СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Россия в мире 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Россия в мире 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области



РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла

Протокол № 1 «27» августа

2019г.

Руководитель ШМО _________/А.С. Шестернева/



РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол № 1 «28» августа 2019г.

Председатель МС

_________/Е.Н. Веремьева/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/О.В. Пантелеева/

«30» августа 2019г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

«30» августа 2019г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от 31. 08.2019г. № 113/5















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

ПО РОССИИ В МИРЕ

(базовый уровень)

10 КЛАСС

 

 







с. Пригорское,

2019 / 2020 учебный год

Данная рабочая программа по России в мире (базовый уровень) ориентирована на учащихся 10 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017 г.);

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г.);

  • СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г., 22.05.2019г.);

  • Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;

  • Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1822;

  • основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы) на 2019-2021 учебный год;

  • учебного плана МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;

  • календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год.



Рабочая программа по России в мире (базовый уровень) для 10 класса ориентирована на использование УМК, в который входит:

  • Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/ О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожкин. – М.: Дрофа, 2016.

Учебный предмет «Россия в мире» входит в предметную область «Общественно-научных предметов».

На изучение России в мире отводится в 10 классе – 68 часов.

Срок реализации настоящей программы один год.













I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного, дифференцированного, проблемного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.



Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же раз личных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Предметные результаты:

  • сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;

  • сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

  • сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;

  • сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

  • сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

  • сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

  • сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

  • сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;

  • сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.

Выпускники на базовом уровне научатся:

  • использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;

  • использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;

  • раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;

  • сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;

  • излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;

  • раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

  • использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;

  • характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;

  • знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;

  • знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.

Выпускники на базовом уровне получат возможность:

  • владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

  • применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

  • использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

  • анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

  • раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

  • целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

  • применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;

  • использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.

Оценка результатов

    Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатовобразования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»);

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения зада­ний базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учеб­ного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получе­ние 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

   Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.



Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по России в мире.

% выполнения

0-39

40-59


60-79

80-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»



II. Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Введение. Россия и мировой исторический процесс (1 ч) Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.



Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья (7 ч)

Древний Восток и античный мир (2 ч). Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Рождение европейской средневековой цивилизации (1 ч). Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье (1 ч). Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.

Византийская империя и восточно-христианский мир (1 ч).

Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизнивизантийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия — крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.

Исламский мир (1 ч). Аравия — родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья». Проверочная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Тема 2. Древняя Русь (10 ч)

Народы Восточной Европы (1 ч). Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта

Восточной Европы. Расселение славян. Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности (1 ч). Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси (1 ч). Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные

походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Вопросы фальсификации образования древнерусского государства (1 ч).Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.

Церковь и культура Древней Руси (1 ч). Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси (1 ч). Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом (2 ч). Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь». Проверочная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура» (1 ч).

Тема 3. Западная Европа в XI—XV веках (4 ч)

Экономическое и политическое развитие (1 ч). Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане.

Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций (1 ч). Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Культура средневекового Запада (1 ч). Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Европа в XI-XV веках». Тест (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Тема 4. Российское государство в XIV—XVII веках (10 ч)

Москва во главе объединения русских земель (2 ч). Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I. Василий II. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство (1 ч). Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва — третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Вопросы фальсификации периода смутного времени (1 ч). Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины

и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Кризис государства и общества. Смутное время (1 ч). Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых (1 ч). Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального государства (1 ч). Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура в XIV-XVII вв. (1 ч). Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское государство в XIV-XV веках». Контрольная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России» (1 ч).

Тема 5. Запад в Новое время (7 ч)

Европа в начале Нового времени (1 ч). Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV—XVI вв. Начало колониальных

захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. (1 ч). Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.

Эпоха Просвещения (1 ч). Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма.

Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия (2 ч). Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности. Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVI— XVIII вв. (1 ч). Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад в Новое время». Проверочная работа (1 ч).Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Тема 6. Российская империя в XVIII веке (5 ч)

Власть и общество (1 ч). Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны (1 ч). Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства (1 ч). Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение западных границ

России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Образование, наука и культура (1 ч). Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии

наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в XVIII веке». Тест (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации (9 ч)

Эпоха наполеоновских войн (2 ч). Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Поход Наполеона в Россию и гибель «Великой армии». Заграничные походы русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада (1 ч). Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы (2 ч). Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III.

Революции 1848—1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против

рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии (1 ч). Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи (1 ч). Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. (1 ч). Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации». Проверочная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Тема 8. Россия на пути модернизации (9 ч)

Российское государство в первой половине XIX в. (1 ч) Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. (1 ч) Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы.

Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. (2 ч) Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней

политике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX в. (1 ч) Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60—70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя (2 ч). Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на пути модернизации». Контрольная работа (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Семинарское занятие «Проблемы капиталистической индустриализации и политического развития» (1 ч).

Тема 9. Культура XIX века (4 ч)

Научно-технический прогресс и общество (1 ч). Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая литература и художественная культура (1 ч). Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.

Культура России в XIX в. (2 ч). Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Итоговое повторение (2 ч).

Промежуточная аттестация. Тест (1 ч). Обобщение и систематизация знаний по курсу.

Итоговый урок по курсу (1 ч) Обобщение и систематизация знаний по курсу.



III. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

1.

Введение

1


2.

Тема.1 Цивилизация Древнего мира и раннего Средневековья.

7

1

3.

Тема 2. Древняя Русь .

10

1

4.

Тема 3. Западная Европа в XI-XV веках .

4

1

5.

Тема 4. Российское государство в XIV-XVII веках.

10

1

6.

Тема 5. Запад в Новое время.

7

1

7.

Тема 6. Российская империя в XVIII веке.

5

1

8.

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации.

9

1

9.

Тема 8. Россия на пути модернизации.

9

1

10.

Тема 9. Культура XIX века.

4

-

11.

Итоговое повторение.

1

-

12.

Промежуточная аттестация

1

1

ИТОГО

68

9













СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/О.В. Пантелеева/

«30» ____08___2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «31» ____08____2019г.

№ 113/5























Календарно - тематическое планирование

к рабочей программе

среднего общего образования

по России в мире в 10 классе

(базовый уровень)

для 10 класса











Учитель: Шестернева А.С.











2019/2020 учебный год

Календарно - тематическое планирование

по России в мире (базовый уровень) в 10 классе



Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 68 часов.

По 2 часа в неделю. Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов;

II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов;

IV четверть ____ часов.

Контрольные работы, тестирование __9__ часов.

№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока

план

изменения

Введение (1 ч.)

1.

Введение. Россия и мировой исторический процесс.



Тема.1 Цивилизация Древнего мира и раннего Средневековья (7ч.)

2.

Древний Восток и античный мир.



3.

Древний Восток и античный мир.



4.

Рождение европейской средневековой цивилизации.



5.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье.



6.

Византийская империя и восточно-христианский мир.



7.

Исламский мир.



8.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья». Проверочная работа.



Тема 2. Древняя Русь (10 ч.)

9.

Народы Восточной Европы.



10.

Восточные славяне в древности.



11.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.



12.

Государство и общество. Вопросы фальсификации образования древнерусского государства.



13.

Церковь и культура Древней Руси.



14.

Раздробленность Руси.



15.

Русь между Востоком и Западом.



16.

Русь между Востоком и Западом.



17.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь». Проверочная работа



18.

Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура».



Тема 3. Западная Европа в XI-XV веках (4 ч.)

19.

Экономическое и политическое развитие.



20.

Взаимодействие средневековых цивилизаций.



21.

Культура средневекового Запада.



22.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Европа в XI-XV веках». Тест.



Тема 4. Российское государство в XIV-XVII веках (10 ч.)

23.

Москва во главе объединения русских земель.



24.

Москва во главе объединения русских земель.



25.

Россия – третье православное царство.



26.

Кризис государства и общества. Смутное время. Вопросы фальсификации периода смутного времени.



27.

Кризис государства и общества. Смутное время.



28.

Становление самодержавия Романовых.



29.

Начало формирования многонационального государства.



30.

Русская культура в XIV-XVII вв.



31.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российское государство в XIV-XVII веках». Контрольная работа.



32.

Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России».



Тема 5. Запад в Новое время (7 ч.)

33.

Европа в начале Нового времени.



34.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.



35.

Эпоха Просвещения.



36.

Революции XVIII столетия.



37.

Революции XVIII столетия.



38.

Тенденции развития европейской культуры XVI – XVIII вв.



39.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад в Новое время». Проверочная работа.



Тема 6. Российская империя в XVIII веке (5 ч.)

40.

Власть и общество.



41.

Социально-экономическое развитие страны.



42.

Расширение территории государства.



43.

Образование, наука, культура.



44.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в XVIII веке». Тест.



Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации (9 ч.)

45.

Эпоха наполеоновских войн.



46.

Эпоха наполеоновских войн.



47.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада.



48.

Революции и реформы.



49.

Революции и реформы.



50.

Идейные течения и политические партии.



51.

Колониальные империи.



52.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.



53.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации». Проверочная работа.



Тема 8. Россия на пути модернизации (9 ч.)

54.

Российское государство в первой половине XIX века.



55.

Общественная жизнь в первой половине XIX века.



56.

Реформы 1860 – 1870-х годов.



57.

Реформы 1860 – 1870-х годов.



58.

Общественное движение в России во второй половине XIX в.



59.

Россия – многонациональная империя.



60.

Россия – многонациональная империя.



61.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на пути модернизации». Контрольная работа.



62.

Семинарское занятие «Проблемы капиталистической индустриализации и политического развития».



Тема 9. Культура XIX века. (4 ч.)

63.

Научно-технический прогресс и общество.



64.

Мировая литература и художественная культура.



65.

Культура России в XIX веке.



66.

Культура России в XIX веке.



Итоговое повторение ( 2 ч.)

67.

Промежуточная аттестация. Тест.



68.

Итоговый урок по курсу.






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!