Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Курской области
Управление по делам образования и здравоохранения Администрации Курского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винниковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрено на заседании Принято на заседании педагогического совета «Утверждено»
методического объединения учителей Протокол № 1 от_31___августа 2023 г. Директор школы
гуманитарного цикла Заместитель директора по УВР _____________________А.И.Машошин
Протокол № 1 от_28__августа 2023 г. . __________________Т.В. Лиферова Приказ № _147__ от _31__августа 2023 г.
Руководитель ШМО__________И.В. Самсоненко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
направление: «занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся»
6 - 11 классы
Учитель: Самсоненко И.В.
с. Винниково
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Примерная программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия – мои горизонты» (далее — Программа) составлена на основе положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее — ФГОС ООО), в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»), с учетом проекта Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 24.06.2022 г.), Распоряжения Минпросвещения России от 08.09.2021 N АБ-33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Россия – мои горизонты» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (вместе с «Методическими рекомендациями о реализации проекта «Россия – мои горизонты» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2022 году»).
Рабочая программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе материалов Всероссийского Проекта «Россия – мои горизонты» (далее проект). Проект реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», национального проекта «Образование». Оператором проекта выступает Фонд гуманитарных проектов (далее – Оператор).
Внеурочная деятельность — важная часть образовательного и воспитательного комплекса, в рамках которой педагогический состав школы способствует обеспечению содержательного досуга детей через организацию комплексной профориентационной деятельности. Рекомендовано в рамках внеурочной деятельности осуществлять мероприятия, направленные на создание и функционирование системы мер по ранней профориентации обучающихся 6-11 классов. Одним из вариантов реализации профориентационной работы в школе является участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Россия – мои горизонты».
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса;
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
МЕСТО И РОЛЬ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ»
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Участие образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и получить информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию программы. Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). Рекомендуемая учебная нагрузка – 24 часа (аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа), с учетом основной активности проекта в периоды: сентябрь – декабрь, март – апрель (ежегодно). Региональный компонент - 10 часов (подготовка и участие в профориентационных конкурсах и мероприятиях в соответствии с Дорожной картой).
Методическое сопровождение курса представлено данной рабочей программой, методическими рекомендациями о реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательной школы «Россия – мои горизонты» материалами Всероссийского проекта «Россия – мои горизонты», доступными для ознакомления педагогам проекта, зарегистрированным на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/.
Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне основного и среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки, диагностика, разбор результатов диагностики, посещение мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение профессиональных проб и др.
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Винниковская СОШ»: учебный курс предназначен для обучающихся 6-11-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/ 34 часа в год в каждом классе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Структура и последовательность изучения модуля как целостного учебного курса с учетом аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы:
№ | Темы программы | Количество часов |
1. | Профориентационные уроки «Увлекаюсь» | 4 |
2. | Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» | 3 |
3. | Профориентационная выставка «Лаборатория будущего». «Узнаю рынок» | 4 |
4. | Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» | 6 |
5. | Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю» | 3 |
6. | Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» | 4 |
7. | Региональный компонент: подготовка и участие в региональных конкурсах в соответствии с Дорожной картой: конкурс видеороликов по итогам участия в проекте «Билет в будущее», Олимпиада по профориентации, региональный экономический форум «Мой старт в бизнес», региональный конкурс плакатов «Я в рабочие пойду», региональный фестиваль профессий «Билет в будущее Топ-Регион». | 10 |
| Итого | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и трудовых результатов у обучающихся, а именно:
Личностные:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
• формирование мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• формирование внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные:
• освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, рягулятивные);
• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
• формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
Трудовые:
• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
•формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;
• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Наименование разделов и тем | Количество часов |
План. | Факт. |
1. | | | Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» | 1 |
2. | | | Тематический профориентационный урок «Открой свое будущее» | 1 |
3. | | | Профориентационная диагностика №1 «Мои профсреды» и разбор результатов | 1 |
4. | | | Профориентационное занятие «Система образования России» | 1 |
5. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» | 1 |
6. | | | Профориентационная диагностика №2 «Мои ориентиры» и разбор результатов | 1 |
7. | | | Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» | 1 |
8. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» | 1 |
9. | | | Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» | 1 |
10. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» | 1 |
11. | | | Профориентационная диагностика №3 «Мои таланты» и разбор результатов | 1 |
12. | | | Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» | 1 |
13. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» | 1 |
14. | | | Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» | 1 |
15. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» | 1 |
16. | | | Профориентационное занятие-рефлексия «Мое будущее – моя страна» | 1 |
17. | | | Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» | 1 |
18. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» | 1 |
19. | | | Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» | 1 |
20. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» | 1 |
21. | | | Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» | 1 |
22. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» | 1 |
23. | | | Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» | 1 |
24. | | | Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» | 1 |
25. | | | Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) | 1 |
26. | | | Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) | 1 |
27. | | | Профориентационный сериал «Билет в будущее» (часть 1) | 1 |
28. | | | Профориентационный сериал «Билет в будущее» (часть 1) | 1 |
29. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» | 1 |
30. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» | 1 |
31. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» | 1 |
32. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» | 1 |
33. | | | Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» | 1 |
34. | | | Профориентационное занятие «Мое будущее – моя страна» | 1 |