Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДЕНА |
| |
| приказом директора ГПОУ ЯНАО |
| «Надымский профессиональный колледж» |
| от 31.05.2018 г. № 46-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕНОЙ ПРАКТИКИ
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Надым, 2018
Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01. Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «27» октября 2014 г. № 1351.
- Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18апреля 2013 г. № 291
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составител:
Сайфетдинова Луиза Рамисовна, преподаватель дошкольного образования
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 5
от «24» мая 2018 г.
И.о.председателя УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 7
от «30» мая 2018 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.В. Головань)
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКИ | 4 |
2 | УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА | 9 |
3 | ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКА | 16 |
4 | РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКИ | 26 |
5 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | 29 |
ПАСПОРТ ПОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТЕННОЙ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Практика обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обеспечивающей реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 27.10.2014г.№ 1351.
Цель практики – комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы с детьми по специальности.
Практика по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» организуется в рамках учебного процесса и включает следующие виды: учебную практику и производственную практику (далее - практика).
Производственная практика состоит из двух этапов: практика по профилю специальности и преддипломная практика.
Базами учебной и производственной практики являются дошкольные образовательные учреждения, которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения практики. Закрепление баз практики осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых связей, договоров между с колледжем и дошкольными образовательными организациями.
целью погружения студентов в практическую деятельность по изучаемым профессиональным модулям (ПМ) и междисциплинарным курсам (МДК),учебная и производственная практика (практика по профилю специальности)может быть организована концентрированно. Так же возможно чередование практики с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках профессиональных модулей по специальности.
Содержание учебной и производственной практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из профессиональных модулей и в соответствии с требованиями ФГОС к практическому опыту обучающихся.
Общее руководство преддипломной практикой осуществляют заведующая практикой. Непосредственное руководство в каждом дошкольном учреждении возлагается на преподавателя - руководителя практики, администрацию детского сада и воспитателей группы. конце практики на студента оформляется аттестационный лист и составляется характеристика, которая утверждается на педсовете по итогам практики в образовательной организации.
Оценка за практику выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности студента на практике) указанием видов работ, выполненных обучающимися во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями образовательной организации, в которой проводилась практика.
1.2. Область применения программы
Программа учебной и производственной (по профилю специальности) практики является частью ППССЗ по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» в части освоения основных видов профессиональной деятельности в соответствии с ПМ:
ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития.
ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей
ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
ПМ.04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
ПМ.05. Методическое обеспечение образовательного процесса
Программа учебной и производственной (по профилю специальности) практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и переподготовки работников в области дошкольного образования.
1.3. Цели и задачи практики.
выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»;
формирование и развитие общих и профессиональных компетенций;
приобретение первоначального опыта практической деятельности по освоению многофункциональной деятельности воспитателя;
формирование профессиональной компетентности будущего специалиста дошкольного образования в соответствии с основными видами профессиональной деятельности; развитие у студентов педагогической рефлексии и стремления к самосовершенствованию.
В результате выполнения программы учебной и производственной практики обучающий должен овладеть общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПМ):
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК.7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК.10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК.11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Выпускник должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПМ.01. Организовывать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие:
• планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
• проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;
• проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима;
• осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПМ.02. Организовывать различные виды деятельности и общение детей:
• планировать различные виды деятельности и общения детей в течение
дня
организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;
организовывать посильный труд и самообслуживание;
организовывать общение детей;
организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста;
анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПМ.03. Организовывать занятия (образовательную деятельность) по основным общеобразовательным программам дошкольного образования:
• определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста;
• проводить занятия с детьми дошкольного возраста;
• осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения дошкольников;
• анализировать занятия;
• вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПМ.04. Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации:
• определять цели, задачи и планировать работу с родителями;
• проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка;
• проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации
проведению мероприятий в группе и в образовательной организации;
• оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними;
• координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.
ПМ.05. Методически обеспечивать образовательный процесс:
• разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
• создавать в группе предметно – развивающую среду;
• систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
• оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
• участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования
1.4.Рекомендуемое количество часов на учебную и производственную практику
Учебная и производственная (по профилю специальности) практика распределена по семестрам в соответствии с изучением междисциплинарных курсов профессиональных модулей.
Общий объем времени на проведение учебной и производственной практики определен ФГОС специальности и составляет 23 недели (из них: учебная практика – 6,5 недель, производственная практика – 16,5 недель).
Общий объем времени на учебную и производственную практику
№п/ | Виды и этапы практики | Кол – во недель | Кол – во |
п | | | | часов |
1. УП.00 | Учебная практика | 4 недель | Всего | 828 |
2.ПП.00 | Производственная практика (практика | 19 | 23 недели | часов |
| по профилю специальности) | недель | | |
3.ПДП.00 | Производственная практика | 4 недели | |
| (преддипломная) | | | |
1.5. Распределение времени на учебную и производственную (по профилю специальности) практику в соответствии с профессиональными модулями (ПМ)
№ ПМ | Виды практик в соответствии с ПМ | Продолжительность | Распределение |
| | | (количество часов, | по семестрам |
| | | недель) | |
| | | | |
ПМ.01 | Учебная практика | | 1 неделя, 36 час. | 3 семестр |
ПМ.01 | Учебная практика | | 1 неделя, 36 час. | 4 семестр |
ПМ.01 | Производственная | практика | 1 неделя,36 час. | 4 семестр |
| (практика по профилю специальности) | | |
ПМ.02 | Учебная практика | | 1 неделя, 36 час. | 3 семестр |
| | | 1 неделя, 36 час | 4 семестр |
| | |
ПМ.02 | Производственная | практика | 2 недели, 72 час. | 4 семестр |
| |
| (практика по профилю специальности) | 2 недели, 72 час. | 5 семестр |
2 недели, 72 час. | 6 семестр | |
| | | | |
| | |
ПМ.03 | Учебная практика | | | |
- | - |
| | | |
| | | |
ПМ.03 | Производственная практика | | 2 недели, 72 час. | 5 семестр |
| |
| (практика по профилю специальности) | | |
| | | 3 недели.108 часов | 6 семестр |
ПМ.04 | Учебная практика | | --------------------------------------- | -------------- |
| | |
ПМ.04 | Производственная практика | | 1 неделя, 36 час. | 7 семестр |
| (практика по профилю специальности) | 2 недели , 72 часа | 8 семестр | |
ПМ.05 | Учебная практика | | ---- | ----- |
| | |
ПМ.05 | Производственная практика | | 1 неделя, 36 час. | 7 семестр |
| (практика по профилю специальности) | 3 недели.108 часов | 8 семестр |
1.6.Документация,обеспечивающая производственной практики
1.Документация по организации практики:
-рабочая программа учебной и производственной практики по специальности;
-семестровый план проведения практики;
-расписание работы студента на практике;
-журнал учета производственной практики (по профилю специальности)
2.Документация, подготовленная студентами – практикантами
(отчеты, дневники практики, материалы портфолио, методические разработки).
Документация, формируемая руководителями практики и педагогическими работниками образовательных учреждений (отчеты руководителей, протоколы педагогических советов, характеристика студента, аттестационный лист студента, справки на оплату за руководство практикой).
2.УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
2.1 Цель и задачи учебной практики
Цель учебной практики - формирование у обучающих практически профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуемого в рамках модулей ППССЗ по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
Основные задачи учебной практики:
-подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению междисциплинарных курсов соответствующих ПМ, закрепление, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении МДК в соответствии с ПМ;
-создание условий для формирования у студентов представлений о воспитательно – образовательной работе в современных дошкольных организациях и о воспитателе как главном субъекте образовательного процесса в ДОУ;
-изучение специфики труда воспитателя и формирование первичных представлений о его деятельности в дошкольной образовательной организации;
- формирование практических педагогических умений и навыков целенаправленного наблюдения за деятельность воспитателя и детей, ведения записей, анализа и отражения своих впечатлений, обобщения полученной информации;
- формирование культуры педагогического общения: «педагог - воспитанник», «педагог – студент», «педагог – педагог».
-воспитание интереса к педагогической деятельности и потребности в профессиональном самообразовании.
Учебная практика проводится для иллюстрации приемов и методов организации образовательного процесса параллельно с изложением соответствующих разделов междисциплинарных курсов, включенных в профессиональные модули.
2.2. Виды учебной практики:
практика наблюдений, просмотра и анализа показательных занятий и других видов детской деятельности по профилю специальности (основная цель: формирование умений осуществлять психолого – педагогический анализ учебного занятия, игровой, трудовой и др. видов детской деятельности, моделировать педагогическую деятельность);
*практика исследования личности ребенка (основная цель: овладение исследовательскими умениями педагога на основе изучения личности ребенка для ориентации будущей педагогической деятельности на реализацию личностно – ориентированного обучения и воспитания);
2.3. Содержание учебной практики в соответствии с ПМ.
ПМ. 01 | | Организация мероприятий, направленных на укрепление |
| | здоровья ребенка и его физическое развитие |
МДК.01.01 Медико –биологические и социальные основы здоровья МДК.01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста МДК. 01.03. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков | | Раздел 1 1. Анализ содержания образовательной области «Здоровье» Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Организация и проведение наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в дошкольной образовательной организации. 3.Профилактика травматизма и особенности организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения. 4Анализработывобразовательнойорганизациипредупреждению детского травматизма. 5 Изучение инструкций по организации охраны жизни и Здоровья детей , инструкций по технике безопасности, противопожарной безопасности в образовательной организации. 6.Наблюдение и анализ проведения закаливающих мероприятий, определение основных требований к организации процесса закаливания. 7 Наблюдение и анализ педагогических условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей в образовательной организации. 8Анализ спортивного инвентаря и оборудования, используемого для физического развития детей разных групп. Раздел 2. 1.Анализ содержания образовательной области «Физическая культура» Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.Анализ вариативных программ по физическому воспитанию дошкольников. 3.Анализ педагогических требований к режиму дня в разных возрастных группах. 4.Знакомство с особенностями работы образовательной организации по физическому воспитанию. 5.Наблюдение и анализ режимных процессов в разных возрастных группах. 6.Наблюдение и анализ мероприятий по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей: утренней гимнастики, образовательной деятельности в процессе режимных моментов, занятий по физическому воспитанию, физкультурных праздников, досугов, Дней здоровья. 7.Знакомство с особенностями планирования работы по физическому воспитанию в образовательной организации. 8.Анализ работы образовательной организации по взаимодействию с родителями в области физического воспитания.
Раздел 3. 1.Наблюдение и анализ работы воспитателя по овладению детьми разных возрастов основными движениями. 2.Анализ спортивного оборудования, предназначенного для организации двигательной деятельности. 3.Наблюдение и анализ проведения сюжетных и бессюжетных подвижных игр, элементов спортивных игр. |
ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей |
МДК.02.01.Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста МДК. 02.02. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК. 02.04. Практикум по художественной обработке материалов по изобразительному искусству МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания МДК.02.06. Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста | Раздел 1 1 Наблюдение и анализ условий организации игровой деятельности: наличие игровых уголков, игрового оборудования в разных возрастных группах Раздел 2 1 Наблюдение и анализ условий организации театрализованной деятельности. 2 Наблюдение и анализ разных видов театров. Раздел 3 1 Наблюдение и анализ условий организации трудовой деятельности: наличие оборудования для труда. 2 Наблюдение за формированием трудовых умений детей раннего и дошкольного возраста. 3 Наблюдение и анализ приемов организации и руководства трудовой деятельности детей с учетом возраста и психофизического развития детей, оценка результатов труда детей. Раздел 4 1 Наблюдение и анализ условий организации продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). 2 Наблюдение и анализ за формированием изобразительных умений в рисовании, лепке, аппликации, конструировании детей раннего и дошкольного возраста. 3 Наблюдение и анализ приемов организации и руководства продуктивной деятельности детей с учетом возраста и психофизического развития детей. 4 Наблюдение и анализ работу образовательной организации по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведения искусства. Раздел 5 1Анализоборудованиядляорганизациипродуктивнойдеятельности (рисование, аппликация, лепка). 2 Анализ образцов для организации продуктивной деятельности(рисование, аппликация, лепка). 3 Анализ оформления образовательной организации (дизайн помещений, использование в оформлении произведений искусства). 4 Анализ развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук. Раздел 6 1Анализоборудованиядляорганизациипродуктивной деятельности (художественная обработка материалов). 2 Анализ образцов для организации продуктивной деятельности (художественная обработка материалов). 3Анализоформленияобразовательнойорганизации(использование поделок из бумаги, картона, природного и другого материалов). 4 Наблюдение и анализ образовательной деятельности в области художественного творчества. 5.Анализ развития у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук. Раздел 7. 1.Наблюдение и анализ методов и приемов обучения детей игре на детских музыкальных инструментах и пению. Раздел 8. 1.Наблюдение и анализ методов и приемов обучения детей ритмическим упражнениям и танцам. Раздел 10. 1.Наблюдение и анализ различных видов и форм организации музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Раздел 11. 1.Наблюдение и анализ условий организации музыкальной деятельности в разных возрастных группах. 2.Наблюдение и анализ приемов организации и руководства музыкальной деятельностью детей с учетом возраста и их психофизического развития. 3.Наблюдение и анализ подготовки и проведения праздников и развлечений. |
ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным |
МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников МДК.03.04 Теория и методика математического развития | Раздел 1. 1.Анализ перспективных и календарных планов нормативной образовательной деятельности (занятий) в разных возрастных группах |
Раздел 2 1.Наблюдение и анализ различных видов (организованной образовательной деятельности) по развитию речи. 2.Обсуждение отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции. 3.Проведение диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей |
Раздел 3. 1.Наблюдение и анализ различных видов занятий в разных возрастных группах по ознакомлению с художественной литературой. 2.Обсуждение отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции. 3.Проведение диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. |
Раздел 5. | | | | | | | Наблюдение | и | анализ | различных | видов | занятий | (организованной образовательной деятельности) в разных | возрастных группах по коррекции нарушений речевого развития. | |
| Раздел 6. 1. Наблюдение и анализ различных видов занятий (организованной образовательной деятельности), экскурсий, наблюдений по экологическому образованию детей; экскурсий в природу и наблюдений за явлениями природы. 2.Обсуждение отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции. 3.Проведение диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Раздел 7. 1. Наблюдение и анализ различных видов занятий (организованной образовательной деятельности) по развитию математических представлений у дошкольников. 2.Обсуждение отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции. 3.Проведение диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 4.Наблюдение различных видов работы в повседневной жизни. Изучение и анализ предметно-развивающей среды для самостоятельной математической деятельности. |
ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации |
МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения | Раздел 1. 1. Анализ плана работы образовательной организации с семьей (родителями или лицами, их заменяющими). 2. Проведение наблюдения за детьми и обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка. 3. Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания. 4. Анализ процесса и результата работы образовательной организации с родителями. Раздел 2. 1. Анализ взаимодействия родителей с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников. |
ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса |
МДК.05.01 Теоретические и Прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | Раздел 1 Анализ учебно – методических материалов (рабочих программ, учебно – тематических планов). Изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования. |
2.4. Организация учебной практики.
Учебная практика организуется как на базе колледжа, так и в образовательных организациях. Студенты могут работать по двое в одной возрастной группе.
Практика показательных занятий и наблюдений может быть организована как преподавателем соответствующих МДК, так и руководителем подгруппы практикантов (не менее 8 человек) в образовательной организации.
Для наблюдения деятельности воспитателя в разных возрастных группах руководитель практики может объединять подгруппу.
В качестве показательных занятий и других видов деятельности могут быть использованы видеозаписи.
Тематика наблюдений, показательных занятий определяется в соответствии с содержанием ПМ.
В образовательной организации студенты могут работать в одной возрастной группе одновременно, организуя наблюдение и деятельность с
отдельными подгруппами детей. При подготовке к практике студенты консультируются у воспитателя группы и руководителя практики.
Учебная практика может проводиться в форме инструктивного семинара
– практикума на базе социально - педагогического колледжа. Занятия проводятся преподавателями в соответствии с содержанием междисциплинарных курсов, включенных в ПМ.
Практические и теоретические занятия семинара завершаются смотром общей готовности студентов к летней практике, где проводится анализ работы студентов, определяется уровень их подготовленности к работе с детьми в летний период.
По итогам учебной практики в соответствии ПМ студенты – практиканты оформляют отчетную документацию и получают зачет.
Основные критерии оценки практики студентов:
• выполнение всех заданий учебной практики и их качество;
• отношение к работе (дисциплинированность, добросовестность, ответственность);
• ведение документации;
• анализ педагогической деятельности, проявление независимости в суждениях, собственной позиции.
2.5. Отчетная документация по итогам учебной практики:
1. Дневник практики.
2. Аттестационный лист
3.Отчет студента, где студенты делают самоанализ профессионального становления, указывают трудности, с которыми столкнулись в процессе учебной практики.
3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (по профилю специальности).
3.1 Цель и задачи производственной практики (по профилю специальности).
Практика по профилю специальности является важнейшей составной частью профессиональной подготовки студентов к практической деятельности.
Основной целью практики является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта, реализуемого в рамках модулей ППССЗ по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по специальности.
Задачи практики:
• формирование у обучающихся системы профессиональных знаний, умений, навыков;
• овладение способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком;
• формирование умения творчески мыслить, способности выбирать педагогические приемы и технологии, адекватные приоритетным задачам воспитания на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям конкретного ребенка;
• формирование у студентов педагогической рефлексии.
В процессе производственной практики студенты – практиканты должны приобрести следующие профессиональные умения и навыки:
- планировать разнообразные виды образовательной деятельности и воспитательную работу с детьми, определяя основные цели и задачи;
-организовывать и проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие;
- организовывать различные виды деятельности (трудовую, игровую, продуктивную) и общение детей;
-организовывать занятия (образовательную деятельность) по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
- вести работу с родителями и взаимодействовать с сотрудниками образовательной организации;
- осуществлять работу по методическому обеспечению образовательного процесса: разрабатывать методические материалы на основе примерных, создавать в группе предметно – развивающую среду;
- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования;
- оценивать, анализировать педагогическую деятельность, корректировать процесс обучения и воспитания, осуществлять педагогический контроль;
- осуществлять педагогическое наблюдение за воспитанниками, изучать их индивидуальные особенности и учитывать их в работе, проектировать развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей;
- вести отчетную документацию по практике.
3.2 Содержание производственной (по профилю специальности) практики в соответствии с ПМ
ПМ. 01 | | Организация мероприятий, направленных на укрепление |
| | здоровья ребенка и его физическое развитие |
| Виды работ |
МДК.01.01 | Раздел 1. |
Медико – | 1. | Взаимодействие с медицинским персоналом образовательной |
биологические и | организации по вопросам здоровья детей. |
социальные основы | 2. | Взаимодействие с педагогическими работниками детского |
здоровья | сада по вопросам организации закаливающих мероприятий. |
| 3. | Взаимодействие с педагогическими работниками и |
МДК.01.02 | медицинским персоналом дошкольной организации по созданию |
Теоретические и | педагогических условий, обеспечивающих укрепление здоровья |
методические основы | детей. |
физического | 4. | Участие в создании безопасной среды в условиях в детском |
воспитания и развития | саду. |
детей раннего и | 5. | Участие в организации процесса адаптации детей к условиям |
дошкольного возраста | образовательной организации, подбор способов создания условий |
| для адаптации дошкольников. |
МДК. 01.03. | | |
Практикум по | Раздел 2 1. Планирование режимных моментов, утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок, закаливающих мероприятий, физкультурных досугов и праздников. 2. Организация и проведение режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей. 3. Организация и проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок, закаливающих мероприятий, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей. 4. Диагностика результатов физического воспитания и развития детей. 5. Разработка предложений по коррекции процесса физического воспитания детей. Раздел 3. 1. Организация и проведение сюжетных и бессюжетных подвижных игр, элементов спортивных игр. 2. Диагностика результатов овладения детьми основными движениями. 3. Проведение коррекционной работы по освоению детьми основных движений. |
совершенствованию |
двигательных умений и |
навыков |
|
|
|
|
|
ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей |
МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04 Практикум по художественной обработке материалов по изобразительному искусству МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания МДК.02.06. Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного | Раздел 1. 1. Планирование творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижных и дидактических). 2. Организация и проведение творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижных и дидактических). Раздел 2. 1. Планирование работы по овладению средствами театральной выразительности (мимика, пантомимика, жесты, выразительность речи). 2.Организация и проведение репетиционной работы в одном из видов театра. 3.Показ спектакля. Раздел 3. Планирование различных видов трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Организация посильного труда дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой труд, труд по самообслуживании., труд в природе, ручной труд) Диагностика уровня развития трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Разработка предложений по коррекции трудовых умений детей раннего и дошкольного возраста. Раздел 3. Планирование различных видов трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Организация посильного труда дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой труд, труд по самообслуживании., труд в природе, ручной труд) Диагностика уровня развития трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Разработка предложений по коррекции трудовых умений детей раннего и дошкольного возраста. Раздел 4. Планирование различных видов продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. |
ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования | |
|
МДК.03.01 | | Виды работ Раздел1. 1.Проведение диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Раздел .2 1.Определение целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий по развитию речи. 2.Составление конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. 3.Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий (организованной образовательной деятельности) по развитию речи. 4.Организация и проведение экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром. 5.Осуществление самоанализа проведенных видов деятельности. 6.Организация и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Раздел 4. 1.Определение целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений. 2.Составление конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. 3.Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий (организованной образовательной деятельности) по различным разделам программы: развитию речи, математике, экологии. 4.Организация и проведение экскурсий и наблюдений за явлениями живой и неживой природы. 5.Организация и проведение экскурсий и наблюдений за общественными явлениями, транспортом и т. П. 6.Организация и проведение экскурсий для ознакомления детей С окружающим миром. 7.Осуществление самоанализа проведенных видов деятельности. 8.Организация и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении. 9.Проведение диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 10.Составление психолого – педагогической характеристики на ребенка. Раздел 5. 1.Определение целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов коррекционных занятий. 3.Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий (организованной образовательной деятельности) по коррекции речи. 4.Осуществление самоанализа проведенных видов деятельности. 5.Проведение диагностики и оценки результатов обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 6.Составление психолого – педагогической характеристики на ребенка. | |
Теоретические | | |
основы организации | | |
обучения в разных | | |
возрастных группах | | |
МДК.03.02 | | |
|
Теория и методика | | |
развития речи у детей МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников МДК.03.04 Теория и методика математического развития | | |
| | |
ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации |
МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения | Раздел 2. 1.Составление плана работы с родителями (лицами их заменяющими). 2. Разработка тематики консультация для родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. 3. Организация и проведение разнообразных форм работы с семьей (родительские собраний, посещение на дому, беседы, консультации). Раздел 3. 1.Составление плана руководства работой помощника воспитателя. 2.Планирование взаимодействия с работниками дошкольной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников. |
ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса |
МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | Раздел 2. 1.Разработка учебно – методических материалов (рабочих программ, учебно – тематических планов) на основе примерных и вариативных. 2.Создание в группе предметно – развивающей среды, соответствующей возрасту, целям и задачам дошкольного образования. 3.Оформление портфолио педагогических достижений. 4.Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. 5.Участие в проектной и исследовательской деятельности: определение целей, задач исследовательской деятельности по теме курсовой работы, подбор методов и методик педагогического исследования и проектирования, оформление результатов исследовательской и проектной деятельности в курсовой работе. |
3.4.Оценка производственной практики:
Студентам выставляется за каждый вид работы дифференцированная
оценка.
Студентам – практикантам не может быть выставлена итоговая оценка,
если ими не выполнены все виды работ в соответствии с планом практики по
ПМ с положительной оценкой.
По итогам практики по профилю специальности в соответствии ПМ
студенты получают дифференцированный зачет. Оценивается работа студентов на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности студента на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимися во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика.
Критерии оценки практики по профилю специальности.
«Отлично» ставится, если:
• студент владеет умением методически правильно, творчески планировать свою работу в соответствии с ПМ;
• умеет применить в полной мере теоретические знания психологии, педагогики, частных методик на практике, видеть результаты развития ребенка;
• владеет организаторскими умениями, педагогическое взаимодействие осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку;
• проявляет инициативу, творческую активность в воспитательно-образовательной и методической работе детского сада;
• умеет грамотно анализировать педагогическую деятельность;
• умеет планировать и вести индивидуальную коррекционную работу, с учетом имеющихся у детей недостатков в развитии.
«Хорошо» ставится в том случае, если:
• студент владеет умением методически правильно планировать свою педагогическую деятельность;
•педагогическое взаимодействие осуществляет на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку;
• владеет организаторскими умениями;
• инициативен, проявляет творческую активность; показывает знание психолого-педагогической теории, однако допускает незначительные ошибки в руководстве детской деятельностью.
«Удовлетворительно» ставится, если:
• студент выполнил программу практики, однако допустил неточности в планировании своей работы с детьми, не проявил глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применить ее, допускал ошибки в проведении отдельных видов деятельности, не учитывая в достаточной степени индивидуальные особенности детей, недостаточно глубоко анализировал свою педагогическую деятельность.
«Неудовлетворительно» ставится, если:
• студент не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее в педагогической деятельности;
• не смог установить правильные взаимоотношения с детьми, организовывать педагогическую деятельность, показал некритическое отношение к своей работе.
3.5. Количество обязательных видов деятельности по практике в соответствии с ПМ.
За период практики по профилю специальности обязательным является проведение следующих видов деятельности:
ПМ.01.
• Режимные процессы – 6
• Утренняя гимнастика – 6
• Прогулки - 6
• Физкультурное занятие- 4
• Подвижные спортивные игры – 10
• Закаливающие мероприятия – 5
• Физкультурный досуг -1
ПМ.02.
• Творческие игры:
- сюжетно-ролевые - 3,
- строительные - 4,
- театрализованные и режиссерские – 2;
- игры с правилами (подвижные и дидактические) - 10
• Упражнения и тренинги, направленные на развитие мимики, пантомимики, выразительности жестов и речи - 5
• Показ спектакля - 1
• Трудовая деятельность – 4
• Продуктивная деятельность:
- рисование -5
- лепка – 3
- аппликация – 2
- конструирование – 2
• Изготовление образцов для продуктивной деятельности – 1
• Обучение игре на детских музыкальных инструментах -1
• Разучивание элементов ритмических упражнений и танцев – 1
• Музыкальная деятельность вне занятий (музыкально – дидактические игры) -1
• Развлечение -1
ПМ.03.
• Образовательная деятельность (занятия) по развитию и коррекции речи- 4
• Экскурсия для ознакомления с окружающим миром - 2
• Образовательная деятельность (занятия) по экологии -6
• Опыты по экологии - 2
• Образовательная деятельность (занятия) по математическому развитию-- 4
• Работа в уголке «Занимательной математики» - 2
• Составление психолого - педагогической характеристики на ребенка – 1
• Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими трудности
в обучении- 5
ПМ.04.
• Разработка тематики собрания для родителей - 1
• Разработка тематики консультаций (бесед) для родителей – 1
• Проведение консультации для родителей 1
• Проведение родительского собрания – 1
• Выпуск уголка для родителей (или посещение семьи, оформление папки– передвижки для родителей) - 1
• Составление плана руководства работой младшего воспитателя (помощника воспитателя) -1
ПМ.05.
• Разработка учебно – методических материалов (учебно – тематических планов) на основе примерных и вариативных - 1
• Оформление портфолио педагогических достижений -1
•Презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений - 1.
• Участие в проектной и исследовательской деятельности: определение целей, задач исследовательской деятельности по теме курсовой работы, подбор методов и методик педагогического исследования и проектирования, оформление результатов исследовательской и проектной деятельности в курсовой работе – 1
3.6. Отчетная документация:
1 Аттестационный лист по результатам практики по профилю специальности (по каждому ПМ).
2. Дневник по производственной практике.
3. Методические материалы (тетрадь конспектов занятий (ООД), игр и других видов деятельности, дидактические пособия)
4. Ведомость оценок
5. Отчет по итогам производственной практики.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1 В результате учебной и производственной (практики по профилю специальности) обучающиеся должны овладеть практическим опытом, включающим в себя умения:
ПМ.01
• планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
• организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно – гигиенических навыков и укрепления здоровья;
• организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок,
закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии
с возрастом детей;
• организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации;
• взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей;
• диагностики результатов физического воспитания и развития;
• разработки предложений по коррекции физического воспитания;
ПМ.02
• планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
• организации и проведения творческих игр (сюжетно – ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
• организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
• организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
• организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
• организации и проведения развлечений;
• участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении;
• наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей мелкой моторики у дошкольников;
• оценки продуктов детской деятельности;
• разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
ПМ.03
• определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
• составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
• организации и проведения индивидуальных и групповых занятий по различным разделам программы;
• организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
• организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
• организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
• проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
• составления психолого – педагогической характеристики ребенка;
• наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах, обсуждения занятий в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;
• осуществление самоанализа различных видов деятельности, оформление документации;
ПМ.04
• планирования работы с родителями (лицами их заменяющими);
• наблюдения за детьми и обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка;
• определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
• взаимодействия с администрацией образовательной организации, воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками;
• руководства работой помощника воспитателя;
ПМ.05
• анализа и разработки учебно – методических материалов на основе примерных и вариативных;
• участия в создании предметно – развивающей среды;
• изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
• оформления портфолио педагогических достижений;
• презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
• участия в исследовательской и проектной деятельности;
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
5.1 Требования к условиям для организации практики обучающих
Реализация программы учебной и производственной практики осуществляется на базе образовательных организаций, с которыми заключены договора и соглашения.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест
Образовательные организации по оборудованию и технологическому оснащению должны отвечать требованиям подготовки квалифицированных кадров: наличие методического кабинета и его оснащение, групповые комнаты и их оборудование в соответствии с возрастом детей, участки для прогулки, наличие музыкального и физкультурного зала, стационарного физкультурного оборудования, спортивного инвентаря.
5.2 Информационное обеспечение учебной и производственной практики
1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273.
2.Сборник нормативных документов по дошкольному образованию:
Федеральный компонент Государственного стандарта.
3.Конвенция ООН о правах ребенка.
4. От рождение до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014.- 368 с.
5. Программа «Детство» под редакцией. Михайловой, З.А – Издательство «Акцидент» 2010 – 220 с.
6. Программа «Развитие», основные положения Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Агеева Е.Л. – М., Новая школа 2009.
7. Веракса, Н.Е, Веракса, А.Н.Проектная деятельность дошкольников М.; Мозаика – Синтез, 2012.
8. Воронкова, Ю.Б.Информационные технологии в образовании. – М., «Феникс», 2010 – 314 с.
9. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М., Издательский центр «Академия», 2013 – 287 с.
10. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
11. Диагностика готовности ребенка к школе (под ред. Н.Е.Веракса). - М., Мозаика – Синтез, 2010.
12. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Уч. пособие для студентов выс.учеб.заведений. - «Академия», 2010 – 208 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2013.
14. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению окружающим миром: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
15. Педагогическая диагностика по программе "Развитие". Рекомендации и материалы к проведению. Старший дошкольный возраст. - М., 2011.
16. Физическое воспитание и развитие дошкольников /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2010
Интернет-ресурсы:
http://www.twirpx.com/files/pedagogics/common/lectures/
http://nanobukva.ru/09/dobuv/100_otvetov_po_pedagogike.html http://library.uspu.ru/links_elib_periodical_pedagog
5.3 Общие требования к организации учебной и производственной практики
Учебная и производственная практика проводится на базе дошкольных образовательных организаций и на базе колледжа.
Консультационная помощь для студентов - практикантов организуется руководителями практики и педагогическими работниками образовательных организаций в период прохождения практики.
5.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих руководство учебной и производственной практикой: педагогические кадры, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование, наличие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности по специальности.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, наличие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 3-х лет.