Директор:___________ В.П. Ковалева
Составитель: Н.Е. Иванова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Уроки проводятся 5 раз в неделю (170 часов).
№ | Кол-во часов | Тема урока | Программное содержание | Планируемые результаты по разделу | Дата урока | Фактическая дата |
предметные | метапредметные |
1 четверть |
| 1 | Фонетика. (Как устроен наш язык). Повторяем фонетику | Работа со схемой. Проблемные ситуации. Работа с таблицами. Упражнения: сравнение буквенной записи слов с записью слов при помощи транскрипции. Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Повторение правил написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Сопоставление, анализ слов и выбор сочетаний слов по образцу. | Знать понятия: звук и буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Различать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. Называть, приводить примеры: звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых); кратко характеризовать: качественные признаки звуков; написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых и мягких согласных. Решать учебные и практические задачи: проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх пяти звуковых слов. Применять правила переноса слов. | Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | 2.09 | |
| 1 | Фонетика. (Как устроен наш язык). Повторяем фонетику | Работа со схемой. Проблемные ситуации. Работа с таблицами. Упражнения: сравнение буквенной записи слов с записью слов при помощи транскрипции. Звуки и буквы: гласные и согласные. Различение звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Повторение правил написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Сопоставление, анализ слов и выбор сочетаний слов по образцу. | Знать понятия: звук и буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Различать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. Называть, приводить примеры: звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых); кратко характеризовать: качественные признаки звуков; написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых и мягких согласных. Решать учебные и практические задачи: проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх пяти звуковых слов. Применять правила переноса слов. | Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | 3.09 | |
1 | Правописание большой буквы в словах. (Правописание) | 4.09 | |
| 1 | Фонетика. (Как устроен наш язык). Фонетический разбор слова | Работа по закреплению умений различать звуки и буквы. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Упражнение: правила переноса слов, анализ ошибок. Обсуждение порядка выполнения фонетического анализа слова. Коллективное обсуждение правила. Упражнение: отработка алгоритма правила. | 5.09 | |
| 1 | Перенос слова. (Правописание) Вспоминаем правила переноса слов | Правила переноса слов. Работа по закреплению знания правил переноса слов. Обсуждение правил переноса слов. Фронтальная работа. Использование знака переноса. | 6.09 | |
| 1 | Текст. (Развитие речи) Повторяем: текст, его признаки и типы | Работа с текстом стихотворения, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом - описанием. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста. | Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Р: различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий. | 9.09 | |
| 1 | Фонетика. (Как устроен наш язык) Фонетический разбор слова | Наблюдение над языковым материалом (рубрика «Вспомни 2 класс»): омонимы. Работа в парах. Упражнения: отработка алгоритма фонетического анализа слова | Характеризовать: качественные признаки звуков; написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых и мягких согласных. Решать учебные и практические задачи: проводить звуковой анализ | 10.09 | |
| 1 | Гласные после шипящих. (Правописание) Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | Обозначение гласных после шипящих: жи-ши, ча- ща, чу-щу. Индивидуальная работа: отработка правила обозначения гласных после шипящих. Списывание. | Получит возможность научиться: соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала). | 11.09 | |
| 1 | Входная проверочная работа. Контрольный диктант №1 | Проверка усвоения изученных орфограмм. | | | 12.09 | |
| 1 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | | 13.09 | |
| 1 | Состав слова. (Как устроен наш язык) Повторяем состав слова | Работа по закреплению навыков разбора слова по составу. Повторение: части слова и их обозначение. Фронтальная работа. Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу. | формирование понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, - развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, - формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, слитного написания приставок, - развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов. | Активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова. | 16.09 | |
| 1 | Корни слов. (Правописание) Повторяем правописание безударных гласных в корне слов | Работа по закреплению навыка правописания безударных гласных в корне слова. | 17.09 | |
| 1 | Текст. (Развитие речи) Повторяем признаки и типы текстов | Работа с различными типами текстов. Составление плана текста. Подбор заголовка. | Различать предложение и текст, формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план. | П: учиться создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ полученной информации. К: задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания. | 18.09 | |
| 1 | Состав слова. (Как устроен наш язык) Разбор слова по составу | Упражнения на отработку операций алгоритма разбора слова по составу (нахождение суффикса и приставки). Нахождение слов с приставкой, суффиксом и т. д. Составление слов по образцу. Решение проблемных задач. Фронтальная работа и работа в парах. | Активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова; формирование понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, слитного написания приставок, развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов. | Л: освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование интереса (мотивации) к учению. Р: учиться высказывать свои преположения; умение слушать и удерживать учебную задачу; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых | 19.09 | |
| 1 | Корни слов. (Правописание) Повторяем правила правописания согласных в корне слова | Упражнения на повторение данной орфограммы: отработка действий контроля, списывание, замена звуковой записи слов буквенной, классификация слов. | 20.09 | |
| 1 | Состав слова и словообразование. (Как устроен наш язык) Повторяем словообразова- ние | Упражнения: полный письменный разбор слов по составу; исправление неверно выполненных разборов; нахождение слов, соответствующих данной схеме. | 23.09 | |
| 1 | Корни слов. (Правописание) Повторяем правила написания непроизносимых согласных в корне слова | Закрепление навыка правописания непроизносимых согласных в корне слов. Различные способы проверки. Выполнение упражнений на повторение данной орфограммы: классификация слов, замена звуковой записи слов буквенной. Повторение правила деления слов для переноса. Коллективная работа. | 24.09 | |
| 1 | Тест по блоку «Правописание» | Деление на слоги, перенос слов, звуки и буквы, проверочные слова. | 25.09 | |
| 1 | Текст. (Развитие речи) Текст и его заглавие | Соотнесение заголовка текста с его основной мыслью; подбор возможных окончаний к незаконченным текстам. | 26.09 | |
| 1 | Соотнесение заголовка текста с его основной мыслью; подбор возможных окончаний к незаконченным текстам. | Проверка усвоения изученных орфограмм. | 27.09 | |
| 1 | Диктант №2 по теме «Орфограммы корня» | Проверка усвоения изученных орфограмм. | 30.09 | |
| 1 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1.10 | |
| 1 | Суффикс. (Правописание) Вспоминаем правописание суффикса | Упражнения на повторение изученных орфограмм, конструирование слов с использованием изученных правил, классификация слов. | Правописание суффиксов. Значение суффиксов. Систематизация знаний, полученных учащимися во втором классе. | 2.10 | |
| 1 | Приставка. (Правописание) Повторяем правописание приставок | Упражнение на повторение изученных орфограмм. Исправление ошибок. Индивидуальная работа. | Анализ языкового материала: определение принципа классификации слов. | 3.10 | |
| 1 | Тест по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | Проверка применения полученных знаний. | Активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; умение делать фонетический разбор слов. | 4.10 | |
| 1 | Текст. (Развитие речи) Заглавие и начало текста | Коллективное обсуждение начала текста. Подбор заголовку к тексту. Анализ и корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь. | Подбор заголовку к тексту. Анализ и корректирование текста. | 7.10 | |
| 1 | Синтаксис. Предложение. (Как устроен наш язык) Предложение и его смысл. Слова в предложении. | Сопоставление определений предложения в рубрике «Вспомни 2 класс». Наблюдение над языковым материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения. | Смысл предложения. Слова в предложении. Границы предложения. Упражнения в определении границ предложения | Л: воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Р: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках) К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | 8.10 | |
| 1 | Синтаксис. Предложение. (Как устроен наш язык) Виды предложения по цели высказывания и интонации | Определение предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Фронтальная работа: выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Индивидуальная работа: определение целей высказывания предложения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунками. | Научится: различать предложение, словосочетание, слово; находить главные и второстепенные члены предложения; выделять предложения с однородными членами. Получит возможность научиться: различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора. | 9.10 | |
| 1 | Текст. (Развитие речи) Последовательность абзацев в тексте | Обучение осмысленному прочитыванию текста. Восстановление последовательности предложений в тексте. Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста. | Обучение осмысленному прочитыванию текста. Восстановление последовательности предложений в тексте. | 10.10 | |
| 1 | Текст. (Развитие речи) Деление текста на абзацы | Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста 1 | Заглавие текста, особенности абзаца. Восстановление последовательности в тексте. | 11.10 | |
| 1 | Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык) Главные члены предложения | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Коллективное обсуждение правила. Работа в парах | Понятие о главных членах предложения, грамматической основе предложения. Упражнение в нахождении грамматической основы в предложении. | 14.10 | |
| 1 | Твердый и мягкий знаки. (Правописание) Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. Словарный диктант. | Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». | Нахождение главных членов предложения. Коллективное обсуждение правила и алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. | 15.10 | |
| 1 | Приставка. (Правописание) Учимся писать приставки | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Анализ слов с приставками на з/с. | Ознакомление с правилом написания приставок. | 16.10 | |
| 1 | Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык) Подлежащее | Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнения: отработка алгоритма нахождения подлежащего, корректирование и исправление ошибок в употреблении подлежащего и сказуемого. Работа с кроссвордом | Введение понятия подлежащего. Нахождение подлежащего. | 17.10 | |
| 1 | Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык) Сказуемое | Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Упражнения: отработка данного алгоритма | Введение понятия сказуемого. Анализ алгоритма нахождения сказуемого. | 18.10 | |
| 1 | Контрольный диктант №3 | Проверка усвоения изученных орфограмм. | | | |
| 1 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | 21.10 | |
| 1 | Письмо. (Развитие речи) Учимся писать письма | Коллективная работа по составлению писем. | Обращение в письме. Выделения обращения на письме. | 22.10 | |
| 1 | Резервный урок. | Повторение пройденного. | | 23.10 | |
| 1 | Резервный урок. | Повторение пройденного. | | 24.10 | |
| 1 | Резервный урок. | Повторение пройденного. | | 25.10 | |
II четверть |
| 1 | Синтаксис. Грамматическая основа предложения (Как устроен наш язык) Подлежащее и сказуемое | Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Сопоставление слов, словосочетаний и предложений. Работа с кроссвордом. Анализ языкового материала: сочетаемость слов. Работа в парах: конструирование. | Понятие грамматическая основа. Нахождение основы предложения. | | 05.11 | |
| 1 | Письмо. (Развитие речи) Учимся писать письма | Анализ текстов учащихся, корректирование. Самостоятельная работа: написание письма. | Введение понятия адресат. | 06.11 | |
| 1 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) Второстепенные члены предложения | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: нахождение второстепенных членов в предложении. Коллективная работа по усвоению алгоритма действия. Индивидуальная работа: составление предложений. | Обучение нахождению второстепенных членов предложения. | 07.11 | |
| 1 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) Обстоятельство | Обучение нахождению второстепенных членов предложения. Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Обучение нахождению второстепенных членов предложения. Понятие обстоятельство. | 08.11 | |
| | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) Обстоятельство | Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Обучение нахождению второстепенных членов предложения. Понятие обстоятельство. | 11.11 | |
| | Проверочная работа по теме «Простое предложение» | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 12.11 | |
| 1 | Приставка. (Правописание) Учимся писать приставку «С». | Выделение приставки С в словах. Обсуждение правила. Самостоятельная работа: применение правила. Упражнения: составление слов с приставками, исправление ошибок. | Знакомство с правилом правописания приставки С. | 13.11 | |
| 1 | Письмо. (Развитие речи) Учимся писать письма | Ознакомление с приемом составления плана письма Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Ознакомление с приемом составления плана письма | 14.11 | |
| 1 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) Определение | Введение понятия определение. Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с правилом. Сравнение предложений с определениями и без них. Наблюдение над значением определений. Решение проблемного вопроса: роль определений в предложении. | Понятие определение. Нахождение определения в предложении. | 15.11 | |
| 1 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) Определение | Понятие определения. Работа с правилом. Разбор предложений. Решение проблемной задачи: роль и значение определения в предложении. Упражнения: нахождение определений. | Понятие определение. Нахождение определения в предложении. | 1811 | |
| 1 | Сложные слова. (Правописание) Учимся писать слова с двумя корнями. Словарный диктант. | Обучение выделения корней в словах с двумя корнями. Анализ языкового материала: сложные слова с соединительной гласной. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Повторение: проверяемые безударные гласные. Письмо под диктовку. | Правописание сложных слов с двумя корнями. | 19.11 | |
| 1 | Сложные слова. (Правописание) Запоминаем соединительные гласные о и е | Упражнения: сложные слова с соединительными гласными. Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. Письмо под диктовку. | Правописание сложных слов с двумя корнями. | 20.11 | |
| 1 | Письмо. (Развитие речи) Учимся писать письма | Составление начала письма, примерный план письма, корректировка текста. | Умение писать письма. | 21.11 | |
| 1 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) Дополнение | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Упражнения: нахождение дополнений. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Выделение в предложении второстепенных членов предложения. Дополнение. Понятие. Нахождение в тексте дополнения. | 22.11 | |
| 1 | Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (Как устроен наш язык) Дополнение | Проблемная ситуация: значение дополнения. Сравнение: какими членами предложения являются формы одного слова. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое» Нахождение в тексте дополнений. Значение дополнения. | Выделение в предложении второстепенных членов предложения. Дополнение. Понятие. Нахождение в тексте дополнения. | 25.11 | |
| 1 | Корень слова. (Правописание) Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова | Наблюдение над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Коллективное выведение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения | Написание букв о, ё после шипящих в корне слова. Применение правила. | 26.11 | |
| 1 | Корень слова. (Правописание) Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | Индивидуальная работа. Классификация слов с о и ё после шипящих в корне слова. Письмо по памяти Написание букв о, ё после шипящих в корне слова. Применение правила. Выделение орфограммы в словах. | Написание букв о, ё после шипящих в корне слова. Применение правила. | 2711 | |
| 1 | Контрольная работа по теме «Члены простого предложения» | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | Выделение в предложении главных и второстепенных членов. | 28.11 | |
| 1 | Как устроен наш язык Работа над ошибками. Члены простого предложения | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Выделение в предложении главных и второстепенных членов . | 29.11 | |
| 1 | Письмо. (Развитие речи) Учимся писать письма | Индивидуальная работа: корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Фразеологизмы. Их употребление и значение. | 02.12 | |
| 1 | Однородные члены предложения | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа со схемами | Знакомство с понятием однородные члены предложения | Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; Р: различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий. П: учиться создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ полученной информации. К: задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания. | 03.12 | |
| 1 | Корень слова. (Правописание) Учимся обозначать звук [ы] после ц | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы. | Знакомство с правилом правописания Ы, И после ц. | 04.12 | |
| 1 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) Однородные члены предложения | Индивидуальная работа со схемами. Работа в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. Наблюдение над союзами. Обсуждение рубрики «Обрати внимание» | Союзы при однородных членах. Написание предложений с однородными членами. | 05.12 | |
| 1 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) Знаки препинания при однородных членах предложения | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Письмо по памяти и под диктовку. Повторение: звук [ы] после звука [ц] | Союзы при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах. | 06.12 | |
| 1 | Письмо. (Развитие речи) Учимся писать письма. | Составление писем. | Закреплять умения детей в подборе заголовка текста, составлении плана, сопоставлении текстов описания и повествования. | 09.12 | |
| 1 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) | Нахождение однородных членов предложения связанных союзами и интонацией. Составление предложений с однородными членами. Упражнения: однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работа в парах. | Союзы при однородных членах. Знаки препинания при однородных членах. | 10.12 | |
| 1 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Расстановка союзов в предложении. Наблюдение: пунктуация при однородных членах, соединенных союзами. Анализ схем. Фронтальная и индивидуальная работа со схемами. Повторение: буква и в корне, правила переноса слов. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | 11.12 | |
| 1 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) Однородные члены предложения | Упражнения: связь между однородными членами, исправление ошибок в употреблении однородных членов. Работа с рубрикой «Давай подумаем» | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | 12.12 | |
| 1 | Синтаксис. Однородные члены предложения. (Как устроен наш язык) Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | Расстановка запятых в предложении. Упражнение в употреблении и написании однородных членов предложения. Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений. Повторение: буква ё после шипящих в корне слова. | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Буква ё после шипящих в корне слова. | 13.12 | |
| 1 | Письмо. (Развитие речи) Учимся писать письма | Как подписать конверт для письма. Творческая работа. | Составление писем. | 16.12 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Как устроен наш язык) Повторяем фонетику и состав слова. Словарный диктант. | Обобщение изученных орфограмм. Решение орфографической задачи. Работа в парах: конструирование предложений. | Повторяем фонетику и состав слова | 17.12 | |
| 1 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 18.12 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Правописание) Повторяем фонетику и состав слова. Однородные члены предложения | Деление слов на слоги. Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор слов по составу. Творческая работа. | Повторяем фонетику и состав слова | 19.12 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Правописание) Повторяем фонетику и состав слова. Однородные члены предложения | Деление слов на слоги. Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор слов по составу. Повторение изученных орфограмм. | Повторяем фонетику и состав слова | 20.12 | |
| 1 | Контрольный диктант №5 по теме «Однородные члены предложения» | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 23.12 | |
| 1 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 24.12 | |
| 1 | Комплексное повторение. | 25.12 | |
| 1 | Комплексное повторение. | Выполнение упражнений на определение и правописаний пройденных орфограмм. | Повторить пройденный материал. | 27.12 | |
| 1 | Резервный урок | Комплексное повторение. | | |
| 1 | Резервный урок | Комплексное повторение. | | | |
III четверть |
| 1 | Части речи. (Как устроен наш язык) Части речи | Наблюдение за грамматическими признаками слов, знакомство с понятием «части речи», различение самостоятельных и служебных частей речи. | Знакомство с понятием «части речи», различение самостоятельных и служебных частей речи. | Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи; | 08.01 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Развитие речи) Повторение. Текст | Написание изложения. | Обучать детей письменному пересказу. Отрабатывать умения определять типы текста. | 09.01 | |
| | Имя существительное. (Как устроен наш язык) Имя существительное | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени существительного. Работа с рубрикой «Давай подумаем». | Написание существительных. Классификация существительных по значениям и морфологическим признакам. | 10.01 | |
| 1 | Изложение. (Развитие речи) Учимся писать изложение | Работа с текстом: тип текста, смысловая цельность текста. Обсуждение проблемной ситуации. Работа в группах. | Обобщение сведений, необходимых для написания изложения. | 13.01 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного(Как устроен наш язык) Род имен существительных | Коллективное обсуждение правила. Упражнения: определение рода имен существительных. Работа с рубрикой «Обрати внимание». | Знакомство с понятием «Род имен существительных» | 14.01 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного(Как устроен наш язык) Определение рода имен существительных | Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имен существительных. Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание». | Определение рода имен существительных | 15.01 | |
| 1 | Изложение. (Развитие речи) Учимся писать изложение | Индивидуальная работа: написание изложения текста-описания, взаимопроверка (работа в парах). Решение проблемной задачи. | Учимся писать изложение | 16.01 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного (Как устроен наш язык) Число имен существительных | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Классификация: имена существительные в форме единственного числа и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте. | Знакомство с понятием «Число имен существительных» | 17.01 | |
| 1 | Мягкий знак у имен существительных. (Правописание) Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ь после шипящих и без него. | Написание слов с ь знаком после шипящих у имён существительных. | 20.01 | |
| 1 | Мягкий знак у имен существительных. (Правописание) Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных | Творческая работа: отгадать слово по его значению. Тренировочные упражнения. Работа с рубрикой «Давай подумаем» | Написание слов с ь знаком после шипящих у имён существительных. | 21.01 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного(Как устроен наш язык) Число имен существительных. Проверочная работа. | Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Обрати внимание». Упражнение: определение рода и числа имен существительных | Определение рода и числа имен существительных | 22.01 | |
| 1 | Правописание имен существительных. (Правописание) Изменение имен существительных по числам | Изменение числа имен существительных. Запись слов в нужной форме. Упражнение в определении рода и числа имен существительных. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: безударные гласные в словах. Письмо под диктовку. | Определение рода и числа имен существительных | 23.01 | |
| 1 | Изложение. (Развитие речи) Учимся писать изложение | Написание изложения, составление плана. Фронтальная работа: анализ текста. Индивидуальная работа: составление плана и запись по памяти одного образца текста. Творческая работа: знакомство с легендами о камнях. Исправление текста. | Учимся писать изложение | 24.01 | |
| 1 | Правописание имен существительных. (Правописание) Изменение имен существительных по числам | Наблюдение над существительными на -мя. Тренировочные упражнения. | Определение рода и числа имен существительных на –мя. | 27.01 | |
| 1 | Контрольная работа по темам «Части речи, род и число имен существительных» | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 28.01 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Изменение имен существительных по падежам | Решение проблемной задачи. Алгоритм определения падежа слова в предложении. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений. | Введение понятий падеж, косвенный падеж. Введение понятия «изменение слова по падежам». | 29.01 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Падеж имен существительных | Фронтальная работа с таблицей учебника. Знакомство с алгоритмом определения падежа слова в предложении. | Знакомство с названием падежей и падежными вопросами. | 30.01 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Падеж имен существительных Словарный диктант | Фронтальная работа с таблицей учебника (падежи и предлоги). | Сопоставление слов в форме именительного и винительного падежей. Введение понятия «косвенный падеж». | 31.01 | |
| 1 | Корни слов. (Правописание) Учим слова с удвоенными согласными в корне | Анализ языкового материала: классификация слов. Словарная работа. | Написание слов с удвоенными согласными в корне слова. | 03.02 | |
| 1 | Письмо (Развитие речи) Учимся писать письма | Фронтальная работа: анализ текста учебника. Индивидуальная работа. | Написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица. | 04.02 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Падеж имен существительных | . Решение проблемной задачи. Упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову; нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определенного падежа. | Обучение изменению имен существительных по падежам | 05.02 | |
| 1 | Суффикс. (Правописание) Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | Значимая часть слова – суффикс. Состав слова. Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Сравнение слов с различными орфограммами в суффиксе. | Правописание суффикса -ок- в именах существительных. | 06.02 | |
| 1 | Суффикс. (Правописание) Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк- | Состав слова. Суффикс. Анализ языкового материала. Коллективное формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. | Правописание суффиксов -ец- и -иц- и сочетаний -ичк- и -ечк- | 07.02 | |
| 1 | Текст (Развитие речи) Работа с текстом | Обучение составлению текста с элементами описания. Комплексная фронтальная работа над текстами учебника. Индивидуальная работа: рассказ о животном. | Обучение составлению текста с элементами описания. | 10.02 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Склонение имен существительных | Склонение имён существительных. Фронтальная работа: наблюдение над языковым материалом. Формирование понятия «склонение». . Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Классификация имен существительных по склонениям | 11.02 | |
| 1 | Сочетания -инк- и -енк- (Правописание) Учимся писать сочетания -инк- и -енк- | Ознакомление с правописанием сочетаний -инк-, -енк-. Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Составление слов по заданным моделям. Словарная работа. | Правописание суффиксов -инк- и -енк- | 12.02 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Склонение имен существительных | Склонение имён существительных, основные грамматические и синтаксические признаки. Решение проблемной задачи: рубрика «Давай подумаем». Упражнения (индивидуальная забота). | Классификация имен существительных по склонениям | 13.02 | |
| 1 | Диктант №4 по теме «Суффиксы» Диктант тематический с грамматическими заданиями | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 14.02 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения | Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем». Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. | 17.02 | |
| 1 | Текст (Развитие речи) Работа с текстом | Комплексная индивидуальная работа с текстом. | Умение работать с текстом. | 18.02 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Склонение имен существительных Несклоняемые существительные | Склонение имён существительных. Решение проблемной задачи. Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имен существительных. Итоговое повторение. | Введение понятия «несклоняемые имена существительные». | 19.02 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Тест по теме «Склонение имен существительных» | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 20.02 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Правописание безударных окончаний имен существительных 1 склонения | Индивидуальная работа. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Повторение (индивидуальная работа) | Введение алгоритма применения правила. Склонение имён существительных. | 21.02 | |
| | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Наблюдение над языковым материалом. Классификация слов. Решение проблемной задачи. Упражнение (работа в парах) | Введение понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 25.02 | |
| 1 | Правописание Контрольное списывание | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | | 26.02 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения | Анализ языкового материала. Работа с таблицей учебника. Развернутое объяснение выбора безударного падежного окончания. Словарная работа. Повторение (индивидуальная работа) | Введение алгоритма применения правила. Правописание падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. | 27.02 | |
| 1 | Изложение. (Развитие речи) Учимся писать изложение | Написание изложения. Комплексная фронтальная работа над текстом. Пересказ от первого лица (индивидуальная работа). Корректирование готового плана текста. | Ознакомление с приемом корректировки готового плана текста. | 28.02 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения | Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. | 02.03 | |
| 1 | Грамматические признаки имени существительного. (Как устроен наш язык) Имена существительные собственные и нарицательные Словарный диктант. | Анализ языкового материала. Классификация слов. | Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». | 03.03 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Правописание гласных в окончаниях имен сущ. после шипящих и ц | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение правила. Классификация слов. Упражнения: применение правила. Повторение. Словарная забота. | Ознакомление с алгоритмом написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. | 04.03 | |
| 1 | Образование имен существительных. (Как устроен наш язык) Способы образования имен существительных | Словообразование. Ознакомление с приемами словообразования имен существительных при помощи тренировочных упражнений. Решение проблемной задачи. Итоговое повторение. | Ознакомление с приемами словообразования имен существительных. | 05.03 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения | Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. Введение алгоритма применения правила | Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. | 06.03 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Правописание безударных окончаний имен существительных 3 склонения | Правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Повторение (самостоятельная работа). | Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. | 10.03 | |
| 1 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 11.03 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Правописание) Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений | Работа в орфографической тетради. | Правописание безударных окончаний имен существительных. | 12.03 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Правописание) Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений | Закрепление знаний, полученные при изучении темы. Упражнения на повторение. | Безударные окончания имен существительных трех склонений. | 13.03 | |
| 1 | Итоговый диктант №5 по теме «Правописание окончаний имен существительных» Диктант с грамматическими заданиями | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | | 16.03 | |
| | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | | 17.03 | |
| 1 | Резервный урок. | Комплексное повторение. | 18.03 | |
| 1 | Резервный урок. | 19.03 | |
| 1 | Резервный урок. | | 20.03 | |
IV четверть |
| 1 | Имя прилагательное. (Как устроен наш язык) Имя прилагательное | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени прилагательного. Классификация имен прилагательных. Работа в парах. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: связь имени прилагательного и имени существительного, начальная форма имени прилагательного. | Введение понятия имя прилагательное. Имя прилагательное, начальная форма. Классификация имен прилагательных. | Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи; | 30.03 6.03 | |
| 1 | Окончание имен существительных. (Правописание) Правописание окончаний имен существительных множественного числа | Изменение имен существительных по числам и падежам. Наблюдение над окончаниями имен существительных. Упражнения: классификация. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Изменение имен существительных по числам и падежам во множественном числе.. | 31.03 7.03 | |
| | Повторение пройденного. (Развитие речи) Самостоятельная работа по теме «Текст» | Предложение. Текст. Отличительные особенности предложения и текста. Текст повествования с элементами описания. Фронтальная работа с текстом: восстановление порядка предложений, подбор заголовка, составление плана. Языковой анализ текста. | Изложение текста повествования с элементами описания | 01.04 | |
| 1 | Имя прилагательное. (Как устроен наш язык) Имя прилагательное Имя прилагательное. (Как устроен наш язык) | Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем» (сравнение). Обсуждение правила. Упражнения по определению рода, числа и падежа имен прилагательных. Самостоятельное наблюдение над склонением имен прилагательных. | Изменение имен прилагательных по родам числам и падежам. | Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи; | 02.04 8.03 | |
| 1 | Урок повышенной сложности. Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективная работа: запись предложений с именами прилагательными в роли сказуемых. Остальные упражнения — по выбору. | Ознакомление с именами прилагательными в роли сказуемых. | 03.04 | |
| 1 | Правописание имен существительных. (Правописание) Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие | Правописание окончаний имён существительных. Самостоятельное выполнение упражнений в рабочей тетради. Наблюдение: работа с таблицей учебника. Коллективное формулирование правила. Тренировочные упражнения. | Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие. | 06.04 | |
| 1 | Правописание имен существительных. (Правописание) Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие | Самостоятельная работа с таблицей с последующей проверкой. Классификация: имена существительные на -ий, -ия, -ие | Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие. | 07.04 | |
| 1 | Грамматические признаки имени прилагательного(Как устроен наш язык) Качественные имена прилагательные | Наблюдение над признаками качественных имен прилагательных: подбор антонимов, | Качественные имена прилагательные.Образование прилагательных с приставкой не-, с уффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-. | 08.04 9.03 | |
| 1 | Изложение. (Развитие речи) Контрольное изложение | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | Умение писать изложение.135 | 08.04 | |
| | Окончание имен прилагательных. (Правописание) Правописание окончаний имен прилагательных | Работа с таблицей учебника. Формулирование выводов о правописании окончаний имен прилагательных. Упражнения: изменение имен прилагательных по падежам, выделение окончаний. Письмо под диктовку. | Изменение прилагательных по падежам. | 10.04 | |
| 1 | Окончание имен прилагательных. (Правописание) Правописание окончаний имен прилагательных | Самостоятельная работа: исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Обучение правильному написанию окончания имен прилагательных. Группировка слов по орфограммам. | 01.04 | |
| 1 | Грамматические признаки имени прилагательного. (Как устроен наш язык) Краткая форма качественных имен прилагательных | Фронтальная работа: обсуждение правила, работа с текстом «Пейзаж». Остальные упражнения — по выбору. | Урок повышенной сложности. Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. | 13.04 | |
| 1 | Окончание имен прилагательных. (Правописание) Правописание окончаний имен прилагательных | Работа с таблицей учебника. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование правила. | Работа над развитием умений классифицировать слова с буквами о и е в окончании. Классификация слов с буквами о и е в окончании. | 14.04 | |
| 1 | Окончание имен прилагательных. (Правописание) Контрольная работа по теме «Окончание имен прилагательных». | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 15.04 | |
| 1 | Сочинение.(Развитие речи) Учимся писать сочинение | Работа с рубрикой «Обрати внимание»: отличие сочинения от изложения.. Коллективная работа: исправление нарушений в тексте. | Работа над развитием умений исправлять нарушения в тексте Анализ текста (сочинения): подбор заголовков. | 16.04 | |
| 1 | Грамматические признаки имени прилагательного. (Как устроен наш язык) Относительные имена прилагательные | Коллективное обсуждение правила. Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Обрати внимание». | Классификация имен прилагательных: имеют или не имеют степени сравнения. | 17.04 | |
| 1 | Правописание имен прилагательных. (Правописание) Правописание относительных имен прилагательных | Тренировочные упражнения. | Обучение в применении правила правописания -н- и -нн-. Классификация имен прилагательных: -н- и -нн-. | 20.04 | |
| 1 | Повторение пройденного об имени прилагательном. | Тренировочные упражнения. | Комплексное повторение. | 21.04 | |
| 1 | Контрольный диктант №6 «Имя прилагательное» | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 22.04 | |
| 1 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 23.04 | |
| 1 | Сочинение. (Развитие речи) Учимся писать сочинение | Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунком учебника. Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста. | Умение писать сочинение. | 24.04 | |
| 1 | Правописание имен прилагательных. (Правописание) Правописание относительных имен прилагательных | Наблюдение над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различение качественных и относительных прилагательных. Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными. Рубрика «Путешествие в прошлое»: происхождение фамилий.. | Правописание относительных имен прилагательных | 27.04 | |
| 1 | Грамматические признаки имени прилагательного. (Как устроен наш язык) Притяжательные имена прилагательные Правописание притяжательных имен прилагательных | Наблюдение над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различение качественных и относительных прилагательных. Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными. Рубрика «Путешествие в прошлое»: происхождение фамилий. | Правописание притяжательных имен прилагательных | 28.04 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Как устроен наш язык) Имя прилагательное и его грамматические признаки Словарный диктант. | Наблюдение над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различение качественных и относительных прилагательных. Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными. Рубрика «Путешествие в прошлое»: происхождение фамилий.. | Повторение пройденного об имени прилагательном | 29.04 | |
| 1 | Повторение пройденного. (Как устроен наш язык) Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 30.04 | |
| 1 | Местоимение. (Как устроен наш язык) Местоимение | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением местоимения. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение правила. Упражнения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» | Введение понятия местоимение. Нахождение местоимений в тексте. | Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Р: использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе П: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи; | 06.05 | |
| 1 | Грамматические признаки местоимения. (Как устроен наш язык) Личные местоимения | Наблюдение и анализ языкового материала: местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Индивидуальная работа: конструирование текста. Анализ таблицы учебника. | Обучение находить местоимения и слова, которые они заменяют. | 07.05 | |
| 1 | Правописание местоимений. (Правописание) Правописание местоимений с предлогами | Обсуждение рубрики «Обрати внимание». Тренировочные упражнения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | Обучение находить местоимения и слова, которые они заменяют. Упражнение в замене имен существительных местоимениями. | 08.05 | |
| 1 | Грамматические признаки местоимения. (Как устроен наш язык) Как изменяются местоимения | Наблюдение над языковым материалом: изменение местоимении по падежам. Работа с таблицей учебника. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: род местоимений. | Определение грамматических признаков местоимения. | 12.05 | |
| | Как устроен наш язык Итоговая контрольная работа | Самостоятельная работа учащихся. | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 13.05 | |
| 1 | Правописание местоимений. (Правописание) Правописание местоимений | Тренировочные упражнения. | Правописание местоимений с предлогами. | 14.05 | |
| 1 | Грамматические признаки местоимения. (Как устроен наш язык) Как изменяются местоимения | Тренировочные упражнения. Классификация: местоимения - существительные и местоимения- прилагательные. | | 15.05 | |
| 1 | Правописание. Итоговый контрольный диктант№7 | Определить качество усвоения учебного материала. Определить уровень достижений каждого ученика. | 18.05 | |
| 1 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 19.05 | |
| 1 | Правописание местоимений. (Правописание) Правописание местоимений | Тренировочные упражнения. | Правописание местоимений с предлогами. | 20.05 | |
| 1 | Правописание местоимений. (Правописание) Правописание местоимений | Тренировочные упражнения. | Правописание местоимений с предлогами. | 21.05 | |
| 1 | Правописание местоимений. (Правописание) Правописание местоимений | Тренировочные упражнения. | Правописание местоимений с предлогами. | 22.05 | |
| 1 | Резервный урок | Комплексное повторение. | | 25.05 | |
| 1 | Резервный урок | Комплексное повторение. | | 26.05 | |
| 1 | Резервный урок | Комплексное повторение. | | 27.05 | |
| 1 | Резервный урок | Комплексное повторение. | | 28.05 | |
| 1 | Резервный урок | Комплексное повторение. | | | 29.05 | |
СОГЛАСОВАНО.
от 28 августа 2019 г.
Председатель ШМО _________ _______ Н.Е. Иванова
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР_______________ Е.М. Страхова