СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа профподготовки по профессиональному модулю ПМ.02 Выполнение малярных работ по профессии 13450 Маляр.
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Принято Утверждено
решением методического приказом Ишимбайского
совета СУВУ №57 от 29.08.2023г. протокол № 1 от 26.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Выполнение малярных работ
по профессии: 13450 Маляр
с присвоением квалификации: маляр – 2-3 разряда
на 2023-2024 учебный год
Нормативный срок освоения 10 месяцев
Ишимбай
2023 г.
Программа профессионального модуля «Выполнение малярных работ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее
– ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
Организация-разработчик: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение »
Разработчик: мастер производственного обучения высшей квалификационной категории Шенкоренко Л.Ф.
Правообладатель программы: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение « Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение », 453210, РБ, г. Ишимбай, ул. Северная, 29, телефон 8(34794)7-85-26, [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
стр.
4
7
8
11
15
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение малярных работ
1.1.Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 13450 Маляр по направлению 270800 Строительство укрупненной группы 270000 Архитектура и строительство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение малярных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных и
декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды
ПК3.2. Приготавливать составы для малярных и декоративных работ по заданной рецептуре с соблюдением безопасных условий труда и охраны
окружающей среды
ПК3.3. Выполнять грунтование и шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда
ПК3.4. Окрашивать поверхности различными малярными составами, используя необходимые инструменты, приспособления и оборудование, с соблюдением безопасных условий труда
ПК3.5. Оклеивать поверхности различными материалами с соблюдением требований технологического задания и безопасных условий труда
ПК3.6. Выполнять декоративно-художественную отделку стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов различными способами с применением необходимых материалов, инструментов и оборудования с соблюдением безопасных условий труда
ПК3.7. Выполнять ремонт и восстановление малярных и декоративно- удожественных отделок в соответствии с технологическим заданием и соблюдением безопасных условий труда
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в составе программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессии 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ.
1.2.Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля, а также в результате его изучения должен:
иметь практический опыт:
- подготовки рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно-художественных работ в соответствии с инструкциями и регламентами;
- очистки поверхностей и предохранение от набрызгав краски, обработки поверхностей, окончательной подготовки поверхностей для окрашивания и оклеивания обоями;
-приготовления грунтовочных составов, эмульсий и паст по заданной рецептуре;
-приготовления окрасочных составов по заданной рецептуре;
- приготовления окрасочных составов необходимого тона при количестве пигментов не более четырех;
- выполнения грунтования и шпатлевания поверхностей;
- нанесения шпатлвочных составов на поверхности;
- разравнивания шпатлевочного состава;
- грунтовки поверхностей кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом;
- технического обслуживания краскопульта;
- шлифовки огрунтованных, окрашенных и прошпатлеванных поверхностей;
- окрашивания поверхностей различными малярными составами;
- окрашивания поверхностей кистями, валиками, краскопультами с ручным приводом;
- вытягивания филенок без подтушевывания;
-окрашивания рам;
- подготовки стен и материалов к оклеиванию обоями;
- оклеивания поверхности обоями простыми или средней плотности;
- отделки стен высококачественными обоями;
- выполнения декоративно-художественной отделки стен;
-выполнения торцевания и флейцевания поверхностей;
-выполнения декоративного покрытия поверхностей в один или несколько тонов;
-выполнения декоративного покрытия поверхностей под дерево и камень;
- копирования и вырезания трафаретов любой сложности;
- отделки поверхностей набрызгом, цветными декоративными крошками;
- рельефного и фактурного окрашивания поверхностей;
-орнаментальной росписи в несколько тонов;
-ремонта и восстановления малярных и декоративно-художественных отделок.
уметь:
- организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно-художественных работ в соответствии с инструкциями и регламентами. Пользоваться установленной технической документацией. Соблюдать правила техники безопасности и охраны окружающей среды;
-выполнять подготовительные работы при производстве малярных и декоративных работ в соответствии с заданием;
- пользоваться металлическими шпателями, скребками, щетками для очистки поверхностей,
пользоваться пылесосом;
-удалять старую краску с расшивкой трещин и расчисткой выбоин. Устанавливать защитные материалы (скотч, пленки) для предохранения поверхностей от набрызга краски. Наносить на поверхности олифу, грунты, пропитки кистью или валиком;
- осуществлять производство работ по грунтованию и шпатлеванию поверхностей, пользоваться инструментами и приспособлениями для грунтования поверхностей.
- заправлять, регулировать факел распыла грунта, наносить грунт на поверхность краскопультами с ручным приводом. Производить техническое обслуживание ручного краскопульта;
- пользоваться инструментом для нанесения шпатлевочного состава на поверхность вручную;
- шлифовать огрунтованные, окрашенные и прошпатлеванные поверхности;
- осуществлять производство работ по окрашиванию поверхностей различными малярными составами. Пользоваться инструментом и приспособлениями для нанесения на поверхность лаков, красок и побелок;
- Окрашивать рамы. Пользоваться установленной технической документацией.Соблюдать безопасные условия труда;
- выполнять подготовку стен и материалов к оклеиванию обоями. Осуществлять производство работ по оклеиванию поверхности различными материалами. Обеспечивать прилегание без пузырей и отслоений наклеенных на поверхности стен обоев простых и средней плотности;
- удалять старые обои, наклеенные внахлестку, и наклеивать новые. Удалять пятна на оклеенных поверхностях;
-пользоваться инструментом для обрезки кромок обоев;
- обеспечивать прилегание без пузырей и отслоений наклеенных на поверхности высококачественных обоев. Пользоваться инструментом и приспособлениями для оклеивания поверхностей. Пользоваться инструментом и приспособлениями для смены обоев. Соблюдать требования технологического задания и безопасных условий труда;
- определять дефекты и повреждения поверхностей, подлежащих ремонту. Соблюдать правильность технологии ремонта поверхностей. Осуществлять производство работ по ремонту и восстановлению декоративно-художественных отделок в соответствии с технологическим заданием. Пользоваться установленной технической документацией
знать:
- требования инструкций и регламентов по организации и подготовке рабочих мест, оборудования, материалов и инструментов для выполнения малярных и декоративно-художественных работ. Технологическую последовательность подготовки поверхностей под окрашивание и оклеивание;
-приемы очистки поверхностей. Способы и правила расшивки трещин, вырезки сучьев и засмолов;
-способы нанесения на поверхности олиф, грунтов, пропиток кистью или валиком;
- сортамент, маркировку, основные свойства олиф;
- сортамент, маркировку, основные свойства шпатлевочных составов;
-сортамент, маркировку, основные свойства применяемых грунтовочных составов, эмульсий и паст;
-способы приготовления грунтовочных составов, эмульсий и паст по заданной рецептуре;
-способы и правила приготовления окрасочных составов. Способы и правила подбора колера - правила транспортировки, складирования и хранения компонентов для малярных и декоративных работ;
- правила применения средств индивидуальной защиты;
- технологическую последовательность окрашивания поверхности различными малярными составами. Требования, предъявляемые к качеству окрашенных и побеленных поверхностей; - способы и правила нанесения лаков, краски, побелки на поверхности;
- способы вытягивания филенок без подтушевывания;
- требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при производстве обойных работ, к качеству оклеенных поверхностей;
-приемы и способы подготовки стен и материалов к оклеиванию обоями. Технологическую последовательность оклеивания поверхности различными;
-способы и правила оклеивания поверхностей обоями;
- сортамент, маркировку, основные свойства высококачественных обоев. Правила эксплуатации инструмента и приспособлений, используемых при наклеивании и замене обоев;
-способы и правила выполнения малярных работ под декоративное покрытие;
- технологическую последовательность выполнения декоративно-художественной отделки стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов;
- виды ручного и механизированного инструмента и оборудования;
- способы подбора окрасочных составов. Способы и приемы копирования и вырезания трафаретов, инструмент для копирования и вырезания трафаретов. Способы подбора и составления трафаретов;
- технологическую последовательность отделки поверхности по трафарету. Способы покрытия поверхностей под ценные породы дерева, декоративные камни и другие имитационные работы;
-способы и правила формирования рельефа и фактурного окрашивания. Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами;
-методику определения дефектов и повреждений поверхностей, подлежащих ремонту;
-технологическую последовательность ремонта поверхностей, выполненных с использованием малярных работ и декоративно-художественных отделок. Требования, предъявляемые к качеству отремонтированных поверхностей. Правила техники безопасности при выполнении ремонтных и восстановительных работ.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 138 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 42 часов; самостоятельной работы обучающегося – 21 часа;
учебной и производственной практики – 75 часа.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности выполнение малярных работ в качестве маляра строительного 3-го разряда в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Выполнять подготовительные работы при производстве малярных и декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды
|
ПК 3.2. | Приготавливать составы для малярных и декоративных работ по заданной рецептуре с соблюдением безопасных условий труда и охраны окружающей среды |
ПК 3.3.
| Выполнять грунтование и шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда |
ПК 3.4. | Окрашивать поверхности различными малярными составами, используя необходимые инструменты, приспособления и оборудование, с соблюдением безопасных условий труда |
ПК3.5.
| Оклеивать поверхности различными материалами с соблюдением требований технологического задания и безопасных условий труда |
ПК3.6. | Выполнять декоративно-художественную отделку стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов различными способами с применением необходимых материалов, инструментов и оборудования с соблюдением безопасных условий труда |
ПК3.7. | Выполнять ремонт и восстановление малярных и декоративно- удожественных отделок в соответствии с технологическим заданием и соблюдением безопасных условий труда |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
|
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках |
ОК11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
|
|
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Примерный тематический план профессионального модуля
Коды профессио- нальных компетен- ций | Наименования разделов профессио- нального модуля | Всего часов (макс. Учебная нагрузка и прак- тики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Учебная, часов | Практика | |||||
Производственная, часов | ||||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, | |||||||||
Всего, часов | в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия, часов | часов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
ПК 3.1.,ПК 3.2, ПК 3.3 | Раздел 1. Технология подготовки поверхностей под окрашивание | 24 | 8 | 2 | 4 | 12 | - | |||
ПК 3.4. ПК 3.6 | Раздел 2. Технология окрашивания поверхностей различными малярными составами | 39 | 18 | 7 | 9 | 12 | - | |||
ПК 3.5. | Раздел 3. Технология оклеивания поверхностей различными материалами | 30 | 12 | 5 | 6 | 12 | - | |||
ПК 3.7 | Раздел 4. Декоративно-художественная отделка. Технология ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей | 12 | 4 | 2 | 2 | 6 | - | |||
ПК 3.1. ПК 3.2. ПК 3.3. ПК 3.4. ПК 3.5. ПК 3.6. ПК 3.7.
| Производственная практика, часов | 33 |
|
|
|
| 33 | |||
| Всего: | 138 | 42 | 16 | 21 | 42 | 33 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел 1. ПМ 3. Технология подготовки поверхностей под окрашивание |
| 24 |
| |||||
МДК 03. Технология малярных работ |
| 12 |
| |||||
Тема 1.Технология подготовки различных поверхностей под окрашивание | Содержание учебного материала | 8 | 1 | |||||
1. | Значение подготовки поверхностей под малярную отделку. Основные виды и последовательность выполнения операций при подготовке поверхностей под окраску: очистка поверхности, просушивание сырых мест; огрунтовывание; расшивка и заполнение трещин и раковин; шлифование. | |||||||
2 | Основные инструменты и приспособления для подготовки поверхностей под окраску. | |||||||
3 | Особенности подготовки под окраску новых оштукатуренных поверхностей: основные технологические операции и последовательность их выполнения | |||||||
4 | Особенности подготовки под окраску деревянных поверхностей: основные технологические операции и последовательность их выполнения. | |||||||
5 | Особенности подготовки металлических поверхностей под окрашивание: основные технологические операции и последовательность их выполнения. | |||||||
6 | Подготовка ранее окрашенных поверхностей: основные технологические операции и последовательность их выполнения. Особенности подготовки поверхностей, ранее окрашенных: известковыми или клеевыми составами | |||||||
7 | Особенности подготовки поверхностей, ранее окрашенных: масляными красками, эмалями, лаками и т.д. Удаление старой краски | |||||||
8 | Подготовка проблемных мест: удаление старых высохших ржавых пятен; сырых пятен от протечек; обработка закопчённых поверхностей. Заделка трещин на штукатурке перед окраской.
| |||||||
Практические занятия | 2 | 2 | ||||||
1 | Выполнение работ по заделке мелких трещин на поверхности штукатурки при её подготовке под окраску | |||||||
2 | Удаление старой масляной краски вручную при помощи шпателя | |||||||
| Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций. Технология подготовки новых оштукатуренных поверхностей под окраску Технология подготовки металлических поверхностей под окраску Технология подготовки деревянных поверхностей под окрашивание Технология подготовки ранее окрашенных поверхностей | 4 | 3 | |||||
Учебная практика Тема №1. Подготовка поверхностей под окрашивание Виды работ: -выполнение работ по подготовке новых оштукатуренных поверхностей под окраску; -выполнение работ по подготовке металлических поверхностей под окраску; -выполнение работ по подготовке деревянных поверхностей под окраску - подготовка проблемных мест: удаление старых высохших ржавых пятен; сырых пятен от протечек; обработка закопчённых поверхностей. Заделка трещин на штукатурке перед окраской | 12 | 2 | ||||||
Раздел 2. ПМ 3. Технология окрашивания поверхностей различными малярными составами. Выполнение простейших малярных отделок. | | 39 |
| |||||
МДК 03. Технология малярных работ | | 18 |
| |||||
Тема 33 2.1. Основы цветоведения | | Физическая природа света. Солнечный спектр. Квантовые и волновые свойства света. Понятие о цвете. Поглощение и отражение света поверхностью. Законы преломления, изменения цвета предметов в зависимости от освещения, состава и структуры поверхности. Взаимодействие света с веществом. | 3 | 1 | ||||
| Фотолиз, фотолюминисценция Основные цветовые характеристики: цветовой тон и чистота цвета. Возможности их измерения. Общие понятия о способах определения изменений в цвете и цветовых характеристик. Чувствительность человеческого глаза к световому излучению разных длин волн | |||||||
3
44
4 | Ахроматические и хроматические цвета. Законы смешивания цветов. Дополнительные цвета и их свойства. Смешивание красок в малярной технике. Разбелы и затемнения. Восприятие цвета; цветовой контраст; пространственные свойства цветов; тяжелые и легкие цвета. Цвет и фактура поверхности. Подбор цвета колера в зависимости от освещенности помещений и ориентации их относительно стран света. Использование пособий и устройств для практического подбора гармонического сочетания цветов («Руководство по цвету», «Цветогармонизатор», цветоподборная линейка, «Комплект рабочих колеров», трансформируемый альбом-каталог для отделки фасадов промышленных и гражданских зданий и др.) | |||||||
Практические занятия | 1 | 2 | ||||||
1. Практическое смешение красок для получения заданных тонов | ||||||||
Тема № 3.2.2 Технологические процессы окрашивания поверхностей | Содержание учебного материала | 2
| 1 | |||||
1. | Общие сведения о лакокрасочных материалах. Классификация по виду, химическому составу, назначению. Маркировка лакокрасочных материалов. Свойства. | |||||||
Огрунтовывание поверхностей: назначение процесса, основные технологические операции, применяемые материалы и инструменты. Виды грунтовочных составов. Приёмы нанесения грунтовки кистями, валиками. Шпатлевание поверхностей: назначение процесса, основные технологические операции, применяемые материалы и инструменты. Виды шпатлёвочных составов. Способы нанесения шпатлёвки шпателями, металлическими гладилками. Механизация работ по нанесению шпатлёвки. Шлифование прошпатлёванных поверхностей: назначение процесса, основные технологические операции. Шлифование с использованием шлифовальных машин | ||||||||
Практические занятия | 2 | 2 | ||||||
1 | Нанесение грунтовочного состава маховой кистью | |||||||
2 | Нанесение шпатлёвочного состава двумя шпателями или шпателем и гладилкой | |||||||
Тема № 3.2.3 Технология окрашивания поверхностей водными составами | Содержание учебного материала | 5 | 1 | |||||
1. | Водные окрасочные составы: известковые краски, клеевые краски, силикатные и водоэмульсионные краски. Технология окраски водными составами: основные технологические операции при различных видах окраски. Факторы, влияющие на число и последовательность операций при окраске водными составами. | |||||||
2. | Известковые краски: назначение, применение, основные компоненты, свойства. Технология окраски известковыми составами. | |||||||
3 | Клеевые краски: назначение, применение, основные компоненты, свойства. Технология окраски клеевыми составами. | |||||||
4 | Силикатные краски: назначение, применение, основные компоненты, свойства. Технология окраски силикатными составами. | |||||||
5 | Водоэмульсионные краски: назначение, применение, основные компоненты, свойства. Технология окраски водоэмульсионными составами. | |||||||
Практические занятия | 1 | 2 | ||||||
1 | Окрашивание стен клеевыми составами кистями или валиками | |||||||
Тема № 3.2.4. Технология окрашивания поверхностей неводными составами
| Содержание учебного материала | 6 | 1 | |||||
1 | Неводные окрасочные составы: масляные, лаковые, эмалевые краски | |||||||
2 | Основные технологические операции по окраске неводными составами: по дереву (простая, улучшенная, высококачественная); по штукатурке (простая, улучшенная, высококачественная) | |||||||
3 | Масляные краски. Маркировка. Связующие масляных красок. Густотёртые масляные краски. Краски масляные и алкидные, готовые к употреблению | |||||||
4 | Лаки и эмали. Краски на их основе | |||||||
5 | Механизированная окраска поверхностей неводными составами | |||||||
6 | Правила безопасного выполнения работ при окраске неводными составами | |||||||
Практические занятия: | 1 | 2 | ||||||
1 | Окрашивание труб и радиаторов неводными составами | |||||||
Тема № 3.2.5. Технология выполнения простейших малярных отделок
| Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||
1 | Виды простейших малярных отделок поверхностей. Выбор вида отделки в зависимости от назначения помещения. Способы разбивки поверхностей стен на фризы (бордюры), гобелены, панели. Правила разбивки. Филенки: виды и назначение. Инструменты для вытягивания филенок. Характеристика способов выполнения простых филенок. | |||||||
2 | Правила отделки поверхностей по трафарету. Виды трафаретов: прямые, обратные, многоцветные. Способы изготовления трафаретов. Способы разметки поверхностей для трафаретов. Методы подбора окрасочного состава по цвету и вязкости для выполнения рисунка по трафарету. Техника набивки трафаретов | |||||||
Практические занятия: | 2 | 2 | ||||||
1 | Изготовление простейших трафаретов | |||||||
2 | Разметка поверхностей для трафаретов | |||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - способы огрунтовывания; - способы шпатлевания; - способы шлифования поверхностей; - технология окраски клеевыми составами; - технология окраски известковыми составами; - технология окраски силикатными составами; - технология окраски водоэмульсионными составами; - технология окраски дверей и окон неводными составами, окраски труб, радиаторов и других решетчатых металлических конструкций неводными составами; - технология выполнения простейших малярных отделок | 9 | 3 | ||||||
Учебная практика Тема №2 «Окрашивание поверхностей различными малярными составами» Виды работ: - выполнение работ по окрашиванию известковыми составами; - выполнение работ по окрашиванию водоэмульсионными составами; - выполнение работ по окрашиванию дверей и окон, труб, радиаторов и других решетчатых металлических конструкций неводными составами -выполнение простейших малярных отделок | 12 | 2 | ||||||
Раздел 3. ПМ 3. Технология оклеивания поверхностей различными материалами
|
| 30 |
| |||||
МДК 3. Технология малярных работ |
| 12 |
| |||||
Тема 3.1. Способы подготовки поверхностей под оклеивание обоями
| Содержание учебного материала | 7 | 1
| |||||
1. Обои: назначение, виды, свойства, условные обозначения. Обои бумажные, моющиеся, текстильные, металлические и др. | ||||||||
2.Клеи для обойных работ. Требования к клеям. Способы приготовления клеевых составов; контроль их качества. Нормы расходования материалов. Способы нанесения клеевых составов на поверхности; способы оклеивания поверхностей макулатурой и марлей. | ||||||||
3.Инструменты и инвентарь для обойных работ | ||||||||
4.Технология подготовки поверхностей под оклейку обоями: основные технологические операции. Приемы подготовки поверхностей под оклейку обоями | ||||||||
5. Способы подготовки под оклеивание бетонных и оштукатуренных поверхностей. | ||||||||
6. Способы подготовки под оклеивание поверхностей древесно-волокнистых плит, гипсокартонных листов. | ||||||||
7. Обработка поверхностей, покрытых масляной, эмалевой краской или лаком. Способы подготовки под оклеивание поверхностей, ранее оклеенных обоями. | ||||||||
Практическая работа | 3 | 2 | ||||||
1.Подготовка поверхности гипсокартонных листов под оклеивание | ||||||||
2. Выполнение работ по удалению старых бумажных обоев | ||||||||
3. Подготовки под оклеивание поверхностей гипсокартонных листов | ||||||||
Тема 3.2. Технология оклеивание стен и потолков обоями | Содержание учебного материала | 5 | 1 | |||||
1. Технологические операции, выполняемые при оклеивании по: монолитной штукатурке и бетону (обои простые и средней плотности, тисненые и плотные, линкруст и плёнки); гипсокартону (обои простые и средней плотности, тисненые и плотные, линкруст и плёнки); дереву (обои простые и средней плотности, тисненые и плотные, линкруст и плёнка). | ||||||||
2. Расчёт числа рулонов обоев, необходимых для оклеивания стен помещения. Потери при раскрое обоев с различным рисунком. Подготовка обоев к оклеиванию: обрезка кромок, разрезание рулонов на полотна. Способы обрезки кромок на обоерезальной машине. Приёмы нанесения клея на подготовленные полотна обоев. | ||||||||
3. Технология оклеивания стен обоями: основные технологические операции, последовательность их выполнения, способы и приёмы выполнения. Особенности разметки и закрепления границы наклейки первого полотна обоев. Наклейка обоев встык и внахлёстку. Способы и приёмы наклеивания бордюра или фриза. | ||||||||
4. Технология оклеивания обоями потолков | ||||||||
5. Виды и характеристика обоев простых и средней плотности. Технологические процессы оклеивания поверхностей обоями. Применение высококачественных обоев, пленок и линкруста для оклеивания поверхностей. Последовательность операций по оклеиванию поверхностей тиснеными обоями и поливинилхлоридными пленками на бумажной основе. Назначение и способы выполнения каждой операции Последовательность операций по оклеиванию поверхностей поливинилхлоридными пленками на тканевой основе, линкрустом и самоклеющимися пленками. Назначение и способы выполнения каждой операции. Виды клейстеров и клеящих составов для проклеивания поверхностей и наклеивания пленок (на бумажной и тканевой основе и линкруста). Способ приготовления клейстера. Требования к качеству поверхностей, оклеенных высококачественными обоями, пленками и линкрустом. Дефекты обойных работ, причины их появления и способы устранения. | ||||||||
Практические занятия | 2 | 2 | ||||||
1.Обрезка кромок и раскрой обоев вручную 2. Определение расхода обоев для оклеивания стен в зависимости от высоты стен, размеров жилой площади и размеров обоев
| ||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - обои: назначение, виды, свойства, условные обозначения - клеи для обойных работ: требования к клеям, способы приготовления клеевых составов; - инструменты и инвентарь для обойных работ; - технология подготовки различных поверхностей под оклейку обоями ; - технологические операции, выполняемые при оклеивании по: монолитной штукатурке и бетону (обои простые и средней плотности, тисненые и плотные, линкруст и плёнки); гипсокартону (обои простые и средней плотности, тисненые и плотные, линкруст и плёнки); дереву (обои простые и средней плотности, тисненые и плотные, линкруст и плёнки); - технология оклеивания стен обоями; - технология оклеивания обоями потолков; - последовательность операций по оклеиванию поверхностей поливинилхлоридными пленками на тканевой основе, линкрустом и самоклеющимися пленками
| 6 | 3 | ||||||
Учебная практика Виды работ: Тема №3. Оклеивание поверхностей различными материалами - приготовление клея; - определение норм расхода материалов; - приготовление клеящих составов на основе клея КМЦ для проклеивания поверхностей; - подготовка различных поверхностей для оклеивания обоями; - нанесение клеевого состава на поверхности и оклеивание их макулатурой; - обрезка кромок и раскрой обоев с подгонкой рисунка; - раскладывание полотнищ обоев простых и средней плотности, нанесение на них клея и наклеивание полотнищ на стены внахлестку; - проверка вертикальности углов и подгонка рисунка; - разглаживание обоев; - наклеивание бордюра; - выполнение работ по пакетному раскрою обоев; - оклеивание поверхностей тканями - оклеивание обоями стен и потолков | 12 | 2 | ||||||
Раздел 4 ПМ 3.Технология ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей |
| 12 |
| |||||
МДК 3. Технология малярных работ |
| 6 |
| |||||
Тема 4.1. Дефекты окрашенных и оклеенных поверхностей и оценка их качества | Содержание учебного материала | 3 | 1 | |||||
1. Причины возникновения дефектов на окрашенных и оклеенных поверхностях
| ||||||||
2. Основные дефекты поверхностей, окрашенных клеевой краской: отслаивание красочной плёнки, тёмные или ржавые пятна на поверхности, отмеливание поверхности и т.д. Способы устранения дефектов. Основные дефекты поверхностей, окрашенных известковой краской: отслаивание красочной плёнки, следы кисти на поверхности, изменение цвета и т.д. Способы устранения дефектов. Основные дефекты поверхностей, окрашенных силикатной краской: отслаивание окрасочного состава, изменение цвета и т.д. Способы устранения дефектов. Основные дефекты поверхностей, окрашенных неводными составами: пузыри, жухлость, потёки и т.д. Способы устранения дефектов. | ||||||||
3. Основные дефекты оклеенных поверхностей: пузыри, сморщенность, полотна расположены наклонно, твёрдые вкрапления под обоями и т.д. Способы устранения дефектов |
|
| ||||||
Практические занятия | 1 | 2 | ||||||
1. | Осмотр окрашенных и оклеенных поверхностей и выявление дефектов | |||||||
Тема 4.2. Технология ремонта окрашенных и оклеенных поверхностей | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |||||
1. Способы снятия набела, удаления копоти, ржавчины, жирных и других пятен, протравливание поверхностей раствором медного купороса, обработка и окрашивания поверхностей водными составами. Виды и последовательность выполнения работ при подготовке ранее окрашенных поверхностей под окраску неводными составами. Способы промывки прочной красочной пленки 2-5 процентным раствором кальцинированной соды. Снятие непрочной красочной пленки соскабливанием и обработкой едкими щелочными препаратами. | ||||||||
Лабораторная работа | 2 | 2 | ||||||
Определение норм расхода материалов для выполнения ремонта окрашенных поверхностей | ||||||||
Определение норм расхода материалов для выполнения ремонта оклеенных поверхностей | ||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - причины возникновения дефектов на окрашенных и оклеенных поверхностях; - основные дефекты окрашенных и оклеенных поверхностей и способы их устранения; - виды и последовательность работ при ремонте окрашенных и оклеенных поверхностей; - инструменты, применяемые при ремонте окрашенных и оклеенных поверхностей | 2 |
| ||||||
Учебная практика Тема №4 «Ремонт окрашенных и оклеиных поверхностей» Виды работ: - очистка поверхностей от старой краски; - нейтрализация поверхностей и подготовка их под окраску; - проверка качества подготовки ремонтируемых поверхностей к окраске; - заделка трещин и щелей; - нанесение грунтовочных и шпатлевочных составов, шлифование поверхностей; - проверка вязкости окрасочных составов, цвета и колеров; - нанесение окрасочных составов на поверхности кистью, валиком и ручным краскопультом | 6 |
| ||||||
Производственная практика итоговая по модулю Виды работ: - выполнение работ по подготовке новых оштукатуренных поверхностей под окраску; - выполнение работ по подготовке металлических поверхностей под окраску; - выполнение работ по подготовке деревянных поверхностей под окраску; - огрунтовывание поверхностей под окрашивание; - шпатлевание поверхностей под окрашивание; - шлифование прошпатлёванных поверхностей; - выполнение работ по окрашиванию известковыми составами; - выполнение работ по окрашиванию водоэмульсионными составами; - выполнение работ по окрашиванию дверей и окон неводными составами; - выполнение работ по окрашиванию труб, радиаторов и других решетчатых металлических конструкций неводными составами; - разметка поверхностей стен на панели, гобелены, фризы и зеркала; - нанесение на окрашенную поверхность плоского рисунка торцеванием, набрызгом, накаткой валиками; - подбор и приготовление колера, гармонично сочетающегося с цветом фона; - приготовление клея; - определение норм расхода материалов; - приготовление клеящих составов на основе клея КМЦ для проклеивания поверхностей; - подготовка различных поверхностей для оклеивания обоями; - нанесение клеевого состава на поверхности и оклеивание их макулатурой; - обрезка кромок и раскрой обоев с подгонкой рисунка; - раскладывание полотнищ обоев простых и средней плотности, нанесение на них клея и наклеивание полотнищ на стены внахлестку; - проверка вертикальности углов и подгонка рисунка; - разглаживание обоев; - наклеивание бордюра; - выполнение работ по пакетному раскрою обоев; - очистка поверхностей от старой краски; - нанесение окрасочных составов на поверхности кистью, валиком и ручным краскопультом | 33 | 3 | ||||||
Квалификационный экзамен по профессии 13450 Маляр | 3 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
основ строительного черчения;
основ материаловедения;
основ электротехники
основ экономики строительства
технологии малярных работ
лабораторий:
информационных технологий;
материаловедения
мастерских:
- для подготовки маляров;
залов:
библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет;
актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Комбинированный шкаф с классной доской;
Рабочий стол преподавателя;
Стул;
Стулья (скамейки) для обучающихся;
Компьютер преподавателя
Технические средства обучения:
диапроектор «Epson»;
экран для диапроектора;
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: для подготовки штукатуров:
Инструмент, приспособления, инвентарь:
Уровень строительный;
Валик;
Шпатель малярный металлический;
4. Щетка стальная;
Ведро
Емкость для грунтовки;
Емкость для краски;
Очки защитные закрытые;
Кисти малярные
Шкаф инструментальный групповой;
9. Ящик для сухих смесей металлический;
10. Перчатки резиновые;
Респиратор;
12. Сита с различным размером ячеек
4.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Прекрасная Е.П. Технология декоративно-художественных работ: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 192 с., .[16] с.цв. ил.
2. Прекрасная Е.П. Технология малярных работ: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 192 с., .[16] с.цв. ил.
Дополнительные источники:
Завражин Н.Н. Малярные работы высокой сложности. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
Завражин Н.Н. Технология отделочных строительных работ. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
Чичерин И.И., Чичерин Н.И. Общестроительные работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Скок О.М. Отделочные строительные работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
Фролова Л.Ф. Технология малярных работ: Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
Петрова И.В. Общая технология отделочных строительных работ. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
7. Черноус Г.Г. Штукатурные работы. – М.: ОИЦ «Академия», 2009.
8.Мороз Л.Н. Лапшин П.А. Штукатур: мастер отделочных строительных работ.- Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
Белоусов Е. Д., Вершинина О. С. Малярные и штукатурные работы; Высшая школа - М., 2018 - 288 c.
Н.П.Фирсенко « Руководство для производственного обучения маляров». Москва «Высшая школа» 2018г.
3. Л.П.Голощекина, Р.М.Гольдман, А.Д.Емельяненко «Производственное обучение маляров-штукатуров». М, «Высшая школа» 2011г.
Мультимедийные объекты: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-10/2.htm
http://teoriastroiki.ru/spravochnik/domostroenie/otdelochnye_raboty/tehnologiya_shtukaturnyh_rab ot/
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса
Недельная нагрузка обучения – 12 часов.
Обучающимся предоставляется право ознакомления с содержанием курса, требованиями к результату обучения, с условиями прохождения производственного обучения и производственной практики.
Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин «Основы материаловедения», «Основы электротехники», «Основы строительного черчения», «Основы экономики строительства».
Реализация программы модуля предполагает учебную практику при изучения каждого раздела. Занятия по учебной практике проводятся в мастерской для подготовки маляров 6 часов в неделю.
Производственная практика по профессии проводится при освоения разделов модуля «Выполнение малярных работ» по окончании изучения междисциплинарного курса «Технология малярных работ» и учебной практики в июне месяце.
Обязательным условием допуска к производственной практике по профессии в рамках профессионального модуля «Выполнение малярных работ» является освоение междисциплинарного курса «Технология малярных работ» и учебной практики.
Результаты прохождения учебной и производственной практики по модулю учитываются при проведении государственной (итоговой) аттестации.
Изучение программы модуля завершается итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются в форме устного экзамена по междисциплинарному курсу «Технология малярных работ» и практической квалификационной работы.
4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу «Технология малярных работ»:
наличие высшего профессионального образования по направлению, соответствующему профилю модуля «Выполнение малярных работ»,
опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы,
преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарного курса «Технология малярных работ», а также общепрофессиональных дисциплин «Основы материаловедения», «Основы электротехники», «Основы строительного черчения», «Основы экономики в строительстве».
Мастера производственного обучения: наличие 4 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы явяляется обязательным.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля «Выполнение малярных работ», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу «Технология малярных работ».
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предна-значенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образова-тельных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных и декоративных работ в соответствии с заданием и требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды ОК1-ОК.11 | Выполнение работ в соответствии с установленными регламентами с соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами, СНиП Проявление устойчивого интереса к будущей профессии | Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках, на уроках МДК «Технология малярных и декоративно-художественных работ»: оценка процесса, оценка результатов |
ПК3.2. Приготавливать составы для малярных и декоративных работ по заданной рецептуре с соблюдением безопасных условий труда и охраны окружающей среды ОК1-ОК.11 | Выполнение работ в соответствии с установленными регламентами с соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами, СНиП Применение методов и способов решения профессиональных задач при организации рабочего места, выполнении производственных задач и решении экстремальных ситуаций.Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках, на уроках МДК «Технология малярных и декоративно-художественных работ»: оценка процесса, оценка результатов |
ПК3.3.Выполнять грунтование и шпатлевание поверхностей вручную и механизированным способом с соблюдением технологической последовательности выполнения операций и безопасных условий труда ОК1-ОК.11 | Выполнение работ в соответствии с установленными регламентами с соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами, СНиП, технологической карты Оперативность поиска и ипользования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Широта использования различных источников информации, включая электронные. | Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках, на уроках МДК «Технология малярных и декоративно-художественных работ»: оценка процесса, оценка результатов |
ПК 3.4. Окрашивать поверхности различными малярными составами, используя необходимые инструменты, приспособления и оборудование, с соблюдением безопасных условий труда ОК1-ОК.11 | Выполнение работ в соответствии с установленными реглментами с соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами, СНиП, технологической карты Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Широта использования различных источников информации, включая электронные. | Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производтвенной практиках, на уроках МДК «Технология малярных и декоративно-художественных работ»: оценка процесса, оценка результатов |
ПК 3.5. Оклеивать поверхности различными материалами с соблюдением требований технологического задания и безопасных условий труда ОК1-ОК.11 | Выполнение работ в соответствии с установленными регламентами с соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами, СНиП, технологической карты. Оперативность и точность использования программных обеспечений и специализированных программных приложений для качественного выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках, на уроках МДК «Технология малярных и декоративно-художественных работ»: оценка процесса, оценка результатов |
ПК 3.6. Выполнять декоративно-художественную отделку стен, потолков и других архитектурно-конструктивных элементов различными способами с применением необходимых материалов, инструментов и оборудования с соблюдением безопасных условий труда ОК1-ОК.11 | Выполнение работ в соответствии с установленными регламентами с соблюдением правил безопасности труда, санитарными нормами, СНиП, технологической карты Оперативность и точность использования программных обеспечений и специализированных программных приложений для качественного выполнения профессиональных задач | Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках, на практических занятиях на уроках МДК «Технология малярных и декоративно-художественных работ»: оценка процесса, оценка результатов |
ПК 3.7. Выполнять ремонт и восстановление малярных и декоративно-художественных отделок в соответствии с технологическим заданием и соблюдением безопасных условий труда ОК1-ОК.11 | Выполнение работ в соответствии с уста-новленными регла-ментами с соблюде-нием правил безопасности труда, санитарными нормами, СНиП, технологической картой Коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, руководителями практики в ходе обучения и членами бригады. | Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках, на практических занятиях на уроках МДК «Технология малярных и декоративно-художественных работ»: оценка поцесса, оценка результатов |
Итоговая аттестация по профессиональному модулю квалификационный экзамен
выпускным квалификационным работам по профессии допускаются выпускники:
выполнившие все Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные базисным учебным планом;
прошедшие все виды учебной и производственной (по профилю специальности) практик.
7