СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Профильный труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Профильный труд»


























Пояснительная записка

Изучения предмета «Профильный труд» является одним из важных общеобразовательных предметов в учреждениях, осуществляющих обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Методологической основой Федерального Государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), являются дифференцированный и деятельностный подходы, в рамках которых реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.


Основной целью обучения предмета «Профильный труд» является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном высокотехнологичном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками развитие мотивов, знаний


  • умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.


В процессе обучения предмета «Профильный труд» в 5-9 классах решаются следующие задачи:


― развитие социально-ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); ― подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;


― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; ― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии


  • получение первоначальной профильной трудовой подготовки;


  • формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;


  • ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;


  • формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;


  • формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;


  • совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;


  • коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);


  • коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);


  • коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

  • развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);


  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;


  • коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;


  • воспитание положительных качеств и свойств личности;


  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс предмета «Профильный труд» является логическим продолжением изучения предмета «Ручной труд» в 1-4 классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения предмета к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков для подготовки к самостоятельной жизни, уходу за детьми, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, формирование для каждого ребёнка максимально возможного уровня самостоятельности.


Обучение учащихся по программе «Профильный труд» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий.


Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.


Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь), школьные помещения, школьный земельный участок.


Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.


При обучении по данной программе следует использовать специфические для вспомогательной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.


Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.


Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, санитаркой и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом, этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.


Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного общества.


В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.


Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Профильный труд», входит в предметную область «Технология» и


изучается с 5 по 9 класс в объеме 1190 учебных часов за 5 лет обучения.


Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 5 класса и рассчитана на 204 часов, по 6 часа в неделю.


Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 6 класса и рассчитана на 204 часов, по 6 часа в неделю.


Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 7 класса и рассчитана на 238 часов, по 7 часа в неделю.


Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 8 класса и рассчитана на 272 часов, по 8 часа в неделю.


Программа по предмету «Профильный труд» предназначена для 9 класса и рассчитана на 272 часов, по 8 часа в неделю.

4.Результаты освоения учебного предмета

Изучение предмета «Профильный труд» в 5-9 классах направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов.


Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.


Планируемые личностные результаты:


  1. проявление доброжелательного отношение к сверстникам, умение сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками;


  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


  1. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;


  1. овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;


  1. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;


  1. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;


  1. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  1. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


  1. проявление готовности к самостоятельной жизни.


Планируемые предметные результаты:

Минимальный уровень:

-знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и

применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;


-представления об основных свойствах используемых материалов;

-знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с

производственными материалами;

-отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей

(на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной

машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,

санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных

производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);

чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе

изготовления изделия;

представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка,

швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви,

сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

понимание значения и ценности труда;

понимание красоты труда и его результатов;

заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего

внутреннюю дисциплину;

выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности

(«нравится»/«не нравится»);

организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;


осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка

и аккуратности;

выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей,

высказывание своих предложений и пожеланий;

проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам

их работы;

выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового

обучения;

посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и

окружающей среды.


Достаточный уровень:

определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их

целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,

декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач

предметно-практической деятельности;

экономное расходование материалов;


планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;


знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и

корректировка хода практической работы;

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой

деятельности.

5.Содержание учебного предмета

Основными задачами реализации содержания учебного предмета «Профильный труд» является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни и труду, формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других. В связи с этим обучение обслуживающему труду ведется по двум направлениям:


  1. обслуживание себя (домашний труд);

  2. обслуживание других (профессиональный труд).


  1. класс

Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона и их свойства. Определение направления волокон у бумаги и картона. Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия. Умение пользования измерительной линейкой при разметке деталей по размерам. Разметка геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, треугольника, окружности) и основы для аппликации. Крой деталей ножницами. Составление и наклейка узора. Расчёт развёртки коробки. Разметка развёртки коробки. Рицовка развёртки. Вырез углов. Склейка углов стенок коробки. Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки. Оклейка и выклейка коробки. Приклеивание аппликации.


Работа с тканью. Виды тканей и их свойства. Определение направления волокон в ткани. Виды срезов ткани их свойства. Знакомство с ручной иглой, назначение и устройство ручной иглы, изучение правил безопасной работы. Определение длины рабочей нитки, завязывание узелка. Свойства и виды ниток для ручного шитья, подбор игл для выполнения ручных видов работ. Знакомство с ручными стежками, виды ручных стежков, способы выполнения, применение. Замётывание шва вподгибку с закрытым срезом на образце.


Уход за одеждой и обувью. Различие одежды по виду, назначению. Определение материалов, из которых сделаны одежда и обувь. Выбор видов ухода за одеждой и обувью. Выбор приспособлений для чистки одежды и обуви. Выбор режимов чистки (ручная - химическая). Выбор ёмкости для ручной стирки. Подготовка носков к стирке. Замачивание, прядок стирки, полоскание, отжим носков из разных материалов. Вывешивание носков на просушку. Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала. Различие режимов хранения одежды и обуви (повседневное, межсезонное).


Уборка помещений. Правила подготовки тряпки для уборки, складывание, полоскание и отжим, развешивание для просушки. Влажное подметание пола. Правила ухода за полами


  • разными покрытиями. Особенности ухода за полами с покрытием линолеум. Правила мытья пола. Назначение хозинвентаря, устройство, приемы работы, подготовка инвентаря к хранению, порядок хранения, безопасное пользование инвентарем, виды спецодежды.


Уход за комнатными растениями. Названия комнатных растений, периодичность и приемы полива, правила обрезки растений, приспособления для опрыскивания.













6 класс

Уход за комнатными растениями. Режимы полива комнатных растений, инструменты для ухода за комнатными растениями, правила рыхления комнатных растений, подготовка воды для полива и опрыскивания комнатных растений. Правила опрыскивания растений.


Работа с тканью. Пошив однодетального изделия (салфетка). Выполнение обмёточных стежков при изготовлении изделий из ткани с последующим выворачиванием. Изготовление игольницы для хранения игл в виде игрушки (черепашки и шляпка). Выкраивание деталей игольницы, соединение деталей ручными стежками, выворачивание на лицевую сторону с последующим наполнением синтепоном или ватой. Украшение игольницы декором. Выполнение на образце стачного шва ручным способом. Расчёт ткани для пошива мешочка, раскрой детали мешочка. Отделка мешочка аппликацией, применение обмёточных стежков. Выполнение стачных и обмёточных стежков по боковым срезам мешочка. Обработка верхнего среза краевым швом вподгибку с закрытым срезом, продёргивание шнура в подгибку верхнего среза. Изготовление сумки хозяйственной. Обработка срезов салфетки – прихватки декоративными стежками, изготовление детали вешалки и соединение с деталью прихватки.


Уборка служебных помещений, кабинета. Вытирание подоконников, отопительных радиаторов, радиаторных ниш. Влажное подметание пола. Мытьё полов. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Изучение правил ухода за мягкой мебелью. Чистка мебели щёткой. Устройство бытового пылесоса, правила безопасной работы. Уход за инвентарём после окончания уборки.


Работа с картоном и бумагой. Знакомство с картонажными изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Знакомство с изделием тетрадь-малютка. Подготовка страниц, соединение с обложкой.

7класс

Работа на пришкольном участке. Знакомство с породами деревьев. Строение дерева: ствол, крона. Основные породы деревьев на школьном участке. Осенний уход за плодовыми деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания приствольного круга. Секатор: устройство, наладка и правила безопасной работы. Составление плана подготовки плодового дерева к зиме. Правила обрезки, очистки ствола, обработка ран, побелка ствола и т.д.


Уход за одеждой и обувью. Правила хранения и ухода. Ручная стирка, полоскание, отжим, развешивание для просушки, утюжка. Повторение правил безопасной работы утюгом. Чистка одежды и обуви. Правила хранения межсезонной одежды и обуви.


Работа с картоном и бумагой. Изготовления картонажных изделий - блокнота в мягком переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока, шитьё в два прокола. Окантовка корешка. Записная книжка в составном переплёте, украшение обложки аппликацией. Папка с клапанами и завязками. Раскрой деталей, приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка внутренней части папки. Изготовление футляра для бумаг, раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части футляра. Изготовление коробочки для подарка.


Уборка лестниц в помещении. Лестница в школе: устройство (ступени, пролёт, площадка, ограждение (перила или поручни), материалы для изготовления, подметание лестницы, уборка мусора, протирка перил, мытьё лестницы моющими средствами. Моющие средства, правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения. Режим влажной уборки пола в кабинетах школы. Правила ухода за офисной мебелью.


Машинная стирка белья. Бытовая стиральная машина: устройство, принцип действия,

производительность, правила пользования. Моющие средства: виды, правила пользования

хранения, меры безопасности. Сортировка белья. Отбеливающие и подсинивающие средства: виды, пользование, правила безопасности при работе.


Устройство кухни, правила уборки. Кухонная посуда и кухонный инвентарь. Посуда из различных материалов, правила ухода, свойства. Столовые приборы: назначение, правила ухода. Посудомоечная посуда: устройство, правила ухода, принципы работы. Устройство кухни. Правила уборки кухни. Кухонная раковина: материалы для изготовления. Бытовой холодильник: назначение, принципы работы. Правила хранения продуктов питания правила ухода за кухонной мебелью. Правила ухода за полом на кухне. Правила выполнения генеральной уборки кухни.


Первичная обработка овощей. Виды овощей. Питательная ценность овощей. Обработка и правила использования сушёных овощей. Требования к качеству и хранению овощей. Признаки порчи овощей. Обработка овощей на производстве: машины, инструменты. Понятие отходы при обработке овощей. Швейная машинка с ручным приводом. Заправка верхней нитки на швейной машине. Заправка нижней нитки. Пошив хозяйственной сумки, салфетки для уборки, полотенца для рук.


8класс

Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение


  • обложкой. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д.


Работа с тканью. Работа на швейной машине с ручным приводом. Обработка срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обмётывание срезов ручными стежками. Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях, работа с пылесосом. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством.


Уборка санитарных узлов. Устройство унитаза. Причины засора унитаза. Ликвидация засоров. Приспособления для обработки саноборудования: виды ( щётка, вантуз), назначение, пользование. Чистящие и моющие средства по уходу за унитазом, способы использования. Причины засора в ванне и рукомойнике, ликвидация засоров. Средства для чистки керамики и эмали. Общие правила уборки санузлов.


Стирка белья. Влажно-тепловая обработка изделий из ткани. Устройство стиральных машин. Моющие средства. Назначение, применение. Сортировка белья для стирки. Чтение ярлыков на одежде. Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья. Правила развешивания белья для досушивания.


Правила личной гигиены. Видами инфекционных заболеваний и меры профилактики. Значение профилактических прививок. Алгоритм мытья рук, правила стрижки ногтей, уход за руками спиртоглицериновыми смесями.


Ремонт одежды: пришивание пуговиц: вдевание нитки в иглу, уравнивание концов нитки, завязывание узелка, прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы, штопка разрыва на одежде, наложение заплаты на белье и одежде, ремонт одежды по разорванному шву, изготовление и замена вешалки на одежде.


Общие требования к уходу за больными. Структура поликлиники: регистратура, профильные кабинеты, лаборатория, процедурный кабинет и т.д.) внутренний распорядок работы поликлиники. Расписание работы специалистов. Структура работы регистратуры. Требования к внешнему виду работника медицинского учреждения. Гигиенические требования к уборке в поликлинике. Работа дневного стационара. Необходимые документы при оформлении в стационар (медицинский полюс и другие). Структура отделения в больнице, правила ухода за лежачими больными, гигиенический уход за больными.


Уход за комнатными растениями. Работа в зимнем саду.

9класс

Работа на пришкольном участке. Функциональные обязанности дворника. Особенности уборки территории в зависимости от времени года. Инструмент и хозинвентарь для уборки территории. Виды покрытий дорожек на пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и насыпными покрытиями. Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Изготовление кормушек и развешивание на пришкольном участке. Виды декоративных кустарников. Правилами ухода за ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы с ним.


Вызов пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб.


Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение


  • обложкой. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д.


Уход за спецодеждой. Выбор спецодежды в зависимости от вида предстоящей работы. Правила хранения и ухода за спецодеждой. Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки на воздухе. Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение простейшего ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты.


Работа с тканью. Изготовление салфетки для уборки. Замётывание срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной строчки. Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза, застрачивание уголков. Пошив фартука на поясе квадратной формы. Намётывание первого и второго подгиба, обработка срезов на швейной машине. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией.


Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в служебных помещениях. Правила безопасной работы пылесосом. Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством.


Бытовой холодильник. Хранение продуктов, правила разморозки.

Работа на пришкольном участке. Ухаживают за комнатными растениями.

      1. Тематическое планирование 5 класс



Содержание по темам


Кол-во

часов



Работа с бумагой и картоном

44


1

Работа с бумагой и картоном

1


2

Работа с бумагой и картоном

1


3

Виды бумаги и картона и их свойства

1


4

Виды бумаги и картона и их свойства

1


5

Определение направления волокон у бумаги и картона

1


6

Определение направления волокон у бумаги и картона

1


7

Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия

1


8

Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия

1


9

Определение острого угла на заготовке при разметке детали изделия

1


10

Определение острого угла на заготовке при разметке детали изделия

1


11

Умение пользования измерительной линейкой при разметке деталей по размерам

1


12

Умение пользования измерительной линейкой при разметке деталей по размерам

1


13

Разметка геометрических фигур и основы для аппликации.

1


14

Разметка геометрических фигур и основы для аппликации

1


15

Разметка геометрических фигур - прямоугольника

1


16

Разметка геометрических фигур - прямоугольника

1


17

Разметка геометрических фигур - квадрата

1


18

Разметка геометрических фигур - квадрата

1


19

Разметка геометрических фигур - треугольника

1


20

Разметка геометрических фигур - треугольника

1


21

Крой деталей ножницами

1


22

Крой деталей ножницами

1


23

Крой деталей ножницами

1


24

Крой деталей ножницами

1


25

Составление и наклейка узора

1


26

Составление и наклейка узора

1


27

Составление и наклейка узора

1


28

Составление и наклейка узора

1


29

Расчёт развёртки коробки

1


30

Расчёт развёртки коробки

1


31

Рицовка развёртки

1


32

Рицовка развёртки

1


33

Рицовка развёртки

1


34

Рицовка развёртки

1


35

Вырез углов

1


36

Вырез углов

1


37

Склейка углов стенок коробки

1


38

Склейка углов стенок коробки

1


39

Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки

1


40

Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки

1


41

Оклейка и выклейка коробки

1


42

Оклейка и выклейка коробки

1


43

Приклеивание аппликации.

1


44

Приклеивание аппликации.

1



Ручные стежки и строчки

16 ч


45

Знакомство с ручной иглой

1


46

Виды игл

1


47

Назначение и устройство ручной иглы, изучение правил безопасной работы

1


48

Назначение и устройство ручной иглы, изучение правил безопасной работы

1


49

Определение длины рабочей нити

1


50

Определение длины рабочей нити

1


51

Завязывание узелка.

1


52

Свойства и виды ниток для ручного шитья

1


53

Знакомство с ручными стежками

1


54

Ручные стежки и строчки

1


55

Виды ручных стежков

1


56

Способы выполнения

1


57

Применение ручных стежков

1


58

Замётывание шва вподгибку с закрытым срезом на образце.

1


59

Замётывание шва вподгибку с закрытым срезом на образце.

1


60

Замётывание шва вподгибку с закрытым срезом на образце.

1



Работа с тканью

40ч


61

Работа с тканью.

1


62

Работа с тканью.

1


63

Изучение правил безопасной работы

1


64

Изучение правил безопасной работы

1


65

Виды тканей и их свойства

1


66

Виды тканей и их свойства

1


67

Определение направления волокон в ткани

1


68

Определение направления волокон в ткани

1


69

Виды срезов ткани их свойства

1


70

Виды срезов ткани их свойства

1


71

Изготовление однодетального изделия

1


72

Изготовление однодетального изделия

1


73

Обработка срезов краевым швом.

1


74

Обработка срезов краевым швом.

1


75

Обработка срезов краевым швом.

1


76

Обработка срезов краевым швом.

1


77

Разметка и раскрой детали вешалки.

1


78

Разметка и раскрой детали вешалки

1


79

Обработка срезов вешалки

1


80

Обработка срезов вешалки

1


81

Обработка срезов вешалки

1


82

Обработка срезов вешалки

1


83

Изготовление салфетки-прихватки

1


84

Эскиз прихватки

1


85

Виды обработки срезов салфетки-прихватки

1


86

Выкраивание салфетки-прихватки

1


87

Выкраивание салфетки-прихватки

1


88

Обработка среза декоративными стежками

1


89

Обработка среза прихватки используя в работе нитки мулине.

1


90

Пришивание вешалки к салфетке-прихватке

1


91

Пришивание вешалки к салфетке-прихватке

1


92

Виды пуговиц

1


93

Приёмы определения места пришивания

1


94

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями

1


95

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями

1


96

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями

1


97

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями

1


98

Пришивание пуговицы на ножке с ушком

1


99

Пришивание пуговицы на ножке с ушком

1


100

Правила закрепления нитки.

1



Уход за одеждой и обувью

36


101

Наблюдение за изменениями погоды

1


102

Наблюдение за изменениями погоды

1


103

Проявления неблагоприятных условий (дождь, снег, ветер, зной, таяние снега и льда)

1


104

Проявления неблагоприятных условий (дождь, снег, ветер, зной, таяние снега и льда)

1


105

Проявления природных воздействий и опасностей (скользко, грязно, холодно, жарко).

1


106

Определение материалов, из которых сделаны одежда и

обувь.

1


107

Определение материалов, из которых сделаны одежда и

обувь

1


108

Закрепление умения выбирать удобную и безопасную одежду и обувь.

1


109

Закрепление умения выбирать удобную и безопасную одежду и обувь

1


110

Выбор видов ухода за одеждой и обувью

1


111

Выбор видов ухода за одеждой и обувью

1


112

Выбор приспособлений для чистки одежды и обуви

1


113

Выбор приспособлений для чистки одежды и обуви



114

Выбор режимов чистки (ручная - химическая).

1


115

Выбор режимов чистки (ручная - химическая).

1


116

Выбор ёмкости для ручной стирки.

1


117

Выбор ёмкости для ручной стирки.

1


118

Подготовка носков к стирке.

1


119

Подготовка носков к стирке

1


120

Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала

1


121

Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала

1


123

Материалы, используемые для стирки

1


124

Замачивание

1


125

Порядок стирки

1


126

Полоскание из разных материалов

1


127

Отжим носков из разных материалов

1


128

Виды отжима

1


129

Вывешивание носков из разных материалов

1


130

Вывешивание носков из разных материалов

1


131

Вывешивание носков на просушку

1


132

Вывешивание носков на просушку



133

Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала

1


134

Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом материала

1


135

Различие одежды по виду, назначению

1


136

Различие режимов хранения одежды и обуви (повседневное, межсезонное)

1


137

Различие режимов хранения одежды и обуви (повседневное, межсезонное)

1



Уборка помещения

28ч


138

Составление плана предстоящей работы

1


139

Составление плана предстоящей работы

1


140

Правила подготовки тряпки для уборки складывание, полоскание и отжим, развешиваниедляпросушки

1


141

Правила подготовки тряпки для уборки

1


142

Правила подготовки тряпки для уборки - складывание

1


143

Правила подготовки тряпки для уборки полоскание и отжим

1


144

Правила подготовки тряпки для уборки развешивание для просушки

1


145

Выполнение практических работ: вытирание пыли с различных поверхностей

1


146

Выполнение практических работ: вытирание пыли с различных поверхностей

1


147

Выполнение практических работ: вытирание пыли с различных поверхностей

1


148

Влажное подметание пола

1


149

Влажное подметание пола

1


150

Влажное подметание пола

1


151

Влажное подметание пола

1


152

Правила ухода за полами с разными покрытиями

1


153

Правила ухода за полами с разными покрытиями

1


154

Правила ухода за полами с разными покрытиями

1


155

Правила ухода за полами с разными покрытиями

1


156

Особенности ухода за полами с покрытием линолеум

1


157

Особенности ухода за полами с покрытием линолеум

1


158

Особенности ухода за полами с покрытием линолеум

1


159

Особенности ухода за полами с покрытием линолеум

1


160

Правила мытья пола

1


161

Правила мытья пола

1


162

Правила мытья пола

1


163

Правила мытья пола

1


164

Проверка результатов работы.

1


165

Проверка результатов работы.

1



Уход за комнатными растениями

28 ч


166

Комнатные растения

1


167

Виды комнатных растений

1


168

Виды комнатных растений

1


169

Названия комнатных растений

1


170

Названия комнатных растений.

1


171

Требования к размещению

1


172

Требования к размещению

1


173

Светолюбивые и теневыносливые растения

1


174

Светолюбивые и теневыносливые растения

1


175

Полив цветов

1


176

Требования к температуре и качеству воды

1


177

Периодичность, приёмы полива цветов

1


178

Приспособления для опрыскивания

1


179

Приспособления для опрыскивания

1


180

Правила обрезки растений.

1


181

Правила обрезки растений.

1


182

Правила обрезки растений.

1


183

Правила обрезки растений.

1


184

Обрезка и сбор сухих листьев

1


185

Обрезка и сбор сухих листьев

1


186

Подготовка воды для полива и опрыскивания

1


187

Подготовка воды для полива и опрыскивания

1


188

Рыхление почвы

1


189

Рыхление почвы

1


190

Обтирание цветочных горшков

1


191

Опрыскивание и полив растений

1


192

Чистка и промывка поддонов

1


193

Опрыскивание и полив растений

1



Уборка территории

12ч


194

Территория вокруг дома

1


195

Территория вокруг дома

1


196

Виды хозяйственного инвентаря

1


197

Виды хозяйственного инвентаря

1


198

Назначение хозяйственного инвентаря

1


199

Назначение хозяйственного инвентаря

1


200

Правила безопасной работы на участке

1


201

Уход после окончания работы

1


202

Уход после окончания работы

1


203

Хранение инвентаря

1


204

Спецодежда: виды, назначение, бережное отношение.

1



Итого

204



  1. Тематическое планирование 6 класс



Содержание по темам


Кол-во

часов

1 четв

Работа с тканью.

44ч

1-2

Пошив однодетального изделия (салфетка).

2

3-4

Классификация волокон.

Волокна животного происхождения

2

5-6

Свойства ткани.

Определение вида ткани

2

7-8

Лабораторная работа

2

9-10

Лабораторная работа

2

11-12

Швы.

Виды швов

2

13-14

Выполнение швов

2

15-16

Раскрой салфетки.

Обметочные ручные стежки

2

17-18

Обработка срезов.

2

19-20

Декоративные швы

2

21-22

Виды отделки (ленты, кружево)

2

23-24

Обработка тесьмой

2

25-26

Обработка шнуром

2

27-28

Изготовление петли

2

29-30

Выкраивание мешочка

2

33-34

Обработка боковых швов

2

35-36

Обработка верхнего среза

2

37-38

Отделка (аппликация)

2

39-40

Виды аппликации

2

41-42

Изготовление аппликации

2

43-44

Проверка качества изделия.

Утюжка

2


Изготовление игольницы для хранения игл в виде игрушки (черепашки и шляпка).

10ч

45-46

Виды игольниц.

Эскиз

2

47-48

Разметка и раскрой

2

49-50

Сметывание. Стачивание

2

51-52

Выворачивание. Наполнение синтепоном

2

53-54

Украшение игольницы декором.

2


2 четверть

46 ч


Изготовление сумки хозяйственной

36ч


Машиноведение

10

55-56

Бытовые швейные машины. Назначение

2

57-58

Устройство швейной машины.

Заправка верхней нити

2

59-60

Заправка нижней нити

2

61-62

Работа на швейной машине

2

63-64

Работа на швейной машине

2


Технология изготовления сумки

26

65-66

Виды сумок. Назначение

Эскиз

2

67-68

Расчёт ткани для пошива сумки

2

69-70

Изготовление выкройки. Раскрой.

2

71-72

Сметывание и стачивание деталей

2

73-74

Сметывание и стачивание деталей

2

75-76

Виды обработки швов

2

77-78

Аппликация. Виды закрепления на ткани.

2

79-80

Выполнение аппликации

2

81-82

Выполнение аппликации

2

83-84

Обработка верхнего среза сумки

2

85-86

Раскрой ручек. Сметывание.

2

87-88

Стачивание. Закрепление ручек.

2

89-90

Утюжка.

2


Уборка служебных помещений, кабинета

10

91-92

Вытирание подоконников, отопительных радиаторов, радиаторных ниш

2

93-94

Влажное подметание пола. Мытьё полов.

2

95-96

. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей.

2

97-98

Изучение правил ухода за мягкой мебелью. Чистка мебели щёткой.

2

99-100

Устройство бытового пылесоса, правила безопасной работы.

Уход за инвентарём после окончания уборки.

2


3 четверть

56 ч


Работа с картоном и бумагой.

24ч

101-102

Виды бумаги и картона

2

103-104

Назначение

2

105-106

Знакомство с картонажными изделиями.

2

107-108

Изготовление блокнота в мягком переплёте,

2

109-110

Разметка. Вырезание страниц.

2

111-112

Виды оформления

2

113-114

Оформление обложки аппликацией.

2

115-116

Оформление обложки аппликацией.

2

117-118

Оформление обложки аппликацией.

2

119-120

Подготовка бумажного блока

2

121-122

Шитьё в два прокола.

2

123-124

Шитьё в два прокола.

2


Изготовление блокнота в твёрдом переплёте

20

125-126

Разметка. Вырезание страниц.

2

127-128

Виды оформления

2

129-130

Виды оформления

2

131-132

Выклейка сторонок цветной бумагой

2

133-134

Выклейка сторонок цветной бумагой

2

135-136

Вставка страничного блока в обложку.

2

137-138

Вставка страничного блока в обложку

2

139-140

Знакомство с изделием тетрадь-малютка.

2

141-142

Подготовка страниц, соединение с обложкой

2

143-144

Подготовка страниц, соединение с обложкой

2


Поделки из бумаги

12

145-146

Бумага в декоративно-прикладном творчестве

2

147-148

Панно, картины.

2

149-150

Оригами

2

151-152

Технология выполнения

2

153-154

Технология выполнения

2

155-156

Технология выполнения

2


4 четверть

48 ч


Поделки из бумаги

26

157-158

Торцевание.


2

159-160

Нарезка бумаги

2

161-162

Технология выполнения

2

163-164

Выполнение панно. Эскиз

2

165-166

Технология выполнения

2

167-168

Технология выполнения

2

169-170

Аппликация

2

171-172

Выполнение панно. Эскиз

2

173-174

Технология выполнения

2

175-176

Технология выполнения

2

177-178

Изготовление цветов из бумаги

2

179-180

Технология выполнения

2

181-182

Технология выполнения

2


Уход за комнатными растениями.

22ч

183-184

Виды комнатных растений. Классификация.

2

185-186

Зарисовки

2

187-188

Режимы полива комнатных растений.

2

189-190

Инструменты для ухода за комнатными растениями.

2

191-192

Правила рыхления комнатных растений

2

193-194

Работа в интернете с каталогом

2

195-196

Подготовка воды для полива

2

197-198

Опрыскивания комнатных растений.

2

199-200

Правила опрыскивания растений.

2

201-202

Выращивание отростков

2

203-204

Содержание комнатных цветов.

2


Итого

204



7 КЛАСС



Содержание по темам


Кол-во

раздела/темы



часов

1

Работа с бумагой и картоном (48ч)


48


Закрепление навыков изготовления картонажных изделий.



Составление плана изготовления блокнота в мягком



переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока,



шитьё в два прокола. Окантовка корешка. Записная книжка в



составном переплёте, украшение обложки аппликацией.



Папка с клапанами и завязками. Раскрой деталей,



приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка



внутренней части папки. Изготовление футляра для бумаг,



раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части



футляра. Изготовление коробочки для подарка.




2


Работа с тканью (72ч)


72





Знакомство с швейной машиной с ручным приводом.



Тренировочные

упражнения

прокладывания

машинных



строчек на бумаге по линиям. Заправка верхней нитки на



швейной машине. Заправка нижней нитки.




Тренировочные

упражнения

прокладывания

машинных



строчек на образце бумаги. Тренировочные упражнения



прокладывания машинных строчек на образце ткани.



Салфетка для уборки. Анализ образца. Составление плана



изготовления салфетки для уборки. Раскрой детали



салфетки. Обработка срезов краевым швом. Прокладывание



машинных строчек. Полотенце для рук. Составление плана



изготовления полотенца. Обработка срезов полотенца



краевым швом, прокладывание машинной строчки.



Изготовление вешалки для полотенца, закрепление на



полотенце. Пошив хозяйственной сумки. Раскрой деталей,



отделка сумки аппликацией. Изготовление ручек для сумки.



Соединение боковых срезов, обработка верхнего среза,



закрепление ручек.




3


Ремонт одежды (12ч)


12


Практическое повторение на закрепление умений и навыков



пришивания пуговиц. Ремонт по разорванному шву



ручными стачными стежками. Приёмы штопки белья,



применение приспособления «грибок».



3

Уход за одеждой и обувью (12ч)


12


Закрепление знаний, умений и навыков по уходу за одеждой



и обувью. Правила хранения и ухода. Ручная стирка,



полоскание, отжим, развешивание для просушки, утюжка.



Повторение правил безопасной работы утюгом. Чистка



одежды и обуви. Правила хранения межсезонной одежды и



обуви.





4

Машинная стирка белья (18ч) Глажение белья (8ч)

26


Машинная стирка белья. Учащиеся знакомятся с



теоретическими сведениями. Бытовая стиральная машина:



устройство, принцип действия, производительность, правила



пользования. Моющие средства: виды, правила пользования



и хранения, меры безопасности. Сортировка белья.



Отбеливающиеиподсинивающиесредства:виды,



пользование, правила безопасности при работе. Выполнение



практических работ. Сортировка и взвешивание грязного



белья. Подготовка стиральной машины к работе. Сушка на



воздухе. Отбеливание и подсинивание белого белья. Утюжка



белья. Правила пользования утюгом. Техника безопасного



труда при утюжке белья.









5


Уборка помещения (18ч)


18



Теоретические сведения, лестница в школе: устройство



(ступени, пролёт, площадка, ограждение (перила или



поручни), материалы для изготовления. Моющие средства.



правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые



перчатки: назначение, правила бережного обращения.



Выполнение практических работ, подметание лестницы,



уборка мусора, протирка перил, мытьё лестницы моющими



средствами.Составлениепланауборкикабинета.



Выполнение

практических

заданий.

Вытирание



подоконников, отопительных радиаторов, радиаторных ниш.



Полив и опрыскивание комнатных растений. Влажное



подметание пола. Мытьё полов. Чистка зеркал и стеклянных



поверхностей. Изучение правил ухода за мягкой мебелью.



Чистка мебели щёткой.








Устройство бытового пылесоса, правила безопасной работы.



Уход за инвентарём после окончания уборки.




6

Устройство кухни, правила уборки (12ч)


12


Знакомство с кухонной посудой, и кухонным инвентарём.



Посуда из различных материалов, правила ухода, свойства.



Столовые

приборы:

назначение,

правила

ухода.



Посудомоечная посуда: устройство, правила ухода,



принципы работы. Устройство кухни. Правила уборки



кухни. Кухонная раковина: материалы для изготовления.



Бытовой холодильник: назначение, принципы работы.



Правила хранения продуктов питания правила ухода за



кухонной мебелью. Правила ухода за полом на кухне.



Правила выполнения генеральной уборки кухни.




7

Гигиена питания (12ч) Первичная обработка овощей

28


(16ч)









Гигиена питания. Теоретические сведения. Продукты



питания: виды, значение для питания. Изменение качества



продукта в результате долгого хранения. Обеденный стол:



эстетическое оформление, сервировка. Столовое бельё:



виды, правила ухода. Бумажные салфетки: виды,



назначение, применение. Учащиеся на практике осваивают



способы укладывания бумажных салфеток.





Первичная обработка овощей.Теоретические сведения. Виды



овощей. Питательная ценность овощей. Обработка и правила



использования сушёных овощей. Требования к качеству и



хранению овощей. Признаки порчи овощей. Обработка



овощей на производстве: машины, инструменты. Понятие



отходы при обработке овощей. Выполнение практических



работ: очистка овощей и нарезка разными способами.









8


Уход за растениями (10 ч)



12



Учащиеся знакомятся с породами деревьев. Изучают



строение дерева: ствол, крона. Основные породы деревьев на



школьном участке. Осенний уход за плодовыми деревьями.



Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания



приствольного круга. Секатор: устройство, наладка и



правила безопасной работы. Составление плана подготовки



плодового дерева к зиме. Правила обрезки, очистки ствола,



обработка ран, побелка ствола и т.д.



Итого:

238ч


8 КЛАСС


Содержание по темам

Кол-во

раздела/темы


часов

1

Работа с бумагой и картоном (48ч)

48


Закрепление умений и навыков работы с различными



видами бумаги и картона. Знакомство с картонажными



изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте,



оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного



блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в



твёрдом составном или цельнотканевом переплёте.



Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного



блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с



обложкой.



Закрепление умений и навыков путём изготовления



картонажных изделий, нарезка бумаги для страничного



блока, изготовление обложки для блокнота оформление



аппликацией. Изготовление футляра для документов, папка



с клапанами и завязками, подарочные коробочки,



крандашницы и т.д.





2

Переплетно-картонажные работы (114ч)

114





Навыки организации трудовой деятельности учащихся.



Содержание рабочего места. Материалы, применяемые в



картонажном деле.



Бумага разных видов (внешний вид, свойства и назначение



бумаги). Разметка бумаги по шаблону. Составление



орнаментов из геометрических фигур (прямоугольников,



треугольников по образцам, чередующихся по форме и



цвету).Изготовление открыток, сюжетных композиций.



Изготовление коробок.


3

Ремонт одежды (18ч)

18


Учащиеся закрепляют умения и навыки выполнения



элементарного ремонта одежды: пришивание пуговиц:



вдевание нитки в иглу, уравнивание концов нитки,



завязывание узелка, прокалывание ткани иглой через



отверстие пуговицы, штопка разрыва на одежде, наложение



заплаты на белье и одежде, ремонт одежды по разорванному



шву, изготовление и замена вешалки на одежде. Повторение



правил безопасной работы.


4

Уход за одеждой и обувью (12ч)

12






Учащиеся слушают объяснения учителя, выполняют практические задания. Учатся выбирать ёмкость для ручной стирки, определение количества и температуры воды, выбор моющего средства для данного количества белья с использованием мерок (мерный стакан, ложка) и растворение его в воде, опускание белья в воду, замачивание, полоскание, отжим белья, вывешивание белья на просушку. Складывание одежды, раскладывание по полкам в шкафу, вывешивание на «плечики».


5

Стирка белья (12ч) Глажение белья (12ч)

24



Повторение теоретических знаний. Устройство стиральных


машин. Моющие средства. Назначение, применение.


Сортировка белья для стирки. Чтение ярлыков на одежде.


Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья.


Правила

развешивания

белья

для

досушивания.


Практические работы. Сортировка белья. Стирка белья в


машине автомате. Протирка стиральной машины после


стирки.






Влажно-тепловая обработка изделий из ткани.



Учащиеся учатся различать бельё и одежду по


принадлежности и значению ( бельё: постельное: простыня,


пододеяльник, наволочка; нижнее: трусы, майка, футболка,


пижама; для гигиенических целей: полотенце для рук и лица


и т.д.)различать одежду по цвету, материалу. Установка


гладильной доски, подключение утюга к сети, определение


готовности утюга к работе, раскладывание одежды на


гладильнойдоске,смачиваниеодеждыводойс


использованием клавиши на утюге или пульверизатора;


изучают технологию глажения разных видов одежды;


изучают правила хранения выглаженного белья.


6

Уборка помещения (18ч)


18



Закрепление умений и навыков по теме. Служебные


помещения: виды, назначение, оборудование.



Порядок хранения и расположение вещей в служебных


помещениях. Правила уборки в служебных помещениях.


Составление плана уборки служебных помещений.


Выполнение практических заданий. Правила безопасной


работы пылесосом. Протирка подоконников, отопительных


радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и


протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных


поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством.


Выполнение практических работ самостоятельно или с не


значительной помощью учителя.




7

Уборка санитарных узлов (10ч)


10



Теоретические сведения. Устройство унитаза. Причины


засора унитаза. Ликвидация засоров. Приспособления для


обработки саноборудования: виды (щётка, вантуз),


назначение, пользование. Чистящие и моющие средства по


уходу за унитазом, способы использования. Причины засора




в ванне и рукомойнике, ликвидация засоров. Средства для



чистки керамики и эмали. Общие правила уборки санузлов.


8


Личная гигиена (6 ч)


6





Знакомство с правилами личной гигиены. Учащиеся



знакомятся с видами инфекционных заболеваний и мерами



профилактики,

значение

профилактических прививок.



Изучают на практике алгоритм мытья рук, правила стрижки



ногтей, уход за руками спирто-глицериновыми смесями.


9

Общие требования к уходу за больными (6ч)

6


Учащиеся слушают объяснения учителя о долге



медицинского работника перед больным, о причинах



лечения в стационаре, необходимости иметь медицинский



полюс и другие документы при оформлении в стационар,



Структура отделения в больнице, правила ухода за



лежачими больными, гигиенический уход за больными.







10


Структура поликлиники (6ч)


6








Теоретические

сведения.

Структура

поликлиники:



регистратура,

профильные

кабинеты,

лаборатория,



процедурный кабинет и т.д.) внутренний распорядок работы



поликлиники. Расписание работы специалистов. Структура



работы регистратуры. Требования к внешнему виду



работника медицинского учреждения. Работа дневного



стационара. Гигиенические требования к уборке в



поликлинике.






11


Уход за растениями (10 ч)


10


Закрепление навыков ухода за комнатными растениями.



Учащиеся выполняют практические задания, планируют



предстоящую работу. Подготавливают воду для полива и



опрыскивания растений. Протирают гладкие листья



растений, осуществляют полив, рыхление. После полива



протирают подоконники. Производят рыхление почвы.



Протирают цветочные горшки и поддоны. Проветривают



помещения. Работают в зимнем саду.




Итого:





272ч



9 КЛАСС





Содержание по темам


Кол-во

раздела/темы






часов

1

Работа с бумагой и картоном (48ч)

48


Закрепление умений и навыков работы с различными



видами бумаги и картона. Знакомство с картонажными



изделиями. Изготовление блокнота в мягком переплёте,



оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного



блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в



твёрдом составном или цельнотканевом переплёте.



Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного



блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с



обложкой.







Закрепление умений и навыков путём изготовления



картонажных

изделий, нарезка

бумаги для

страничного





блока, изготовление обложки для блокнота оформление



аппликацией. Изготовление футляра для документов, папка



с клапанами и завязками, подарочные коробочки,



крандашницы и т.д.









2


Работа с тканью (34ч)


34





Выполнение практических работ: Изготовление салфетки



для уборки. Замётывание срезов краевым швом вподгибку с



закрытым срезом, прокладывание машинной строчки.



Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка



ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка



верхнего среза, застрачивание уголков. Пошив фартука на



поясе квадратной формы. Намётывание первого и второго



подгиба,обработкасрезовнашвейноймашине.



Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб



противоположных углов фартука, вкладывание завязок в



подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или



аппликацией.





3


Уборка территории (36ч)


36


Работают в зимнем саду. Уборка дорожек, газонов



спортплощадки,и территорий прилегающих школе, в



осеннее время (сгребание листвы и мусора). Уборка



территории в зимнее время (сгребание снега). Учащиеся



знакомятся с функциональными обязанностями дворника.



Слушают объяснения учителя об особенностях уборки



территории в зависимости от времени года. Знакомятся с



инструментамиихозинвентарёмдляработына



пришкольном участке. Знакомятся с правилами безопасной



работы. Знакомятся с видами покрытий дорожек на



пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и



насыпными покрытиями. Кормушки для птиц, материалы



для изготовления. Составляют план изготовления кормушек.



Изготавливают кормушки и развешивают на пришкольном



участке.





4


Уход за спецодеждой (32ч)


32


Закрепление знаний и умений выбора спецодежды в



зависимости от вида предстоящей работы. Правила хранения



и ухода за спецодеждой. Выполнение практических работ.



Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным



способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки



на воздухе.






Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка



спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение



простейшего

ремонта

при

эксплуатации



спецодежды наложение заплаты.




5

Гигиенические и санитарно-эпидемиологические

32



требования (32ч)






Учащиеся знакомятся с требованиями санитарии и гигиены




служебных помещений. Учатся выбирать моющие средства




для предстоящей работы. Изучают режим и правила




проветривания помещений. Закрепление навыков ухода за




бытовым холодильником. Хранение продуктов, правила




разморозки. Ухаживают за комнатными растениями.




Выполняют уход за деревянной и мягкой мебелью.




Вытирание пыли с различных поверхностей, мытьё полов.




Уход за инвентарём после работы.






6


Уборка помещения (32ч)

32



Выполнение практических работ на закрепление умений и




навыков. Моющие средства. правила безопасности при




уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила




бережного обращения, влажное подметание лестницы,




уборка мусора, протирка перил, мытьё лестницы моющими




средствами. Мытьё дверей. Мытьё стен и плинтусов. Уход за




инвентарём.




Повторение правил безопасной работы на пришкольном




участке. Правила выбора спецодежды. Повторение правил




работы хозинвентарём.


7


Вызов пожарной команды, полиции аварийных служб

6



(6ч)




Причины вызова пожарной команды, полиции и аварийных




служб. Алгоритм вызова пожарной команды, полиции и




аварийных служб.


8


Культура поведения (22ч)

22







Значение культуры общения в отношениях людей. Правила




поведения в общественных местах. Нормы и формы




обращения к различным возрастным группам. Час общения:




«Профессиональное самоопределение». Проведение ролевых




игр «телефонный звонок работодателю», «подача заявления




о приёме на работу».






9


Уход за растениями (30 ч)

30



Учащиеся рассматривают виды декоративных кустарников в




журналах цветоводство. Знакомятся с правилами ухода за




ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы




с ним. Выполняют практические работы по обрезке




кустарников на пришкольном участке, убирают мусор.








Итого:

272ч



Календарно - тематическое планирование




8 класс


№ урока


Тема раздела/урока

Кол-во




часов

1


Работа с бумагой и картоном (48ч)


1.1

Бумага разных видов (внешний вид, свойства и назначение

3


бумаги).


1.2

Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с

3


проглаживанием рукой. Сгибание листа гармошкой.



1.3

Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа

3



бумаги ножницами по намеченным линиям.



1.4

Вырезывание картинок из журналов и газет. Упражнения в

3



резании по прямым и кривым линиям.



1.5

Симметричное вырезывание из кругов и овалов. Вырезывание

3



деталей по контуру.



1.6

Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерок. Выбор

3



материалов для изготовления изделий.



1.7

Ознакомление с образцами вертушек. Выбор материалов.

3


1.8

Планирование трудовых действий по образцу. Выполнение

3



изделия.



1.9

Клей: виды, свойства, правила использования.

3


1.10

Выполнение конвертов для писем. Разметка по шаблону.

3


1.11

Вырезание ножницами, фальцовка краев конверта.

3


1.12

Склеивание конверта.

3


1.13

Оформление конверта.

3


1.14

Выполнение флажков из цветной бумаги по заданному размеру.

3


1.15

Выполнение закладки для книг. Разметка по заданному размеру.

3


1.16

Выполнение веера из бумаги.

3


2

Переплетно-картонажные работы (114ч)




Бумага разных видов (внешний вид, свойства и назначение

3


2.1

бумаги).







Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с

3


2.2

проглаживанием рукой. Сгибание листа гармошкой.







Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа

3


2.3

бумаги ножницами по намеченным линиям.






2.4

Вырезывание картинок из журналов и газет. Упражнения в

3



резании по прямым и кривым линиям.



2.5

Симметричное вырезывание из кругов и овалов. Вырезывание

3



деталей по контуру.



2.6

Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерок. Выбор

3



материалов для изготовления изделий.



2.7

Футляр для библиотечных книг.

3


2.8

Разметка и раскрой по шаблону заготовок для оклейки футляра.

3






2.9

Сборка футляра.

3


2.10

Разметка разверток.

3


2.11

Разметка разверток пакетов и конвертов при помощи

3



измерительной линейки и по шаблону.



2.12

Вырезка разверток.

3


2.13

Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов.

3


2.14

Изготовление конверта и открытки.

3


2.15

Изготовление коробки с крышкой «внахлобучку».

3


2.16

Расчет развертки верха и низа коробки.

3


2.17

Виды и свойства картона и бумаги, применяемых для

3



изготовления коробок.



2.18

Рицовка разверток, вырезка углов и их склеивание.

3






2.19

Заготовка деталей для оклейки и выклейки.

3


2.20

Оклеивание и выклейка коробки.

3




2.21

Подгонка и соединение «внахлобучку» крышки с коробкой.

3

2.22

Оформление коробки.


3




2.23

Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление

3


обложки аппликацией.



2.24

Подготовка бумажного блока.

3

2.25

Шитьё в два прокола.


3

2.26

Изготовление блокнота в твёрдом составном или

3


цельнотканевом переплёте.


2.27

Выклейка сторонок цветной бумагой.

3

2.28

Выклейка сторонок цветной бумагой.

3

2.29

Вставка страничного блока в обложку.

3

2.30

Подготовка страниц, соединение с обложкой.

3

2.31

Подготовка страниц, соединение с обложкой.

3

2.32

Вырезание аппликации по шаблону.

3

2.33

Наклеивание аппликации на блокнот.

3

2.34

Ознакомление с образцами изделий. Выбор материалов.

3

2.35

Часовой циферблат.

Заготовка листов бумаги по шаблону

3


(круг). Вырезывание ножницами.


2.36

Заготовка цифр и стрелок по шаблону.

3

2.37

Вырезывание цифр и стрелок для часов.

3

2.38

Оформление циферблата декором.

3




2.39

Приклеивание цифр и закрепление стрелок проволокой.

3

2.40

Ознакомление с образцами изделий. Выбор материалов.

3

2.41

Коврик. Заготовка листов и цветных полосок бумаги. Вырезание

3


полосок бумаги по заданному размеру.


2.42

Вырезание полосок бумаги по заданному размеру.

3

2.43

Плетение коврика.


3

2.44

Склеивание частей коврика.

3

2.45

Пакеты для семян. Назначение пакетов.

3

2.46

Разметка разверток пакетов при помощи измерительной линейки

3


и по шаблону.



2.47

Вырезка разверток.


3

2.48

Склеивание пакетов.


3

3

Ремонт одежды (18ч)


3.1

Повторение правил безопасной работы с иглой.

3




3.2

Вдевание нитки в иглу, уравнивание концов нитки, завязывание

3


узелка.



3.3

Пришивание пуговиц: прокалывание ткани иглой через

3


отверстие пуговицы.



3.4

Штопка разрыва на одежде.

3

3.5

Наложение заплаты на белье и одежде.

3




3.6

Изготовление и замена вешалки на одежде.

3

3

Уход за одеждой и обувью (12ч)


3.1

Выбор емкости, моющего средства для стирки.

3

3.2

Замачивание, полоскание, отжим белья, вывешивание белья на

3


просушку.



3.3

Сушка белья.


3

3.4

Складывание одежды, раскладывание по полкам в шкафу,

3




вывешивание на «плечики».


5

Стирка белья (12ч) Глажение белья (12ч)


5.1

Машинная стирка. Составные части машины.

3

5.2

Правила пользования стиральной машиной Соблюдение техники

3


безопасности при стирке.


5.3

Технология машинной стирки. Сортировка белья. Выбор

3


моющего средства.


5.4

Установка программы стирки на панели стиральной машины.

3


Выбор температурного режима стирки.


5.5

Закладывание белья. Запуск машины. Отключение машины,

3


вынимание белья. Развешивание белья. Сушка белья.


5.6

Глажение утюгом. Составные части утюга. Техника

3


безопасности при работе с утюгом.


5.7

Установка гладильной доски. Соблюдение последовательности

3


действий при глажении белья.


5.8

Глажение белья.

3

6

Уборка помещения (18ч)


6.1

Служебные помещения: виды, назначение, оборудование.

3


Правила уборки в служебных помещениях. Составление плана



уборки служебных помещений.


6.2

Порядок хранения и расположение вещей в служебных

3


помещениях. Правила уборки в служебных помещениях.


6.3

Уборка помещения с помощью пылесоса. Устройство пылесоса.

3


Техника безопасности при работе с пылесосом.


6.4

Протирка подоконников, отопительных радиаторов.

3

6.5

Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола

3


шваброй.


6.6

Чистка зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов

3


чистящим средством.


7

Уборка санитарных узлов (10ч)


7.1

Теоретические сведения. Устройство унитаза. Причины засора

2


унитаза. Ликвидация засоров.


7.2

Приспособления для обработки саноборудования: виды (щётка,

2


вантуз), назначение, пользование.


7.3

Чистящие и моющие средства по уходу за унитазом, способы

2


использования.


7.4

Причины засора в ванне и рукомойнике, ликвидация засоров.

2

7.5

Средства для чистки керамики и эмали. Общие правила уборки

2


санузлов.


8

Личная гигиена (6 ч)


8.1

Знакомство с правилами личной гигиены.

2

8.2

Виды инфекционных заболеваний и меры профилактики,

2


значение профилактических прививок.


8.3

Алгоритм мытья рук, правила стрижки ногтей, уход за руками

2


спирто-глицериновыми смесями.


9

Общие требования к уходу за больными (6ч)


9.1

Долге медицинского работника перед больным.

2

9.2

Документы при оформлении в стационар.

2

9.3

Структура отделения в больнице, правила ухода за лежачими

2


больными, гигиенический уход за больными.


10

Структура поликлиники (6ч)




10.1

Структура поликлиники. Расписание работы специалистов.

2

10.2

Структура работы регистратуры. Требования к внешнему виду

2


работника медицинского учреждения.


10.3

Работа дневного стационара. Гигиенические требования к

2


уборке в поликлинике.


11

Уход за растениями (10 ч)


11.1

Закрепление навыков ухода за комнатными растениями.

2


Подготовка воду для полива и опрыскивания растений.


11.2

Протирают гладкие листья растений, осуществляют полив,

2


рыхление. Протирают подоконники.


11.3

Протирают цветочные горшки и поддоны.

2

11.4

Проветривают помещения.

2

11.5

Работают в зимнем саду.

2


Итого:

272ч


7. Материально - методическое обеспечение



1. Учебники:



Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: учебник 5кл. –


М.:Просвещение,2005


Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. Технология: учебник 5 кл (вариант для


девочек) - М.: Вентана - Граф, 2004


Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: учебник 6 кл. (вариант для мальчиков) –


М.:Просвещение,2005


Симоненко В.Д. Поурочные планы. Технология 6кл. - Волгоград,2005


Технология. Обслуживающий труд. - М.:Дрофа,2006


Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. Технология: учебник 6 кл (вариант для


девочек) - М.: Вентана - Граф, 2004


Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: учебник 7кл. (вариант для мальчиков) –


М.:Просвещение,2005


Технология. Обслуживающий труд. - М.:Дрофа,2006


Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. Технология: учебник 7 кл (вариант для


девочек) - М.: Вентана - Граф, 2004


Симоненко В.Д. Технология: учебник 8 кл.– М: Вентана-Граф,2005


Симоненко В.Д. Технология: учебник 9кл. – М: Вентана-Граф,2005

Технические средства

  • персональный компьютер (ноутбук, планшет);

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!