РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому родному языку
для 10 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому родному языку для учащихся 10 класса составлена следующих нормативно - правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями)
Примерная программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253)
Основная образовательная программа среднего общего образования МОБУ СОШ № 2 ЛГО на 2020-2021 учебный год
Место предмета в учебном плане
Программа предмета «Русский родной язык» в 10 классе рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
• углубление и расширение знаний о категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
В обучении используются следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбегающие.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- работа с различными информационными источниками, конспектирование
- работа с различными словарями;
- индивидуальные сообщения;
- выполнение упражнений.
Виды и формы контроля:
тестовые работы;
индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера;
выполнение проектных и исследовательских заданий.
Содержание курса
Язык и культура (12 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Развитие языка как объективный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке.
Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернетполемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Учебно-тематический план курса
Содержание раздела программы | Количество часов |
Язык и культура | 12 |
Культура речи | 12 |
Речь. Речевая деятельность. Текст | 10 |
ИТОГО | 34 |
Требования к результатам освоения программы курса
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные результаты:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
распознавание, характеристика понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;
понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета;
понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов.
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся научатся:
осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека;
объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;
использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;•
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
по плану | по факту |
Язык и культура (12 ч) |
| Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | | |
| Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость. | | |
| Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». | | |
| Ключевые слова, обозначающие мир русской природы; религиозные представления. | | |
| Крылатые слова и выражения в русском языке. | | |
| О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. | | |
| Развитие русского языка как объективный процесс. | | |
| Основные тенденции развития современного русского языка. | | |
| Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | | |
| Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. | | |
| Переосмысление значений слов в современном русском языке. | | |
| Проверочная работа. Представление проектов, результатов исследовательской работы. | | |
Культура речи (12 ч) |
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | | |
| Активные процессы в области произношения и ударения. Современные орфоэпические словари. | | |
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | | |
| Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | | |
| Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари. | | |
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | | |
| Правильное построение словосочетаний по типу управления. Нормы употребления предлогов. | | |
| Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | | |
| Типичные ошибки в построении сложных предложений. | | |
| Речевой этикет. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | | |
| Этика и этикет в электронной среде общения. | | |
| Проверочная работа. Представление проектов, результатов исследовательской работы. | | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч) |
| Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. | | |
| Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. | | |
| Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | | |
| Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | | |
| Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | | |
| Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. | | |
| Промежуточная аттестация. Представление проектов, результатов исследовательской работы. | | |
| Публицистический стиль. Проблемный очерк. | | |
| Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. | | |
| Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. | | |