СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа родная литература(карачаевская)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа родная литература(карачаевская)»




Пояснительная записка


Учебник: РОДНАЯ РЕЧЬ. (АНА ТИЛ) 4 КЛАСС.

Авторы: (Гочияева С. А., Эбзеева А. И.) Черкесск 2010


Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, этапы работы с текстом; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

     Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря);

развитие творческих способностей детей.

            В курсе родной речи реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом карачаевского языка:

•  овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

            Линии, специфические для курса «Родная речь»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории карачаевской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети

видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

- «Родная речь – мой светлый день»;

- «Моё Отечество – моя Родина»;

- «Охрана природы»;

- «Жизнь горских детей в старину».

- «Устное народное творчество».

- «Времена года».

- «Хвала женщине!»

- «Сыновья Карачая для большой Победы»

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера из следующих произведений: «Минги Тауну къушу» Кагиева Н., «Тиширыугъа махтау» М. Горький, «Ёрге къобуу» Байрамукова Х.

В 4-ом классе на изучение литературного чтения отводится: 34 часа за учебный год

(1 час в неделю).

Основные развивающие и воспитательные цели

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и Карачаево – Черкесии.

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

Преобразование читательской деятельности учеников 4 класса происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста, в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

I. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста.

Такой подход помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем в учебнике (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. В 4 классе возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

Программа по родной речи для четвертого класса отражает основные направления и включает следующие разделы:

1. Тематика чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.





















№п/п

Тема урока

Дата

П

Ф



1



Родная речь – мой светлый день

Таулу сёзюм, татлы сёзюм. Гочияева С.

Уланлагъа. В. Сосюра




05.09


2

Моё отечество – моя родина

Атмаз. Хубиев О.

12.09


3

Наша страна – Россия. Баучиев А.


19.09


4

Времена года

Зеленое лето. Хубиев Н.

26.09


5

Тёплый день сентября. Кулиев К.

03.10


6

Акъбурун. («Къара кюбюрден») Аппаев Х.

Радугач. Шаманова М.

10.10


7

Вечер в горах. Тебуев Ш.

17.10


8

Охрана природы.

Приметы природы. Байзуллаев А.


24.10


9

Как я впервые сел на лошадь. Гочияева С.

Мурат и Тулпар. Эбзеева Х.

31.10


10

Жизнь горских детей в прошлом

Детство Умара.БатчаевМ.Къанатлы Джумарыкъ. Кагиева Н.

21.11


11

Первое кино. Кулиев К.

28.11


12

Из истории нашей родины.

Къарча. Байчоров С.

05.12


13

Не трать способности. Хубиев О.

Орёл Эльбруса. Кагиева Н.


12.12


14

Зима.

Заблудившийся снежок. Шаманова М.

Сыночек дерева. Хубиев М

19.12


15

Новый год.Джаубаев Х.

26.12


16

Балдраджюзню джырчыгъы.Кулиев К.

16.01


17

Устное народное творчество.

Нартская сказка. Ортабаева Р.

Сосуркъа и великан.

23.01


18

Пословицы. Загдки.

30.01


19

Карачаево – балкарские писатели–детям: что плохо, что хорошо?


06.02


20

Мысли Ибрагима. («Къара кюбюр» отрывок из романа) Аппаланы Х.

Аманат. («Аманат» отрывок из романа) Хубийланы О.

Бир уллу юйдегиде. Мамчуева Д.

13.02


21

Сафият. (отрывок из поэмы) Уртенов А.

Залихат. Байрамукова Х.

Джангы джомакъла. Суюнчев А.

20.02


22

Кавказ (отрывок) Каракетов И.

Джашауну ызы. Джаубаев Х.

06.03


23

Айры чабакъ, Балыкъ, дууадакъ. Акбаев И.

«Хора» тана. Салпагарова К.

13.03



24

Пришла весна.

Джаз. Уртенов А.

Кавказда джаз. Байрамукова Ф

20.03


25

Тиширыугъа – махтау. М.Горький

Джукъланмазлыкъ джулдузчукъ. Мамчуева Д.

27.03



26

Сыновья Карачая для большой Победы.

Къарачайны уланы – Белоруссияны джигити. Лайпанов С.

Днепр ючюн урушлада. Богатырёв Х.

03.04


27

Тау илячин. Борлаков К.

Кёмеуюл. Лайпанов Р.

10.04


28

Будь человечным!

Сабийликде. Уртенов А.

Юч ана бла юч бала. Байрамукова Х.

17.04


29

Ёрге къобуу. (отрывки из книги «Джашауум») Байрамукова Х.

24.04



30

Мир.

Кёгюрчюнле. Суюнчев А.

Рахатлыкъны белгиси. Джаубаев Х.

01.05


31

Алгъыш. Къулийланы Къ.

08.05


32

Пути честной дружбы.

Ахыры той бла бошалды. Гочияева С.

15.05


33

Джырлагъан джашчыкъ. Мокаев М.

Къарачай тил. Кобзева Т.

22.05


34

Итоговый урок

29.05