: Издательство «Налоговый вестник», 2007. - 176 с: ил.
Цыганков Э.С. Золотые правила безопасного вождения. - М.: Эксмо, 2007.
- 48 с.
Беляев С.Н. Обучение вождению. Пособие для мастеров НОВ и преподавателей. Том I. - М.: ФАУ «Отраслевой Научно-методический Центр» Министерства транспорта Российской Федерации, 2013. - 128 с.
Беляев С.Н. Обучение вождению. Пособие для мастеров ПОВ и преподавателей. Том II. - М.: ФАУ «Отраслевой Научно-методический Центр» Министерства транспорта Российской Федерации, 2013. - 258 с.
Дополнительные источники:
Евтюков С.А., Глазов В.Ф.,Лобанова Ю.Г.Педагогические основы подготовки водителей автотранспортных средств.Обучение практическому вождению автомобилей;Учеб-методич пособие/Под общ ред С.А. Евтюкова СПб.; ИД «Петрополис»,2012
2. Найдин И.В.,Рожков Л.Б., Рожкова Т.А. Автошкола МААШ Энциклопе дия инструктора/Под общ ред Т.В.Шутылёвой, М,ООО»Издательский Дом Автопросвещение,2012
4.4. Общие требования к организации практики
Занятия проводятся на закрытой площадке (для получения первоначальных навыков вождения автомобиля) и на утверждённых маршрутах. Для изучения новых тем могут использоваться мультимедийные пособия, видеофильмы. Консультационная помощь обучающимся осуществляется в индивидуальной и групповой формах. Участки закрытой площадки для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование, Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения,
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8-16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
Для разметки границ выполнения соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые. Если размеры закрытой площадки или автодрома не позволяют одновременно разместить на их территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерной программой, то необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы для поочередного выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, ленту оградительную, разметку временную.
Поперечный уклон участков закрытой площадки или автодрома, используемых для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должен обеспечивать водоотвод с их поверхности. Продольный уклон закрытой площадки или автодрома (за исключением наклонного участка (эстакады) должен быть не более 100%о.
В случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
На автодроме должен оборудоваться перекресток (регулируемый или нерегулируемый), пешеходный переход, устанавливаться дорожные знаки.
Автодромы, кроме того, должны быть оборудованы средствами организации дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 52290-2004), ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 52282-2004), ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Допускается использование дорожных знаков I или II типоразмера по ГОСТ Р 52290-2004, светофоров типа Т.1 по ГОСТ Р 52282-2004 и уменьшение норм установки дорожных знаков, светофоров1. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, ДОЛЖНО быть оборудовано: дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза; зеркалом заднего вида для обучающего; опознавательным знаком «Учебное транспортное средство».
4.5.Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение рабочей профессии Водитель транспортных средств категории «В»
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Наличие действующих медицинских документов (медицинской книжки, медицинской справки). В путевом листе ежедневно отмечается прохождение медицинского допуска к управлению автомобилем.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет. На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения) должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Промежуточная аттестация по практическому вождению транспортных средств осуществляется путем выполнения контрольных заданий.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений8.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя9.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения | Безопасное управление транспортным средством в любых погодных условиях | Экспертная оценка решения ситуационных задач, выполнения практических заданий, в т.ч. в реальных и модельных ситуациях профессиональной деятельности на учебной практике, экзамене (квалификационном) Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; | Эмоциональное спокойствие, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения |
выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки; | Выполнение контрольного осмотра транспорта перед выездом |
устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; | Выполнение мелкого ремонта транспортного средства |
принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке; | Оказание первой помощи при ДТП |
обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов; | Обеспечение безопасности пассажиров при посадке и высадке |
заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований; | Заправка транспортного средства |
уверенно действовать в нештатных ситуациях; | Уверенные действия в нештатных ситуациях |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - наличие положительных отзывов по итогам практики; - участие в студенческих конференциях, конкурсах; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - рациональность организации профессиональной деятельности, выбора типовых методов и способов решения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - рациональность принятия решений в смоделированных стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - оперативность поиска и результативность использования информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - результативность и широта использования информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач; - четкое выполнение обязанностей при работе в команде и / или выполнении задания в группе; - соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; - построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы; - рациональность организации работы подчиненных, своевременность контроля и коррекции (при необходимости) процесса и результатов выполнения ими заданий | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - позитивная динамика достижений в процессе освоения ВПД. - результативность самостоятельной работы. | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - объективность и обоснованность оценки возможностей новых технологий; | Формализованное наблюдение за действиями обучающегося в различных ситуациях на учебной практике и на экзамене квалификационном |
6. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И (ИЛИ) О КВАЛИФИКАЦИИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРОФЕССИИ ВОДИТЕЛЯ
В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 части III Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением I правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, кандидат в водители представляет в Госавтоинспекцию документ о прохождении обучения.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ документом о квалификации по результатам профессионального обучения является свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
В соответствии с разделом VI Примерных программ по результатам квалификационного экзамена, которым завершается освоение программ профессионального обучения, выдается свидетельство о профессии водителя.
В соответствии с частью 3 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно пункту 17 части 3 статьи 28 Федерального закона JN& 273-ФЗ приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.
Свидетельство о профессии водителя целесообразно изготавливать на бланке, являющимся защищенной от подделок полиграфической продукцией.
При использовании бланков документов о квалификации, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут быть использованы соответствующие рекомендации Минобрнауки России, которые рассматривают вопросы разработки, заполнения, учета и хранения бланков свидетельств о профессии водителя.
Свидетельства о профессии водителя оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом № 273, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями образовательных организаций2. Свидетельства о профессии водителя могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном образовательной организацией.
Заполнение бланков свидетельства о профессии водителя (далее - бланк документа) производится с помощью модуля заполнения и учета.
Заполнение бланков документов рукописным способом не рекомендуется.
При заполнении бланка документа необходимо указывать следящие сведения:
официальное название образовательной организации в именительном падеже, согласно уставу данной образовательной организации;
наименование города (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;
дата выдачи документа;
фамилия, имя и отчество лица, прошедшего профессиональное обучение (пишется полностью в именительном падеже в соответствии с записью в паспорте или документе, его заменяющем).
Бланк документа подписывается руководителем образовательной организации, иными лицами на усмотрение образовательной организации и заверяется печатью образовательной организации.
После заполнения бланки документов должны быть проверены на точность и безошибочность внесенных в них записей. Бланки документов, заполненные с ошибками или имеющие иные дефекты, внесенные при заполнении, считаются испорченными и подлежат замене.
Дубликаты свидетельства о профессии водителя выдаются лицам, утратившим документы, при условии наличия в образовательной организации всех необходимых сведений о прохождении данными лицами обучения. Дубликат выдается на фамилию, имя, отчество, идентичные подлиннику документа. Дубликат выдается на бланке, действующем на момент выдачи дубликата. На дубликате документа в заголовок на титуле справа вверху ставится штамп «дубликат».
Для учета выдаваемых, бланков свидетельств о профессии водителя в образовательной организации, заводится книга регистрации документов, в которую вносятся следующие данные:
а) наименование документа;
б) номер бланка документа;
в) порядковый регистрационный номер;
г) дата выдачи документа;
д) фамилия, имя, отчество лица, получившего документ;
е) дата и номер протокола проведения квалификационного экзамена;
ж) подпись руководителя (руководителя подразделения) образовательной организации, выдающего документ;
з) подпись лица, получившего документ.
Дополнительно рекомендуется осуществлять учет данных о наименовании образовательной программы, сроке обучения, дате поступления на обучение, дате окончания обучения (потребуются для внесения в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»).
Книга регистрации документов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится у руководителя образовательной организации.
Испорченные при заполнении бланки документов подлежат уничтожению.
Бланки документов хранятся в образовательной организации, как документы Строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.
1 Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, .№ 45, ст, 5521; 2000, К» 18, ст. 1985; 2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 9, ст. 931; № 27, ст. 2693; 2003, № 20, ст. 1899; 2003, № 40, ст. 3891; 200S, N» 52, ст. 5733; 2006, № II, ст. 1179; 2008, №? 8, ст. 741; )® 17, ст. 1882; 2009, № 2, ст. 233; № 5, ст. 610; 2010, № 9, ст. 976; № 20, ст. 247.1; 20.11, № 42, ст. 5922; 2012, № 1, ст. 154; № 15, ст. 1780; № 30, ст. 4289; N' 47, ст. 6505; 2013, № 5, ст. 371; № 5, ст. 404; № 24, ст. 2999; № 31, ст. 4218; № 41, ст. 5194).
210 Часть 2 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 20.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, J4? 19, ст. 2326; М» 30, ст. 4036)
9