МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа
имени С.А. Лосева»
Утверждаю:
Зам. директора по учебно - воспитательной работе
______________/Спасова О.Н. /
«01» сентября 2017г.
Рабочая программа
психологической подготовки
к обучению в школе
«Хочу учиться!»
Дошкольники
Составлена в соответствии с ФГОС ООО.
Рассмотрена на заседании методического объединения
социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1
Руководитель ШМО: __________ Бахарева О.В.
МБОУ « Юринская средняя общеобразовательная школа
имени С.А. Лосева»
Утверждаю:
Зам. директора по учебно - воспитательной работе
______________/Спасова О.Н./
«01» сентября 2017г.
Календарно - тематическое планирование
по программе
«Хочу учиться!»
на 2017-2018 учебный год
Дошкольники
Педагог-психолог: Ермичева Е.А.
Рассмотрена на заседании методического объединения
социально-психологической службы от 21 августа 2017г., протокол №1
Руководитель ШМО: Бахарева О.В.
Пояснительная записка
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.
За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Цель: формирование психологической готовности к школьному обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;
2. Развитие познавательных процессов;
3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Содержание программы
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 6 до 7 лет.
Всего 10 занятий при частоте встреч – 1 раз в 2 недели. Продолжительность одного занятия – от 25 до 30 минут.
Направления работы:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь дошкольнику в развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями воспитательно-образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Характеристика содержания программы
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных коррекционных программ/методик, методов и приемов развития и воспитания детей с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных различий;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
3. Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми данной группы;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и развития
Планируемые результаты:
- повышение уровня готовности детей к школе;
- выработка навыков общения и поведения в коллективе;
- повышение уровня речевого развития;
- развитие познавательных интересов к учебной деятельности и формирование желания учиться в школе;
- развитие мелкой и общей моторики;
-развитие познавательных процессов.
Механизм оценки результатов:
Визуальный (метод наблюдения).
Психодиагностические методики эмоциональных состояний.
Диагностика развития познавательных процессов.
Диагностика уровня готовности к школьному обучению.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Знакомство. Развитие навыка работы в парах. | 1 |
2 | Развитие навыка совместной деятельности, навыков общения. | 1 |
3 | Развитие внимания: устойчивости, распределения и переключения. | 1 |
4 | Развитие логического мышления, быстроты реакции. | 1 |
5 | Развитие памяти. | 1 |
6 | Развитие речи, фонематического слуха. | 1 |
7 | Развитие воображения, творческих способностей, фантазии. | 1 |
8 | Развитие мышления, пространственной координации. | 1 |
9 | Определение психологического климата в группе, настроения детей | 1 |
10 | Формирование положительного отношения к школе | 1 |
| Всего: 10 часов | |