Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
Локтевский район, Алтайский край
Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол №____1___ от «____»___________2020 г. | Принято на заседании Педагогического совета Протокол №____1___ от «____»___________2020г. | Утверждаю Директор школы ________Тарасенко ЮН. Приказ №____от «______»_____08____2020 г. | . | Утверждаю Директор школы ________Тарасенко ЮН. Приказ №__40/2__от «___28___»_____08____2019 г. |
Рабочая программа
Учебный предмет «Русский язык (на родном языке)»
4 класс
Учитель: Острокостова Елена Ивановна
Срок реализации программы 2020 -2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: 17 (0,5 ч в неделю)
Планирование составлено на основе: примерной программы по учебному предмету
«Родной (русский) язык»
Рабочую программу составила: ОстрокостоваЕлена Ивановна
____________________________________________________(категория)_______________________
подпись расшифровка
с.Покровка
2020 г.
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год, учебного плана на 2020-2021 учебный год,на основе примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для организаций, реализующих программы начального общего образования, с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования МКОУ "Покровская СОШ" и отражает пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект:
Примерные программы Русский родной язык 1-4 классы под редакцией О.М. Александровой
Александрова О.М., Богданов С.И., Вербицкая Л.А «Родной язык». 4 класс. Учебник «Просвещение», 2019
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Покровская СОШ» – 0,5 часа (из расчѐта – 1 час в неделю в первом полугодии).
1.5. Общая характеристика учебного предмета:
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский)язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведѐнное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублѐнного изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении родному (русскому)языку не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
1.6. Основные цели и задачи:
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка,входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языко-
вых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный ин-
формационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
1.7. Особенности реализации программы
8.Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.9. Методы работы с детьми с ОВЗ:
Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный
Методы и приемы обучения:
-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; письмо под диктовку, комментирование орфограмм и пунктограмм; демонстрация картин; - репродуктивный: различные виды грамматического разбора; разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различных типов и жанров;
частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
1.13. Формы и способы проверки знаний:
диктанты (контрольные, проверочные, объяснительно-проверочный);
проверочные работы;
сочинение по репродукции картины;
сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам, и опорным словам;
изложение по вопросам к тексту(подробное изложение повествовательного текста); - словарный диктант; - проекты.
1.14. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом - «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МКОУ «Покровская СОШ»
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по родному (русскому) языку Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстовразных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпите-
тов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека; соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литера-
турного языка (в рамках изученного); соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного); обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи языковыхсредств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современно-
го русского литературного языка:
произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературно-
го языка:
выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответ-
ствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проведение синонимических замен с учѐтом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литера-
турного языка:
употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоиз-
менение отдельных форм множественного числа имен существительных; употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего
и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, свя-
занных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современно-
го русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями:
использование учебных толковых словарей для определения лексического значе-
ния слова, для уточнения нормы формообразования; использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов
и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения; использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование
учебныхэтимологических словарей для уточнения происхождения слова; использование орфографических словарей для определения нормативного написа-
ния слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
владение различными приемами слушания научно-познавательных и художествен-
ных текстов об истории языка и культуре русского народа; владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-
познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фраг-
ментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов; умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделѐнного на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приѐмами работы с примечаниями к тексту; умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказ с изменением лица;
уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение
диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-
добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргумента-
ции; создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путе-
шествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление со-
общения в письменной форме и представление его в устной форме; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления; редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого
этикета; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Планируемые результаты освоения программы 4-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвѐртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарѐм для уточнения происхождения слова; • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделѐнного на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Четвѐртый год обучения (17ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И.
Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6ч) Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделѐнного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени - 1 ч.
Раздел учебного предмета | Количество ча- сов | | Из них | |
Контрольные работы | Лабораторные работы | Практические работы |
Русский язык: прошлое и настоящее | 5 | | | |
Язык в действии | 5 | | | |
Секреты речи и текста | 6 | | | |
Резерв учебного времени | 1 | | | |
Итого: | 17 | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Четвёртый год обучения – 17 часов (4 класс)
№ п/п | Тема | план | факт |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5час ов) | |
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | | |
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | | |
3 | Красна сказка складом, а песня - ладом | | |
4 | Красное словцо не ложь | | |
5 | Язык языку весть подаѐт | | |
| | | |
Раздел 2. Язык в действии (6 часов) | |
6 | Трудно ли образовывать формы глагола? | | |
7 -8 | Можно ли об одном и том же сказать по- разному? | | |
9 | Как и когда появились знаки препинания? | | |
10 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать поразному?» | | |
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов) | |
11 | Задаѐм вопросы в диалоге | | |
12 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | | |
13 | Учимся составлять план текста | | |
14 | Учимся пересказывать текст | | |
15 | Учимся оценивать и редактировать тексты | | |
16 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | | |
| Повторение (1часа) | | |
1 | Повторение пройденного. | | |
Используемый учебно-методический комплект:
Примерные программы Русский родной язык 1-4 классы под редакцией О.М. Александровой
Александрова О.М., Богданов С.И., Вербицкая Л.А «Родной язык». 4 класс. Учебник «Просвещение», 2019
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. 4) Ноутбук. 5) Экран.
6) Колонки.
Корректировка календарно-тематического планирования
По рабочей программе | Корректировка |
Дата урока | Тема урока | Дата | Причина коррекции | Способ коррекции |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |