СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Ритмика"для детей с ЗПР вариант7.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Ритмика"для детей с ЗПР вариант7.2»


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) в соответствии с ФАООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Данная программа рассчитана на 2024-2025 учебный год. Количество учебных часов в год – 9, из расчета 0,25 учебный час преподавания предмета в неделю.

В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Общая характеристика курса коррекционно-развивающей области

«Ритмика»

Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.

Задачи курса:

  • Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях

  • Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.

  • Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).

  • Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки.

  • Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.

  • Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.

  • Развивать координацию движений.

  • Развивать умение слушать музыку.

  • Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.

  • Развивать творческие способности личности.

  • Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

«Ритмика»

Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области

«Ритмика» (1 класс)

  • Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.

  • Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.

  • Принимать участие в творческой жизни коллектива.

Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области

«Ритмика» (1 класс)

Минимальный уровень:
  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;

  • ходить свободным естественным шагом;

  • выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя.

Достаточный уровень:
  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

Содержание учебного предмета

Введение (1 час). Правила поведения на уроке ритмики. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве (2 часа).

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с чѐткими поворотами в углах зала. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.

Построение в колонну по два. Выполнение во время ходьбы и бега не сложных заданий с предметами: оббегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения (2 часа).

Общеразвивающие упражнения.

Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперѐд, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища. Наклоны туловища с передачей предмета. Резкое поднимание согнутых в колене ног.

Упражнения на координацию движений.

Перекрѐстное поднимание и опускание руки. Одновременной движение правой руки вверх, левой – в сторону; правой руки вперѐд, левой – вверх.

Упражнение на расслабление мышц.

Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Встряхивание кистью. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперѐд.

Раздел 3. Игры под музыку(1 час).

Выполнение ритмичных движении в соответствии с различным характером музыки. Музыкальные игры с предметами. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах хорошо знакомых детям.

Раздел 4. Упражнения с детскими музыкальными инструментами (2 часа).

Движение кистей рук в разных направлениях. Выделение пальцев рук.

Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно. Противопоставление первого пальца остальным.

Раздел 5. Танцевальные упражнения(1 час).

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лѐгкий, на полу пальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Переменные притопы. Движение парами.







Учебно-тематический план



Наименование разделов

Количество часов

1

Введение

1

2

Упражнения на ориентировку в

пространстве.

2

3

Ритмико-

гимнастические упражнения.

2

4

Игры под музыку.

1

5

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

2

6

Танцевальные упражнения.

1

Итого:

9



Календарно – тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Правила поведения на уроке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятия физическими упражнениями.

1

17.09


2

Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Ходьба с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

1

15.10


3

Ритмико-гимнастические упражнения. Наклоны и повороты туловища. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию. Упражнения на расслабления.

1

19.11


4

Музыкальные игры с предметами.

1

17.12


5

Танцевальные упражнения.

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лѐгкий, на полу пальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.

1

21.01


6

Ритмико-гимнастические упражнения. Движение рук в различных направлениях. Приседания. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию. Упражнения на расслабления.

1

18.03


7

Ритмико-гимнастические упражнения. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, круговое движение стопой. Упражнения на выработку осанки.

1

15.04


8

Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибанием другой. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане.

1

20.05


9

Музыкальные игры с предметами.

1

20.05



Учебно-методическая и справочная литература

  • Плотникова Р.М. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения, Екатеринбург.

  • Лопухина И.Г. Речь, Ритм, Движение, С-П, издательство «Дельта».

  • Косицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.

  • Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».

  • Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А. Барейбойма. - М.

  • Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.

  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой, М.

  • Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание/.

  • Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение.

  • Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Медведевой Е.А., - М., Издательский центр «Академия».

Аудио и видео материалы

    • информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

    • мультимедийные энциклопедии;

    • аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);