СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приложение
к ООП по специальности 10.02.05. Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Агротехнологический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.02 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ ПРОГРАММНЫМИ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
2023 г.
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1553 от 09.12.16г.; примерной основной образовательной программы по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, зарегистрированной 31.05.2017 г. регистрационный номер 10.02.05-170703; профессионального стандарта «Специалист по защите информации в автоматизированных системах», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 сентября 2016 г. №522н; профессионального стандарта «Специалист по защите информации в телекоммуникационных системах и сетях», утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 ноября 2016 г. №608н |
Разработчик:
Королева Н.А. преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 4 |
2. | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 6 |
3. | ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 9 |
4. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 15 |
5. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 17 |
1.Паспорт рабочей программы производственной практики
ПМ.2 Защита информации в автоматизированных системах программными и программно-аппаратными средствами
1.1. Область применения программы:
Программа производственной практики – является частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (пр. № 1553 от 09.12.216г..), входящей в состав укрупнённой группы профессий и специальностей по направлению 10.00.00 Информационная безопасность в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Защита информации техническими средствами и соответствующих профессиональных компетенций (ПК, ПКР)
1.2. Цели и задачи производственной практики, требования к результатам освоения практики, формы отчетности
Производственная практика направлена на:
- приобретение студентами профессиональных навыков и первоначального опыта в профессиональной деятельности;
- закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися во время аудиторных занятий;
- формирование основных профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по профессии;
- воспитание сознательной трудовой и производственной дисциплины;
- усвоение студентами основ законодательства об охране труда, системы стандартов безопасности труда, требований правил гигиены труда и производственной санитарии, противопожарной защиты, охраны окружающей среды в соответствии с новыми нормативными и законодательными актами.
Базами производственной практики являются предприятия и организации г. Заводоуковска и Заводоуковского городского округа.
Проверка знаний, умений и навыков: по окончании производственной практики проверяется дневник практики, письменный отчет и осуществляется защита индивидуального задания.
1.3. Требования к результатам освоения практики.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения производственной практики по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем техник по защите информации должен:
Код | Результат |
знать/понимать: | |
З1 | Типовые средства и методы защиты информации в локальных и глобальных вычислительных сетях. |
З2 | Особенности применения программных и программно-аппаратных средств защиты информации в автоматизированных системах. |
З3 | Базовая конфигурация системы защиты информации автоматизированной системы. |
З4 | Нормативные правовые акты в области защиты информации. |
З5 | Нормативные требования к составу и содержанию эксплуатационной документации СССЭ, а также средств и систем защиты СССЭ от НСД. |
З6 | Типы, основные характеристики средств измерений и контроля процесса и параметров функционирования СССЭ, а также средств и систем защиты СССЭ от НСД. |
уметь: | |
У1 | Конфигурировать параметры системы защиты информации автоматизированной системы в соответствии с ее эксплуатационной документацией. |
У2 | Использовать типовые криптографические средства защиты информации, в том числе средства электронной подписи. |
У3 | Конфигурировать параметры системы защиты информации автоматизированной системы в соответствии с ее эксплуатационной документацией. |
У4 | Проводить монтаж (для программных средств - установку) СССЭ, средств и систем защиты СССЭ от НСД. |
У5 | Настраивать компоненты подсистем защиты информации операционных систем. |
иметь практический опыт: | |
ПО1 | Проверка работоспособности системы защиты информации автоматизированной системы. |
ПО2 | Ведение документов учета, обработки, хранения и передачи информации, составляющей тайну. |
ПО3 | Установка средств антивирусной защиты в соответствии с действующими требованиями. |
ПО4 | Монтаж программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты СССЭ от НСД. |
ПО5 | Ввод в эксплуатацию программно-аппаратных средств защиты информации в компьютерных сетях. |
1.4. В ходе освоения программы производственной практики студент должен:
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести общие и профессиональные компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 2.1 | Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно- аппаратных средств защиты информации |
ПК 2.2 | Обеспечивать защиту информации в автоматизированных системах отдельными программами, программно- аппаратными средствами |
ПК 2.3 | Осуществлять тестирование функций отдельных программных и программно- аппаратных средств защиты информации |
ПК 2.4 | Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа |
ПК 2.5 | Уничтожать информацию и носители информации с использованием программных и программно- аппаратных средств |
ПК 2.6 | Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно- аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак |
ПКР 1 | Организовывать собственную деятельность с учетом рационального и эффективного использования энергоресурсов. |
ПКР 3 | Шифровать и расшифровывать информацию. |
ПКР 5 | Использовать автоматизированные информационные системы (АИС) для различных проектов. |
ПКР 8 | Отслеживать изменения требований и стандартов, относящихся к программно-аппаратным средствам защиты информации со стороны законодательства, ФСО и ФСБ. |
По окончании практики студент сдаёт отчет в соответствии с содержанием тематического плана практики и по форме, установленной ГАПОУ ТО «Агротехнический колледж» и аттестационный лист, установленной формы.
Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения и защиты квалификационной работы
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение производственной практики по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем – 72 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
2.1 Результатом освоения рабочей программы производственной практики является сформированность у обучающихся профессиональных (ПК, ПКР) и общих (ОК) компетенций по профессии «Оператор ЭВМ» и получения опыта практической деятельности по основным видам профессиональной деятельности (ВПД):
ПМ.02 Защита информации в автоматизированных системах программными и программно-аппаратными средствами.
2.2 Результаты производственной практики, подлежащие оценке:
ВПД
|
ПК
| Показатели результата
|
Программные и программно-аппаратные средства защиты информации
| ПК 2.1 Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно- аппаратных средств защиты информации
ПК 2.2 Обеспечивать защиту информации в автоматизированных системах отдельными программами, программно- аппаратными средствами
ПК 2.3 Осуществлять тестирование функций отдельных программных и программно- аппаратных средств защиты информации ПК 2.4 Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа ПК 2.5 Уничтожать информацию и носители информации с использованием программных и программно- аппаратных средств ПК 2.6 Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно- аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. | Конфигурирует параметры системы защиты информации автоматизированной системы в соответствии с ее эксплуатационной документацией; использует типовые криптографические средства защиты информации, в том числе средства электронной подписи; оформляет документацию по регламентации мероприятий и оказанию услуг в области защиты информации; оформляет техническую документацию в соответствии с нормативными правовыми актами в области защиты информации; использует программные средства для архивирования информации; настраивает компоненты подсистем защиты информации операционных систем; работает с программным обеспечением с соблюдением действующих требований по защите информации |
Криптографические средства защиты информации | ПК 2.1 Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно- аппаратных средств защиты информации ПК 2.2 Обеспечивать защиту информации в автоматизированных системах отдельными программами, программно- аппаратными средствами ПК 2.3 Осуществлять тестирование функций отдельных программных и программно- аппаратных средств защиты информации ПК 2.4 Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа ПК 2.5 Уничтожать информацию и носители информации с использованием программных и программно- аппаратных средств ПК 2.6 Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно- аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. ПКР 1 Организовывать собственную деятельность с учетом рационального и эффективного использования энергоресурсов. ПКР 3 Шифровать и расшифровывать информацию. ПКР 5 Использовать автоматизированные информационные системы (АИС) для различных проектов. ПКР 8 Отслеживать изменения требований и стандартов, относящихся к программно-аппаратным средствам защиты информации со стороны законодательства, ФСО и ФСБ. | Конфигурируе параметры системы защиты информации автоматизированной системы в соответствии с ее эксплуатационной документацией; использует типовые криптографические средства защиты информации, в том числе средства электронной подписи; проводит монтаж (для программных средств - установку) СССЭ, средств и систем защиты СССЭ от НСД; проводит первичную настройку и проверку функционирования СССЭ, средств и систем защиты СССЭ от НСД; проводит текущий контроль показателей и процесса функционирования СССЭ, а также программных, программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты СССЭ от НСД, предусмотренный регламентом их эксплуатации; использует типовые криптографические средства защиты информации, в том числе средства электронной подписи; контролирует целостность подсистем защиты информации операционных систем; работает в компьютерных сетях с соблюдением действующих требований по защите информации; устанавливает обновления программного обеспечения, включая программное обеспечение средств защиты информации |
3. Тематический план производственной практики
Код ПК, ПКР | Наименование профессионального модуля (ПМ) | Темы практики (ПК) | Виды работ (содержание практики) | Объем часов
|
ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6, ПКР1, ПКР3, ПКР5, ПКР8.
| МДК 02.01. Программные и программно-аппаратные средства защиты информации | ПК 2.1 Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно- аппаратных средств защиты информации ПК 2.2 Обеспечивать защиту информации в автоматизированных системах отдельными программами, программно- аппаратными средствами ПК 2.3 Осуществлять тестирование функций отдельных программных и программно- аппаратных средств защиты информации ПК 2.4 Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа ПК 2.5 Уничтожать информацию и носители информации с использованием программных и программно- аппаратных средств ПК 2.6 Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно- аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. | Ознакомление с организационной структурой предприятия. Прохождение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте. Ознакомление с выпускаемой продукцией или оказанием услуг. Ознакомление с оргтехникой, с ПК (вид, операционная система) и топологией локальной сети. Анализ принципов построения систем информационной защиты производственных подразделений. Требования и рекомендации по защите информации программными и программно-аппаратными средствами. Техническая эксплуатация элементов программной и аппаратной защиты автоматизированной системы. Анализ эффективности применяемых программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в структурном подразделении. Учет, обработка, хранение и передача информации в АИС. Использование средств собственной защиты. Использование традиционных методов, технологий и средств защиты информации в автоматизированной системе. Регистрация и контроль критичных событий. Контроль целостности данных. Криптографическая защита. Примеры средств защиты информации от НСД. Комплексный подход к защите информации. Модель защищенной компьютерной системы. Классификация программно-аппаратных средств. Общая характеристика СЗИ от НСД. Характеристика программно-аппаратных средств. Требования к аппаратным средствам идентификации и аутентификации пользователей, применяемым в ЭЗ и АПМДЗ. Устройства Touch Memory. Устройства usbToken. Устройства двухфакторной аутентификации Jacarta. Сети, работающие по технологии коммутации пакетов. Стек протоколов TCP/IP. Особенности маршрутизации. Штатные средства защиты информации стека протоколов TCP/IP. Средства идентификации и аутентификации на разных уровнях протокола TCP/IP. Виртуальная частная сеть. Функции, назначение, принцип построения. Криптографические и некриптографические средства организации VPN. Устройства, образующие VPN. Криптомаршрутизатор и криптофильтр. Криптороутер. Принципы, архитектура, модель нарушителя, достоинства и недостатки. Принципы, архитектура, модель нарушителя, достоинства и недостатки. | 48 |
ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ПК 2.6, ПКР1, ПКР3, ПКР5, ПКР8.
| МДК 02.02. Криптографические средства защиты информации
| ПК 2.1 Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно- аппаратных средств защиты информации ПК 2.2 Обеспечивать защиту информации в автоматизированных системах отдельными программами, программно- аппаратными средствами ПК 2.3 Осуществлять тестирование функций отдельных программных и программно- аппаратных средств защиты информации ПК 2.4 Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа ПК 2.5 Уничтожать информацию и носители информации с использованием программных и программно- аппаратных средств ПК 2.6 Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно- аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. | Классификация основных методов криптографической защиты. Методы симметричного шифрования. Простая замена, многоалфавитная подстановка, пропорциональный шифр. Табличная перестановка, маршрутная перестановка. Гаммирование с конечной и бесконечной гаммами. Шифраторы жестких дисков. Устройства криптографической защиты данных «Криптон(УКЗД)». Сетевые шифраторы. Криптон-AncNet. Доверенный носитель с ключом шифрования. Криптон ip mobile. Аутентификация данных. Однонаправленные хеш-функции. Алгоритмы цифровой подписи. Система ЭЦП Эль-Гамаля. Стандарты цифровой подписи. Электронная подпись как модификация RSA. Применение криптографических атак на хеш-функции. Изучение программно-аппаратных средств, реализующих основные функции ЭП. Выполнение квалификационной работы. Применение нормативных правовых актов, нормативных методических документов по обеспечению информационной безопасности программно-аппаратными средствами при выполнении задач практики. | 24 |
| Итого производственной практики | 72 |
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу (в часах) | Практическая и самостоятельная работа (в часах) | Формы текущего контроля | Осваиваемые элементы компетенций |
| Производственная практика |
|
|
|
|
| Ознакомление с предприятием. | Ознакомление с организационной структурой предприятия. Прохождение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте. Ознакомление с выпускаемой продукцией или оказанием услуг. Ознакомление с оргтехникой, с ПК (вид, операционная система) и топологией локальной сети. | 6 | Фронтальный устный опрос | ПО1, ПО4, ПО5, У1,У4, З5,З6, ОК1,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.5, ПКР1, ПКР5, ПКР6, ПКР7, ПКР8. |
| Предмет и задачи программно-аппаратной защиты информации. | Анализ принципов построения систем информационной защиты производственных подразделений. Требования и рекомендации по защите информации программными и программно-аппаратными средствами. Техническая эксплуатация элементов программной и аппаратной защиты автоматизированной системы. | 6 | Фронтальный устный опрос | ПО1, ПО4, ПО5, У1,У4, З5,З6, ОК1,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.5, ПКР1, ПКР5, ПКР6, ПКР7, ПКР8. |
| Защищенная автоматизированная система. | Анализ эффективности применяемых программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности в структурном подразделении. Учет, обработка, хранение и передача информации в АИС. | 6 | Фронтальный устный опрос | ПО1, ПО4, ПО5, У1,У4, З5,З6, ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.5, ПКР1, ПКР5, ПКР6, ПКР7. |
| Принципы программно-аппаратной защиты информации от несанкционированного доступа. | Использование средств собственной защиты. Использование традиционных методов, технологий и средств защиты информации в автоматизированной системе. Регистрация и контроль критичных событий. Контроль целостности данных. Криптографическая защита. Примеры средств защиты информации от НСД. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1, ПО2, ПО3, У1,У2,З1,З2, ОК 1, ОК4, ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.5, ПКР1, ПКР5, ПКР6, ПКР7, ПКР8. |
| Применение СЗИ от НСД для организации защищенных компьютерных систем. | Комплексный подход к защите информации. Модель защищенной компьютерной системы. Классификация программно-аппаратных средств. Общая характеристика СЗИ от НСД. Характеристика программно-аппаратных средств. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1, ПО2, ПО3, ПО4,У1,У2,З1,З2, ОК 1, ОК4, ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.5, ПКР1,ПКР5,ПКР6, ПКР7,ПКР8. |
| Аппаратные средства идентификации и аутентификации пользователей. | Требования к аппаратным средствам идентификации и аутентификации пользователей, применяемым в ЭЗ и АПМДЗ. Устройства Touch Memory. Устройства usbToken. Устройства двухфакторной аутентификации Jacarta. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1, ПО2, У1,У2,З2,З3, ОК1,ОК2, ОК5,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК2.4,ПКР1, ПКР3, ПКР5,ПКР8. |
| Основы построения защищенных сетей. | Сети, работающие по технологии коммутации пакетов. Стек протоколов TCP/IP. Особенности маршрутизации. Штатные средства защиты информации стека протоколов TCP/IP. Средства идентификации и аутентификации на разных уровнях протокола TCP/IP. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1,ПО2, У2,У3, З1, З2, З3, ОК2, ОК5,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.6,ПКР1, ПКР3,ПКР5, ПКР8. |
| Средства организации VPN. | Виртуальная частная сеть. Функции, назначение, принцип построения. Криптографические и некриптографические средства организации VPN. Устройства, образующие VPN. Криптомаршрутизатор и криптофильтр. Криптороутер. Принципы, архитектура, модель нарушителя, достоинства и недостатки. Принципы, архитектура, модель нарушителя, достоинства и недостатки. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1,ПО2, У2,У3, З1, З2, З3, ОК2, ОК5,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.5,ПК 2.6, ПКР1,ПКР3, ПКР5,ПКР8. |
| Методы криптографической защиты информации. | Классификация основных методов криптографической защиты. Методы симметричного шифрования. Простая замена, многоалфавитная подстановка, пропорциональный шифр. Табличная перестановка, маршрутная перестановка. Гаммирование с конечной и бесконечной гаммами. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1,ПО2, У2,У3, З1, З2, З3, ОК2, ОК5,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.6,ПКР1, ПКР3,ПКР5, ПКР8. |
| Аппаратно-программные средства шифрования. | Шифраторы жестких дисков. Устройства криптографической защиты данных «Криптон(УКЗД)». Сетевые шифраторы Криптон-AncNet. Доверенный носитель с ключом шифрования. Криптон ip mobile. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1,ПО2, У2,У3, З1, З2, З3, ОК2, ОК5,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,ПКР1, ПКР3,ПКР5, ПКР8. |
| Электронная цифровая подпись. | Аутентификация данных. Однонаправленные хеш-функции. Алгоритмы цифровой подписи. Система ЭЦП Эль-Гамаля. Стандарты цифровой подписи. Электронная подпись как моди-фикация RSA. Применение криптографических атак на хеш-функции. Изучение программно-аппаратных средств, реализующих основные функции ЭП. | 6 | Оценка выполнения отчета по практике | ПО1, ПО2, У1,У2,З2,З3, ОК1,ОК2, ОК5,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК2.4,ПКР1, ПКР3, ПКР5,ПКР8. |
|
Квалификационная работа | Выполнение квалификационной работы. Применение нормативных правовых актов, нормативных методических документов по обеспечению информационной безопасности программно-аппаратными средствами при выполнении задач практики. | 6 | Оценка выполнения и защиты квалификационной работы | ПО1,ПО2, У2,У3, З1, З2, З3, ОК2, ОК5,ОК9, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,ПКР1, ПКР3,ПКР5, ПКР8.
|
Итого | 72 |
|
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ производственной ПРАКТИКИ
Производственная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом после освоения учебной практики (производственного обучения) рассредоточено.
В завершении проводится промежуточная аттестация по ПМ в форме выполнения квалификационной работы.
Аттестация по итогам производственной практики проводится в последний день практики на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. Практика завершается выполнением квалификационной работы. Итоги практики подводит мастер ПО, руководящий производственной практикой обучающихся.
4.1. Общие требования к организации производственной практики:
Производственная практика обучающихся проводится в организациях на основе прямых договоров между Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Заводоуковский агропромышленный техникум» и организацией, предприятием общественного питания, куда направляются обучающиеся. Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки студентов по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Производственная практика должна осуществляться согласно учебному плану образовательного учреждения, после освоения учебной практики (рассредоточено).
Обучающиеся направляются на практику на основании приказа директора ГАПОУ ТО «Агротехнический колледж».
Перед прохождением практики обучающимся выдаются задания для прохождения практики, дневники производственной практики. Перечень работ и количество часов заполняется мастером в соответствии с детальной программой производственной практики. Перед началом практики обучающимся необходимо изучить указанные в дневнике основные требования безопасности при выполнении производственных работ. Студенты образовательных учреждений при прохождении производственной практики в организациях обязаны:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой производственной практики;
- соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
- изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.
Руководители практики от учебных заведений: мастер производственного обучения
- устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;
- разрабатывают тематику индивидуальных заданий;
- принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
- осуществляют контроль за правильностью организации практики, выполнением программы практики студентам, проверяет правильность записей в дневниках;
- оказывают методическую помощь студентам при выполнении практических заданий, при заполнении дневника, присутствует при выполнении практикантами квалификационных (пробных) работ, если они выполняются на предприятии;
- оценивает результаты выполнения практикантами программы практики.
Руководитель организации, его заместитель или один из ведущих специалистов осуществляет общее руководство практикой студентов. За каждым практикантом закрепляется наставник, который будет обучать, выдавать задания, оценивать каждый рабочий день практики с отметкой в дневнике.
Обучающийся приступает к работе только после издания приказа по предприятию, проведения вводного инструктажа по требованиям безопасности труда и правилам пожарной безопасности. Во время практики каждый обучающийся ежедневно записывает в дневнике все наименования выполненных работ и др. данные, указанные в дневнике.
Перед началом работы практикант обязан получить инструктаж на рабочем месте, проверить техническое состояние технологического оборудования — получить наряд для выполнения учебных работ. Во время работы практикант должен использовать инструменты и приспособления по назначению так, чтобы гарантировать безопасное выполнение программы практики.
После окончания практики, обучающиеся сдают дневники мастеру. Наличие дневников необходимо для допуска к квалификационному экзамену.
Комплект документов руководителя практики от учебного заведения (см. Приложение №2):
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы по профессии 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем производственной практики предполагает наличие рабочих мест на основе прямых договоров с ОУ.
Характеристика рабочих мест:
4.2 Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Гейн А.Г. Информатика и ИКТ (11 класс), Издательство: М.: Просвещение, 2019.
Михеева Е.В. Информатика. Издательство: М.: Академия, 2020.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Издательство: М.: Академия, 2020.
Михеева Е.В. практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. Издательство: М.: Академия, 2019.
Дополнительные источники:
Новожилов О. П. Информатика. Серия: Основы наук. Издательство: Юрайт, 2011.
Олифер В., Олифер Н. Основы компьютерных сетей. Серия: Учебное пособие. Издательство: Питер, 2010.
Под редакцией В. В. Трофимова. Информатика. Серия: Основы наук. Издательство: Юрайт, 2010.
Романова Ю. Д. Информатика и информационные технологии. Серия: Учебный курс: Кратко и доступно. Издательство: Эксмо, 2013.
Уваров В. М., Силакова Л. А., Красникова Н. Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. Серия: Начальное профессиональное образование. Издательство: Академия, 2008.
Федорова Г. Н. Информационные системы. Серия: Среднее профессиональное образование. Издательство: Академия, 2010.
Фуфаев Э. В., Фуфаева Л. И. Пакеты прикладных программ. Серия: Среднее профессиональное образование. Издательство: Академия, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://kompset.narod.ru/page31.html Компьютерные сети
http://www.alleng.ru/edu/comp.htm. Образовательные ресурсы Интернета – Информатика
http://www.metod-kopilka.ru/page-1.html. Методическая копилка учителя информатики
http://www.oszone.net/61/ Windows XP
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2 разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения производственной практики в рамках профессиональных модулей и междисциплинарных курсов обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме выполнения квалификационной работы.
Результаты обучения
| Критерии оценки | Формы и методы оценки |
З1: Типовые средства и методы защиты информации в локальных и глобальных вычислительных сетях
| Оценка «5» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание; 2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. 3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ. Оценка «4» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание; 2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями. Оценка «3» ставится, если учащийся: 1. практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает; 2. теоретический вопрос раскрыт не полностью. Оценка «2» ставится, если учащийся 1. не выполнил практическое задание; 2. дан неверный ответ.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет |
З2: Особенности применения программных и программно-аппаратных средств защиты информации в автоматизированных системах.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
З3: Базовая конфигурация системы защиты информации автоматизированной системы.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
З4: Нормативные правовые акты в области защиты информации.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
З5: Нормативные требования к составу и содержанию эксплуатационной документации СССЭ, а также средств и систем защиты СССЭ от НСД. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
З6: Типы, основные характеристики средств измерений и контроля процесса и параметров функционирования СССЭ, а также средств и систем защиты СССЭ от НСД | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
У1: Конфигурировать параметры системы защиты информации автоматизированной системы в соответствии с ее эксплуатационной документацией
|
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет |
У2: Использовать типовые криптографические средства защиты информации, в том числе средства электронной подписи.
| Оценка «5» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание; 2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. 3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ. Оценка «4» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание; 2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями. Оценка «3» ставится, если учащийся: 1. практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает; 2. теоретический вопрос раскрыт не полностью. Оценка «2» ставится, если учащийся 1. не выполнил практическое задание; 2. на теоретический вопрос дан неверный ответ.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет |
У3: Конфигурировать параметры системы защиты информации автоматизированной системы в соответствии с ее эксплуатационной документацией | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
У4: Проводить монтаж (для программных средств - установку) СССЭ, средств и систем защиты СССЭ от НСД.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
У5: Настраивать компоненты подсистем защиты информации операционных систем. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПО1: Проверка работоспособности системы защиты информации автоматизированной системы. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПО2 Ведение документов учета, обработки, хранения и передачи информации, составляющей тайну | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПО3: Установка средств антивирусной защиты в соответствии с действующими требованиями
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПО4: Монтаж программно-аппаратных (в том числе криптографических) и технических средств и систем защиты СССЭ от НСД | Оценка «5» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание; 2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. 3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ. Оценка «4» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание; 2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями. Оценка «3» ставится, если учащийся: 1. практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает; 2. теоретический вопрос раскрыт не полностью. Оценка «2» ставится, если учащийся 1. не выполнил практическое задание; 2. на теоретический вопрос дан неверный ответ.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет |
ПО5: Ввод в эксплуатацию программно-аппаратных средств защиты информации в компьютерных сетях. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК7.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ОК9.Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Оценка «5» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание; 2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. 3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ. Оценка «4» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание; 2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями. Оценка «3» ставится, если учащийся: 1. практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает; 2. теоретический вопрос раскрыт не полностью. Оценка «2» ставится, если учащийся 1. не выполнил практическое задание; 2. на теоретический вопрос дан неверный ответ.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет |
ОК10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПК2.1.Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно- аппаратных средств защиты информации | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПК 2.2. Обеспечивать защиту информации в автоматизированных системах отдельными программами, программно- аппаратными средствами | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПК 2.3. Осуществлять тестирование функций отдельных программных и программно- аппаратных средств защиты информации | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПК 2.4. Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПК 2.5. Уничтожать информацию и носители информации с использованием программных и программно- аппаратных средств | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПК 2.6. Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно- аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПКР1.Организовывать собственную деятельность с учетом рационального и эффективного использования энергоресурсов. | Оценка «5» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет практическое задание; 2.ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. 3. на теоретический вопрос дает правильный четкий ответ. Оценка «4» ставится, если учащийся: 1. самостоятельно, сравнительно аккуратно, но с небольшими затруднениями выполняет практическое задание; 2. на теоретический вопрос дает ответ с небольшими неточностями. Оценка «3» ставится, если учащийся: 1. практическое задание выполняет с ошибками, но основные правила оформления соблюдает; 2. теоретический вопрос раскрыт не полностью. Оценка «2» ставится, если учащийся 1. не выполнил практическое задание; 2. на теоретический вопрос дан неверный ответ.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет |
ПКР3.Шифровать и расшифровывать информацию.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПКР 5. Использовать автоматизированные информационные системы (АИС) для различных проектов. | Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет | |
ПКР 8. Отслеживать изменения требований и стандартов, относящихся к программно-аппаратным средствам защиты информации со стороны законодательства, ФСО и ФСБ.
| Форма оценки – пятибалльная, Метод оценки – практическое задание, фронтальный опрос, зачет |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения проверяют у обучающихся личностные результаты:
Личностные результаты | Основные показатели результатов подготовки |
ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | Соблюдает нормы правопорядка, гражданского общества. |
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | Демонстрирует уважение к чужому труду. Проявляет ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности. Осознает, что такое «цифровой след».
|
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | Осознает, что личность каждого человека имеет огромную ценность. Признает, что у каждого есть свои особенности, а также сильные и слабые стороны, не сравнивает себя с другими людьми. |
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | Демонстрирует экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира. Несет ответственность за состояние природных ресурсов. |
ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности | Демонстрирует коммуникабельность, вызывает при разговоре у собеседника доверие, идет на компромиссы, инициирует диалог с незнакомыми людьми, достигает взаимопонимания с людьми разных возрастных групп, общается ярким и образным языком. |
ЛР 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | Демонстрирует использование полученных знаний и умений на производственной практике, на научно-практических конференциях, при создании индивидуального проекта. |
ЛР 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем | Демонстрирует осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. |
ЛР 16. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. | Демонстрирует умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке, способность анализировать и действовать с позиции отдельных членов команды. Способен к эффективной работе в команде независимо от собственных амбиций и личных предпочтений вступать в эффективную коммуникацию и работать на групповой результат
|
ЛР 17. Соответствие уровня сформированности личностных качеств студентов уровню запросов работодателей | Демонстрирует осуществление самооценки результатов работы по критериям работодателя. Демонстрирует использование полученных знаний и умений на производственной практике. |
ЛР 18. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | Демонстрирует психологическую устойчивость в конфликтных ситуациях. |
ЛР 19. Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, предупреждающий свое и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве. | Демонстрирует умение искать нужные источники информации, пользоваться поисковыми системами, использовать компьютерную систему для хранения, передачи и обработки информации. |
ЛР 20. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий | Демонстрирует умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке. |
ЛР 21. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить | Демонстрирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.
|
ЛР 22. Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости
| Проявляет экономическую активность и навыки предпринимательской деятельности.
|
ЛР 23. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику | Проявляет профессиональную активность. Демонстрирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности. |
ЛР 24. Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности | Демонстрирует использование полученных знаний и умений на производственной практике, на научно-практических конференциях, при создании индивидуального проекта. |
ЛР 25. Гибко реагирующий на появление деятельности, готовый к их усвоению | Демонстрирует умение быстро адаптироваться к незнакомой обстановке.
|
9