СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Развитие речи и окружающий природный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Развитие речи и окружающий природный мир»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Администрация МО "Заиграевский район"

МАОУ НАТЛ


«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО учителей начальных классов

___________________________

Козлова Е.Ю.

Протокол №1 от «24» июля 2020 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР МАОУ НАТЛ

________________________

Зубарева Н.И.

Протокол № 41 от «25» июля 2020 г.


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МАОУ

НАТЛ

________________________

Ардаева Г.С.

Приказ №79 от «27» июля 2020 г.












Рабочая программа

по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир»

для обучающегося с НОДА (вариант 6.4.)

3класс на 2020 – 2021 учебный год











Составитель:

Пушкарева Н.Б.

учитель начальных классов


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир» 3 класс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) Важным аспектом обучения ребёнка с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем её природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Развитие речи и окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель: развитие речи и формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Развитие речи и окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общая характеристика курса

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.

Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.

Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Этот предмет использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках общения и чтения, письма и мате­матических представлений и др., совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий доступные для усвоения понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.

Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.


Место курса развитие речи и окружающий природный мир в учебном плане

Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 0,5 часа в неделю в течение 35 недель. В соответствии с календарным учебным графиком в 3 классе программа рассчитан на 35 занятия в год.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Возможные личностные результаты:

  1. осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  2. развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;

  3. понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;

  4. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

  5. способность к осмыслению социального окружения;

  6. развитие самостоятельности;

  7. овладение общепринятыми правилами поведения;

  8. наличие интереса к практической деятельности

Предметные результаты:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Расширение представлений об объектах неживой природы (земле, лесе, полезных ископаемых).

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Расширение представлений о животном и растительном мире (насекомых, рыб, птицах, зверях и т.д.).

  • Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.

  • Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Содержание курса

Сезонные изменения в природе.Погода. Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме, хвоинки), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек. Практическая работа «Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям». Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки для птиц».

Неживая природа. Вода. Значение воды. Живая природа.

Растения. Части растений. Жизнь растений. Растения влагоустойчивые и засухоустойчивые.

Растения светолюбивые и тенелюбивые. Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Уход за растениями.

Животные дикие и домашние. Кошка и рысь. Собака и волк. Рыбы.

Виды деятельности:

игры-сказки,

составление фантограмм. Например: «Что было бы, если бы исчезло солнце?»;

работа с загадками, пословицами, поговорками для активизации развития речи;

ролевые игры, которые способствуют развитию воображения, креативного (творческого) мышления, коммуникативных умений.

дидактические игры

рассказ

аудирование

чтение вслух

говорение

сравнение

выделение признаков

просмотр видеоряда

отгадывание загадок,

выполнение индивидуальных заданий

работа с учебниками и тетрадями

применение ИКТ.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Сезонные изменения. Долгота дня



2

Времена года. Осень



3

Растения осенью. Животные осенью.



4

Растения осенью. Животные осенью.



5

Занятия людей осенью



6

Времена года. Зима



7

Растения зимой. Животные зимой.



8

Растения зимой. Животные зимой.



9

Занятия людей зимой



10

Времена года. Весна



11

Растения весной. Животные весной.



12

Растения весной. Животные весной.



13

Занятия людей весной



14

Времена года. Лето



15

Растения летом. Животные летом.



16

Растения летом. Животные летом.



17

Занятия людей летом



18

Неживая природа. Вода



19

Значение воды.



20

Термометр.Измерение температуры воды



21

Живая природа. Растения



22

Части растений.



23

Жизнь растений



24

Растения влагоустойчивые и засухоустойчивые



25

Растения светолюбивые и тенелюбивые



26

Уход за комнатными растениями



27

Огород. Овощи



28

Сад. Фрукты



29

Сад. Фрукты



30

Уход за растениями



31

Животные дикие и домашние



32

Животные дикие и домашние



33

Кошка и рысь



34

Собака и волк



35

Рыбы




Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:

  1. Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Учебник для 2 класса. Москва, Просвещение 2018г.

  2. Н.Б.Матвеева Мир человека и природы. Рабочая тетрадь для 2 класса. Москва, Просвещение 2018г.

  3. Н.Б.Матвеева Мир человека и природы.Методические рекомендации.. Москва, Просвещение 2018г.

Описание материально- технического обеспечения

Дидактические пособия для учащихся:

Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал

Печатные пособия

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.

Технические средства обучения

Планшет.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.