СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины оуд.01. русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Русский язык» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования  - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования.Программа учебной дисциплины «Русский язык» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования  - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины оуд.01. русский язык»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Новоузенский агротехнологический техникум»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальностей

36.02.01 Ветеринария, 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественнонаучного профиля

на базе основного общего образования














2019


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум»

Лещенко Т.А.________________/

03 сентября 2019 г




Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.

на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г.)



ОДОБРЕНО на заседании предметной (цикловой) комиссии

общеобразовательных ОГСЭ, МЕН

дисциплин

Протокол № 9 от 15 мая 2018 г.

Председатель комиссии

Устинова Н.Н./_____/


ОДОБРЕНО методическим советом техникума

Протокол № 1 от 03 сентября 2019 г.

Методист: Рахманова Н.В./______________/



Составитель(и) (автор): Образцов Сергей Александрович, преподаватель первой квалификационной категории


Рецензенты:

Внутренний: Устинова Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории

Внешний: Швецова Н.Г., заведующая районным методическим кабинетом управления образования Новоузенского муниципального района.












СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1 . ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Русский язык» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования.

Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180);приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»)»); Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

.


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «Русский язык» является общей общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования для всех специальностей технического и естественнонаучного профилей при реализации программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры,

освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижений поставленных коммуникативных задач;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

Метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организованных задач в процессе изучения русского языка;

Предметных:

- сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

    1. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

Максимальная учебная нагрузка – 117 часов

- Всего занятий - 78 часов,

- самостоятельная работа обучающегося - 39 часов.

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме экзамена




























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка

117

Всего занятий

78

в том числе:


практические занятия

-

самостоятельная работа студента:

39

Итоговый контроль - экзамен


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»







Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Ауд.

Сам.

1

2

3


4


Введение


Содержание учебного материала

2


1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.


Самостоятельная работа студента:

наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Доказать справедливость этих высказываний;

определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык, русский литературный язык;

составление обобщающих таблиц: русский национальный язык;

подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»;

написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и языковой норме» (не менее 10 источников).


2


Раздел 1. Лексика и фразеология

Тема 1.1

Лексика и фразеология

Содержание учебного материала

4




2


2

Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари.

.


Самостоятельная работа студента:

нахождение диалектов, просторечных слов и вульгаризмов в произведениях современных писателей и поэтов (В. Белов, Е. Евтушенко, Б. Можаев, А. Вознесенский)

поиск антитезы, оксюморона и языковых средств их создания на примере

М. Ю.Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.

словарями.







2


2


Самостоятельная работа студента:

составление словарика на основе стилистически окрашенной фразеологии крылатых слов- оборотов, заимствованных из античной литературы, Ветхого и Нового завета, произведений русских и зарубежных писателей;

подготовка сообщений: «Пословицы и поговорки русского народа, как один из основных источников фразеологии», «Фразеологическое новаторство писателей: нахождение авторских фразеологизмов в художественных текстах В.Маяковского, А.Твардовского».


2


Раздел 2 . Фонетика и орфоэпия

Тема 2.1

Фонетические единицы

Содержание учебного материала

2


2

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова.

.

Самостоятельная работа студента:

подобрать фрагменты художественных текстов, в которых использована звукопись как изобразительное языковое средство на примере произведений Б.Пастернака, К. Бальмонта

подготовка сообщений "Стилистические функции звукописи в художественной речи (звукоподражание, выразительно - изобразительные функции звукописи, эмоционально- экспрессивные функции звукописи, понятие звукообраза) на примере произведений А.Пушкина, А.Блока, С. Есенина, И. Тургенева» (по выбору студента)


2


Тема 2.2

Основные правила произношения

Содержание учебного материала

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2


2

Раздел 3. Графика и орфография


Тема 3.1

Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм

Содержание учебного материала

2


1,2

Графика и русский алфавит. Орфография. Основные типы орфограмм

.




Тема 3.2

Правописание


Содержание учебного материала

6


2

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок

Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь.

упражнений.

Самостоятельная работа студента:

составление словарного диктанта по произведению И.А.Гончарова «Обломов»


2


Раздел 4. Морфемика и словообразование

Тема 4.1

Морфемный состав слова

Содержание учебного материала

Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова.

Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.


2


2

Тема 4.2

Способы словообразования

Содержание учебного материала

Словообразование. Способы словообразования

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

.

2


2


Самостоятельная работа студента:

провести наблюдение за стилистическим использованием книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств в произведениях В. Распутина, В. Абрамова;

работа со словарями по подбору словообразовательных архаизмов по произведениям А. Пушкина;

провести наблюдение за окказиональным словообразованием. Доказать, что авторские слова создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка, на примере произведений В. Маяковского, И. Северянина

поиск в художественных текстах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - Щедрина,

И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского


2


Раздел 5. Морфология и орфография

Тема 5.1

Самостоятельные части речи, их правописание

Содержание учебного материала




Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи.

2


2

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

2


2

Самостоятельная работа студента:

- прочитать стихотворение О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой». Выписать из стихотворения имена существительные и сделать морфологический разбор (не менее двух)





Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2


2

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2


2

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2


2

Самостоятельная работа студента:

провести наблюдение над использованием местоимений для создания комических эффектов на примере произведений А.П. Чехова "Вишневый сад"

анализ произведений А. Блока: Стилистическое использование местоимений в художественной речи

провести наблюдение над ролью языковых средств создания эпитетов и использования постоянных эпитетов в произведениях фольклора

подбор примеров стилистического использования имен числительных в художественной речи на примере произведений: А. Пушкин "Пиковая дама", Н. Некрасов " Вчерашний день, в часу шестом...", А. Блок "Двенадцать"


2


Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

2


2

Самостоятельная работа студента:

объяснить для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значение другого времени на примере произведений Л. Толстого

привести примеры стилистической функции имен и фамилий героев в художественных произведениях Н. Островского, А. Чехова, Ф. Достоевского


2


Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

2


2

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями.

2


2

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

.

4


2

Раздел 6. Служебные части речи

Тема 6.1

Служебные части речи, их правописание

Содержание учебного материала




Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение,вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2


2

Самостоятельная работа студента:

- выписать из рассказа И.Бунина «Легкое дыхание», сочетания существительных и местоимений с предлогами, распределяя их на две группы: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами.



2


Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2


2

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

2


2

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2


2

Самостоятельная работа студента:

роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений

А. С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров)


2


Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема 7.1

Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала




Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании

2


2

Предложение. Прямой и обратный порядок слов.

.

2


2

Тема 7.2

Простое предложение


Содержание учебного материала




Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

2


2

Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения.

2


2

Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них.

2


2

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге.

.

2


2

Самостоятельная работа студента:

подбор примеров экспрессивного использования однородных членов предложения в художественном тексте на примере произведений Н. Рубцова, А. Чехова, Л. Толстого.

характеристика интонационных особенностей восклицательных предложений и их употребления в речи на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова,

А.П. Чехова

анализ отрывка с указанием примеров инверсии как изобразительного средства языка в произведениях А. Пушкина "Евгений Онегин", "Осень"


3


Тема 7.3

Сложное предложение

Содержание учебного материала




Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2


2

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

2


2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2



2


Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи


Самостоятельная работа студента:

составить три сложнопод­чиненных предло­жения с придаточ­ными места на тему «Петербург М.Ю.Лермонтова»

характеристика интонационных особенностей вопросительных предложений: риторический вопрос и его художественные функции в произведениях М. Лермонтова, В. Маяковского, С. Есенина


4


Тема 7.4

Способы передачи чужой речи

Содержание учебного материала

1


1

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.





Самостоятельная работа студента:

подбор примеров: прямая речь как средство речевой характеристики литературного персонажа (Н. В.Гоголь "Мертвые души")

нахождение в произведениях С. Есенина, А. Блока, А. Твардовского обращений как средств поэтического синтаксиса


4


Раздел 8 . Язык и речь. Функциональные стили речи


Тема 8.1

Язык и речь

Содержание учебного материала

1


2

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.


Тема 8.2

Функциональные стили речи

Содержание учебного материала




Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля.

1


2

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка.


1


2


Самостоятельная работа студента:

проанализировать какую - либо биографию, написанную писателем (С. Есениным, В. Маяковским); отметить, чем язык литературной биографии отличается от языка служебной бумаги такого рода. На основе выбранной автобиографии писателей составить ее биографию в официально-деловом стиле;

подумать, какие перефразы можно употребить в рассказе о творчестве какого- либо писателя (А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой), заменяя его собственное имя: записать эти выражения;

в письмах какого- либо писателя (А. Пушкина, А. Чехова, М. Горького, А. Блока) к друзьям, знакомым и официальным лицам отметить факты разговорного стиля.

познакомиться со статьями "Энциклопедического словаря юного филолога" о языке

А. С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Блока, В. Маяковского, подобрать из произведений указанных авторов примеры, иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения


6


Тема 8.3

Текст

Содержание учебного материала

1


1

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание,рассуждение.

Изучение признаков и структуры текста, типов речи.

Составление таблицы «Функционально-смысловые типы речи».

Составление плана, конспекта, аннотации.

, рассуждение.Выполнение упражнений. Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация

.





Всего:

78

39




  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к материально-техническому обеспечению


Учебный кабинет Русского языка и литературы

-рабочее место преподавателя;

-рабочие места обучающихся;

-интерактивная доска SMART Board-1шт.;

-комплект ЭВМ-1шт;

-проектор ViewSonic Projector-1шт.


3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. - М.: Академия, 2008.

Гольцова Н.Г. Русский язык 10-11 кл. М.: ООО «Русское слово», 2011

Дудников А.В. Русский язык.- М.: Академия 2008.

Сурикова Т.И. Русский язык.: Повторительный курс. - М.: Альфа, 2008.


Интернет-ресурсы

  1. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

  2. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернетпорусскомуязыку и литературе. http://ege.edu.ru


  1. Филологический портал Philology.ru

  2. «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

  3. «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

  4. «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

  5. «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru

  6. «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru


  1. . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие предметных результатов, обеспечивающих их умения и знания.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература»:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

Оперативный контроль:

- тестирование, аудиторные контрольные работы;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

Оперативный контроль:

- в форме защиты проектов

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Оперативный контроль:

- в форме защиты практических занятий;

- тестирование

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

Входной контроль: собеседование

Рубежный контроль:

- аудиторная контрольная работа;

- тестирование

- знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

Оперативный контроль:

- в форме защиты практических занятий

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

Оперативный контроль:

- творческая работа.

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

Оперативный контроль:

- практическая творческая работа (исследование).

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

Оперативный контроль:

- творческая работа.

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

Оперативный контроль:

- в форме защиты проектов

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы


Оперативный контроль:

- в форме защиты практических занятий;

- тестирование



Итоговый контроль:

- экзамен

Оценочные средства для всех видов контроля отражены в фонде оценочных средств (ФОС) по данной учебной дисциплине.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;


- проявление мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;


- демонстрация основ саморазвития и воспитания, готовности и способности к самостоятельной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности


- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

- проявление способности к самооценке на основе наблюдения за своей речью, осознание потребности речевого самосовершенствования;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- умение вести диалог с другими людьми, проявление сотрудничества с собеседниками различного уровня;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;


- проявление эстетического отношения к миру;

- формирование духовно-нравственных качеств личности, проявление патриотизма, уважения к наследию русской литературы;

. - умение ценить прекрасное;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;


- организация работы с различными источниками информации, формирование чувства уважения к русскому языку;

- умение работать с различными источниками информации;

- проявление уважения к русскому языку как в повседневной жизни, так и в проведении внеклассных мероприятий

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижений поставленных коммуникативных задач;

- осознание роли языка в процессе социализации личности;

- организация деятельности за сохранность чистоты русского языка;

- проявление способности к речевому самоконтролю;

- уважение к родному языку, борьба за сохранность его чистоты

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;


- организация самостоятельной исследовательской работы, способность организовать собственную деятельность и определять круг своих интересов;

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания, достигать поставленные коммуникативные задачи

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


- организация самостоятельной исследовательской работы, способность организовать собственную деятельность и определять круг своих интересов;

- организовывать самостоятельную работу, уметь формулировать выводы

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- использование всех видов речевой деятельности, проявление умений владения языковыми средствами;


- интерпретация разных источников информации, умение использовать их в самостоятельной работе


- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;


- использование навыков сотрудничества с окружающими людьми, а также в процессе различных видов деятельности (образовательной, учебно-исследовательской и т.д.);

- проявление норм речевого поведения в различных ситуациях;

- применение всех видов речевой деятельности и языковых средств

- организация речевого общения в различных коллективах, владение речевыми нормами в различных ситуациях





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!