1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти.
Цель: способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; формировать выразительную сторону речи; учить строить устные связные высказывания; воспитывать культуру речевого общения.
Задачами учебного предмета являются:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Речевая практика»
Предмет «Речевая практика» является одним из важнейших предметов, так как от его усвоения зависит успешность обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на протяжении всех школьных лет, а в дальнейшем позволяет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в современном обществе. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
3. Место учебного предмета «Речевая практика»
в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана предметной области «Язык и речевая практика». Количество часов по учебному плану – 68 ч в год, 2 часа в неделю.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Речевая практика»
Личностные результаты
расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций.
5. Содержание учебного предмета
«Речевая практика»
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах)
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы
«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай»,
«Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
\Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Формируемые базовые учебные действия (БУД) | Основные виды деятельности учащихся |
| 1- я четверть,9 недель | 18 | | Личностные: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные: -выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; - читать; - писать; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). | |
1-4 | Делимся новостями | 4 | 01,06,08,13.09 | 1.Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. 3.Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. 4.Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». 5.Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
5-8 | Я выбираю книгу | 4 | 15,20,22,27.09 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3.Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг). 4.Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план. 5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
9-12 | «Подскажите, пожалуйста…» | 4 | 29,4.10 06,11.10 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите пожалуйста...»). 3.Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. 4.Ролевые игры по теме ситуации. 5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
13-15 | Я — пассажир | 3 | 13,18,20.10 | 1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 2.Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте. 3.Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте. 4.Ролевая игра «В автобусе» (или иная по выбору учителя с учётом специфики общественного транспорта в местности, где находится школа). 5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
16-18 | «Петушок — Золотой гребешок» | 3 | 25.10,27.10 8.11 | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). 2.Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3.Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 4.Инсценирование сказки. |
| 2- я четверть,7 недель | 14 | | |
19-22 | Сочиняем сказку | 4 | 10,15,17,22.11 | 1.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2.Актуализация знаний о фиксированной структуре текста. 3.Обсуждение замысла сказки. 4.Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. 5.Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников. 6.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
23-26 | У телевизора | 4 | 24.11,29.11 01,06.12 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 3.Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. 4.Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. 5.Составление персональных телевизионных программ обучающимися. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
27-29 | «Лисичка-сестричка» | 3 | 08,13,15.12 | 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). 2.Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 2.Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 3.Инсценирование сказки. |
30-32 | Новогодние истории | 3 | 20,22.12 27.12 | 1.Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). 2.Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах. 3. Обсуждение замысла истории. 4.Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. 5.Иллюстрирование истории согласно замыслу. 6.Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников. 7.Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками и т. д.) |
| 3- я четверть,10 недель | 20 | | |
33-36 | Знаки-помощники | 4 | 10,12,17,19.01 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. 3.Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. 4.Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе (посёлке, на нашей улице и т. д.)». 5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
37-40 | В гостях у леса | 4 | 24.01,26.01 31.01,2.02 | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3.Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. 4.Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). 5.Составление «Правил вежливого поведения в лесу». 6.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
41-44 | Задушевный разговор | 4 | 07,09,17,14.02 | 1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). 2.Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. 3.Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. 5. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». 6.Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
45-48 | Приглашение | 4 | 16,21,28.02 2.03 | 1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2.Актуализация имеющихся знаний по теме (беседа на основе личного опыта). 3.Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. 4.Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. 5.Составление текстов письменных приглашений. |
49-52 | Поздравляю! | 4 | 07,09,14,16.03 | 1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2.Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. 3.Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. 4.Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. 5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
| 4- я четверть,8 недель | 16 | | | |
53-56 | Жду письма! | 4 | 21,23.03 4.04,6.04 | | 1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). 2.Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. 3.Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. 4.Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо …» (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.). 5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
57-60 | «Извините меня…» | 4 | 11,13,18,20.04 | | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…»). 3.Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. 4.Ролевые игры по теме ситуации. 5.Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») |
61-64 | Поздравительная открытка (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4-й четверти определяется учите- лем по календарю, исходя из необхо- димости приблизить их к календарной дате 9 мая) | 4 | 25,27.04 4.05,11.05 | | 1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 2.Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. 3.Рисование праздничных открыток. 4.Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). 5.Подписывание открыток поздравлениями. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки) |
65-68 | «Во саду ли в огороде» | 4 | 16,18,23,25.05 | | 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2.Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности). 3.Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). 4.Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков. 5.Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения. |