МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Администрация МО "Заиграевский район"
МАОУ НАТЛ
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО учителей начальных классов ___________________________ Козлова Е.Ю. Протокол №1 от «24» июля 2020 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР МАОУ НАТЛ ________________________ Зубарева Н.И. Протокол № 41 от «25» июля 2020 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ НАТЛ ________________________ Ардаева Г.С. Приказ №79 от «27» июля 2020 г. |
Рабочая программа
по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир»
для обучающегося с НОДА (вариант 6.4.)
3класс на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Пушкарева Н.Б.
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир» 3 класс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) Важным аспектом обучения ребёнка с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем её природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель: развитие речи и формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Развитие речи и окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика курса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Этот предмет использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках общения и чтения, письма и математических представлений и др., совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий доступные для усвоения понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Место курса развитие речи и окружающий природный мир в учебном плане
Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 0,5 часа в неделю в течение 35 недель. В соответствии с календарным учебным графиком в 3 классе программа рассчитан на 35 занятия в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты:
осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Расширение представлений об объектах неживой природы (земле, лесе, полезных ископаемых).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес к объектам живой природы.
Расширение представлений о животном и растительном мире (насекомых, рыб, птицах, зверях и т.д.).
Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.
Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Содержание курса
Сезонные изменения в природе.Погода. Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме, хвоинки), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек. Практическая работа «Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям». Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки для птиц».
Неживая природа. Вода. Значение воды. Живая природа.
Растения. Части растений. Жизнь растений. Растения влагоустойчивые и засухоустойчивые.
Растения светолюбивые и тенелюбивые. Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Уход за растениями.
Животные дикие и домашние. Кошка и рысь. Собака и волк. Рыбы.
Виды деятельности:
игры-сказки,
составление фантограмм. Например: «Что было бы, если бы исчезло солнце?»;
работа с загадками, пословицами, поговорками для активизации развития речи;
ролевые игры, которые способствуют развитию воображения, креативного (творческого) мышления, коммуникативных умений.
дидактические игры
рассказ
аудирование
чтение вслух
говорение
сравнение
выделение признаков
просмотр видеоряда
отгадывание загадок,
выполнение индивидуальных заданий
работа с учебниками и тетрадями
применение ИКТ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Сезонные изменения. Долгота дня | | |
2 | Времена года. Осень | | |
3 | Растения осенью. Животные осенью. | | |
4 | Растения осенью. Животные осенью. | | |
5 | Занятия людей осенью | | |
6 | Времена года. Зима | | |
7 | Растения зимой. Животные зимой. | | |
8 | Растения зимой. Животные зимой. | | |
9 | Занятия людей зимой | | |
10 | Времена года. Весна | | |
11 | Растения весной. Животные весной. | | |
12 | Растения весной. Животные весной. | | |
13 | Занятия людей весной | | |
14 | Времена года. Лето | | |
15 | Растения летом. Животные летом. | | |
16 | Растения летом. Животные летом. | | |
17 | Занятия людей летом | | |
18 | Неживая природа. Вода | | |
19 | Значение воды. | | |
20 | Термометр.Измерение температуры воды | | |
21 | Живая природа. Растения | | |
22 | Части растений. | | |
23 | Жизнь растений | | |
24 | Растения влагоустойчивые и засухоустойчивые | | |
25 | Растения светолюбивые и тенелюбивые | | |
26 | Уход за комнатными растениями | | |
27 | Огород. Овощи | | |
28 | Сад. Фрукты | | |
29 | Сад. Фрукты | | |
30 | Уход за растениями | | |
31 | Животные дикие и домашние | | |
32 | Животные дикие и домашние | | |
33 | Кошка и рысь | | |
34 | Собака и волк | | |
35 | Рыбы | | |
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Учебник для 2 класса. Москва, Просвещение 2018г.
Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Рабочая тетрадь для 2 класса. Москва, Просвещение 2018г.
Н.Б.Матвеева Мир человека и природы.Методические рекомендации.. Москва, Просвещение 2018г.
Описание материально- технического обеспечения
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.
Технические средства обучения
Планшет.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.