Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) в соответствии с ФАООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Данная программа рассчитана на 2024-2025 учебный год. Количество учебных часов в год – 9, из расчета 0,25 учебный час преподавания предмета в неделю.
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Общая характеристика курса коррекционно-развивающей области
«Ритмика»
Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки.
Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.
Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
Развивать координацию движений.
Развивать умение слушать музыку.
Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.
Развивать творческие способности личности.
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
«Ритмика»
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Ритмика» (1 класс)
Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Ритмика» (1 класс)
Минимальный уровень:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
ходить свободным естественным шагом;
выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя.
Достаточный уровень:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час). Правила поведения на уроке ритмики. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве (2 часа).
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с чѐткими поворотами в углах зала. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Построение в колонну по два. Выполнение во время ходьбы и бега не сложных заданий с предметами: оббегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения (2 часа).
Общеразвивающие упражнения.
Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперѐд, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища. Наклоны туловища с передачей предмета. Резкое поднимание согнутых в колене ног.
Упражнения на координацию движений.
Перекрѐстное поднимание и опускание руки. Одновременной движение правой руки вверх, левой – в сторону; правой руки вперѐд, левой – вверх.
Упражнение на расслабление мышц.
Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Встряхивание кистью. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперѐд.
Раздел 3. Игры под музыку(1 час).
Выполнение ритмичных движении в соответствии с различным характером музыки. Музыкальные игры с предметами. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах хорошо знакомых детям.
Раздел 4. Упражнения с детскими музыкальными инструментами (2 часа).
Движение кистей рук в разных направлениях. Выделение пальцев рук.
Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно. Противопоставление первого пальца остальным.
Раздел 5. Танцевальные упражнения(1 час).
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лѐгкий, на полу пальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Переменные притопы. Движение парами.
Учебно-тематический план
| Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Упражнения на ориентировку в пространстве. | 2 |
3 | Ритмико- гимнастические упражнения. | 2 |
4 | Игры под музыку. | 1 |
5 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 2 |
6 | Танцевальные упражнения. | 1 |
Итого: | 9 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение. Правила поведения на уроке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятия физическими упражнениями. | 1 | 17.09 | |
2 | Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. | 1 | 15.10 | |
3 | Ритмико-гимнастические упражнения. Наклоны и повороты туловища. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию. Упражнения на расслабления. | 1 | 19.11 | |
4 | Музыкальные игры с предметами. | 1 | 17.12 | |
5 | Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лѐгкий, на полу пальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. | 1 | 21.01 | |
6 | Ритмико-гимнастические упражнения. Движение рук в различных направлениях. Приседания. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию. Упражнения на расслабления. | 1 | 18.03 | |
7 | Ритмико-гимнастические упражнения. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, круговое движение стопой. Упражнения на выработку осанки. | 1 | 15.04 | |
8 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибанием другой. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане. | 1 | 20.05 | |
9 | Музыкальные игры с предметами. | 1 | 20.05 | |
Учебно-методическая и справочная литература
Плотникова Р.М. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения, Екатеринбург.
Лопухина И.Г. Речь, Ритм, Движение, С-П, издательство «Дельта».
Косицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.
Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А. Барейбойма. - М.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой, М.
Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание/.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение.
Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Медведевой Е.А., - М., Издательский центр «Академия».
Аудио и видео материалы
информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);