Управление образования
Муниципального образования Аскизский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бирикчульская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на Согласовано Утверждаю:
ШМО учителей зам. директора по УВР Руководитель ОУ
естественных наук
________Евменова Н.В. ________Миронова А.С. _________Черпаков М.А.
Протокол № 1 от 26.08.2024г. «28» августа 2024г. «29» августа 2024г.
Рабочая программа педагога
Евменовой Натальи Владимировны
по внеурочной деятельности
«Решение сложных заданий
по биологии и химии
при подготовке к ОГЭ»
9 класс
2024 – 2025 учебный год
Бирикчуль – 2024 год
Пояснительная записка
Программа курса разработана для обучающихся 9-х классов с целью проведения дополнительной подготовки к итоговой аттестации по биологии и химии. Она составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона № 273 от 26.12.2012г;
- Федерального государственного образовательного стандарта;
- образовательной программой основного общего образования;
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по биологии и химии;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для основного государственного экзамена по биологии и химии;
- Спецификации контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена.
Цель: подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в форме ОГЭ по биологии и химии.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках биологии с 5-9 классы.
Повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования.
Закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ.
Формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников.
Научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Научить эффективно распределять время на подготовку ответа и правильно его выстраивать.
Формировать навыки самостоятельной работы учащихся и практического использования знаний.
Развивать коммуникативную компетентность учащихся через решение экологических задач, изучение вопросов сохранения окружающей среды и здоровья человека.
Обеспечить благоприятные условия для успешной сдачи государственной итоговой
аттестации по биологии и химии.
Место и роль учебного курса
Изучение материала данного курса направленно на решение сложных заданий по биологии и химии и подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
На уроках биологии в 9 классах недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки умений и навыков повышенного и высокого уровней. С этой целью при проведении индивидуальных и групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее трудно усваиваемых школьниками тем из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет, при подготовке к ОГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения..
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В данный курс включены темы вызывающие у обучающихся затруднения при подготовке материала.
В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности - природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской, формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты курса
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
БИОЛОГИЯ
Предметные результаты:
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
ХИМИЯ
Предметными результатами являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Выпускник научится:
Называть: химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;
закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов;
сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.
Определять, классифицировать; состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении;
вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена.
Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов;
уравнения химических реакций.
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием. распознавать опытным путем: газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Выпускник получит возможность научиться :
знать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
характерные признаки важнейших химических понятий;
о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;
смысл основных законов и теории химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева
Содержание изучаемого курса
БИОЛОГИЯ
Тема 1. Признаки живых организмов.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Тема 2. Человек и его здоровье.
2.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
2.2. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.
2.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
2.4. Дыхание. Система дыхания.
Дыхание. Система дыхания.
2.5. Внутренняя среда организма.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
2.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.
2.7. Обмен веществ и превращение энергии.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
2.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.
2.9. Покровы тела и их функции.
Покровы тела и их функции.
2.10. Размножение и развитие организма человека.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
2.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.
2.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.
2.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
2.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
2.15. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
Тема 3. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
3.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов.
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
3.2. Экосистемная организация живой природы.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
3.3. Учение о биосфере.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Тема 4. Эволюция живой природы.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
ХИМИЯ
Тема 1. Химические реакции.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Составление молекулярных и ионных уравнений. Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Практическое занятие. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса и методом
Тема 2. Методы познания веществ и химических явлений. Расчётные задачи.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Решение задач.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 3. Экспериментальные основы химии.
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Тематическое планирование по курсу
№ п/п | Разделы, темы | Уровень | № задание в КИМ | Количество часов |
Биология |
1. | Тема 1. Признаки живых организмов. | П В | 1, 18-23, 25-28 | 2 |
2. | Тема 2. Человек и его здоровье. | П В | 18-29 | 8 |
3. | Тема 3. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. | П В | 18-28 | 3 |
4. | Тема 4. Эволюция живой природы. | П В | 18-28 | 2 |
Химия |
5. | Тема 1. Химические реакции. | П В | 12, 20, 21 | 5 |
6. | Тема 2. Расчётные задачи | В | 22 | 5 |
7. | Тема 3. Экспериментальные задачи | В | 23, 24 | 8 |
Итого: | | | 33 |
П – повышенный; В – высокий.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока, раздел | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Биология |
Тема 1. Признаки живых организмов (2ч) |
1 | Признаки живых организмов. | 1 | 04.09 | |
2 | Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | 1 | 11.09 | |
Тема 2. Человек и его здоровье (8ч) |
3 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1 | 18.09 | |
4 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | 25.09 | |
5 | Опорно-двигательная система. Покровы тела и их функции. | 1 | 02.10 | |
6 | Кровеносная и эндокринная системы. | 1 | 09.10 | |
7 | Дыхательная и пищеварительная системы. | 1 | 16.10 | |
8 | Выделительная и половая системы. | 1 | 23.10 | |
9 | Анализаторы. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | 1 | 30.10 | |
10 | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях | 1 | 06.11 | |
Тема 3. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (3ч) |
11 | Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов | 1 | 13.11 | |
12 | Экосистемная организация живой природы. | 1 | 20.11 | |
13 | Учение о биосфере. | 1 | 27.11 | |
Тема 4. Эволюция живой природы (2ч) |
14 | Учение об эволюции органического мира. | 1 | 04.12 | |
15 | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | 1 | 11.12 | |
Химия |
Тема 1. Химические реакции (5ч) |
16 | Химическая реакция. Классификация по различным признакам. | 1 | 18.12 | |
17 | Электролиты и неэлектролиты. | 1 | 25.12 | |
18 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | 1 | 15.01 | |
19-20 | Окислительно – восстановительные реакции. | 2 | 22.01 29.01 | |
Тема 2. Расчётные задачи (5ч) |
21 | Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. | 1 | 05.02 | |
22-23 | Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе | 2 | 12.02 19.02 | |
24-25 | Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 2 | 26.02 05.03 | |
Тема 3. Экспериментальные задачи (8ч) |
26 | «Неметаллы IV–VII групп и их соединений» «Металлы и их соединения» | 1 | 12.03 | |
27-28 | Качественные реакции на анионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; | 2 | 19.03 02.04 | |
29-30 | Качественные реакции на катионы в растворе изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа; ион аммония. | 2 | 09.04 16.04 | |
31 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак | 1 | 23.04 | |
32 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. | 1 | 30.04 | |
33 | Выполнение практической части ОГЭ | 1 | 07.05 | |
34 | Выполнение заданий практической части ОГЭ | 1 | 14.05 | |
Учебно – методическое обеспечение программы
Учебные пособия для обучающихся:
Лернер Г. И.: ОГЭ-2021. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2021.
Лернер Г. И. ОГЭ-2021. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2021.
Д.В. Колесов. «Биологии. Человек», 2000г.
ГИА-2019. Биология: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. В.С. Рохлова. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019.
Лернер Г.И.: ОГЭ-2019. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. – М.: АСТ, 2019. – 128 с.
Лернер Г.И. ОГЭ-2019. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2019.
Контрольно-измерительные материалы»
Демонстрационный вариант КИМ прошлого года на сайте http://www.fipi.ru/
Демонстрационный вариант КИМ текущего года на сайте http://www.fipi.ru/
Источники информации для обучающихся:
Перечень ресурсов Интернет при подготовке к ОГЭ по биологии
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ОГЭ по различным предметам, методические рекомендации - fipi.ru
Интерактивная линия - internet-school.ru
Решу ОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru
Учебники для обучающихся:
Линия жизни: Биология.6 класс. Линия жизни В.В. Пасечник.
Биология. 7 класс. В. В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова
Биология. Человек. 8 класс. В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк.