РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Пояснительная записка
ОБЩЕНИЕ – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людней.
Общение удовлетворяет особую потребность человека – во взаимодействии с другими .Общение со взрослыми и сверстниками дат возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение и моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка становиться знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.
Общение тесно связано с деятельностью и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Синонимом общения является термин – коммуникативная деятельность.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей ( согласование и объединение усилий для достижение общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений ( взаимодействие с налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психическом развитии ребенка. Это развитие осуществляется благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладение новыми знаниями, навыками и умениями; на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении с друг другом.
Критериями анализа становления ребенка в общении являются:
- внимание к партнеру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям.
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнера.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях;( познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности.
- потребность в признании и поддержке ( личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств
( речь ,мимика ,жесты, интонация и др.)
Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание в программе ,уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам эмоциям, их духовному миру. Содержание программы опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношение к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель программы - оказание комплексной психолого - педагогической помощи глухим, слабослышащим и детям с кохлеарным имплантом, в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в коррекции недостатков в общем и слухоречевом развитии, и в социальной адаптации.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабослышащих, глухих обучающихся и обучающихся с кохлеарным имплантом.
Основные задачи курса
Познание и воспитание собственной личности ребенка посредством межличностного общения.
Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Развитие навыков общения в различных ситуациях и умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Воспитание сознательного овладения детьми речевыми средствами общения ,формирование умений и навыков практического владения (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения.
Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Развитие терпимости и взаимоуважения к особенностям развития.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися с учетом состояния их здоровья и уровня психофизического развития.
Становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности ,неповторимости.
Оказание психолого- педагогической помощи в овладении адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования.
Организация специальной психолого- педагогической помощи в формировании полноценной жизненной компетенции глухих и слабослышащих обучающихся.
Приобщение к социокультурным нормам ,традициям семьи ,общества и государства с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающего.
Планируемые результаты
1. Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2. Метапредметные результаты:
- освоенные учащимися УУД ( познавательные, регулятивные и коммуникативные );
3. Предметные результаты:
- освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира и применению этих знаний и самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.
В результате обучения по этой программе обучающиеся должны продвинуться по двум взаимодополняющим направлениям - освоения «академических» знаний и развития жизненной компетенции, в том числе общения – общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в становлении личности становиться знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.
Основное содержание оценки планируемых личностных результатов Программы психолого педагогического сопровождения строится вокруг оценки :
- сформированности внутренней позиции обучающегося ,которая находит отражение в эмоционально- положительном отношении к образовательному учреждению;
- познании нового ,овладение умениями и новыми компетенциями ,характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками –и ориентации на образец поведения « хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности, включая чувства гордости за свою Родину, любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиции;
- способности адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха;
- умении видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений ,мотивации достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей ;
- развитие у ребенка адекватных представлений о его собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникации со взрослыми и сверстниками, овладения навыками коммуникации ( в том числе: развитие речевого слуха и слухозрительного восприятия речи и неречевых звучаний в естественной среде, коррекции недостатков произносительной стороны речи, развитие у ребенка внятной ,членораздельной ,достаточно естественной речи);
- осмысление ребенком своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
- умению сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем ,принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основные методы обучения
Наблюдение.
Ролевые игры . (сюжетно-ролевые игры, драматизация, словесные, музыкальные, подвижные ).
Групповые дискуссии.
Беседы.
Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
Анкетирование.
Тестирование.
Методы атр - терапии.
Упражнение подражательно – исполнительского и творческого характера
Коррекционно развивающие занятия по развитию познавательной деятельности.( упражнения, практические работы и т.д )
Структура курса
Программа включает в себя 8 основных разделов, направленных на формирование у детей коммуникативных навыков.
Раздел 1. Вербальные и невербальные средства общения (языки общения)
Раздел 2. Что такое «Я»?
Раздел 3. Ценностные ориентиры личности.
Раздел 4. Общение в школе.
Раздел 5. Общение в семье.
Раздел 6. Культура общения и культура речи.
Раздел 7. Культура общения полов.
Раздел 8. Особенности общения
Календарное планирование
№ | Раздел | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Скорректи- рованые сроки |
1. | Вербальные и невербальные средства общения | 1.Восприятие мира и наши органы чувств. | 1 | | |
| | 2.Взаимозависимость человека и природы. Знаковая природа общения. | 1 | | |
| | 3.Язык как средство общения. Для чего нужна речь. | 1 | | |
| | 4.Слово веселит, огорчает и утешает. | 1 | | |
| | 5.Какой окраски твой голос? (говорим медленно - быстро, тихо -громко).Интонация, темп и тон. | 1 | | |
| | 6.Влияние позы и дистанции в процессе обучения. | 1 | | |
| | 7.Говорящий взгляд. Влияние зрительного контакта в общении. | 1 | | |
| | 8.Язык жестов | 1 | | |
| | 9.Мимика,пантомимика как средство общения. Язык чувств. | 1 | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | | |
2. | Что такое «Я» | 1.Мой автопортрет. | 1 | | |
| | 2.Три зеркала. (Самооценка ребенка) | 1 | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | | |
3. | Ценностные ориентиры личности | 1.Отчего бывает одиноко? «Поговорил кто со мной» | 1 | | |
| | 2.»Что такое хорошо и что такое плохо …» | 1 | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ по разделу: 1Преодоление плохих привычек | 1 | | |
4. | Общение в школе | 1.Школьные правила этикета. | 1 | | |
| | 2.Портрет моего учителя. Портрет моего друга. | 1 | | |
| | 3.Школьный конфликт. Как его решать? (Мое поведение в трудных ситуациях.) | 1. | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | | |
| | | | | |
5. | Общение в семье | 1.Мой дом – моя семья. Портрет моей семьи. | 1 | | |
| | 2.Раздели печаль и радость близкого. | 1 | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | | |
6. | Культура общения и культура речи | 1.Когда какое слово молвить. | 1 | | |
| | 2.Путешествие в страну этикета. | 1 | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Конкурс знатоков вежливости. «Каким я вижу вежливого человека ». | 1 | | | | | | |
7. | Культура общения полов | 1.Знакомство (умение начинать и поддерживать знакомство) | 1 | | |
| | 2. Внешность. (особенности внешнего облика мальчика и девочки) О дружбе мальчиков и девочек. | 1 | | |
| | 3.Культура выражения чувств. | 1 | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Любви все возрасты покорны» | 1 | | |
8. | Особенности общения у различных народов, в различных культурах. | 1.Какого ты рода – племени? Твоя родословная. | 1 | | |
| | У каждого народа свои нормы и правила общения. | 1 | | |
| | 2.Нормы осетинского национального этикета. ( АГЪДАУ ) | 1 | | |
| | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Дружба начинается с улыбки» | 1 | | |
Итого: 34 часов
Педагог – психолог Л.Е. Дагуева