СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Робототехника на базе аппаратной платформы NXT"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Робототехника на базе аппаратной платформы NXT"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9





Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ___ от «___» ____ 2019г

Руководитель ШМО

_______________/_Щеголева Е.Ю._/

подпись Ф.И.О.

Согласовано

на заседании Методического совета

Протокол № ___ от «___» ____ 2019г

Председатель МС

_______________/_Лепендина И.Л.__/

подпись Ф.И.О.

Согласовано зам.директором по УВР

_______________/Долинина И.В.__/

подпись Ф.И.О.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №9


________________Ю. В. Белов


«____» __________________ 2019г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

учебного курса

«Робототехника. Перворобот NXT 2.0»

для 5 – 6 классов




















ВОРОНЕЖ


Пояснительная записка

Рабочая программа для учебного курса «Робототехника. Перворобот NXT 2.0» составлена на основе:

1. ООП CОО МБОУ СОШ №9

2. Учебного плана МБОУ СОШ №9

3. Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №9

4. ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки Росси от 29.12. 2014г №1644,31.12. 2015г №1577).

5. Программного обеспечения для настольного компьютера Перворобот NXT 2.0

Актуальность данной программы:

- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);

- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;

-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено насоставление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизациимеханизмов, моделировании работы систем.

Lego позволяет учащимся:

- совместно обучаться в рамках одной группы;

- распределять обязанности в своей группе;

- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- создавать модели реальных объектов и процессов;

- видеть реальный результат своей работы.

Цель курса: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи курса:

Обучающие:

- ознакомление с комплектом LEGO NXT 2.0;

- ознакомление с основами автономного программирования;

- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G;

- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

- получение навыков программирования;

- развитие навыков решения базовых задач робототехники.

Развивающие:

- развитие конструкторских навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Формирование  универсальных учебных действий

Личностными результатами является формирование следующих умений:  оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;  называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;  самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

 определять, различать и называть детали конструктора,

 конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

 уметь работать по предложенным инструкциям.

 умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

 уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.  уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:  простейшие основы механики;

 виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

 технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;

 с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

 реализовывать творческий замысел.

Работа по схемам, различные языки программирования помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариативность действий робота.

Занятия по образовательной робототехнике строятся на четырех составляющих:

- установление взаимосвязей:

короткий рассказ педагога перед началом занятия помогает детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения;

- конструирование:

на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели, при этом реализуется принцип «обучение через действие»;

- рефлексия:

с помощью созданных моделей дети проводят исследования, в процессе которых учатся делать выводы, сопоставлять результаты опытов;

- развитие:

творческая активность детей и полученный ими опыт рождают идеи для продолжения исследований, желание экспериментировать, менять свои модели, усовершенствовать их.


Планируемые предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- правила безопасной работы;

- основные компоненты конструкторов ЛЕГО, основные принципы механической передачи движения;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

- создавать  модели  при  помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.


Учащиеся должны уметь:

- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

- работать по предложенным инструкциям;

- творчески подходить к решению задачи;

- довести решение задачи до работающей модели;

- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);

-уметь критически мыслить.


Содержание учебного курса

Содержание курса «Робототехника» состоит из модулей «Конструирования» и «Решение прикладных задач», в общей сложности объём курса составил 70 часов, 1 год обучения 35 часов, второй год обучения – 35 часов. Занятия по курсу проводятся в форме беседы, интерактивных практико-ориентированных формах (практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии, игровые тренинги и другие), работа с техническими средствами.

Формы и виды контроля

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по робототехнике.

Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие социально значимых качеств личности, уровень общего развития и уровень развития коммуникативных способностей.

Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.





Тематическое планирование

В 2019 – 2020 учебном году программа реализуется в 5-6 классах

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

5 класс

1

35

35

6 класс

1

35

35


5 класс


Тема

Количество часов

по теме

Практические работы

1

Введение. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности.


1


2

Изучение механизмов



9

3

Конструирование


19

4

Программирование


6


Всего: 35 часов


6 класс


Тема

Количество часов

по теме

Практические работы

1

Повторение

1


2

Изучение механизмов



9

3

Конструирование


19

4

Программирование


6


Всего: 35 часов














Тематическое планирование по робототехнике для 5 класса

Тема

Часы

Дата

план

факт

Введение. Цели и задачи кружка. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности.


1



Знакомство с конструктором

1



Подробное знакомство с ЛЕГО- деталями, с цветом ЛЕГО- элементов, с формой ЛЕГО- деталей и варианты их скрепления. Составление ЛЕГО- словаря. Выработка навыка различий деталей в коробке и ориентации в деталях, их классификация, умения слушать инструкцию.

1



Изучение механизмов. Мотор и ось. Выработка умения поворота изображений и подсоединение мотора к ЛЕГО- коммутатору. ЛЕГО- коммутатор. Построение моделей по инструкции и по картине. Зубчатые колеса. Понижающие и повышающие зубчатые передачи. Понятие ведомого колеса.


1



Зубчатая передача.

1



Понижающая и Повышающая, Червячная ,кулачёк, рычаг

1



Шкивы и ремни.

1



Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости

1



Изучение датчиков и моторов.

1



Мотор и оси. Датчик наклона, расстояния. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения. Структура и ход работы.

1



Программирование.

1



Блок «Цикл»

1



Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Панель инструментов, функциональными командами. Составление программ в режиме Конструирования.

1



Конструирование и программирование заданных моделей.

1



Забавные механизмы.

1



Робот пятиминутка (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.

1



Бот – внедорожник (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.

1



Трехколесный бот (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.

2



Линейный ползун (Сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.

2



Исследователь (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.

2




Нападающий коготь (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.

2



Робот – база с тремя двигателями. Проектирование работы со всеми возможностями механизмов и тестирование модели.

2



Автобот. Проектирование работы со всеми возможностями механизмов и тестирование модели.

2



Пятикнопочный пульт. Проектирование работы со всеми возможностями механизмов и тестирование модели.

2



Индивидуальная проектная деятельность. Разработка, сборка и программирование своих моделей.

4




Всего: 35 часов