СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по музыке 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по музыке 7 класс»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.Ф.СИВКОВА» г. ПЕРМИ



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом приказом № 059-08/70-01-06 /4-369

Протокол от 30.08.2022 № 17







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по Музыке

для 7 классов

2022-2023 г.



Составитель:

Усынина Т. А.

учитель музыки



Пермь, 2022



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 7-го класса составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего. основного общего образования и среднего (полного) общего образования (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427.)

В программе «Музыка» 5-7 кл. авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева нашли отражение из­менившиеся социокультурные условия деятельности современ­ных образовательных учреждений, потребности педагогов- музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Рабочая программа учебного курса музыка составлена на основании ООП ООО МАОУ «СОШ № 55» на 2022-2023 уч.г;

В большой степени программа ориентирована на реализа­цию компенсаторной функции искусства: восстановление эмо­ционально-энергетического тонуса подростков, снятие нерв­но - психических перегрузок учащихся.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважение к своим истокам. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 34 часа. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, игровые формы, устный опрос. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части их духовной культуры наиболее полно отра­жает заинтересованность современного общества в возрожде­нии духовности, обеспечивает формирование целостного ми­ровосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы базируется на нравственно-эсте­тическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом по­стижении школьниками основных пластов музыкального ис­кусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания школьниками художественной картины мира себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями миров музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социа­лизацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Основное содержание учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школь­никами как история развития человеческой памяти, величай­шее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к па­мятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образо­вания в основной школе. Сохранение культурной среды, твор­ческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на дан­ном этапе приобретает в большей степени деятельностный ха­рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного со­трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред­ставлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музы­кально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, со­циального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной дея­тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ­ников в художественно-педагогическом процессе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Музыка» в 7 классе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

— компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в

художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху-дожественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль-туры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

 понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

 участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

 передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

 развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.





Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

применительно к различным формам контроля

по музыке

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка «5» ставится, если:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ

самостоятельный.

Оценка «4» ставится, если:

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка «3» ставится, если:

-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной

выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2» ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику

исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка «5» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «4» ставится, если:

-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» ставится, если:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка «2» ставится, если:

-исполнение неуверенное, фальшивое.



Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий



Перечень учебно-методического и электронного обеспечения Учебно-методический комплект ориентирован на использование

 Учебник «Музыка» 7 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2013.

 Фонохрестоматия «Музыка» 7 класс М. «Просвещение», 2007.

 Методическое пособие «Музыка 7 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2012.

 Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн».,

 Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»,

 Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

 Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

 Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/

Список литературы

o Аверкин А. «С песней по России», Изд-во «Советская Россия», М.: 1969 .

o Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986

o Долуханян А. «Любимые мелодии. Песенник» Изд-во «Советский композитор», м.: 1990.

o Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006

o Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.

o Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005

o Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах., Изд-во «Советский композитор» М.: 1086

o «Музыка в школе» №4,5,6, Научно-методический журнал, Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004

o Фадин В.В. «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 1997

Календарно-тематический план 7 класс

Тема урока

(тип урока)

Кол-во часов

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

ИМО

урока

Домашнее задание

Дата

план

факт

Предметные УУД

Метапредмет-ные УУД

Личностные УУД

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ- 17 часов



1

Классика и современность (вводный)

1

Значение слова «классика». Классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

И.С.Бах, А.Вивальди, С.В.Рахманинов

-песня «Родина моя» Д.Тухманова, Р.Рождественского

Знать понятия:

Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля



Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).


Уметь приводить примеры Обосновывать свои предпочтения в си­туации выбора


Закрепление получен-ных знаний



2

В музыкальном театре. Опера. (Расширение и углубление знаний)

1

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

-песня «Родина моя» Д.Тухманова, Р.Рождественского

Знать понятия:

Опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы ( ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, картина, действие, сцена)


Эмоционально-образно восприни­мать и оценивать музыкальные произ­ведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Уметь:

-приводить примеры оперных жанров,

-называть имена, известных певцов, дирижеров, режиссеров,

-определять роль оркестра в опере

ЦОР

Запись названия опер и музыкальных жанров, характери-зующих действующих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни» и т.д.



3

Опера М.И.Глинки « Иван Сусанин» (Расширение и углубление знаний)

1

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М.И.Глинки

« Иван Сусанин». Драматургия оперы-конфликтное противостояние двух сил ( русской и польской) музыкальные образы оперных героев. -песня «Родина моя» Д.Тухманова, Р.Рождественского

Знать

-драматургию развития оперы,

-то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких либо исторических событий.


Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).


Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Видео фрагменты оперы.

Рисунки с эскизами костюмов или декораций



4

5

Опера А.П.Бородина « Князь Игорь» (Расширение и углубление знаний)

2

Знакомство с русской эпической оперой А.П.Бородина « Князь Игорь» . Драматургия оперы- конфликтное противостояние двух сил ( русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев.

-песня «Дорога добра» М.Минкова, Ю.Энтина

Уметь называть полные имена композиторов. А.П.Бородин, М.И.Глинка.

Знать их произведения

Эмоционально-образно восприни­мать и оценивать музыкальные произ­ведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Обосновывать свои предпочтения в си­туации выбора.

ЦОР

Закрепление получен-ных знаний



6

В музыкальном театре. Балет(Расширение и углубление знаний)

1

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.

-песня «Дорога добра» М.Минкова, Ю.Энтина

Знать понятия

-балет, типы балетного танца

-составляющие балета: пантомима, па-де-де, адажио.


Уметь определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле. Приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров

ЦОР

Запись названия знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров



7

В музыкальном театре. Балет.

Балет Б.И.Тищенко « Ярославна» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Знакомство с балетом Б.И.Тищенко « Ярославна» . музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембра, оркестра

-песня «Дорога добра» М.Минкова, Ю.Энтина

Знать драматургию развития балета.



Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Определять тембры музыкальных инструментов

Называть полное имя композитора.

ИКТ- Балет Б.И.Тищенко « Ярославна»

Закрепле-ние получен-ных знаний



8

В музыкальном театре. Опера. Героическая тема в русской музыке. (Повторение и обобщение полученных знаний)

1

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

-песня «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова

Уметь приводить примеры музыкальных произведений в которых отражена героическая тема,

Рассуждать на поставленные проблемные вопросы,


Проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.

Называть полные имена композиторов в творчестве которых отразилась героическая тема.

ЦОР- Опера. Героическая тема в русской музыке.

Запись названий художест-венных произведе-ний в которых отражены образы героиче-ских защитни-ков Отечества прошлого и настоящего



9 10

В музыкальном театре. Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс» «Мой народ-американцы» (Сообщение и усвоение новых знаний)

2

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж.Гершвин создатель американской национальной классики ХХ в. Первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.

-песня «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова

Знать жизнь и творчество Дж.Гершвина.

-драматургию развития оперы,

-то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких либо жизненных событий.


Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произ­ведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особен­ности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной вы­разительности.

Называть имена выдающихся отече­ственных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.


Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

ЦОР

Общие и различные черты в воплощении в операх М.И.Глин-ки «Иван Сусанин» и Дж.Гершвина «Порги и Бесс»



11 12

Опера Ж.Бизе « Кармен» Сообщение и усвоение новых знаний

2

Знакомство с оперой Ж.Бизе «Кармен». «Кармен» -самая популярная опера в мире. Драматургия оперы- конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев.

-песня «Синие сугробы» А.Якушевой

Знать драматургию развития оперы,

-то, что музыкальные образы могут стать воплощением какх либо жизненных событий


Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки,

-называть полное имя композитора

ИКТ- Опера Ж.Бизе « Кармен»

Словесное описание образа Кармен. Отличие образов главных героев в литературном и музыкальном произведениях.



13

Балет Р.К.Щедрина «Кармен-сюита» Сообщение и усвоение новых знаний

1

Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

-песня «Синие сугробы» А.Якушевой

Знать драматургию развития балета,

-понятие транскрипция


Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки,

-называть полное имя композитора и балерины М.М.Плисецкая;

-выявлять средства музыкальной выразительности

ЦОР «Кармен –сюита»

«Мои впечатле-ния от музыки балета»



14

Сюжеты и образы духовной музыки Расширение и углубление знаний

1

Музыка И.С.Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпритации сочинений Баха

« Высокая месса»- вокально-драматический жанр. Музыкальное « Зодчество» России в творчестве С.В.Рахманинова

-песня « Ночная дорога» С.Никитина, Ю.Визбора

Знать понятия: месса, всенощная.


Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства

Уметь называть полные имена композиторов

-проводить интонационно-образный анализ музыки

- выявлять средства музыкальной выразительности

ИКТ- Сюжеты и образы духовной музыки

«Мои размышле-ния» .Письмен-ное рассуждение о словах немецкого композитора Л.В.Бетхо-вена об И.С.Бахе: «Не ручей- море ему имя»



15

Рок-опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос –суперзвезда» Расширение и углубление знаний

1

Углубление знакомства с рок-оперой. Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы. Конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

-песня « Ночная дорога» С.Никитина, Ю.Визбора

Знать драматургию развития рок-оперы


Выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искус­ства.

Анализировать художественно-образ­ное содержание, музыкальный язык про­изведений мирового музыкального ис­кусства.

Осуществлять поиск музыкально­образовательной информации в справоч­ной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.


Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки

- выявлять средства музыкальной выразительности,

-называть полное имя композитора.

Видеофрагменты рок- оперы

Сопоста-вить направления современ-ной музыки. Опреде-лить напрвле-ния.



16

Музыка к драматическому спектаклю Д.Б.Кабалевского «Ромео и Джульетта» Расширение и углубление знаний

1

Знакомство с музыкой композитора к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты.

Знать понятие сюита.


Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки

- выявлять средства музыкальной выразительности,

-называть полное имя композитора.

ЦОР

Отрывки из трагедии Щекспира созвучные прослушан-ным частям сюиты

Выполне-ние рисунков эскизов костюмов (декораций для театраль-ной постановки)



17

«Гоголь-сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» Сообщение и усвоение новых знаний

1

Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведением Н.В.Гоголя « Гоголь-сюита» -ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика

-песня «Песенка на память» М.Минкова, П.Синявского

Знать понятия: сюита, полистилистика


Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования.


Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки

-определять тембры музыкальных инструментов , музыкальные жанры,

-выявлять способы и приемы развития музыкальных образов

- выявлять средства музыкальной выразительности,

-называть полное имя композитора





ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ- 17 часов

18

Музыкальная драматургия- развитие музыки Расширение и углубление знаний Сообщение и усвоение новых знаний (комбинированный)

1

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке –развитие. Принципы, способы музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

-песня « Родина моя» Д.Тухманова, Р. Рождественского

Знать основные принципы музыки


Сравнивать музыкальные произведе­ния разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в му­зыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкаль­ные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития одного или нескольких

Уметь приводить примеры

ЦОР


Закрепление получен-ных знаний



19

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка Расширение и углубление знаний

1

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной ( православной) и западной ( каталической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка. Камерная музыка.

-песня « Родина моя» Д.Тухманова, Р. Рождественского

Называть крупнейшие музыкаль­ные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, му­зеи).


Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации куль­турного досуга, при составлении домаш­ней фонотеки, видеотеки и пр.


ЦОР

Закрепление получен-ных знаний



20

Камерная инструментальная музыка: этюд. Расширение и углубление знаний

1

Углубление знаний о музыкальном жанре- этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф. Листа.

-песня «Весеннее танго» В.А.Миляева

Знать понятие этюд.


Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в му­зыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкаль­ные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации куль­турного досуга, при составлении домаш­ней фонотеки, видеотеки и пр.



Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки

Называть имена композиторов

ЦОР

Выполне-ние рисунков к одному из полюбив-шихся музыкаль-ных сочинений



21

Транскрипция Расширение и углубление знаний

1

Транскрипция- переложение музыкальных произведений. Транскрипция- наиболее популярный жанр концертных виртуозных произведений

-песня «Весеннее танго» В.А.Миляева

Знать понятие транскрипция

Называть полные имена композиторов Ф. Листа, М.А.Балакирев, Ф.Бузони

Уметь выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений.


Закрепле-ние получен-ных знаний



22

Циклические формы инструментальной музыки Расширение и углубление знаний

1

Углубление знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А.Шнитке.

-песня «Весеннее танго» В.А.Миляева

Знать понятие циклическая форма музыки, полистилистика

Уметь приводить музыкальные примеры, определять тембры музыкальных инструментов


Закрепление получен-ных знаний



2324

Соната Расширение и углубление знаний

2

Углубление знакомство

С музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов. Л.Бетховена, С.В.Прокофьева, В.А.Моцарта

Знать понятия: соната, сонатная форма


Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки

Называть имена композиторов


Закрепле-ние получен-ных знаний



2526 27 28 29

Симфоническая музыка Расширение и углубление знаний

5

Углубление знакомство с музыкальным жанром симфония. Строение симфонического произведения 4 части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов И.Гайдна, В.А.Моцарта , С.В.прокофьева, Л.Бетховена.Ф.Шуберта, В.С.Калинникова, П.И.Чайковского, Д.Б.Шостаковича. мир музыкальных образов симфонической музыки.

-песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы

Знать понятия: симфония, особенности строения симфонии

Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки

Определять тембры музыкальных инструментов, определять приемы музыкального развития и жанры; называть полные имена композиторов симфонистов,

-выявлять связи в средствах выразительности в музыке и ИЗО

ЦОР презентации по теме.

Закрепление получен-ных знаний



30

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси Сообщение и усвоение новых знаний

1

Знакомство с симфонической картиной «Празднество» К.Дебюсси. живописность музыкальных образов симфонической картины.

-песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы

Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина


Обмениваться впечатлениями о те­кущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.


Уметь анализировать составляющие средства выразительности;

-определять форму пьесы;

-проводить интонационно -образный анализ музыки;

-выявлять связи в средствах выразительности в музыкие и ИЗО;

-называть полное имя композитора

ЦОР

Закрепление получен-ных знаний



31

Инструментальный концерт Расширение и углубление знаний

1

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с концертом для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна

-песня «Фантастика-романтика» Ю.Кима

Знать понятие инструментальный концерт;

-строение инструментального концерта



Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки; называть полное имя композитора

-определять принципы музыкального развития.

ЦОР

Письмен-ное рассуждение о словах компози-тора и музыкове-да Б.Астафьева: «…в музыке концерта есть что-то от театра, дискуссии»



32

33

Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» Расширение и углубление знаний

2

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере « Рапсодии в стиле блюз» симфо-джаз.

-песня «Фантастика-романтика» Ю.Кима

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты.


Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки;

Выявлять жанровую принадлежность

ЦОР

Закрепление получен-ных знаний



34

Пусть музыка звучит! Расширение и углубление знаний повторительно обобщающий урок

1

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

-песня «Фантастика-романтика» Ю.Кима

Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности.


Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мне­ние о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятель­ность.


Уметь определять тембры музыкальных инструментов, приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названия известных хитов

ЦОР

Закрепление получен-ных знаний




ИТОГО 34часа


















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!