Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
__________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 «27» августа 2020г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 «29» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2020г. № 273 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «28» августа 2020г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/О.В. Пантелеева/ 28.08.2020г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по родному языку (русскому)
4 класс
с. Пригорское,
2020/2021 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 03.08.2018г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Российской Федерации от 25.10.1991г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);
- письмом Рособрнадзора от 20.06.2018г. № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г № 345 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019г., №233, от 22.11.2019 №632, от 18.05.2020 №249).
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:
- Русский язык: Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкинаи др. – М.: Просвещение, 2015;
- Русский язык: Учебник для 4 класса: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (в 2-х частях) -М.: Просвещение, 2016;
- «Русский язык. 4 класс». Рабочая тетрадь. Ч.1,2. В.П. Канакина. - М.: Просвещение», 2019г.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Программа рассчитана на 17 часов.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- ценностей многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащиеся получат возможность научиться:
- начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие моменты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее уставные причинно- следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- смысловому чтению текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);
- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;
- давать оценку невежливому речевому поведению;
- знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
- использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
- пользоваться основными способами правки текста;
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа: что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Оценка планируемых результатов
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы контроля:
- контрольное списывание,
- грамматическое задание;
- защита проекта.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах.
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой.
Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения).
Наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения.
Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте.
Употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочёты:
Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы.
Отсутствие «красной строки».
Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Критерии оценки
«освоил» - выполнено 50% объёма работы;
«не освоил» - выполнено менее 50% объёма работы.
II. Содержание учебного предмета
Повторение (2 ч.)
Типы текстов. Р.р. «Составление устного рассказа на выбранную тему.
Главные и второстепенные члены предложений.
Предложение (3 ч.)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания».
Слово в языке и речи (5 ч.)
Лексическое значение слова.
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологизмы. Р.р. «Составление текста по рисунку и фразеологизму».
Значимые части слова. Однокоренные слова.
Имя существительное (4 ч.)
Признаки падежных форм имён существительных.
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
Имя прилагательное (1 ч.)
Словообразование имён прилагательных.
Личные местоимения (1 ч.)
Роль местоимений в речи.
Промежуточная аттестация (1 ч.)
Промежуточная аттестация. Тест.
III. Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Уроки развития речи | Проверочные работы |
1 | Повторение. | 2 | | 1 | |
2 | Предложение. | 3 | | | 1 |
3 | Слово в языке и речи. | 5 | | 1 | |
4 | Имя существительное. | 4 | | | |
5 | Имя прилагательное. | 1 | | | |
6 | Личные местоимения. | 1 | | | |
7 | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | 1 | | |
| Итого: | 17 | 1 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по родному языку (русскому) в 4 __ классе
Общее количество часов на предмет по учебному плану 17 часов.
По 0,5 часов в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: III четверть – 10 часов; IV четверть – 7 часов.
Контрольные работы – 1
Развитие речи – 2
Проекты – 1
№ | Тема | Дата проведения |
план. | факт. |
1. Повторение (2 ч.) |
| Типы текстов. Р.р. «Составление устного рассказа на выбранную тему.» | | |
| Главные и второстепенные члены предложений. | | |
2. Предложение (3 ч.) |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | | |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | | |
| Знаки препинания в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания». | | |
3. Слово в языке и речи (5 ч.) |
| Лексическое значение слова. | | |
| Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. | | |
| Синонимы. Антонимы. Омонимы. | | |
| Фразеологизмы. Р.р. «Составление текста по рисунку и фразеологизму». | | |
| Значимые части слова. Однокоренные слова. | | |
4. Имя существительное (4 ч.) |
| Признаки падежных форм имён существительных. | | |
| Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. | | |
| Правописание падежных окончаний имён существительных. | | |
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | | |
5. Имя прилагательное (1 ч.) |
| Словообразование имён прилагательных | | |
6. Личные местоимения (1 ч.) |
| Роль местоимений в речи. | | |
7. Промежуточная аттестация (1 ч.) |
| Промежуточная аттестация. Тест. | | |