СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности СПО  38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности




по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
























2016




Рассмотрена на заседании учебно- методического объединения преподавателей социально-экономического профиля

Протоко빫____» _______________2016 г.

Председатель _____________Г.А.Ермошина

Утверждена

решением педагогического совета

Протокол № ___ от «___» ___________ 2016г.

Председатель __________В.А.Шайгородский

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 19 августа 2014 г, регистрационный № 33638, с учетом Профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 года,№1061н, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 23 января 2015 г, регистрационный № 35697.



Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»

Разработчик:

Писаревская Н.П

преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ КК ВЗСТ _________

Рецензенты:

Ермошина Г.А.

Председатель УМО преподавателей социально-экономического

профиля ГБПОУ КК ВЗСТ

Квалификация по диплому: Экономист по бухгалтерскому учету __________



Поповченко Т.А.

Главный бухгалтер ГБПОУ КК ВЗСТ

Квалификация по диплому: Экономист ___________



Рукинова Т.К.

Главный бухгалтер ООО «Альпика» г.Гулькевичи

Квалификация по диплому:

Экономист по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве.









СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.




2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


7

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


25

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


32



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля – является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненная группа специальностей 38.00.00 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области составления и использования бухгалтерской отчетности при наличии среднего (полного) общего образования.Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

− составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

− составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

− участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

− анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

-Предоставление регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- Изготовление и предоставление по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета


уметь:

− отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

− определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

− закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

− устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

− осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

- оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности

- составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица

  • определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формирования учетной политики экономического субъекта.

  • оценивать возможные последствия изменений в учетной политике экономического субъекта, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность

-идентировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемые базы, суммы налога и сбора, суммы взносов в государственные внебюджетные фонды

-использовать методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности, отчетности в государственные внебюджетные фонды

-обеспечивать установленные сроки выполнения работ и представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды

-использование методами проверки качества составления регистров

-исправлять ошибки в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды.

- обеспечивать в рабочее время сохранности налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив

    • разрабатывать учетную политику в области налогообложения.. Корректировать налоговую политику экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах.

    • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документов, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды

  • поиск новых форм налоговых деклараций и инструкций по их заполнению в СПС «Гарант» Разработка форм налоговых регистров.

  • оценивание изменений налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике экономического субъекта

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

  • определение объема работ по финансовому анализу, потребности в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах.

  • разработка внутренние организационно-распорядительные документов, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу

  • определение источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта.

  • планирование программы и сроков проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществление контроля их соблюдения, определение состав и формат аналитических отчетов

- применение методов финансовых вычислений

- проверка качества аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнение процедуры по ее обобщению Формирование аналитических отчетов и представление их заинтересованным пользователям

- проведение анализа структуры активов и пассивов баланса

-оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

- применение методов финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.у

- становление причинно-следственных связей изменений, произошедших за отчетный период, оценка потенциальных рисков и возможности в обозримом будущем.

- структурный анализ отчета о прибылях и убытках фици

  • выработка сбалансированных решений по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта.

  • расчет и анализ финансового цикла.

  • расчет потребности в собственном оборотном капитале.

  • определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию и потребности в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах. -

  • разрабатывать финансовую программу развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта.

  • формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов.

  • применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками.



Знать:

− определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

- международные стандарты финансовой отчетности

− механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

− методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

- порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни

- передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета

− порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

− методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

− требования к бухгалтерской отчетности организации;

− состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

− бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

− методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

− процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

− порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

− порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

− сроки представления бухгалтерской отчетности;

− правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

− формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

− форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;

− форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

− сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

− содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

− порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

- порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия;

- порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ;

-порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ;

− методы финансового анализа;

− виды и приемы финансового анализа;

− процедуры анализа бухгалтерского баланса;

− порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

− порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

− процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

− порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

− состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

− процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

− процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:

− принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;

-основы финансового менеджмента. Финансовый анализ бюджетирования и управления денежными потоками;

− процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям;

- основные компоненты прикладных программ в экономическом анализе


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 699 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 627 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –418 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 209 часов;

курсовая работа – 10 часов;

производственной практики – 72 часов. 2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности. Составление и использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями ;


Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2.

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3.

Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.














3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

Профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля


Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Производственная

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПК 4.1

ПК 4.2 ПК 4.3


МДК 04.01. Технология составления

бухгалтерской отчетности

303

202

100


101



ПК

4.4

МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности

324

216

102

10

108




Производственная

практика (по профилю специальности), часов

72

72


699

418

202

10

209


72

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю

ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

МДК. 04.01 Технология составления

бухгалтерской отчетности


202


Тема.1.1 Бухгалтерская отчетность, как единое система данных об имущественном и финансовом положении организации

-Международные стандарты финансовой отчетности

Содержание учебного материала

28

Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее значение и функции. Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации.

Принципы формирования бухгалтерской отчетности.

Виды и формы отчетности,

Классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Российские стандарты финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности.

Основные задачи МСФО. Состав МСФО. Сравнительный состав годовой отчетности организаций. Понятие состав и виды отчетности.

Цели и основные принципы составления финансовой отчетности.

Этапы формирования отчетности и ее предоставление пользователям.

Основные требования к информации отчетности.

16

3

Практические занятия

12







3


ПЗ№1 Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период. ПЗ№2 Закрытие счета 90 «Продажи»

ПЗ№3 Применять ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

ПЗ№4 Составление форм бухгалтерской отчетности.

ПЗ№5 Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы»


ПЗ№6Выполнение работ по изучению нормативных документов в части правовых основ составления отчетности (работодатель)

Сравнительный состав годовой отчетности организаций.

Тема 1.2 Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период


Содержание учебного материала

12

Схемы ведения бухгалтерского учета. Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период. Перенос данных

из реестров аналитического учета в регистры синтетического учета и Главную книгу. Подготовительная работа, предшествующая формированию годового баланса.

Практические занятия

ПЗ№7 Подготовительная работа по формированию годового баланса.

ПЗ№8 Закрытие учетных бухгалтерских регистров.

4





8

ПЗ №9 Перенос остатков в Главную книгу



ПЗ №10 Оформление бухгалтерскими записями хозяйственных операций



Тема 1.3 Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период


Содержание учебного материала

12

Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств.



3

Практические занятия

6


ПЗ№11 Расчет и наличие налогов


ПЗ№12 Закрытие счетов по учету прибыли

ПЗ№13 Составление и обработка сводных учетных документов.

Тема1.4 Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.

Содержание учебного материала

6

Порядок составления шахматной и оборотно- сальдовой ведомости. Определение уровня существенности показателей бухгалтерского баланса.



Практические занятия

4

ПЗ№14 Заполнение оборотно-сальдовой ведомости


ПЗ№15 Заполнение шахматной ведомости

Тема 1.5 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

Содержание учебного материала

8

Отражение финансового результата деятельности организации


3

Метод начисления и кассовый метод



Практические занятия

4

ПЗ№16 Определение финансового результата

ПЗ№17 Требования к бухгалтерской отчетности

Тема 1.6 Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности

Содержание учебного материала

12

Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности


3

Числовые показатели,содержащиеся в бухгалтерском балансе.

Состав доходов и расходов,влияющих на формирование финансового результата






Практические занятия

6

ПЗ №18 Порядок заполнения отчета о целевом использование средств.

ПЗ №19 Расчет оценки стоимости чистых активов акционерного общества

ПЗ №20 Порядок заполнения отчетов о целевом использовании полученных средств.

Тема 1.7 Требования к бухгалтерской отчетности организации

Содержание учебного материала

4

Требования к бухгалтерской отчетности.

Качественные характеристики отчетных форм


3






Тема 1.8 Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности

Содержание учебного материала

16

Бухгалтерский баланс(форма№1

)Сущность и значение бухгалтерского баланса.

Понятие и виды бухгалтерских балансов.

Форматы балансового отчета в мировой практики.

Числовые показатели, содержащиеся в бухгалтерском балансе.

Содержание бухгалтерского баланса.

Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в условиях рыночной экономики.

Структура отчета о прибылях и убытках. Методические аспекты раскрытия статей отчета о прибылях и убытках. Состав доходов и расходов, влияющих на формирование финансового результата. Отчет об изменениях капитала (форма №3), назначение отчета, его структура. Расчет оценки стоимости чистых активов акционерного общества. Содержание отчета о движении денежных средств. Порядок формирования отчета о движении денежных средств. Форматы балансового отчета в мировой практике. Методические аспекты формирования баланса в Российской Федерации.

Особенности формирования баланса при осуществлении реорганизации и ликвидации организации.


3

Практические занятия

6


ПЗ№21 Составления бухгалтерской(финансовой) отчетности при реорганизации или ликвидации юридического лица.


ПЗ №22 Заполнение разделительного баланса при реорганизации предприятия

ПЗ №23 Построение бухгалтерского баланса

Тема 1.9 ; Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности

Содержание учебного материала

14

Методы группировки обобщенной учетной информации.

Порядок перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в бухгалтерскую отчетность.


3


Практические занятия

10


ПЗ №24 Заполнение бухгалтерского баланса


ПЗ№25 Заполнение отчета о прибылях и убытках

ПЗ №26Заполнение отчета об изменениях капитала.

ПЗ №27 Заполнение отчета о движении денежных средств.

ПЗ №28.Заполнение отчета о целевом использовании средств.

Тема 1.10 Процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

Содержание учебного материала

10

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях

и убытках - табличный вариант

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках - текстовый вариант.

Взаимоувязка показателей статей бухгалтерской отчетности

Новые формы бухгалтерской отчетности.

Перерегистрация организации в государственных органах.


3

Практические занятия

6


ПЗ№29 Заполнение пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.


ПЗ№30 Установление индентичности показателей бухгалтерских отчетов.

ПЗ№31 Заполнение поручения о регистрации организаций в государственных органах.




Тема 1.11 Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

Содержание учебного материала

6

Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета. ПБУ 21/2012 «Изменение оценочных значений».

Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений.

Корректировка стоимости актива (обязательства).


4

3





Практические занятия

2

ПЗ№32 Разработка способов введения бухгалтерскогогт учета и учетной политики



Тема 1.12

Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости


Содержание учебного материала

4

Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости.

Закон «Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № ФЗ.

Обязательный аудит.

Аудиторское заключение и его структура.

Содержание аудиторского заключения.

Формы аудиторского заключения


3








Тема 1.13 Сроки представления бухгалтерской отчетности


Содержание учебного материала

8

Сроки представления бухгалтерской отчетности.

Ответственность за нарушение правил представления бухгалтерской отчетности.

Правила внесения исправлений в бухгалтерской учетности.


3

Практические занятия

2


ПЗ№33 Исправления ошибок в бухгалтерскком учете и отчетности .


Тема 1.14 Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет.

Содержание учебного материала

12

Понятие налогового производства, информационное обеспечение налогового производства и его документирование.

Основные группы налоговых документов.

Налоговая отчетность и ее место в налоговом производстве.

Характеристика критериев информации в налоговой отчетности (уместность, достоверность, сопоставимость, экономичность).

Основные требования, предъявляемые к налоговой отчетности.

Налоговая декларация: сущность, значение и виды налоговых деклараций.

Структура налоговой декларации и порядок ее составления.

Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению.


3

Практические занятия

4



ПЗ№34 Структура налоговой декларации и порядок ее состовления.

ПЗ№35 Установление идентичности показателей бухгалтерских отчетов.


Тема 1.15 Формы статистической отчетностии и инструкция по ее заполнению.

Содержание учебного материала

4

Формы статистической отчетности.

Инструкции по заполнению форм статистической отчетности.


3








Тема 1.16 ; Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

Содержание учебного материала

10

Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.

Ответственность за несвоевременную сдачу декларация в налоговые органы


3

Практические занятия

4


ПЗ № 36 Составление налоговой отчетности


ПЗ № 37 Составление отчетности в государственные внебюджетные фонды



Тема 1.17 Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

Содержание учебного материала

12


Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению.



Практические занятия

10


ПЗ № 38 Разработка учетной политики в области налогообложения .Корректировка налоговой политики экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах.

ПЗ №39 Разработка внутренних организационно-распорядительные документов, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды

ПЗ № 40 Разработка форм налоговых регистров ;

ПЗ №41 Оценивание изменений налоговых обязательств и рисков;

ПЗ №42 Корректировка налоговой политики экономического субъекта;

Тема 1.18 Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

Содержание учебного материала

2

Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах. Постановка на учет в налоговых органах. Постановка на учет во внебюджетных фондах. Постановка на учет в органах статистики


3

Тема 1.19 Порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия


Содержание учебного материала

12


Порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия. Преимущества компьютерной обработки данных учета в организации управления. Использование программы 1С: Бухгалтерия предприятия при формировании отчетности

2

3

Практические занятия

10


ПЗ№43 Создание информационной базы и базы данных условного предприятия

ПЗ№44 Заполнение документов о фактах хозяйственной деятельности .

ПЗ№45 Заполнение документов на основе хозяйственных операций по данным условного предприятия

ПЗ№46Закрытие счетов .

ПЗ№47Использование программы 1С: Бухгалтерия предприятия при формировании отчетности

ПЗ№48Формироание бухгалтерской отчетности в программе 1С: Бухгалтерия предприятия.

Тема 1.20 Порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ; Порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ

Содержание учебного материала

6

Порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ; Порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ. Регламентированная и финансовая отчетности. Предоставление отчетов в электронном виде


3



.

Практические занятия

4

ПЗ№49 Заполнение налоговых деклараций по налогам и сборам ПЗ№50 Заполнение налоговых деклараций по ЕСН

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Систематическая проработка конспектов занятий (разработанных преподавателем), учебной литературы и нормативных документов.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

Изучение ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетносстьорганизации»,ПБУ 1/2012»Учетная политика организации» Подготовка информации по теме :»Назначение и порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости».

Подготовка исследования по теме:»Требования к бухгалтерской оотчетности организации».

Подготовка ответа по теме»Новый порядок администрирования страховых взносов в государственных в небюджетноые фонды».

Сдача очетности в ПФР,ФФОМС по новым формам,утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Составления опорного конспекта по теме:»Сущность бухгалтрерского баланса,как основной фомы бухгалтерской отчетности».

Изучение нормативных и законодательных документов в части составления налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет,форм статистической отчетности.

Поиск на сайте Федеральной налоговой службы РФ (http://format.nalog.ru/) в разделе «Налоговая отчетность», пункт «Справочник налоговой и бухгалтерской отчетности (формы, бланки, форматы, инструкции, xsd-схемы)»;

Поиск на сайте Бухгалтерия. Ру

Поиск на сайте Клерк.Ру

Поиск на сайте 1С: Программное обеспечение

Освоение новых форм бухгалтерской отчетности,

Выполнение поручения по перерегистрации организации в государственных органах

Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению.

Составление опорного плана ответа по теме:»Сущность учетной политики организации в целях бухгалтерского учета».

Составление текстовой таблицы» Правила внесения изменений в бухгалтерскую отчетность».

Изучение темы «Условия и процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу». Составление алгоритма ответа по теме «Порялок принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражения изменений в ней».

Подготовка рефератов на темы:

1.Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность

2.Отражение в бухгалтерской отчетнсоти событий после отчетной даты

3.Международная стандартизация бухгалтерской отчетностии

4.Аудит бухгалтерской(финансовой)отчетности

5.Методологческие аспеккты и способы ведения налогового учета

101

МДК 04.02

Основы анализа бухгалтерской отчетности


216

Раздел 2 Основы анализа бухгалтерской отчетности



324

Тема 2.1 Методы финансового анализа




Содержание учебного материала

28

Сущность финансового анализа и его задачи.

Методы финансового анализа (горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный, сравнительный, факторный анализ).

Информационная основа финансового анализа.

Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Значение финансового анализа.Потребности в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах Разработка внутренние организационно-распорядительные документов, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу.



3





Практические занятия

12

ПЗ №1 Определение ее объема работ по финансовому анализу.»

ПЗ №2 Разработка организационно- распорядительных документов.ПЗ №3 Порядок проведения работ по финансовому анализу.

ПЗ №4 Определение источники информации для проведения анализа финансового состояния.

ПЗ №5. Планирование программы и сроков проведения финансового анализа.

ПЗ №6 Определение состава и формата аналитических отчетов.

Тема 2.2 Виды и приемы финансового анализа;

Содержание учебного материала

12

Виды финансового анализа.

Приемы финансового анализа (сравнение, сводка и группировка, прием цепных подстановок и разниц.)

Сводка и группировка финансового анализа.


3

Прием цепных подстановок и разниц.

Сравнение финансового анализа.



Практические занятия

2

ПЗ№7 Применение методов финансовых вычислений

Тема 2.3 Процедуры анализа бухгалтерского баланса


Содержание учебного материала

12

Процедуры анализа бухгалтерского баланса.

Состав балансовых статей.

Дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции.

Анализ баланса без предварительного изменения состава балансовых статей. Формирование уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей.


3

Практические занятия

6


ПЗ№8 Формирование сравнительного аналитического баланса.

ПЗ№9 Проверка качества аналитической информации в процессе финансового анализа.



ПЗ№10 Выполнение процедуры аналитической информации по финансовому анализу.


Тема 2.4 Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

Содержание учебного материала

6

Порядок общей оценки структуры имущества организации. Анализ структуры актива баланса. Анализ структуры пассива баланса. Анализ динамики валюты баланса. Вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ баланса.


3

Практические занятия

4


ПЗ№11Анализ структуры активов баланса.


ПЗ№12 Анализ структуры пассива баланса.

Тема 2.5 Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

Содержание учебного материала

8

Порядок определения результатов общей оценки структуры активов баланса.Порядок определения результатов оценки структуры источников по показателям баланса.Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.Оценка имущественного положения (величина основных средств

и их доля в общей сумме активов, коэффициент износа основных средств, общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия). Оценка финансового положения (величина собственных средств и их доля в общей сумме источников, коэффициент покрытия, определение долей собственности и заёмный оборот средств в их общей сумме). Наличие «больных» статей в отчётности (убытки, ссуды и займы, не погашенные в срок, просроченные дебиторская и кредиторская задолженности).


3


Практические занятия

4


ПЗ№13 Оценка и анализ финансового потенциала.

ПЗ№14 Формирование обоснованных выводов по результатом информации.


Тема 2.6 Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса


Содержание учебного материала

12

Виды ликвидности: текущая, перспективная.

Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса.

Группировка активов и пассивов баланса по степени ликвидности. Оценка и анализ, ликвидности экономического субъекта. Формирование обоснованных выводов по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта


3

Практические занятия

6


ПЗ №15Порядок расчета коэффициентов ликвидности баланса.


ПЗ №16 Анализ коэффициентов ликвидности.

ПЗ №17 Формирование оценки анализа и ликвидности экономического субъекта.

Тема 2.7 Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности

Содержание учебного материала

4

Показатели платежеспособности.

Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности. Оценка и анализ, платежеспособности экономического субъекта. Формирование обоснованных выводов по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта


3

Практические занятия

2


ПЗ №18Анализ коэффициентов платежеспособности.


Тема 2.8 Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;


Содержание учебного материала

16

Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации.

Порядок расчета показателей для оценки несостоятельности (банкротства). Анализ коэффициентов вероятности банкротства.

Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости.

Оценка потенциальных рисков и возможности в будущем.


3

Практические занятия

6


ПЗ №19Применение методов финансового анализа информации



ПЗ №20Определение несостоятельности (банкротства) организации

ПЗ №21 Порядок расчета показателей для оцценки

несостоятельности(банкротства).

Тема 2.9 Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;


Содержание учебного материала

14

Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости.

Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Относительные показатели финансовой устойчивости. Порядок расчета коэффициентов финансовой устойчивости. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости


3

Практические занятия

10


ПЗ№22 Порядок расчета коэффициентов финансовой устойчивости.

ПЗ№23 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости


ПЗ№24 Оценка и анализ финансовой устойчивости экономического субъекта ПЗ№25 Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости.

ПЗ№26 Расчет относительных показателей финансовой устойчивости

Тема 2.10 Процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:


Содержание учебного материала

10

Процедуры анализа отчета о прибыли и убытках.

Показатели отчета о прибылях и убытках.


3



Практические занятия

6


ПЗ№27 Анализ динамики и структуры отчета о прибылях и убытках.


ПЗ№28 Анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показателей отчета. ПЗ№29 Анализ отчета о прибылях и убытках.

Тема 2.11 Принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технология расчета и анализа финансового цикла


Содержание учебного материала

12

Понятия принципов общей оценки деловой активности организации.

Методы общей оценки деловой активности организации.

Порядок расчета коэффициентов деловой активности по данным бухгалтерской отчетности. Общие показатели оборачиваемости. Показатели управления активами. Операционный цикл. Технология расчета и анализа финансового цикла. Потребность в собственном оборотном капитале


3

Практические занятия

8


ПЗ№30 Анализ коэффициентов деловой активности.

ПЗ№31Расчет потребности в собственном оборотном капитале.



ПЗ№32 Оценивать анализ инвестиционной привлекательности экономического субъекта.


ПЗ№33 Выработка решений по корректировке стратегии и тактики.


Тема 2.12 Основы финансового менеджмента. Финансовый анализ бюджетирования и управления денежными потоками.


Содержание учебного материала

22


Понятие финансового менеджмента.

Документы по бюджетированию и управлению денежными потоками. Законодательство Российской Федерации о стратегическом планировании. Основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками. Законодательство Российской Федерации о стратегическом планировании, в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения указанного законодательства. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта. Передовой отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками


3

Практические занятия

16


ПЗ№34 Практика применения указаного законодательства


ПЗ№ 35 Определение объема работ по бюджетированию и финансовому планированию.

ПЗ№36 Определения потребности в трудовых,финансовых и материально-технических русурсах.

ПЗ№37 Разработка внутренних организационно-распорядительных документов.

ПЗ№38 Порядок проведение работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками.

ПЗ№39 Определение финансовых целей экономического субъекта.

ПЗ№40 Разработка финансовой программы развития экономического субъекта.

ПЗ№41 Планирования выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств.

Тема 2.13 Процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям;


Содержание учебного материала

20

Понятие уровня и динамики финансовых результатов по показателям.

Понятие структуры и динамики прибыли от продаж.

Понятие структуры и динамики чистой прибыли.

Маржинальный доход.

Показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям.

4

3

Практические занятия

10


ПЗ№42 Анализ прочих доходов и расходов.

ПЗ№43 Анализ рентабельности. обычных видов деятельности.


ПЗ№44 Оценка и анализ прибыльности и рентабельности экономического субъекта.

ПЗ№45Анализ структуры и динамики чистой прибыли.

ПЗ№46 Анализ структуры и динамики прибыли от продаж.


Тема 2.14 Анализ финансовой отчетности с использованием прикладных программ


Содержание учебного материала


Понятие финансовой отчетности.

Основы финансового анализа деятельности организации.

Понятие прикладных программ в экономическом анализе.

Основные компоненты прикладных программ в экономическом анализе

38

3

Мероприятия по повышению финансовой безопасности в условиях кризиса.



Практические занятия

10

ПЗ№47Расчет финансовых показателей с использованием прикладных программ

ПЗ№48Оценка финансовой устойчивости.

ПЗ№49Рекомендации по улучшению финансового состояния.

ПЗ№50Анализ платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса.

ПЗ№51Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Систематическая проработка конспектов занятий (разработанных преподавателем), учебной литературы и нормативных документов.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

Автоматизация консолидированной бухгалтерской отчетности

Автоматизированные программы для проведения анализа бухгалтерской отчетности

Создание в Ехсеl электронных таблиц.

Составление плана выполнения работы

Проработка конспектов занятий (разработанных преподавателем), учебной литературы и нормативных документов.

Выполнение работ по темам: Теоретические аспекты учета и анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности,

Дополнительные задачи: открытие счетов бухгалтерского учета, подсчет оборотов и сальдо; заполнение учетных регистров, заполнение Главной книги; составление оборотно-сальдовой ведомости, составление заключения с рекомендациями об улучшении финансового состояния организации.

Оформление курсовой работы

108

Курсовая работа

Тема курсовой работы: Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности (на примере предприятия)

Введение

Глава 1. Теоретические основы финансового анализа деятельности организации

2.1 Краткая характеристика организации

2.2. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности

организации

2.3. Организация учетной и аналитической работы в организации

2.4. Анализ структуры бухгалтерского баланса

2.5. Оценка финансовой устойчивости

2.6. Анализ платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса

2.7. Анализ финансовых результатов деятельности

2.8. Анализ деловой активности

Глава 3. Рекомендации по улучшению финансового состояния

3.1. Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности

3.2. Рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях кризиса

3.3. Мероприятия по повышению финансовой безопасности в условиях кризиса

Заключение

10



Производственная практика (по профилю специальности)

72


Виды работ по разделу 1 Технология составления бухгалтерской отчетности

Отражение хозяйственных операций нарастающим итогом в учетных регистрах.


6

Заполнение форм бухгалтерской отчетности

6

Составления и представления бухгалтерской(финансовой)отчетности

6

Заполнение налоговых деклараций

6

Составление аналитических таблиц по отдельным этапам анализа

6

Делать выводы по результатам аналитических исследований

6

Виды работ по разделу 2: Основы анализа бухгалтерской отчетности


Проведение анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности

6

Проведение анализа информации о финансовом положении организации,ее платежеспособности и доходности

6

Проведение расчета финасовых коэффициентов для оценки платежеспособности

6

Составление финансового анализа бюджетирования и управления денежными потоками

6


Составление отчета по анализу о прибылях и убытках

6


Составление общей оценки деловой активности организации и технология расчета и анализа финансового цикла

6


Всего по модулю:

699


















4. условия реализации РАБОЧЕЙ программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов бухгалтерского учета, налогообложения и аудита,финансов, денежного обращения и кредитов, основы бухгалтерского учета, статистики.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект бланков бухгалтерской документации;

- комплект законодательных и нормативных документов;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;

- комплект учебно-методических материалов.


Технические средства обучения:

- интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • калькуляторы.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.


Оборудование и техналогическое оснащение рабочих мест:

    - программное обеспечение бухгалтерского назначения;

    - комплекс учебной методической бухгалтерской документации;


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,интернет-ресурсов.


Основные источники:

  1. Закон Российской Федерации от 06.11.12. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2015г.).

  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2012

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99.

  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.

  7. Оценка финансового состояния предприятия (Методические рекомендации Минэкономики РФ, Минфина РФ, Госстроя РФ от 21.06.2011 N ВК 477) 

  8. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник - изд. 15-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. -504с.- СПО

  9. Богатая, И.Н. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /И.Н. Богатая, Е.Г. Богров, Е.М. Ефстафьева, под ред. Хахоновой Н.Н. – М.: Феникс, 2014. – 380 с.

  10. Бухгалтерский учет. учебник. – 6-е изд., испр. и доп. / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов – М.: Академия, 2015. – 416 с.

  11. Бухгалтерский и налоговый учет в программе 1С:Бухгалтерия 8 Харитонов С.А. 2 изд.-СПб.:питер.2013-592 с.

  12. 1С Бухгалтерия 8.2 практическое пособие/коллектив авторов под редакцией Н.В. Селищев - М: КНОРУС, 2014.-392с.

  13. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для студ. Сред. Проф. Учебных заведений-М.: Издательский центр «Академия»,2015.-272 с.

  14. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4–е изд. перераб. и доп. / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 512 с.


Дополнительные источники:


15.Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации-3-е из., перер. И доп./ М,: Финансы и статистика, 2014 -304 с.

16.Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / под ред. акад. Г. Б. Поляка. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2010. – 527 с.

17.Черногорский С.А., Тарушкин А.Б. Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческих решений. – М.: Герда, 2012. – 325 с.

18.Периодические издания: «Главбух», «Главная книга», «Бухгалтерский учет», «Акты и комментарии для бухгалтера», «Актуальная бухгалтерия», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета».

19.Справочная информационно-правовая система «Гарант».

20.Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

Интернет-ресурсы

21.http://www.buhgalteria.ru/

22.http://www.buhonline.ru/.

23.http://www.businessuchet.ru/.

        24/http://www.reaxspert.ru/.

        25/http://www.gutains.ru/.

        26.htpp://www.formatnalog.ru/.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением. В преподавании используются лекционно-семинарские формы проведения занятий, практикумы, рейтинговая техналогия оценки знаний студентов, информационно-коммуникационные техналогии, игровые техналогии. Консультативная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

В целях реализации компетентностного подхода при освоении модуля предусматривается использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций), а также педагогической технологии «Имитационная фирма (учебная бухгалтерия)», где происходит имитационное моделирование деятельности бухгалтерии предприятия со всеми присущими ей организационными формами и рабочими процессами. Технология «Учебная бухгалтерия» создает образовательную и воспитательную среду, благоприятную для формирования личности учащихся, развития навыков самообразования, самовоспитания, самореализации. Результатом включения технологии «Учебная бухгалтерия» в образовательный процесс является интеграция системы знаний с приобретением опыта профессиональной деятельности. Организация деятельности «Учебной бухгалтерии» обеспечивает решение следующих задач:

  • развитие навыков профессиональной деятельности при помощи имитации ситуации работы бухгалтерии реального предприятия;

  • организация учебных занятий и деятельности, направленной на активное поведение учащихся, связанное с решением практических задач;

  • развитие ключевых профессиональных навыков – самостоятельности, творческого отношения к работе, умения принимать решения, работы в команде, способности разрешать конфликты, коммуникабельности.

Реализация программы модуля предполагает выполнение обучающимися практических работ, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.

Реализация программы модуля предполагает итоговую (концентрированную) производственную практику. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности является освоение междисциплинарного курса МДК 1. Технология составления бухгалтерской отчетности, междисциплинарного курса МДК 2. Основы анализа бухгалтерской отчетности и производстввенной практики .

При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек, что способствует индивидуализации обучения, повышению качества обучения

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Налоги и налогообложение», «Экономика организации», «Статистика», «Основы бухгалтерского учета», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», а также на дисциплинах «Математика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» математического и общего естественнонаучного цикла.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу :

  • наличие высшего профессионального образования по специальности экономического направления, соответствующей профилю модуля ПМ 04 « Составление и использование бухгалтерской отчетности» и специальности 38.02.01 « Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;

  • опыт деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита;

  • преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав:

  • специалисты с высшим профессиональным образованием экономического профиля - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы бухгалтерского учета», «Экономика организации», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;

  • опыт деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита является обязательным;

  • обязательное прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

(МДК 04.01)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)


Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

1

2

4

ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.



;

Умение:

− отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

− определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

-точность выполнения работ по изучению нормативных документов в части правовых основ составления отчетности и изучению МСФО;

-достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета нарастающим итогом имущественного и финансового положения организации;

-точность определения финансовых результатов;

- полнота проведения процедуры закрытия счетов, оформления Главной книги, составления оборотно-сальдовой ведомости согласно заданным условиям на основании регистров бухгалтерского учёта и в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ;

Текущий контроль:

- экспертная оценка на практическом занятии;

- экспертная оценка по результатам практического занятия

Экзамен (квалификационный

Знание:

− определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

− механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

− методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

− порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

− методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;


-формулирование порядка определения бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

- формулирование механизма отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

- описание методов обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

- формулирование методов группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

- правильность порядка составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

− формулирование методов определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

Текущий контроль:

-устный опрос;

- тестовый опрос;

Экзамен по МДК 04.01

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.



Умение:

− закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

− устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

− осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

- формировать бухгалтерскую отчетность в программе 1С: Бухгалтерия предприятия

-точность и достоверность выполнения работ по закрытию учетных регистров и заполнению форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту;

- полнота и точность установления идентичности показателей бухгалтерских отчетов;

-полнота и точность заполнения форм бухгалтерской отчетности

-полнота выполнения поручений по перерегистрации организации в государственных органах;

-точность формирования отчетности в программе 1С:Бухгалтерия

Текущий контроль:

- экспертная оценка на практическом занятии;

- экспертная оценка по результатам практического занятия

Экзамен по МДК 04.01

Экзамен (квалификационный

Знание:

− требования к бухгалтерской отчетности организации;

− состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

− бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

− процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

− порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

− порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

− сроки представления бухгалтерской отчетности;

− правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций

-формулирование принципов и требований к бухгалтерской отчетности организации

-описание порядка процедуры, предшествующей заполнению форм бухгалтерской отчетности

-описание бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности

-формулирование порядка заполнения бухгалтерского баланса

− определение состава и содержания форм бухгалтерской отчетности;

-описание процедуры составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

-описание порядка отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

- описание сроков представления бухгалтерской отчетности;

-формулирование правил внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

-описание порядка организации получения аудиторского заключения в случае необходимости

Текущий контроль:

-устный опрос;

- тестовый опрос;

Экзамен по МДК 04.01

ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.



Умение:

- формировать налоговые декларации с применением прикладных программ;

- формировать отчеты во внебюджетные фонды с применением прикладных программ

-формировать формы статистической отчетности;


-точность и полнота формирования налоговых деклараций по налогам и сборам;

-точность и полнота формирования отчетов во внебюджетные фонды;

-точность и полнота формирования форм статистической отчетности

-точность выполнения работ

по формированию налоговых деклараций, составлению отчетов во внебюджетные фонды, форм статистической отчетности в программе 1С:Бухгалтерия;

-описание содержания форм налоговых деклараций по налогам и сборам;

-описание содержания форм налоговой декларации по страховым взносам;

-определение содержания форм статистической отчетности

Текущий контроль:

- экспертная оценка на практическом занятии;

- экспертная оценка по результатам практического занятия

Портфолио

Знание:

- порядок формирования бухгалтерской отчетности в программе 1С:Бухгалтерия предприятия;

- порядок формирования налоговых деклараций с применением прикладных программ;

-порядок формирования отчетов во внебюджетные фонды с применением прикладных программ;


-описание содержания форм налоговых деклараций по налогам и сборам;

-описание содержания форм налоговой декларации по страховым взносам;

-определение содержания форм статистической отчетности

Текущий контроль:

-устный опрос;

- тестовый опрос;

Экзамен по МДК 04.01

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.



Умение:

- применять приемы и методы анализа;

-проводить анализ бухгалтерской (финансовой)

отчетности

- применять методы общей оценки деловой активности организации,

- проводить процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям

- проводить анализ по данным бухгалтерской отчетности с помощью компьютерной обработки;


Текущий контроль:

- экспертная оценка на практическом занятии;

- экспертная оценка по результатам практического занятия

Экзамен (квалификационный

Знание:

− методы финансового анализа;

− виды и приемы финансового анализа;

− процедуры анализа бухгалтерского баланса;

− порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

− порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

− процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

− процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

− порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

− состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

− процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

− процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;

- анализ финансовой отчетности с использованием прикладных программ

-точность и полнота применения приемов и методов анализа;

-точность выполненных расчетов и полнота сделанных выводов;

-формулирование методов финансового анализа;

-описание видов и приемов финансового анализа;

-полнота проведения анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности

- точность полученных

показателей при проведении анализа финансовой отчетности;

- описание процедур анализа бухгалтерского баланса;

-формулирование

порядка общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

-описание порядка определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

- описание процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

-формулирование порядка расчета коэффициентов для оценки платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;

-определение процедуры анализа отчета о прибылях и убытках;

-описание процедуры анализа приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

-− описание состава критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

- точность проведения анализа по данным бухгалтерской отчетности с помощью компьютерной обработки;

-определение порядка анализа финансовой отчетности с использованием прикладных программ

Текущий контроль:

-устный опрос;

- тестовый опрос;

Экзамен по МДК 04.01

в виде защиты курсовой работы



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и

социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Грамотная аргументация важности защиты финансовых интересов предприятия и государства.

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы во время прохождения практики

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля, при выполнении работ по учебной и производственной практикам.

Экспертная оценка в процессе защиты практических работ, решения ситуационных задач.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых и имитационных игр.

Экспертная оценка выполненной домашней работы.

Анализ портфлолио:

- положительные отзывы руководителей практики со стороны предприятия.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области ведения бухгалтерского учета.

Оценка эффективности и качества выполнения

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее.

Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий.

Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Нахождение и использование разнообразных источников информации.

Грамотное определение типа и формы необходимой информации.

Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.

Определение степени достоверности и актуальности информации.

Извлечение ключевых фрагментов и основного содержание из всего массива информации.

Упрощение подачи информации для ясности понимания и представления.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации.

Правильная интерпретация интерфейса специализированного программного обеспечения и нахождение контекстной помощи.

Правильное использование автоматизированных систем делопроизводства.

Эффективное применение методов и средств защиты бухгалтерской информации

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу.

Передача информации, идей и опыта членам команды.

Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе.

Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности.

Регулярное представление обратной связь членам команды.

Демонстрация навыков эффективного общения.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Грамотная постановка целей.

Точное установление критериев успеха и оценки деятельности.

Гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям.

Обеспечение выполнения поставленных задач.

Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива.

Демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений.

Демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении профессионального модуля.

Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков при освоении модуля.

Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Демонстрация освоения новых программных средств, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета.

Отслеживание и использование изменений законодательной и нормативно-справочной базы, регламентирующей бухгалтерский учет.

Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!