7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК
1 КЛАСС
17 ЧАСОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, методического пособия «Русский родной язык» (О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др.; под ред. О.М. Александровой) для учащихся 1 класса МБОУ «Таврическая школа – гимназия № 20 имени Святителя Луки Крымского».
Нормативные правовые документы
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности».
Вариант рабочей программы «Русский родной язык» 1 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. ; под ред. О. М. Александровой]. – М.: Учебная литература, 2018.
Цели учебного предмета
• совершенствование коммуникативных умений,
•развитие языковой интуиции;
• включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
• первое знакомство с фактами истории родного языка;
• расширение представлений о различных методах познания языка.
Место предмета в учебном плане МБОУ № 20
Согласно учебному плану МБОУ «Таврическая школа – гимназия № 20 имени святителя Луки Крымского» на изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1 классе выделяется 17 ч (0.5 ч в неделю).
Учебно-методический комплекс
1. Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю Русский родной язык. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018.
2.Русский родной язык. 1 класс: методическое пособие / [О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко др.]
Технологии
Проектные, здоровьесберегающие, технология развивающего обучения, проблемное обучение.
Виды контроля
- текущий контроль: письменная и устная форма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение учениками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной (русский) язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научится:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения.
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
• различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (17 ч.)
Раздел 1. Секреты речи и текста (5 ч.)
Общение. Устная и письменная речь. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?) Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Имена в малых жанрах фольклора. Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (6 ч.)
Роль логического ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Раздел 1. Секреты речи и текста (1 ч.)
Сопоставление текстов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Проверочные работы |
АП | РП |
1 | Секреты речи и текста. | 8 | 5 | |
2 | Язык в действии | 10 | 6 | |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее. | 12 | 5 | |
4. | Секреты речи и текста. | 1 | 1 | |
5. | Резерв. | 2 | - | |
| Итого | 33 | 17 | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов), темы урока |
| план | факт | |
Секреты речи и текста (5 ч.) |
1. | | | Как люди общаются друг с другом. |
2. | | | Вежливые слова. |
3. | | | Как люди приветствуют друг друга. |
4. | | | Зачем людям имена. |
5. | | | Спрашиваем и отвечаем. |
Язык в действии (6 ч.) |
6. | | | Выделяем голосом важные слова. |
7. | | | Как можно играть звуками. |
8. | | | Где поставить ударение. |
9. | | | Где поставить ударение. |
10. | | | Как сочетаются слова. |
11. | | | Как сочетаются слова. |
Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч) |
12. | | | Как писали в старину. |
13. | | | Дом в старину: что как называлось. |
14. | | | Дом в старину: что как называлось. |
15. | | | Во что одевались в старину. |
16. | | | Во что одевались в старину. |
Секреты речи и текста (1 ч.) |
17. | | | Сравниваем тексты. |