Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___ от «___» ____ 2019г Руководитель ШМО _______________/_Щеголева Е.Ю._/ подпись Ф.И.О. | Согласовано на заседании Методического совета Протокол № ___ от «___» ____ 2019г Председатель МС _______________/_Лепендина И.Л.__/ подпись Ф.И.О. Согласовано зам.директором по УВР _______________/Долинина И.В.__/ подпись Ф.И.О. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №9 ________________Ю. В. Белов «____» __________________ 2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебного курса
«Робототехника. Перворобот NXT 2.0»
для 5 – 6 классов
ВОРОНЕЖ
Пояснительная записка
Рабочая программа для учебного курса «Робототехника. Перворобот NXT 2.0» составлена на основе:
1. ООП CОО МБОУ СОШ №9
2. Учебного плана МБОУ СОШ №9
3. Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №9
4. ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки Росси от 29.12. 2014г №1644,31.12. 2015г №1577).
5. Программного обеспечения для настольного компьютера Перворобот NXT 2.0
Актуальность данной программы:
- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено насоставление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизациимеханизмов, моделировании работы систем.
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Цель курса: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи курса:
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO NXT 2.0;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Формирование универсальных учебных действий
Личностными результатами является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений: простейшие основы механики;
виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
реализовывать творческий замысел.
Работа по схемам, различные языки программирования помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариативность действий робота.
Занятия по образовательной робототехнике строятся на четырех составляющих:
- установление взаимосвязей:
короткий рассказ педагога перед началом занятия помогает детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения;
- конструирование:
на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели, при этом реализуется принцип «обучение через действие»;
- рефлексия:
с помощью созданных моделей дети проводят исследования, в процессе которых учатся делать выводы, сопоставлять результаты опытов;
- развитие:
творческая активность детей и полученный ими опыт рождают идеи для продолжения исследований, желание экспериментировать, менять свои модели, усовершенствовать их.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО, основные принципы механической передачи движения;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Учащиеся должны уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- работать по предложенным инструкциям;
- творчески подходить к решению задачи;
- довести решение задачи до работающей модели;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
-уметь критически мыслить.
Содержание учебного курса
Содержание курса «Робототехника» состоит из модулей «Конструирования» и «Решение прикладных задач», в общей сложности объём курса составил 70 часов, 1 год обучения 35 часов, второй год обучения – 35 часов. Занятия по курсу проводятся в форме беседы, интерактивных практико-ориентированных формах (практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии, игровые тренинги и другие), работа с техническими средствами.
Формы и виды контроля
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по робототехнике.
Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие социально значимых качеств личности, уровень общего развития и уровень развития коммуникативных способностей.
Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
Тематическое планирование
В 2019 – 2020 учебном году программа реализуется в 5-6 классах
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 1 | 35 | 35 |
6 класс | 1 | 35 | 35 |
5 класс
№ | Тема | Количество часов по теме | Практические работы |
1 | Введение. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2 | Изучение механизмов | | 9 |
3 | Конструирование | | 19 |
4 | Программирование | | 6 |
| Всего: 35 часов |
6 класс
№ | Тема | Количество часов по теме | Практические работы |
1 | Повторение | 1 | |
2 | Изучение механизмов | | 9 |
3 | Конструирование | | 19 |
4 | Программирование | | 6 |
| Всего: 35 часов |
Тематическое планирование по робототехнике для 5 класса
№ | Тема | Часы | Дата |
план | факт |
| Введение. Цели и задачи кружка. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | | |
| Знакомство с конструктором | 1 | | |
| Подробное знакомство с ЛЕГО- деталями, с цветом ЛЕГО- элементов, с формой ЛЕГО- деталей и варианты их скрепления. Составление ЛЕГО- словаря. Выработка навыка различий деталей в коробке и ориентации в деталях, их классификация, умения слушать инструкцию. | 1 | | |
| Изучение механизмов. Мотор и ось. Выработка умения поворота изображений и подсоединение мотора к ЛЕГО- коммутатору. ЛЕГО- коммутатор. Построение моделей по инструкции и по картине. Зубчатые колеса. Понижающие и повышающие зубчатые передачи. Понятие ведомого колеса. | 1 | | |
| Зубчатая передача. | 1 | | |
| Понижающая и Повышающая, Червячная ,кулачёк, рычаг | 1 | | |
| Шкивы и ремни. | 1 | | |
| Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости | 1 | | |
| Изучение датчиков и моторов. | 1 | | |
| Мотор и оси. Датчик наклона, расстояния. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения. Структура и ход работы. | 1 | | |
| Программирование. | 1 | | |
| Блок «Цикл» | 1 | | |
| Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Панель инструментов, функциональными командами. Составление программ в режиме Конструирования. | 1 | | |
| Конструирование и программирование заданных моделей. | 1 | | |
| Забавные механизмы. | 1 | | |
| Робот пятиминутка (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. | 1 | | |
| Бот – внедорожник (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. | 1 | | |
| Трехколесный бот (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. | 2 | | |
| Линейный ползун (Сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. | 2 | | |
| Исследователь (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. | 2 | | |
| Нападающий коготь (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. | 2 | | |
| Робот – база с тремя двигателями. Проектирование работы со всеми возможностями механизмов и тестирование модели. | 2 | | |
| Автобот. Проектирование работы со всеми возможностями механизмов и тестирование модели. | 2 | | |
| Пятикнопочный пульт. Проектирование работы со всеми возможностями механизмов и тестирование модели. | 2 | | |
| Индивидуальная проектная деятельность. Разработка, сборка и программирование своих моделей. | 4 | | |
Всего: 35 часов