Программа по работе с одаренными УТВЕРЖДАЮ:
детьми по математике Директор МОБУ СОШ №10
соответствует обязательному
минимуму содержания образования. _____________________
Рекомендовано к использованию С.А. Сидорова
Протокол № _____ от _____________
Руководитель МО учителей математики
Комаева С.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ»
Учитель: Комаева С.М.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы по УВР
Е.В.Даченкова
___________________
«____» __________ 20__г.
Пояснительная записка
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работа с одаренными детьми в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней. Однако массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном классе средней школы и внеурочные занятия.
Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда единый сплав природных задатков и социальной среды. Детский возраст – это период развития способностей. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.
Основные задачи:
-
Выявление и развитие у учащихся математических способностей
-
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
-
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
-
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
-
Формирование навыков перевода различных задач на язык математики.
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одарённые дети:
-
имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-
имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;
-
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
-
одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
-
остро воспринимают общественную несправедливость;
-
устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
-
не могут чётко развести реальность и фантазию;
-
имеют хорошо развитое чувство юмора;
-
постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока недоступны.
С точки зрения их развития такие попытки полезны.
Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.
Компоненты программы
-
выявление одаренных детей;
-
развитие творческих способностей на уроках;
-
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
-
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Реализация программы проходит в 3 этапа
1 этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я веду занятия в кружке «За страницами учебника математики», организую участие в «Международном конкурсе-игре «Кенгуру», приглашаю к участию в проектах учащихся старшей ступени на этапе сбора и обработки информации.
2 этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к математике с помощью кружковых и факультативных занятий. Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в Международном конкурсе-игре «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Олимпус», молодежном чемпионате по предмету, конкурсе «Ребус».
3 этап – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отвожу профильному обучению учащихся. На элективных и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 и 11 классов проходят тестирование «Кенгуру – выпускникам», создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
На каждом этапе работы можно предложить учащимся подготовить доклады. Предварительно учитель сам должен показать образец выступления с докладом и придумать темы докладов.
Примерные темы докладов для учащихся 5 -6 -х классов:
-
Числа великаны и числа малютки.
-
Как люди научились считать.
-
История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.
-
История календаря и т. п.
Примерные темы докладов для учащихся 7-8-х классов:
-
Геометрия в древнем Египте.
-
Теорема Пифагора и пифагоровы числа.
-
От Евклида и до Лобачевского.
-
Архимед и т. п.
-
Математические софизмы.
Примерные темы докладов для учащихся 9-11-х классов:
-
Выдающиеся отечественные математики.
-
Математические ошибки, допущенные учащимися на ЕГЭ.
-
Значение математики для науки и практики.
Перед подготовкой стоит предложить учащемуся небольшое выступление, например:
-
изложение решения некоторых задач;
-
сообщение условия некоторых задач;
-
подготовка краткой справки об ученом математике, о термине;
-
показ математического фокуса, софизма, правил счета.
Только после того, как данное выступление было грамотно и интересно подготовлено учащимся, ему можно поручить более серьезное задание: подготовку сообщения или доклада.
-
Давать задание необходимо за месяц до выступления с докладом.
-
Порекомендовать учащемуся литературу; дать указания по составлению плана и ключевым моментам выступления. Определить время для выступления.
-
Через две недели проверить, что сделано, оказать помощь.
-
За неделю до выступления просмотреть конспект, послушать доклад, проверить наглядность.
-
После окончания доклада учителю необходимо отметить его достоинства и недостатки.
Основные требования к докладу:
-
текст доклада ученику лучше излагать своими словами;
-
все новые термины должны быть разъяснены;
-
в начале доклада объяснить значение темы, чем она может быть интересна для присутствующих;
-
выделить основные понятия, основную идею в докладе;
-
продолжительность доклада: 7-10 минут (5-6-классы); 15-20 минут (7- 10 классы);
-
применять наглядность.
Объединяющим фактором всех возрастных групп является:
-
проведение «Недели математики», во время которой охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 11 класс;
-
научно-исследовательская работа по предмету, которая побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум), во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).
Формы работы с одаренными учащимися
• творческие мастерские;
• групповые занятия с сильными учащимися;
• занятия исследовательской деятельностью;
• участие в конкурсах
• научно-практические конференции;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются призёрами муниципальных, региональных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах по всей России.
Содержание программы
-
Математические игры и ребусы
-
Задачи с целыми числами
-
Логические задачи
-
Задачи на делимость
-
Текстовые задачи (сложные проценты, движение)
-
Задачи на принцип Дирихле
-
Задачи на инвариант
-
Задачи с геометрическим содержанием
-
Задачи на вероятность и статистику
-
Построение графиков функций
-
Решение уравнений
Список использованной литературы:
-
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября».
-
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах. – М.: ИЛЕКСА
-
Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС»
-
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение»
-
Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки
-
Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 – М.: ИЛЕКСА
-
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра. Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. – Челябинск: «Взгляд»
-
Школьные олимпиады. Международные математические олимпиады/ Сост. А.А. Фомин, Г.М. Кузнецова. – Дрофа