Пояснительная записка
Родной язык (русский)
8 класс
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8 класса составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями);
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;
- Устава ОО;
- учебного плана МБОУ «СОШ № 63» на 2019-2020 учебный год.
Русский язык, родной язык русского народа, является средством межнационального общения для народов многонациональной РФ и государственным языком в нашей стране, что позволяет рассматривать родной (русский) язык как важный фактор консолидации государства, основу формирования государственной идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной (русский) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Изучение и совершенствование владения языком связано с развитием мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей личности; обеспечивает ее самореализацию, готовность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является не только средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, но и основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Велика роль родного(русского) языка в формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная активность являются теми характеристиками личности, которые способствуют социальной адаптации подростка к изменяющимся условиям современного мира.
Целями изучения родного (русского) языка являются:
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
формирование понимания причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
В рабочей программе отражается направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение родным (русским) языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к родному (русскому) языку как к одной из основных культурно значимых ценностей российского народа.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ОУ
Согласно Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 63», продолжительность учебного года в 5-9-х классах составляет не менее 34 недель. Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение родного языка (русского) в 8 классе 8 часов в год (1 час в неделю в течение 3 четверти).
Планируемые результаты обучения данного курса и система оценивания
Предметные результаты | 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизация научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. |
Критерии оценивания
Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка “1” ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Слово и словесность. Язык художественной литературы.
Стилистическая окраска слова.
Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Формы и методы контроля | Деятельность учащихся | Домашнее задание |
Введение |
1 | Слово и словесность | 1 | Научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять нужную информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова. | Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | Текущий контроль | Слушают лекцию учителя. Отвечают на вопросы. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Слово и словесность». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии. | Комплексный анализ текста |
2 | Язык художественной литературы | 1 | Знать богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц. | Коммуникативные: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной зада чи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров. | Текущий контроль | Слушают лекцию учителя. Отвечают на вопросы, читают тексты, работают над лексикой текстов | Комплексный анализ текста |
Стилистическая окраска слова |
3 | Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов | 1 | Употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской. | Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. Регулятивные:определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Познавательные осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Интерес к изучению языка | Текущий контроль | Слушают лекцию учителя и сообщения учащихся. Отвечают на вопросы. Составляют связный текст с использованием слов с эмоционально-эксперссивной окраской | Комплексный анализ текста |
4 | Стилистические возможности синонимов. | 1 | Знать стилистические возможности синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова. | Коммуникативные:задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные:планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | Текущий контроль | Слушают лекцию учителя и сообщения учащихся. Отвечают на вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи. Составляют связный текст и озаглавливают его. Выявляют особенности синонимов, антонимов, фразеологизмов. Анализируют тексты, содержащие антонимы, синонимы, фразеологизмы. Подбирают свои примеры текстов. | Комплексный анализ текста |
5 | Стилистические возможности антонимов. | 1 | Знать стилистические возможности антонимов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова | Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные:планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Усвоение лексического многообразия русского языка. Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества. | Текущий контроль | Комплексный анализ текста |
6 | Стилистические возможности фразеологизмов. | 1 | Знать стилистические возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте | Коммуникативные:уважительно относиться к партнёрам в процессе достижения общей целисовместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему, | Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа | Текущий контроль | Комплексный анализ текста |
7 | Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола | 1 | Знать стилистические возможности сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы. Регулятивные:определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Формирование общей культуры и мировоззрения | Текущий контроль | Комплексный анализ текста |
8 | Стиль в художественной словесности | 1 | Уметь различать слова по их стилистической окраске | Коммуникативные:осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать Регулятивные:планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Интерес к изучению языка | Текущий контроль | Комплексный анализ текста |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013.