Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Братский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №_ от «_ » __ 2020 г __________ И. В. Костючик | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________Л.В.Артеменко «___»__________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Братский УВК ________М.В.Типпа Приказ № «___»_______2020 г. |
Рабочая программа
по родному языку (русскому)
на 2020-2021 учебный год – 3 класс
базовый уровень
| | Составлена учителем начальных классов Костючик И.В. |
Рекомендована педагогическим советом Протокол № «___» _____________ 2020 г. | |
| | | |
с. Братское, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями);
- примерной рабочей программой «Русский родной язык. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение, 2020».
Программа направлена на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами предмета являются:
– приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;
– формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
– расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Распределение часов в рабочей программе: 34 учебные недели по 1 часу в неделю, всего 34 часа за год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
– распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
– использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
– понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
– понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
– использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»:
– произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
– выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
– проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
– правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
– пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
– пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
– различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
– владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
– использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
– анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
– оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
– соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
– редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектное задание «Из истории моего села».
Раздел 2. Язык в действии (13 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложнопадежных форм существительных.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Учебные часы |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 9 |
2. | Язык в действии | 13 |
3. | Секреты речи и текста | 12 |
| Итого | 34 |
Приложение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Братский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №__от «__» __ 2020 г. __________ И.В.Костючик | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________Л.В.Артеменко «___»______________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Братский УВК __________М.В.Типпа Приказ № ___«___»_____2020 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
3 КЛАСС
| | Составлено учителем начальных классов Костючик И.В. |
| |
| | | |
с. Братское, 2020 г.
Родной язык (русский)
34 часа (1 час в неделю)
№ уро-ка | Дата проведения | Название разделов, тем уроков | Кол-во час. | Примечания |
План | Факт |
| | | Русский язык: прошлое и настоящее (9ч) | | |
1 | | | Где путь прямой, там не езди по кривой | 1 | |
2 | | | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | |
3 | | | Сошлись два друга — мороз да вьюга | 1 | |
4 | | | Ветер без крыльев летает | 1 | |
5 | | | Какой лес без чудес | 1 | |
6 | | | Дело мастера боится | 1 | |
7 | | | Заиграйте, мои гусли... | 1 | |
8 | | | Что ни город, то норов. Проект «Из истории моего села…» | 1 | |
9 | | | У земли ясно солнце, у человека — слово | 1 | |
| | | Язык в действии (13ч) | | |
101112 | | | Для чего нужны суффиксы? | 3 | |
131415 | | | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 3 | |
16,17 | | | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 2 | |
1819 20 | | | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 3 | |
21,22 | | | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Проект «Рассказ о слове» | 2 | |
| | | Секреты речи и текста (12ч) | | |
23 | | | Создаём тексты-рассуждения | 1 | |
24 | | | 1 | |
25 | | | 1 | |
26 | | | 1 | |
27,28 | | | Учимся редактировать тексты | 2 | |
29 | | | Создаём тексты-повествования | 1 | |
30 | | | 1 | |
31 | | | 1 | |
32 | | | 1 | |
33 | | | Представление проектных заданий | 1 | |
34 | | | Итоговый урок | 1 | |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов Костючик Ирины Васильевны
по родному языку (русскому) в 3 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе-ния по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприя- тие | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |