Аннотация к рабочей программе по географии, 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе:
примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень); программы общеобразовательных учреждений. География. 5-9 классы. Авт.: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, линия «Полярная звезда», М.,«Просвещение»;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
2. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
5. применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
МЕСТО КУРСА ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них 68ч (2 ч в неделю) в 8 классе.
Учебно-методический комплект:
1. Учебник: География. 8 класс. А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2019.
2. Атлас география, 8 класс, комплект контурных карт, география, 8класс издательство «Дрофа» 2020
3. Контурные карты по географии 8 класс. Издательство «Дрофа» 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ - (Стандарты второго поколения);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- авторской программы под редакцией А.И.Алексеев, линии «Полярная звезда». – М.: Просвещение, 2008г
- Учебным планом МКОУ «Котовская ООШ» на 2022-2023 учебный год
- Положения о рабочей программе МКОУ «Котовская ООШ»;
Рабочая программа реализуется на основе УМК А. И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. География 8 класс. «Полярная звезда». – М: Просвещение 2019.,
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цель:
— формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально- экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально- коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Особенности рабочей программы по учебному предмету.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед
современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее
сохранения и рационального использования.
Форма организации образовательного процесса.
Классные, внеклассные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.
Методы работы с учащимися.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями, методы наблюдения.
Виды и форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы – 52, из них оценочных – 13, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География 8 класс», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели.
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа предполагает к окончанию 8 класса достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
В личностных результатах сформированность:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В метапредметных результатах сформированность:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;
умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ;
умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.
В предметных результатах сформированность:
формирование представлений о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о географии России, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах страны;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Обучающийся научится:
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России, и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России, и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать и понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
положение России на карте часовых поясов;
административно – территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России;
вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность, плотность и воспроизводство населения России;
особенности естественного движения населения;
основные направления миграций;
состав трудовых ресурсов;
национальный и религиозный состав населения России;
особенности размещения населения;
типы поселений;
связь рельефа с тектоническим строением;
закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
факторы, определяющие особенности климата России;
основные климатические пояса и типы климата России;
влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
особенности морей, омывающих берега России;
ресурсы морей и их использование человеком;
крупнейшие речные системы и озёра страны;
границу распространения многолетней мерзлоты;
меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, и их распространение на территории страны;
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
состав и структуру хозяйства России;
важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
главные отрасли хозяйства Кемеровской области;
изменение в экономике России и в Кемеровской области;
природные зоны России;
особенности природно-хозяйственных зон;
влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества;
что такое Всемирное наследие;
объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
уметь:
характеризовать географическое положение страны и Нижегородской области;
определять поясное время России;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
объяснять структуру экспорта и импорта в России;
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
оценивать:
географическое положение России, своей области;
природно-ресурсный потенциал страны;
климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
современные проблемы России.
Содержание учебного предмета, курса
Введение (1 ч) Как мы будем изучать географию.
Тема 1. Россия в мире (9 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
1.Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.
2. Практическая работа №2 Решение задач на определение поясного времени
Тема 2. Россияне (12ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум. Практическая работа № 3 «Анализ графиков рождаемости и смертности в России» 4 Практическая работа № 4. Анализ карты народов России
Тема 3. Природа (24ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края. Растительность и животный мир. Экологическая ситуация в России, экологическая безопасность России. Природно-территориальные комплексы.
Практикум. Практическая работа № 5. Определение на карте размещения месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 6 Обозначение морей и рек, омывающих Россию
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы (12 ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым, Дальний Восток. |
Контрольная работа №1 по теме: «Природно-хозяйственные зоны и районы»
Тема 5. География Курской области (10ч). Физико-географическое положение Курской области. Особенности геологического строения. Полезные ископаемые Курской области. Рельеф территории Курской области. Климат и агроклиматические ресурсы Курской области. Почвенный покров. Внутренние воды и водные ресурсы Курской области. Растительный и животный мир. Почвы Курской области. Особо охраняемые территории. Природные зоны и ландшафты.
Практическая работа № 8 «Определение по картам географического положения объекта»
Контрольная работа №2 по курсу географии России.
Тематическое планирование по географии на 8А класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт | |
| Введение | 1 | | | |
1 | Как мы будем изучать географию России | 1 | | | |
| Тема 1. Россия в мире | 9 | | | |
2 | Мы и наша страна на карте мира | 1 | | | |
3 | Наши границы и наши соседи Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте государственной границы России» | 1 | | | |
4 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
5 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» | 1 | | | |
6 | Формирование территории России | 1 | | | |
7 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
8 | Районирование России. | 1 | | | |
9 | Наше национальное богатство и наследие | 1 | | | |
10 | Обобщение по теме: «Россия на карте мира» | 1 | | | |
| Тема 2. Россияне | 12 | | | |
11 | Численность населения | 1 | | | |
12 | Воспроизводство населения. | 1 | | | |
13 | Наш «Демографический портрет» | 1 | | | |
14 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №3 «Анализ графиков рождаемости и смертности в России» | 1 | | | |
15 | Мозаика населения. Практическая работа № 4. «Анализ карты народов России» | 1 | | | |
16 | Размещение населения | 1 | | | |
17 | Города и сельские поселения. Урбанизация. | 1 | | | |
18 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
19 | Миграции населения | 1 | | | |
20 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
21 | Россияне на рынке труда | 1 | | | |
22 | Обобщение по теме: «Россияне» | 1 | | | |
| Тема 3. Природа | 24 | | | |
23 | Работа над ошибками. История развития земной коры | 1 | | | |
24 | Рельеф: тектонические структуры. | 1 | | | |
25 | Рельеф: скульптура поверхности. | 1 | | | |
26 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
27 | Ресурсы земной коры. Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №5 «Определение на карте размещения месторождений полезных ископаемых» | 1 | | | |
28 | Тематический контроль по теме «Рельеф и недра России». | 1 | | | |
29 | Солнечная радиация | 1 | | | |
30 | Атмосферная циркуляция | 1 | | | |
31 | Зима и лето в нашей стране | 1 | | | |
32 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
33 | Как мы живем и работаем в нашем климате | 1 | | | |
34 | Моря России. | 1 | | | |
35 | Реки России. | 1 | | | |
36 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
37 | Где спрятана вода | 1 | | | |
38 | Водные дороги и перекрестки | 1 | | | |
39 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №6 «Обозначение морей и рек, омывающих Россию» | 1 | | | |
40 | Почва - особое природное тело | 1 | | | |
41 | Растительность и животный мир | 1 | | | |
42 | Экологическая ситуация в России | 1 | | | |
43 | Экологическая безопасность России | 1 | | | |
44 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
45 | Природно-территориальные комплексы России | 1 | | | |
46 | Обобщение по теме: «Природа» | 1 | | | |
| Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы | 12 | | | |
47 | Работа над ошибками. Северные безлесные зоны | 1 | | | |
48 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
49 | Лесные зоны | 1 | | | |
50 | Степи и лесостепи | 1 | | | |
51 | Южные безлесные зоны | 1 | | | |
52 | Субтропики. Высотная поясность в горах. | 1 | | | |
53 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
54 | Великие равнины России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская | 1 | | | |
55 | Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири | 1 | | | |
56 | Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 1 | | | |
57 | Экзотика России – Северный Кавказ, Крым, Дальний Восток | 1 | | | |
58 | Контрольная работа №1 по теме: «Природно-хозяйственные зоны и районы» | 1 | | | |
| Тема 5. География Курской области | 10 | | | |
59 | Физико-географическое положение Курской области. Практическая работа № 8 «Определение по картам географического положения объекта» | 1 | | | |
60 | Особенности геологического строения. Рельеф Курской области. | 1 | | | |
61 | Климат и агроклиматические ресурсы | 1 | | | |
62 | Внутренние воды и водные ресурсы Курской области. | 1 | | | |
63 | Растительный и животный мир Курской области | 1 | | | |
64 | Почвы Курской области. | 1 | | | |
65 | Природные комплексы | 1 | | | |
66 | Особо охраняемые территории. Природные зоны и ландшафты. | 1 | | | |
67 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | | | |
68 | Контрольная работа №2 по курсу географии России. | 1 | | | |
16