СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родные истоки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для проведения занятий объединения дополнительного образования краеведческой направленности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родные истоки"»





Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родные истоки» по содержанию является туристско-краеведческой направленности, по уровню усвоения – ознакомительной и базовой, по форме организации – очной, групповой.

Данная программа разработана на основании следующих документов:

- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минобрнауки от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Устав МБОУ ООШ с. Топлое

- Положение МБОУ ООШ с. Топлое о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Объединение «Родные истоки» для обучающихся 12-15 лет туристско-краеведческой направленности является познавательно-исследовательским по изучению традиций, культуры, истории, фольклора родного края. Ценность данного направления в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию и пониманию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, истории своего народа с историей Родины, воспитывает чувство гордости за героическое прошлое своего края.

Школьные программы по литературе, истории, географии мало времени отводят на изучение родного края, поэтому важное значение приобретает система дополнительного образования. Занятия в объединении носят в основном познавательную, воспитательную и практическую направленность.

Сроки реализации программы.

Срок освоения программы - 2 года (72 часа). Годовой объем программы – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз (45 мин.) в неделю.

1 год обучения – 36 часов за год, 1раз в неделю.
2 год обучения – 36 часов за год, 1раз в неделю.

Программа предусматривает как теоретические, так и практические виды занятий. Источником информации являются материалы, имеющиеся в фондах библиотек, материалы ежегодных краеведческих исследований, районных и областных газет «Труд» и «Пензенская правда», посещение музеев, изучение архивных документов. В состав объединения входят обучающиеся разного возраста (12-15 лет), состав обучающихся постоянный, занятия групповые.

Теоретические занятия помогут выполнить образовательную функцию объединения. Формы их проведения разнообразны: беседа, лекция, работа с документами, обзор печатного материала на краеведческую тематику и т.д. Практические занятия позволят реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности обучающихся. Виды практической деятельности: заочные походы и экскурсии по историческим и литературным местам, музеям, конкурсы чтецов стихотворений поэтов-земляков, читательские конференции, конкурсы рисунков, диспуты, ролевые и интеллектуальные игры, КВНы, викторины, сочинения, выпуск тематических газет, ведение дневниковых записей, встречи и др.

Учебный материал распределяется по принципу: от простого к сложному, границы краеведческих исследований постепенно расширяются по мере овладения школьниками навыками краеведческой деятельности. Расширяется и круг изучения жизни и деятельности выдающихся людей, тем или иным образом связанных с нашим краем.

Данная программа предусматривает поисковую работу: собирание и запись фольклора, нахождение и описание предметов старины с целью создания музейной экспозиции.

Программа данного объединения  актуальна на сегодняшний день. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», формирование нравственной личности гражданина и патриота. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

 Новизна данной программы состоит в том, что обучающиеся во время занятий используют новые информационно-коммуникационные технологии, делают презентации, создают проекты, используют сайты сети Интернет. 

Отличительной особенностью данной системы изучения своей малой родины является погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Средний и старший школьный возраст (от 12-ти до 15-ти) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Стоит обратить внимание педагога на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия и дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако если педагог создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время. Работа педагога должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. Поэтому педагог на занятиях должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения самореализации. Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать дела, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, педагог должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера.



Цель:  формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся посредством знакомства с историческим и культурным наследием своей малой Родины.

Задачи:

• Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе, формирование понятия красоты – родной природы, добра, бережного отношения к земле.

• Воспитание патриотизма и духовности у учащихся через краеведческие знания, сформировать черты патриотизма и гражданственности.

• Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

• Активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся, выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

• Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

• Пополнение фондов школьного краеведческого уголка.

Задачи обучения заключаются в том, чтобы, не перегружая информацией, дать обучающимся базовые знания для дальнейшей краеведческой работы. Заинтересовать школьников в исследовании родного края, развивать их литературно-творческие навыки в процессе создания по итогам изучения темы или проведения экскурсии альбомов, летописи; иллюстрировании произведений местных авторов, осваивании журналистских навыков; а также воспитывать чувство любви к родному краю.





Учебный план



Название раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1-ый год обучения




ВВЕДЕНИЕ

(1 час)

1

0

РОДОСЛОВИЕ

(10 часов)

4

6

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ

(13 часов)

10

3

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

(10 часов)

6

4

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

(2 часа)

0

2

2-ой год обучения




ВВЕДЕНИЕ

(1 час)

1

0

ЭТНОГРАФИЯ

(20 часов)

12

8

ТОПОНИМИКА И ОНОМАСТИКА

(5 часов)

2

3

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

(4 часа)

4

-

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

(4 часа)

2

2

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

(2 часа)

0

2







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Формы организа-ции занятий

Формы контроля (аттестации)

Количество часов




Теория

Практика


1-ый год обучения






1

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Презентация объединения

1

Беседа, инструктаж и т.д.


1

-

2

РОДОСЛОВИЕ (10 часов)

Что такое генеалогия

1

Объяснение Презентация.



1

-

3

Происхождение, история и родственные связи родов и семей

1

Беседа


1

-

4

Приемы составления генеалогических таблиц

1

Анализ и обобщение материалов


1

-

5

Создание истории своей семьи, своей родословной

1

Беседа-диалог


-

1

6

Создание истории своей семьи, своей родословной

1

Анализ и обобщение материалов.


-

1

7

Круглый стол «Мои знаменитые родственники»

1

Обмен информацией

опрос

-

1

8

Семейный герб

1

Презентация


1

-

9

Составление семейного герба

1

Работа с иллюстрациями


-

1

10

Беседа «Загляните в семейный альбом

1

Беседа-диалог


-

1

11

Обмен мнениями «Моя семья в истории моей Родины»

1

Анализ и обобщение материалов.

опрос

-

1

3

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ

(13 часов)

Что такое летопись

1

Дидактический материал


1

-

13

Знакомство с историей нашего села

1

Чтение «Топловской летописи»


-

1

14

Наш край в истории России

1

Сбор материала


1

-

15

Развитие сельского хозяйства

1

Обработка материала


1

-

16

Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашей местности

1

презентация


-

1

17

Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашей местности

1



-

1

18

Природа нашего края

1

наблюдение


1

-

19

Культурная жизнь нашего села

1

Анализ материала


1

-

20

Памятники нашего села

1

Работа с иллюстрациями


1

-

21

История храма села

1

Обработка материала


1

-

22

История храма села

1

Обработка материала


1

-

23

История Святого источника

1



1

-

24

Настоящее и будущее моего села

1

Сбор материала


1

-

25

Проект «Моё село»

1



-

1

26

Проект «Моё село»

1


Защита проекта

-

1

4

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

(10 часов)

Фольклор нашего села

1



1

-

28

Составление сборника «Фольклор нашего села»

1



-

1

29

Составление сборника «Фольклор нашего села»

1



-

1

30

Составление сборника «Фольклор нашего села»

1



-

1

31

Составление сборника «Фольклор нашего села»

1


Защита-презентация

1

-

32

Запись песен, частушек

1

Анализ материала


1

-

33

Запись песен, частушек

1

Анализ материала


1

-

34

Поэты и писатели нашего района

1

Анализ материала


1

-

35

Сурский край в жизни и творчестве русских писателей

1



1

-

36

Фотоконкурс «Дорогие сердцу места»

1


Выставка-конкурс

-

1


2-ой год обучения






1

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Презентация объединения

1

Беседа, инструктаж и т.д.


1

-

2

ЭТНОГРАФИЯ (20 часов)

Что такое этнография

1



1

-

3

Материальная культура. Жилище со всеми хозяйственными постройками

1

беседа


1

-

4

Выполнение макета русской избы

1

практикум


-

1

5

Выполнение макета русской избы

1



-

1

6

Выполнение макета русской избы

1


Выставка-конкурс

-

1

7

Одежда и украшения

1



1

-

8

Выполнение рисунков старинной одежды

1

Работа с иллюстрациями


-

1

9

Традиционные и праздничные блюда нашего села

1



1

-

10

Составление сборника рецептов

1



-

1

11

Составление сборника рецептов

1


презентация

-

1

12

Орудия труда и средства передвижения.

1



1

-

13

Духовная культура, обычаи

1



1

-

14

Обряды и праздники

1



1

-

15

Престольный праздник

1



1

-

16

Описание свадебного обряда

1



-

1

17

Поверья и приметы

1



1

-

18

Народный календарь

1



1

-

19

Народная медицина. Народные целители

1



1

-

20

Народные промыслы

1



1

-

21

Диалекты нашего села

1

Обработка материала


-

1

3

ТОПОНИМИКА И ОНОМАСТИКА (5 часов)

Что такое топонимика и ономастика

1



1

-

23

Из истории имён и фамилий

1

беседа


1

-

24

Что обозначают наши фамилии и имена

1



-

1

25

Исследовательская работа «Имена и фамилии нашего села»

1


Защита-выступление

-

1

26

Топонимы нашего края

1

Сбор материала


-

1

4

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА(4 часа)

Мои односельчане – участники Великой отечественной войны

1

Обработка материала


1

-

28

И.С. Зажигин– Герой Советского Союза

1

беседа


1

-

29

Дети и война

1



1

-

30

Односельчане – труженики тыла

1



1

-

5

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ (4 часа)

Летопись школы

1

Обработка материала


1

-

32

Знаменитые выпускники школы

1



1

-

33

Встреча с ветеранами педагогического труда

1



-

1

34

Конкурс сочинений

«Школа, я буду тебя помнить!»

1


защита

-

1

6

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. (2 часа)

Защита проектов «Моя малая родина»

1


выступление

-

1

36

Защита проектов «Моя малая родина» Подведение итогов.

1



-

1


Содержание учебного плана 1-го года обучения

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Презентация объединения.

РОДОСЛОВИЕ (10 часов)

Задачи: Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

Теория: Что такое генеалогия. Происхождение, история и родственные связи родов и семей. Семейный герб

Практика: Приемы составления генеалогических таблицСоздание истории своей семьи, своей родословнойСоздание истории своей семьи, своей родословной

Круглый стол «Мои знаменитые родственники».

Составление семейного герба. Беседа «Загляните в семейный альбом

Обмен мнениями «Моя семья в истории моей Родины»



ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ (13 часов)

Задачи: Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Теория: Что такое летопись. Знакомство с историей нашего села. Наш край в истории России. Развитие сельского хозяйства

Практика: Составление туристско-краеведческого путеводителя по нашей местности. Природа нашего края. Культурная жизнь нашего села. Памятники нашего села. История храма села История Святого источника. Настоящее и будущее моего села. Проект «Моё село».



КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (10 часов)

Задачи: Изучение культурного и литературного наследия нашего края, творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Теория: Фольклор нашего села. Поэты и писатели нашего района. Сурский край в жизни и творчестве русских писателей.Сурский край в жизни и творчестве русских писателей.

Практика: Составление сборника «Фольклор нашего села». Запись песен, частушек. Фотоконкурс «Дорогие сердцу места»



Содержание учебного плана 2-го года обучения

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Презентация объединения.

ЭТНОГРАФИЯ (20 часов)

Задачи: Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

Теория: Что такое этнография. Материальная культура. Жилище со всеми хозяйственными постройками. Одежда и украшения. Традиционные и праздничные блюда нашего села. Орудия труда и средства передвижения. Духовная культура, обычаи. Обряды и праздники. Престольный праздник. Поверья и приметы. Народный календарь. Народная медицина. Народные целители. Народные промыслы.

Практика: Выполнение макета русской хаты. Выполнение рисунков старинной одежды. Составление сборника рецептов. Составление сборника рецептов. Описание свадебного обряда. Диалекты нашего села



ТОПОНИМИКА И ОНОМАСТИКА (5 часов)

Задачи: Изучение топонимики и ономастики нашего края

Теория: Что такое топонимика и ономастика. Из истории имён и фамилий. Что обозначают наши фамилии и имена. Топонимы нашего края

Практика: Исследовательская работа «Имена и фамилии нашего села»



ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА(4 часа)

Задачи: Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами

Теория: Мои односельчане – участники Великой Отечественной войны. Дети и война. Односельчане – труженики тыла

Практика: выявление и сбор документов, вещевых и изобразительных памятников, отражающих историю войны; сбор воспоминаний очевидцев тех суровых времен и их родственников и друзей.



ИСТОРИЯ ШКОЛЫ (4 часа)

Задачи: Изучение истории школы

Теория: Летопись школы. Знаменитые выпускники школы. 

Практика: Встреча с ветеранами педагогического труда. Конкурс сочинений «Школа, я буду тебя помнить!»



ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. (2 часа)

Защита проектов «Моя малая родина». Подведение итогов.

Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.



Планируемые результаты

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные и иные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1) углубление знаний по предметам «География», «История России», «Обществознание», «Мировая художественная культура» «Литература»;

2) знание истории, природы, культуры своей малой родины в контексте истории России;

3) расширение знаний об истории, культуре местного населения и его роли в развитии региона;

4) навыки поисковой, исследовательской работы;

5) практические навыки проведения массовых мероприятий;

6) навыки работы с историческими документами;

7) навыки оформления результатов поисковой, исследовательской работы для публичной презентации.

Информационные и методические условия

Для достижения поставленных целей и задач предусматриваются разнообразные формы и методы работы с обучающимися:

  1. Беседы.

  2. Экскурсии.

  3. Игровые программы, использование сюжетно - ролевых игр. Учиться, играя - это наиболее легкий и эффективный способ обучения.

  4. Занятия - исследования.

  5. Викторины.

  6. Конкурсы.

Основа - комплексное учебное занятие, включающее теоретическую и практическую части.

Методы:

1. Словесные методы:

- рассказ, беседа, лекция.

2. Наглядные методы:

- использование экспонатов из школьного музейного уголка, подлинных документов;

- просмотр фотографий, фотоальбомов, рисунков.

3.Поисковый 

- сбор информации по интересующей теме.

4.Исследовательский 

- изучение документальных и вещественных предметов из  фондов школьного музейного уголка для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

5.Практические методы:

ролевые игры;

экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры;

работа с литературой краеведческого характера.

После прохождения тем, для подведения итогов и проверки усвоения материала предполагается:

- организация краеведческих конкурсов, конференций, игр;

- тестовые задания, викторины;

- зачетные мероприятия в форме защиты сообщений, проектов, исследовательских работ.

Данная программа может быть эффективно реализована при ее организационно-методическом обеспечении, которое включает:

  1. Разработку учебно-методических комплексов для учебных занятий;

  2. Изучение и отбор новых педагогических технологий;

  3. Использование разнообразных форм работы, активизирующих познавательные и творческие способности детей;

  4. Совершенствование форм и методов воспитательного процесса.



Алгоритм учебного занятия



1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.



5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.



Формы аттестации и оценочные материалы

Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью оценки уровня достижений обучающихся по завершении всего курса программы в целом. Формы проведения аттестации и критерии оценки определяются педагогом. Формами аттестации могут быть следующие: зачет, тестирование, защита творческих работ, рефератов, проектов, персональные выставки, самопрезентация.

Критерии оценки должны отражать:

- уровень теоретической подготовки обучающихся;

- уровень практической подготовки обучающихся;

- уровень развития и воспитанности обучающихся.



Материально-технические условия

Для реализации программы «Родные истоки» будут использованы следующие средства материально-технического обеспечения:

1. Оборудование. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, классная и магнитная доска для оформления письменного и иллюстративного материала к занятию.

2. Технические средства обучения. Демонстрационное оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон, СD, DVD, экран, фотоаппарат; видеокамера, блокноты, ручки.

Мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

3. Библиотечный фонд. Книги для развития учащихся, нормативные документы, научно-популярная литература, хрестоматийные материалы, энциклопедическая и справочная литература, художественные альбомы. Печатные пособия. Картины, иллюстрации.

4. Интернет-ресурсы

http://www.libs.ru/libs.html 
http://www.libs.ru/el_res-r4.html 
http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ 

WWW.schol.edu.ru.

Литература, используемая педагогом

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., Просвещение, 1985.

  2. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск, 1998.

  3. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

  4. Горкин А.П., Карев В.М.. Отечество. Энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 1995

  5. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.

  6. Жучкевич В.А. Общая топонимика. - М.: Высшая школа, 1980

  7. Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». М. 1990.

  8. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  9. Краеведение. Пособие для учителя. М. 1987 г.

  10. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.

  11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.,1985.

  12. Моя родословная. – Спб.: Лениздат; «Ленинград», 2008. – 320 с.

  13. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие/ Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.

  14. Титов В.В.. Туристско-краеведческий кружок в школе. М.,Просвещение, 1988



Литература, рекомендованная для обучающихся

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А.. Беседы о великих соотечественниках. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.

  2. Алексеев М.Н.. Освобождение Родины. Москва, 1989.

  3. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение – М., "Просвещение", 1980.

  4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.

  5. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.

  6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  7. Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». М. 1990.

  8. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  9. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика.-М., 1979.

  10. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение, 1987

  11. Печень Н.А.. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  12. Погодин М.П.. Тайны истории. М., Высшая школа, 1994.

  13. Смеляков Н.Н.. Уроки жизни. Москва, 1988.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!