Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Родной (русский) язык» базового уровня составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Т. Н. Соколовой 1-4 классы «Школа развития речи»
Рабочая программа направлена на реализацию целей обучения на уровне начального образования. В соответствии с учебным планом МОУ Вешкаймская СОШ № 1, отводится 0.5 часа в неделю, всего 17 часов в год.
Язык -это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом -инструментом общения, мышления -это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период -одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель курса —способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «развитие речи» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Развития речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Родной язык» является сформированность следующих умений:
- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
-воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
-создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
-понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
-овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
-уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
4 класс.
Речь.
Техника и выразительность речи.Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство,
выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространёнными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1-3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные словаи омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет -сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом лексических особенностей текста.Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным
оборотом.Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее.
Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с
определительной, изъяснительной, причинно-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать, предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.
Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении.
Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Литература
1. Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова -М., Первое сентября,
2000/
2. Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на урокахрусского
языка / Бетенкова М.С. М., Астрель, 2006/
3.Т.Н. Соколова «Школа развития речи».–Москва: РОСТ книга, 2011 г
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Речь. Слово. | 4 |
2 | Предложение и словосочетание | 5 |
3 | Текст | 8 |
| ИТОГО | 17 ч |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | дата | Домашнее Задание |
По плану | фактически |
1 | Многозначные слова | 1 | | | |
2 | Омонимы, омоформы, омофоны, каламбуры | 1 | | | |
3 | Фразеологизмы. Их использование в разговорной речи. | 1 | | | |
4 | Сравнение, олицетворение, эпитеты. Работа с текстом. | 1 | | | |
5 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | | | |
6 | Написание сочинения по пословице | 1 | | | |
7 | Сочинение- пейзажная зарисовка. | 1 | | | |
8 | Рифма | 1 | | | |
9 | Диалог и монолог. | 1 | | | |
10 | Драматическая импровизация. | 1 | | | |
11 | Композиция текста. Основные элементы композиции. Работа с деформированным текстом | 1 | | | |
12 | Сочинение- миниатюра в художественном стиле. | 1 | | | |
13 | Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль. | 1 | | | |
14 | Тезисы. Конспект. | 1 | | | |
15 | Аннотация. | 1 | | | |
16 | Я пишу письмо. | 1 | | | |
17 | Личный дневник. | 1 | | | |