СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Русский язык. 2 класс. УМК Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Русский язык. 2 класс. УМК Школа России»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»


Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

2-й класс

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования личностных результатов:

-представления о своей этнической принадлежности;

-развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

-представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

-осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

-осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

-представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

-положительного отношения к языковой деятельности;

-заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

-понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

-этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

-развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

-представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.


Метапредметные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

-принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

-воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

-осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

-составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

-составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

-осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

-ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

-задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

-признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и аргументировать его;

-работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.





Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета


Планируемые результаты 2 класс

Предметные

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования общих предметных результатов:

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;



Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

2-й класс

Развитие речи

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); 301

•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);


•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач; •различать устную и письменную речь;

•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; •анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Фонетика, орфоэпия, графика

•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёр дый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

•определять ударный и безударные слоги в слове;

•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

•использовать знание алфавита при работе со словарями;

•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; •устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Лексика

осознавать слово как единство звучания и значения;

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

•иметь представление о синонимах и антонимах;

•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы; •подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима; •наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; •наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении

Состав слова (морфемика)

осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Морфология

•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте; •подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Синтаксис

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

•устанавливать связи слов между словами в предложении; •соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•восстанавливать деформированные предложения; •составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Орфография и пунктуация

применять изученные правила правописания:

•раздельное написание слов в предложении;

•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, в именах собственных; •проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

•разделительный мягкий знак (ь);

•знаки препинания конца предложения (. ? !);

•раздельное написание предлогов с именами существительными; •раздельное написание частицы не с глаголами; б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника; г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Развитие речи

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; •распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

•составлять небольшие высказывания по результатам наблюде ний за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; 302

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Фонетика, орфоэпия, графика

осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма; 303

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.); •пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; •различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

различать грамматические группы слов (части речи) по ком п лексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи; 305

•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте; •использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

•находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изу ченными правилами;

•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся

в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение

нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной

в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение

содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,

письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного

текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе

впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента

видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение

мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики

звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный

звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое

(смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в

соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика . Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения

слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте.

Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм

одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение

в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и

неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам

кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме__

прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения

1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать?

и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в

настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение

глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.

Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного

и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение

однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации

перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости

от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и

согласных звуков в корне слова;

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки;

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с именами существительными;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

•мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

•мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; •запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.

Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами

речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой),

в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с

использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений

в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа

над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление

планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание

собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися

определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание,

сочинение-рассуждение.

Содержание учебного предмета (136ч)

2 класс

Наша  речь.

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и

уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст .

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между

предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение .

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений.

Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное

оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении.

Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и

нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений

второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме,

рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова.

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов,

выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова,

отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли

гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения.

Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в

слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов.

Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы .

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор

слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и

форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными

гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками .

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  й, и

буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки,

способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание

 слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким

знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным

в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление

правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным

в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи .

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта

часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение

в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных.

Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление

имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи.

Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить

лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению

повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта

часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений

и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год .

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ

слов.





Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2 класс


Тема

Кол-во часов

Кол-во раз/речи

Кол-во к/р

Кол-во проек

Кол-во т/р

1.

Наша речь.

3




2.

Текст.

4


1



3.

Предложение.

9

1




4.

Слова, слова, слова.

18

1

1



5

Звуки и буквы.

26

1

1

2


6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

25

3

1

1

1

7

Части речи.

41

2

2


1

8.

Повторение.

10

1





Итого

136

9

6

3

2




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!