СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родной язык (русский)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8 класса составлена на основании:

 - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной язык (русский)"»

Пояснительная записка

Родной язык (русский)

8 класс

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8 класса составлена на основании:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями);

- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"

- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;

- Устава ОО;

- учебного плана МБОУ «СОШ № 63» на 2019-2020 учебный год.



Русский язык, родной язык русского народа, является средством межнационального общения для народов многонациональной РФ и государственным языком в нашей стране, что позволяет рассматривать родной (русский) язык как важный фактор консолидации государства, основу формирования государственной идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной (русский) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Изучение и совершенствование владения языком связано с развитием мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей личности; обеспечивает ее самореализацию, готовность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Родной язык является не только средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, но и основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Велика роль родного(русского) языка в формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная активность являются теми характеристиками личности, которые способствуют социальной адаптации подростка к изменяющимся условиям современного мира.


Целями изучения родного (русского) языка являются:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • формирование понимания причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

В рабочей программе отражается направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение родным (русским) языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к родному (русскому) языку как к одной из основных культурно значимых ценностей российского народа.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане ОУ

Согласно Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ № 63», продолжительность учебного года в 5-9-х классах составляет не менее 34 недель. Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение родного языка (русского) в 8 классе 8 часов в год (1 час в неделю в течение 3 четверти).

Планируемые результаты обучения данного курса и система оценивания

Предметные результаты

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизация научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.




























































Критерии оценивания

  • Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  • Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

  • Отметка “1” ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

























ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение.

Слово и словесность. Язык художественной литературы.


  1. Стилистическая окраска слова.

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.













































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)


Темы уроков

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Формы и методы контроля

Деятельность учащихся

Домашнее задание

Введение

1

Слово и словесность

1

Научиться составлять рас­суждение на лингвистическую тему

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ис­кать и выделять нужную информацию.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержа­ния и значения слова.

Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Текущий контроль

Слушают лекцию учителя. Отвечают на вопросы. Работают над

лексикой текстов с целью осмыслить тему «Слово и словесность». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.

Комплексный анализ текста

2

Язык художественной литературы

1

Знать богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.

Коммуникативные: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной зада чи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров.

Текущий контроль

Слушают лекцию учителя. Отвечают на вопросы, читают тексты, работают над лексикой текстов

Комплексный анализ текста

Стилистическая окраска слова

3

Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов

1

Употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской.

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Регулятивные:определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.

Познавательные осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.


Интерес к изучению языка

Текущий контроль

Слушают лекцию учителя и сообщения учащихся. Отвечают на вопросы. Составляют связный текст с использованием слов с эмоционально-эксперссивной окраской

Комплексный анализ текста

4

Стилистические возможности синонимов.

1

Знать стилистические возможности синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова.

Коммуникативные:задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные:планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию

Текущий контроль

Слушают лекцию учителя и сообщения учащихся. Отвечают на вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи. Составляют связный текст и озаглавливают его.

Выявляют особенности синонимов, антонимов, фразеологизмов. Анализируют тексты, содержащие антонимы, синонимы, фразеологизмы. Подбирают свои примеры текстов.

Комплексный анализ текста

5

Стилистические возможности антонимов.

1

Знать стилистические возможности антонимов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Усвоение лексического многообразия русского языка. Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества.

Текущий контроль

Комплексный анализ текста

6

Стилистические возможности фразеологизмов.

1

Знать стилистические возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте

Коммуникативные:уважительно относиться к партнёрам в процессе достижения общей целисовместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему,

Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа

Текущий контроль

Комплексный анализ текста

7

Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола

1

Знать стилистические возможности сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы.

Регулятивные:определять цели предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов.

Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему.

Формирование общей культуры и мировоззрения

Текущий контроль

Комплексный анализ текста

8

Стиль в художественной словесности

1

Уметь различать слова по их стилистической окраске

Коммуникативные:осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Регулятивные:планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Интерес к изучению языка

Текущий контроль

Комплексный анализ текста




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.



  • Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013.