СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Речевая практика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Речевая практика»




1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти.

Цель: способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; формировать выразительную сторону речи; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.

Задачами учебного предмета являются:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  •  формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

  • овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  •  развитие навыков устной коммуникации;

  •  формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

2. Общая характеристика учебного предмета

«Речевая практика»

Предмет «Речевая практика» является одним из важнейших предметов, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет, а в дальнейшем позволяет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в современном обществе. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

3. Место учебного предмета «Речевая практика»

в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана предметной области «Язык и речевая практика». Количество часов по учебному плану – 68 ч в год, 2 часа в неделю.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Речевая практика»

Личностные результаты

  • расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

  • закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;

  • укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

  • закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

  • закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.

  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

  • участвовать в беседе;

  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

  • Достаточный уровень:

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

  • понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

  • уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций.

5. Содержание учебного предмета

«Речевая практика»

Аудирование и понимание речи

  • Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

  • Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

  • Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

  • Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.

  • Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

  • Общение и его значение в жизни

  • Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?

  • Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?

  • Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

  • Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

  • Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,

  • «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах)

  • Обращение, привлечение внимания.

  • «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.

  • Знакомство, представление, приветствие.

  • Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы

  • «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

  • Приветствие и прощание.

  • Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы

  • «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

  • Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,

  • «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай»,

  • «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

  • Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

  • Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

  • Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

  • Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

  • Поздравительные открытки.

  • Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

  • Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

  • Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к

  • телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

  • Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

  • Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы

  • «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

  • Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

  • Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,

  • «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

  • Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

  • Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

  • Слова поддержки, утешения.

  • \Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Примерные темы речевых ситуаций

  • «Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».

  • «Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».

  • «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,

  • «Поздравительная открытка».

  • «Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема


Кол-во часов


Сроки проведения

Формируемые базовые учебные действия

(БУД)

Основные виды деятельности учащихся


1- я четверть,9 недель

18


Личностные:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к

безопасному и

бережному поведению в природе и обществе.


Коммуникативные:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Познавательные:

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

- читать;

- писать;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;


- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).



1-4

Делимся новостями


4

01,06,08,13.09

1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2.Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний.

3.Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста.

4.Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».

5.Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

5-8

Я выбираю книгу



4

15,20,22,27.09

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3.Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг).

4.Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

9-12

«Подскажите, пожалуйста…»


4

29,4.10

06,11.10

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2.Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите пожалуйста...»).

3.Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку.

4.Ролевые игры по теме ситуации.

5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

13-15

Я — пассажир


3

13,18,20.10

1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

2.Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в

общественном транспорте.

3.Конструирование возможных диалогов в общественном

транспорте.

4.Ролевая игра «В автобусе» (или иная по выбору учителя с

учётом специфики общественного транспорта в местности, где

находится школа).

5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

16-18

«Петушок — Золотой гребешок»


3

25.10,27.10

8.11

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2.Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

3.Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на

иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

4.Инсценирование сказки.


2- я четверть,7 недель

14



19-22

Сочиняем сказку


4

10,15,17,22.11

1.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию,

обсуждение проблемного вопроса).

2.Актуализация знаний о фиксированной структуре текста.

3.Обсуждение замысла сказки.

4.Составление предложений к каждой части придумываемой

сказки с опорой на вопросный план.

Иллюстрирование сказки согласно замыслу.

5.Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников.

6.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

23-26

У телевизора


4

24.11,29.11

01,06.12

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,

обсуждение проблемного вопроса).

2.Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта).

3.Актуализация, уточнение и расширение имеющихся

знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться

пультом от телевизора.

4.Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с

элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план.

5.Составление персональных телевизионных программ

обучающимися.

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

27-29

«Лисичка-сестричка»


3

08,13,15.12

1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию).

2.Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации).

2.Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.).

3.Инсценирование сказки.

30-32

Новогодние истории



3

20,22.12

27.12

1.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации).

2.Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах.

3. Обсуждение замысла истории.

4.Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

5.Иллюстрирование истории согласно замыслу.

6.Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников.

7.Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками и т. д.)


3- я четверть,10 недель

20



33-36

Знаки-помощники


4

10,12,17,19.01

1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2.Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни.

3.Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков.

4.Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей улице и т. д.)».

5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

37-40

В гостях у леса



4

24.01,26.01

31.01,2.02



1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение

проблемного вопроса).

2.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта,

ответы на вопросы на основе иллюстраций).

3.Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний

о правилах поведения в лесу.

4.Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».

Представление работ обучающимися (составление рассказов).

5.Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

6.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

41-44

Задушевный разговор


4

07,09,17,14.02


1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией,

обсуждение проблемного вопроса).

2.Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников.

3.Моделирование диалогов утешения, сочувствия,

предостережения на основе иллюстраций.

5. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

6.Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово»,

«Что легче?», «На катке» в аудиозаписи.

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

45-48

Приглашение


4

16,21,28.02

2.03

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию,

обсуждение проблемного вопроса).

2.Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта).

3.Конструирование устных приглашений с опорой на план.

Дифференциация в зависимости от адресата.

4.Моделирование диалогов, содержащих приглашение и

вежливый отказ.

5.Составление текстов письменных приглашений.

49-52

Поздравляю!


4

07,09,14,16.03

1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса).

2.Конструирование поздравлений. Дифференциация в

зависимости от адресата.

3.Знакомство с правилами оформления письменного

поздравления на открытке.

Тренировочные упражнения в

подписывании поздравительных открыток.

4.Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и

подписи к ней.

5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)


4- я четверть,8 недель



16




53-56

Жду письма!


4

21,23.03

4.04,6.04


1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта).

2.Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма.

3.Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов.

4.Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.).

5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

57-60

«Извините меня…»


4

11,13,18,20.04



1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,

обсуждение проблемного вопроса).

2.Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»).

3.Конструирование возможных диалогов, содержащих

извинения.

4.Ролевые игры по теме ситуации.

5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

61-64

Поздравительная открытка (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учите- лем по календарю, исходя из необхо-

димости приблизить их к календарной дате

9 мая)


4

25,27.04

4.05,11.05


1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций).

2.Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.

3.Рисование праздничных открыток.

4.Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

5.Подписывание открыток поздравлениями.

Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки)

65-68

«Во саду ли в огороде»


4

16,18,23,25.05


1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса).

2.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы

— работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности).

3.Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения).

4.Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков.

5.Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!