Отдел образования Тальменского района Алтайского края МКОУ Озерская средняя общеобразовательная школа |
УТВЕРЖДАЮ Директор ____________ Н.И. Леоненко |
|
|
Рабочая программа «Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» |
|
|
|
|
Составила социальный педагог МКОУ « Озерская СОШ»
Чечикова Людмила Александровна
Село Озёрки 2017г.
Пояснительная записка
Ухудшение социально-экономического положения семей в с. Озёрки: безработица, постоянная миграция населения ( из Барнаула и близ лежащих поселений), особенно из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, остро отразились на положении детей, что приводит к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.
Всё это: падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребёнка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Не уменьшается количество детей, поставленных на учёт в ПДН за совершение правонарушений. Повышается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. В Тальменском районе продолжает оставаться крайне напряженной обстановка, связанная с подростковой преступностью, употреблением несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических веществ.
Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению. Социальный педагог, работающий с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации оказывает правовую помощь и защиту, психологическую поддержку, социальную защиту.
Для работы с данной категорией детей в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
Федеральный Закон 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
Устав МКОУ Озерская СОШ;
Закон Алтайского края от 15.12.2002 №86-ЗС « О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;
Закон Алтайского края от 07.12.09, № 99-ЗС « Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»;
Постановление КДН и ЗП Алтайского края от 17.10.2007 №5 « Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении»;
Постановление КДН и ЗП Алтайского края от 20.10.2009 « Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и оказанию кризисной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации».
Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
Локальный акт «Положение по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе».
Рабочая программа социального педагога рассчитана на 1год/
Цели и задачи программы:
Цель программы: Объединение усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-педагогической службы школы для снижения количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
- защищать права и законные интересы несовершеннолетних;
- выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, правонарушений и антиобщественные действия;
- осуществлять индивидуальный подход к несовершеннолетним, оказывать помощь в трудной жизненной ситуации;
- создавать оптимальные условия для адаптации детей в социуме и утверждения среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность;
- проводить профилактическую работу с семьёй.
Профилактическую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, провожу, придерживаясь следующего функционального алгоритма
1.Выявление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и формирование банка данных.
Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи им.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Мы с психологом, изучаем индивидуальные особенности ребёнка , выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребёнка. Используем при этом метод наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
3.Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.
По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или досовокупности проблем и , опираясь на банк технологических подхов, подбираем психолого- педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.
4.Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних.
Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей. Ведущими методами, которые включены в этот план являются: Социальный патронат, беседы, консультирование и т.д.
Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшения положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребёнка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализацию его способностей.
Профилактическая работа школы направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников -важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
- социально- педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- вовлечение малоактивных учащихся во внеурочную деятельность и общешкольные праздники;
- снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
- выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников.
№ п/п | Содержание работы | Мероприятие |
1. | Формирование целей и задач деятельности: | В соответствие с программой «Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» |
2. | Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности: | Корректировка плана работы социального педагога (в соответствии с анализом проделанной работы). |
3. | Оценка потребностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: | 1.Составление социального паспорта классов. 2.Составление социального паспорта школы 3. Тестирование учащихся «Чего я жду от нового учебного года». 4. Составление списков всех категорий учащихся и семей 5. Ведение картотеки на учащихся, состоящих на учёте в ПДН. 6. Контроль занятости выпускников 2016-2017 уч. года. 7. Посещение на дому выпускников школы из числа опекаемых с целью выявления их нужд. |
4. | Социально-педагогическая поддержка вновь прибывших: | 1.Беседы с вновь поступившими детьми и их родителями. 2.Посещение родительского собрания в первых классах. Индивидуальные консультации. |
5. | Социально-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся: | 1. Беседа с классными руководителями с целью выявления слабоуспевающих учащихся. 2.Беседы со слабоуспевающими учащимися и их родителями. 3.Организация дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися. 4. Подготовка документов к ПМПк |
6. | Социально-педагогическая поддержка 1 и 5 классов: | 1. Тестирование учащихся 5 классов. 2. Проведение занятий по формированию толерантности в 1 и 5 классах. 3.Посещение уроков в 1 и 5 классах с целью наблюдения по адаптации. |
7. | Вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность: | Беседы по запросам классных руководителей. Выступление на общешкольном родительском комитете, Совете школы. Организация индивидуальных консультаций для родителей. |
8. | Установление педагогического взаимодействия между учителями и родителями: | Совместное посещение неблагополучных семей и детей попавших в трудную жизненную ситуацию, беседы с родителями. Посещение классных родительских собраний, тестирование родителей. Профилактические беседы с родителями по поводу поведения их детей. |
9. | Организация межведомственного взаимодействия социальных, коррекционно-развивающих, административных, правовых и иных структур: | Согласование совместного плана работы с ПДН. Согласование совместного плана работы с районным Центром помощи семье и детям. Утверждение списков на льготное питание. 4.Обеспечение учащихся начальных классов билетами на Губернаторскую ёлку. Новогодними подарками детей из многодетных семей, детей-инвалидов. |
10. | Содействие личностному и профессиональному самоопределению: | 1.Работа с семьёй по созданию условий по реализации способностей ребёнка. 2.Проведение встреч для учащихся со специалистами разного профиля. 3.Предоставление информации об учебных заведениях, подготовительных курсах, льготах поступающим. 4.Участие в школьных и районных соревнованиях и выставках для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов. |
11. | Способствовать гармонизации отношений с близкими людьми. Умению справляться с трудной жизненной ситуацией: | 1.Проведение дня Валентина 2.Организация работы Службы примирения 3.Проведение Дня матери. 4. Проведение дня Отца в Алтайском крае. 5.Организация семейных праздников. 6.Коррекция неблагополучных отношений в семье. |
12. | Профилактика асоциального поведения: | 1.Работа с детьми « группы риска», с детьми, стоящими на учёте в КДН и ЗП и внутриклассном учёте. 2.Координация действий с участковым инспектором, администрацией села, с центром социальной защиты, комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами. 3. Посещение семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью контроля и помощи. |
13. | Определение степени удовлетворенности учащихся и родителей состоянием школьной среды | 1.Анкетирование учащихся. 2.Анкетирование родителей. |
14. | Социально-педагогическая реабилитация, коррекция | 1.Посещение на дому учащихся, состоящих на учёте в ПДН, КДН и ЗП. 2.Посещение неблагополучных семей. 3.Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. |
15. | Социально-профилактическая, просветительская, организационно-массовая, групповая и индивидуальная деятельность | 1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций. 2. Посещение классных часов «Против вредных привычек». Анкетирование учащихся, беседы. 3.Проведение внеклассного мероприятия «Я и закон» для учащихся 8 классов. 4. Проведение заседаний Совета по профилактике. 5.Осуществление ежедневного контроля за посещением занятий учащимися. |
16. | Повышение уровня социально-педагогической компетентности родителей и педагогов: | 1.Проведение лекций и бесед по правам родителей. 2.Проведение семинаров с педагогами. 3.Выступление на МО классных руководителей и МО социальных педаогов. |
23. | Способствовать личностному развитию учащихся. Учить детей понимать жизненные поступки, учить справляться с трудной жизненной ситуацией | 1.Индивидуальная работа с учащимися. 2.Проведение бесед, направленных на самовоспитание, самопознание. 3. Обучение учащихся навыкам справляться с трудной жизненной ситуацией. |
24. | Прогнозирование организации летнего отдыха детей , находящихся в трудной жизненной ситуации: | Информация родителей об организации летнего отдыха детей . Информация родителей об организации летней оздоровительной площадки на базе школы. Опрос родителей о планах на летний отдых детей. Составление предварительной заявки по летнему отдыху. |
25. | Трудоустройство выпускников, относящихся к группе социального риска | Выявление нуждающихся в трудоустройстве выпускников. Организация помощи по трудоустройству подростков. |
Список литературы:
1.Методика работы социального педагога составитель Г.С. Семёнов Москва «Школьная Пресса» 2006
2.Социально- педагогическая работа школы под редакцией С.В.Ивановой. Образование в документах и комментариях, АСТ Астрель Москва 2005
3.Работа классного руководителя с трудными детьми и детьми группы риска. Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи, Барнаул ., 2007
4.Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением М.И. Рожков. «Владос», ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.