СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Ухудшение социально-экономического положения семей в с. Озёрки: безработица, постоянная миграция населения ( из Барнаула и близ лежащих поселений), особенно из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, остро отразились  на положении детей, что приводит к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и  правонарушений в детской и подростковой среде.

Всё это: падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребёнка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Не уменьшается количество детей, поставленных на учёт в ПДН за совершение правонарушений. Повышается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В Тальменском районе продолжает оставаться крайне напряженной обстановка, связанная с подростковой преступностью, употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических веществ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»»

Отдел образования Тальменского района Алтайского края

МКОУ Озерская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________

Н.И. Леоненко



Рабочая программа

«Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»











Составила социальный педагог МКОУ « Озерская СОШ»

Чечикова Людмила Александровна





Село Озёрки 2017г.

Пояснительная записка

Ухудшение социально-экономического положения семей в с. Озёрки: безработица, постоянная миграция населения ( из Барнаула и близ лежащих поселений), особенно из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, остро отразились на положении детей, что приводит к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.

Всё это: падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребёнка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Не уменьшается количество детей, поставленных на учёт в ПДН за совершение правонарушений. Повышается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В Тальменском районе продолжает оставаться крайне напряженной обстановка, связанная с подростковой преступностью, употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических веществ.

Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

  • проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению. Социальный педагог, работающий с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации оказывает правовую помощь и защиту, психологическую поддержку, социальную защиту.

Для работы с данной категорией детей в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

  • Федеральный Закон 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;

  • Устав МКОУ Озерская СОШ;

  • Закон Алтайского края от 15.12.2002 №86-ЗС « О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;

  • Закон Алтайского края от 07.12.09, № 99-ЗС « Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»;

  • Постановление КДН и ЗП Алтайского края от 17.10.2007 №5 « Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении»;

  • Постановление КДН и ЗП Алтайского края от 20.10.2009 « Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и оказанию кризисной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации».

  • Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».

  • Локальный акт «Положение по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе».

Рабочая программа социального педагога рассчитана на 1год/

Цели и задачи программы:

Цель программы: Объединение усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-педагогической службы школы для снижения количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи программы:

- защищать права и законные интересы несовершеннолетних;

- выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, правонарушений и антиобщественные действия;

- осуществлять индивидуальный подход к несовершеннолетним, оказывать помощь в трудной жизненной ситуации;

- создавать оптимальные условия для адаптации детей в социуме и утверждения среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность;

- проводить профилактическую работу с семьёй.

Профилактическую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, провожу, придерживаясь следующего функционального алгоритма

1.Выявление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и формирование банка данных.

Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи им.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Мы с психологом, изучаем индивидуальные особенности ребёнка , выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребёнка. Используем при этом метод наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

3.Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.

По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или досовокупности проблем и , опираясь на банк технологических подхов, подбираем психолого- педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

4.Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних.

Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей. Ведущими методами, которые включены в этот план являются: Социальный патронат, беседы, консультирование и т.д.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшения положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребёнка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализацию его способностей.

Профилактическая работа школы направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников -важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:

- социально- педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- вовлечение малоактивных учащихся во внеурочную деятельность и общешкольные праздники;

- снижение правонарушений среди несовершеннолетних;

- выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.

№ п/п

Содержание работы

Мероприятие

1.

Формирование целей и задач деятельности:

В соответствие с программой «Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»


2.

Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности:

Корректировка плана работы социального педагога (в соответствии с анализом проделанной работы).

3.

Оценка потребностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

1.Составление социального паспорта классов.

2.Составление социального паспорта школы

3. Тестирование учащихся «Чего я жду от нового учебного года».

4. Составление списков всех категорий учащихся и семей

5. Ведение картотеки на учащихся, состоящих на учёте в ПДН.

6. Контроль занятости выпускников 2016-2017 уч. года.

7. Посещение на дому выпускников школы из числа опекаемых с целью выявления их нужд.

4.

Социально-педагогическая поддержка вновь прибывших:

1.Беседы с вновь поступившими детьми и их родителями.

2.Посещение родительского собрания в первых классах. Индивидуальные консультации.


5.

Социально-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся:

1. Беседа с классными руководителями с целью выявления слабоуспевающих учащихся.

2.Беседы со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

3.Организация дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися.

4. Подготовка документов к ПМПк

6.

Социально-педагогическая поддержка 1 и 5 классов:

1. Тестирование учащихся 5 классов.

2. Проведение занятий по формированию толерантности в 1 и 5 классах.

3.Посещение уроков в 1 и 5 классах с целью наблюдения по адаптации.

7.

Вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность:

  1. Беседы по запросам классных руководителей.

  2. Выступление на общешкольном родительском комитете, Совете школы.

  3. Организация индивидуальных консультаций для родителей.


8.

Установление педагогического взаимодействия между учителями и родителями:

  1. Совместное посещение неблагополучных семей и детей попавших в трудную жизненную ситуацию, беседы с родителями.

  2. Посещение классных родительских собраний, тестирование родителей.

  3. Профилактические беседы с родителями по поводу поведения их детей.

9.

Организация межведомственного взаимодействия социальных, коррекционно-развивающих, административных, правовых и иных структур:

  1. Согласование совместного плана работы с ПДН.

  2. Согласование совместного плана работы с районным Центром помощи семье и детям.

  3. Утверждение списков на льготное питание.

4.Обеспечение учащихся начальных классов билетами на Губернаторскую ёлку. Новогодними подарками детей из многодетных семей, детей-инвалидов.


10.

Содействие личностному и профессиональному самоопределению:

1.Работа с семьёй по созданию условий по реализации способностей ребёнка.

2.Проведение встреч для учащихся со специалистами разного профиля.

3.Предоставление информации об учебных заведениях, подготовительных курсах, льготах поступающим.

4.Участие в школьных и районных соревнованиях и выставках для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов.

11.

Способствовать гармонизации отношений с близкими людьми. Умению справляться с трудной жизненной ситуацией:

1.Проведение дня Валентина

2.Организация работы Службы примирения

3.Проведение Дня матери.

4. Проведение дня Отца в Алтайском крае.

5.Организация семейных праздников.

6.Коррекция неблагополучных отношений в семье.

12.

Профилактика асоциального поведения:

1.Работа с детьми « группы риска», с детьми, стоящими на учёте в КДН и ЗП и внутриклассном учёте.

2.Координация действий с участковым инспектором, администрацией села, с центром социальной защиты, комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами.

3. Посещение семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью контроля и помощи.

13.

Определение степени удовлетворенности учащихся и родителей состоянием школьной среды

  1. 1.Анкетирование учащихся.

  2. 2.Анкетирование родителей.

14.

Социально-педагогическая реабилитация, коррекция

1.Посещение на дому учащихся, состоящих на учёте в ПДН, КДН и ЗП.

2.Посещение неблагополучных семей.

3.Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.

15.

Социально-профилактическая, просветительская, организационно-массовая, групповая и индивидуальная деятельность

1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций.

  1. 2. Посещение классных часов «Против вредных привычек». Анкетирование учащихся, беседы.

3.Проведение внеклассного мероприятия «Я и закон» для учащихся 8 классов.

4. Проведение заседаний Совета по профилактике.

5.Осуществление ежедневного контроля за посещением занятий учащимися.

16.

Повышение уровня социально-педагогической компетентности родителей и педагогов:

  1. 1.Проведение лекций и бесед по правам родителей.

  2. 2.Проведение семинаров с педагогами.

  3. 3.Выступление на МО классных руководителей и МО социальных педаогов.

23.

Способствовать личностному развитию учащихся. Учить детей понимать жизненные поступки, учить справляться с трудной жизненной ситуацией

1.Индивидуальная работа с учащимися.

2.Проведение бесед, направленных на самовоспитание, самопознание.

3. Обучение учащихся навыкам справляться с трудной жизненной ситуацией.

24.

Прогнозирование организации летнего отдыха детей , находящихся в трудной жизненной ситуации:

  1. Информация родителей об организации летнего отдыха детей .

  2. Информация родителей об организации летней оздоровительной площадки на базе школы.

  3. Опрос родителей о планах на летний отдых детей.

  4. Составление предварительной заявки по летнему отдыху.


25.

Трудоустройство выпускников, относящихся к группе социального риска

  1. Выявление нуждающихся в трудоустройстве выпускников.

  2. Организация помощи по трудоустройству подростков.



Список литературы:

1.Методика работы социального педагога составитель Г.С. Семёнов Москва «Школьная Пресса» 2006

2.Социально- педагогическая работа школы под редакцией С.В.Ивановой. Образование в документах и комментариях, АСТ Астрель Москва 2005

3.Работа классного руководителя с трудными детьми и детьми группы риска. Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи, Барнаул ., 2007

4.Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением М.И. Рожков. «Владос», ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!