© 2019, МЕДОЕВА ЗАЛИНА БОТАСОВНА 5211 322
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по обществознанию в10 классес календарно-тематическим планированием на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса
составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование./Министерство образования Российской федерации. - Москва, 2004.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями).
Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 7 «Об утверждении и введении в действие федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 г. №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (в редакции от 08.06. 2015 г. № 576) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год.
Примерная программа по учебным предметам. Обществознание 10-11 классы.
Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина . Обществознание. 10 класс. – М: Просвещение, 2014.
11.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания
12. Учебный план МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания на 2019-2020 учебный год
Учебник – Обществознание. 10 класс: базовый уровень. Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский и др. – 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018
Срок реализации данной учебной программы – 2019-2020 учебный год.
Главная цель — максимально актуализировать уже имеющиеся у учащихся знания по курсу «обществознание», восполнить пробелы в знаниях, структуировать и придать понятную форму знаниям по курсу и научить применять их на практике, обеспечивая не только подготовку к выпускным и вступительным экзаменам, но и общее расширение гуманитарных знаний, что необходимо для учебы на специальностях гуманитарной направленности.
Задачи изучения обществознания в основной школе:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели и задачи для класса:
1. Знание
- социальных свойств человека, его место в системе общественных отношений; закономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основных социальных институтов и процессов;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
2. Описание (реконструкция):
- Давать характеристику с научных позиций основным социальным объектам (факты, явления, процессы, институты), их месту и значению в жизни общества как целостной системы; проблемам человека в современном обществе;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
3.Анализ/объяснение: - Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую; - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
4. Работа с источниками:
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
5. Работа с версиями, оценками: - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
6. Применение знаний и умений на практике:
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде для :
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Формы и методы учебного процесса:
Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.
Формы и методы контроля результатов обучения: устный, письменный, тестирование
2. Общая характеристика курса
Особенности содержания и методического аппарата УМК
Учебно-методический комплекс
- Примерная программа по учебным предметам. Обществознание 10-11 классы. - Учебник: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина . Обществознание. 10 класс. – М: Просвещение, 2018 Содержание учебников «Обществознание» предусматривает знакомство старшеклассников с основными сферами общественной жизни, исходя из изменившихся познавательных возможностей. На базовом уровне рассматриваются вопросы социально-политической и духовной жизни, экономическая и правовая проблематика. Работа с учебником обеспечивает сформированность у школьников знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, представлений о современном российском обществе, об основных тенденциях развития мирового сообщества в глобальном мире. Методический аппарат ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектную деятельность. Работа с учебником будет способствовать личностному развитию школьников, воспитанию гражданственности и социальной ответственности.
Структура и специфика курса Изучение курса даст возможность старшеклассникам значительно расширить свои экономические и правовые знания, углубить представления о современных социальных проблемах, расширить свой кругозор. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Данная программа составлена от 68 часов из расчета 34 учебных недель
4.Содержание программы по предмету
РАЗДЕЛ I. Человек и общество (16 часов) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные институты. Основные институты общества. Природа человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Деятельность как способ существования людей. Мышление и деятельность Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Философия. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и знание гуманитарное Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
РАЗДЕЛ II. Духовная жизнь общества (16 ч) Духовная жизнь общества Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Потребности и интересы. Патриотизм и гражданственность Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Философия. Проблема познаваемости мира Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Понятие культуры. Многообразие культур. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (32 ч) Право как особая система норм Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Резерв (4 ч) – проекты, семинары, тестирование
Учебно- тематический план № п/п | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Уроки | Кон. раб. | Форма контроля | |||
1 | Раздел №1 Человек и общество | 16 | 16 | 1 | Текущий |
2 | Раздел №2 Духовная жизнь общества | 16 | 16 | 1 | Текущий |
3 | Раздел №3 Правовое регулирование общественных отношений | 32 | 32 | 2 | Текущий Итоговый |
4 | Резерв ( проекты, семинары, тестирование) | 4 |
|
|
|
5 | Итого | 68 | 68 | 4 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесс
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входит
учебник:
Обществознание: базовый уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский . – 5-е издание, дополненное – М.: Просвещение, 2018;
Учебно – методический комплекс для обеспечения реализации программы:
Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень[Боголюбов Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018
Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2018.
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Ю.И.Аверьянов и др.], - М.: Просвещение, 2014
Обществознание: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В.Баранов, Г.И.Грибанова,А.А.Дорская и др.; под ред. В.В.Баранова – Москва, Издательство АСТ, 2016
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва: «Экзамен», 2016
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва : Эксмо, 2017г.
Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2014
4.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 класса / Л.Н. Боголюбов и другие/. М.: Просвещение, 2016
5.Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.
6.Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
7.Конституция РФ 1993 г., Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка.
8.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
9.Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова в 2 ч./ авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012.
Сборник законов РФ.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.
Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.
Сборник законов РФ.
Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.
Дополнительная литература:
Сборники КИМов, тематических тестов, вариантов ЕГЭ за 2014-18 гг.
Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2010 г.
Этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова и др.; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – 2011.
Мухаев Р.Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право.10-11 класс. Книга в 2-х частях.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Никитин А.Ф. Основы государства и права:10-11 класс – М:2012.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»
Конвенция о правах ребенка;
Всеобщая декларация прав ребенка
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России - гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
http://www.duma.gov.ru
Формы контроля:
индивидуальный устный, фронтальный опрос;
взаимопроверка
самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
проектная деятельность
тестирование
написание эссе; составление кластера
составление презентаций.
Предмет: обществознание (включая экономику и право), базовый уровень (2 ч в неделю). Всего 68 ч
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе 10 класс
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласовано (подпись курирующего завуча, дата) | Подпись лица, внёсшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно - тематическое планирование по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. 2ч в неделю.
№п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки | Д/з | ||||||
п | ф | |||||||||||
Раздел 1 | Человек и общество (16ч) | |||||||||||
1 |
|
| Что такое общество | 1 | Понятия: общество, государство, общество, страна, экономическая, политическая, социальная, духовная сфера общества;
| Знать основные положения по теме урока Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснить сущность сфер общества, иллюстрируя свой ответ примерами | §1 | |||||
2 |
|
| Общество и природа, общество и культура | 1 | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды | Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы. Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | С. 12 | |||||
3 |
|
| Общество как сложная система | 1 | Понятия: Общество, страна, государство, социальные институты. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. | Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека в обществе | §2 | |||||
4 |
|
| Динамика общественного развития | 1 | Общество как динамическая система Социальное взаимодействие и общественные отношения. Важнейшие институты общества Общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, историческая альтернатива, критерии прогресса |
| §3 | |||||
5 |
|
| Социальная сущность человека | 1 | Понятия: личность, социализация, самореализация, самооценка, самосознание Биологическое и социальное в человеке. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка | Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке Объяснять процесс социализации. Определять связь между самоопределением и самореализацией личности, свободы и необходимости
| §4 | |||||
6 |
|
| Деятельность как способ существования людей | 1 | Понятия: деятельность; потребности, интересы и мотивы деятельности, сознание, общение, мышление. Что такое самоопределение. Профессиональное самоопределение. Самоопределение в группе. Жизненное самоопределение | Знать основные мотивы деятельности; Характеризовать основные черты деятельности, иерархическую теорию потребностей;
| §5 | |||||
7 |
|
| Многообразие видов деятельности. Познавательная, коммуникативная деятельность. | 1 | Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме
| Знать основные положения урока; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; Знать основные положения урока, какова проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания, основные положения по теме урока, характеризовать познавательную деятельность, обсудить проблему познаваемости мира. Уметь определять взаимосвязь деятельности и сознания Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; | §6 | |||||
8 |
|
| Истина и её критерии | 1 | Знание, познание, мышление, понятие, суждение, восприятие, умозаключение, истина Критерии истины Относительная абсолютная истина, чувственное и рациональное познание, рационалисты, эмпирики | Знать понятия Истина и её критерии Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей достижения истины Уметь анализировать собственные и чужие взгляды на понятие истина | С. 61 | |||||
9 |
|
| Особенности научного познания. Познание и коммуникативная деятельность | 1 | Знать особенности научного познания: принцип объективности, обоснованность, системность знания, проверяемость. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. Понятия: социальное взаимодействие людей; Социальные отношения и взаимодействия. Общение как межличностное взаимодействие; кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт. Социальный конфликт. | Знать причины и последствия социальных конфликтов Характеризовать общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, невербальное общение. | Выучить записи | |||||
10 |
|
| Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 | Свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество, деиндивидуализация, предопределение. | Знать и характеризовать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соотносить понятия: «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора. | §7 | |||||
11 |
|
| Свобода и ответственность. | 1 | Свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество, деиндивидуализация, предопределение
| Знать основные положения урока Связь свободы и необходимости Уметь формировать опыт применения полученных знаний и умений для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом и моралью | §7, с. 74 | |||||
12 |
|
| Современное общество. | 1 | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. | Знать основные положения | §8, 1 часть | |||||
13 |
|
| Глобальная информационная экономика. | 1 | Единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, энергетический кризис, экологических кризис, догоняющее развитие, модернизация, вестернизация. | Знать характер обмена информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, роль СМИ | §8, 2 часть | |||||
14 |
|
| Глобальная угроза международного терроризма. | 1 | Общество и человек перед лицом и угроз и вызовов XXI века (глобальные проблемы современности). | Знать основные глобальные проблемы современности | §9,1 часть | |||||
15 |
|
| Противодействие международному терроризму. | 1 | Как человечество может противостоять международному терроризму, пути противодействия международному терроризму. | Знать общие принципы вербовки террористов и уметь распознавать террористические организации, чтобы не быть вовлеченными в их деятельность | §9,2 часть | |||||
16 |
|
| «Человек. Индивид. Личность».К/Р |
| Урок – семинар. Тестирование | Умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение. |
| |||||
Раздел 2 | Духовная жизнь общества (16ч) | |||||||||||
17 |
|
| Понятие «духовная культура» Многообразие культур
| 1 | Понятие культуры Культура и духовная жизнь Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Многообразие культур.. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. СМИ. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Культурное наследие и культурные универсалии. Культурное наследие России, проблемы его сохранения Культурное многообразие.
| Знать понятия урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться, характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей. Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы. Понятия: культура, формы культуры, этикет. – разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; – знать, что представляют собой правила этикета и как они проявляются; – уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия, роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Знать основные положения по теме урока: когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуру. Уметь характеризовать народную культуру. | §10 | |||||
18 |
|
| Мировоззрение | 1 | Мировоззрение и его роль в жизни человека Мировоззрение, его виды и формы. Гуманистическое мировоззрение. Мировоззрение и деятельность. Менталитет человека. Вера и убеждения | раскрывать сущность мировоззрения, и его типы, сравнивать понятия мораль и мировоззрение, раскрывать значение мировоззрения в жизни человека | С. 114 | |||||
19 |
|
| Духовный мир личности | 1 | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. | Знать основные положения урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения | §11 | |||||
20
21 |
|
| Мораль.
Нравственная Культура человека. | 2 | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. | Знать основные положения урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; | §12 | |||||
22 |
|
| Наука и ее функции в обществе | 1 | Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Классификация наук. Этика ученого. Наука, этика науки, «большая наука», инновации | Знать основные положения урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; | §13 | |||||
23 |
|
| Образование в современном обществе | 1 | – понятия: образование, самообразование. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
| Знать что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы | §13 | |||||
24 |
|
| Религия | 1 | Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях | Знать что такое религия; особенности мировых религий, какие элементы религии можно выделить; какими признаками характеризуется религиозное сознание. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества
| §14 | |||||
25 |
|
| Религиозные организации | 1 | Законодательство РФ по религиозным проблемам. Конфессии в РФ. Религиозная организация и порядок её деятельности. Права религиозных организаций Причины межконфессиональных конфликтов. Пути решения проблемы. Современные религиозные секты и их опасность. Пути решения проблемы сект | Понимать, каково значение религии в жизни общества; в чем сущность принципа свободы совести, как он реализован в законодательстве Российской Федерации. Уметь объяснять, каковы основные идеи каждой из мировых религий Определять собственное отношение к явлениям современной жизни. получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные воспитание гражданской позиции | С. 140 | |||||
26,
27 |
|
| Искусство, его виды
Функции искусства | 2 | Различные трактовки искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства | Знать основные положения урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает | §15 | |||||
28,
29 |
|
| Массовая культура и ее черты
Что привело к появлению массовой культуры? | 2 | Массовое общество и «человек-масса». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России.
| Уметь характеризовать массовую культуру; называть и раскрывать основные черты массовой культуры; показывать на примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры; определять отличия дореволюционной массовой культуры и современного этапа; | §16
Эссе | |||||
30 |
|
| СМИ и массовая культура | 1 | СМИ и массовая культура. Симптом вырождения общества или условия его здоровья? | объяснять связь СМИ и массовой культуры; приводить аргументы и контраргументы критиков массовой культуры | Подготовка к к/р | |||||
31 |
|
| Административная контрольная работа | 1 | Тема: Духовная культура общества | Контрольная работа |
| |||||
32 |
| 1 | Урок-семинар: «Культура и мы» | 1 | Тема: Духовная культура общества | Уметь высказывать свою точку зрения, формулировать правильно свое мнение, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, уметь составлять грамотные вопросы, анализировать, делать выводы |
| |||||
Раздел 3 | Правовое регулирование общественных отношений (32ч) | |||||||||||
33 |
|
| Современные подходы к пониманию права | 1 | . Социальные нормы. Функции и сущность права;понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства. Нормативный, естественно-правовой подход к праву. | Характеризовать различные подходы к пониманию права, основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | §17 | |||||
34 |
|
| Взаимосвязь естественного и позитивного права. | 1 | Естественное право как критерий позитивного права (закона). | Умение работать с таблицей(в данном случае дается задание 3 на с. 183) | §17.Зад. 1,2 на с. 183 | |||||
35 |
|
| Право в системе социальных норм | 1 | понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства
| Знать основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие | §18 | |||||
36 |
|
| Источники права | 1 | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов | Знать основные положения по теме урока. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений | §19 | |||||
37 |
|
| Законотворческий процесс в Российской Федерации. | 1 | Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов в РФ(законы, указы, постановления). | Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | §19 | |||||
38 |
|
| Правоотношения и правонарушения | 1 | Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека | Знать основные положения по теме урока. Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура личности»; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы | §20 | |||||
39 |
|
| Система судебной защиты прав человека. | 1 | Судебная защита, конституционные суды, суды общей юрисдикции и их виды, арбитражные суды и их виды | Знать разновидности судов. Уметь определять разновидности системы судебной защиты прав человека | §20 с. 211 | |||||
40 |
|
| Развитие права в современной России | 1 | Гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы РФ. | Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; высказывать свою точку зрения по изучаемой теме, анализировать и делать выводы | Задания на с. 216 | |||||
41 |
|
| Предпосылки правомерного поведения | 1 | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение | Знать основные положения | §21 | |||||
42 |
|
| Правовая культура | 1 | Функции правовой культуры, правовое воспитание, правовой нигилизм;правомерное поведение и его виды | Знать основные положения | §21. Задания на с. 228 | |||||
43 |
|
| Гражданин РФ | 1 | Понятие гражданства. Приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Закон о гражданстве | Знать: общие положения гражданства Российской Федерации; права и обязанности, принадлежащие только гражданину Уметь: характеризовать принципы гражданства РФ; сопоставлять права и обязанности гражданина; | §22 | |||||
44 |
|
| Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба | 1 | Защита Отечества как конституционная обязанность гражданина РФ. Условия гражданской альтернативной службы. | Знать основные положения воинской службы и гражданской альтернативной службы. | §22 | |||||
45 |
|
| Права и обязанности налогоплательщика. | 1 | Налоговый кодекс РФ и его основные положение | Знать права и обязанности как налогоплательщика, уметь отстаивать свои интересы как налогоплательщика. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | §22, задания на с. 239 | |||||
46 |
|
| Гражданское право | 1 | Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъекты гражданских прав. Юридические лица. Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. | Знать основные положения, терминологию урока. Уметь анализировать, делать выводы об объектах гражданских правоотношений, характеризовать виды гражданской ответственности. | §23 | |||||
47 |
|
| Наследование | 1 | Наследование. Наследование по закону и по завещанию | Знать виды наследования. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | §23, с. 247 | |||||
48 |
|
| Защита гражданских прав | 1 | Признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. | Знать способы защиты гражданских прав и уметь применять их на практике. | Работа с документом на с. 251 | |||||
49
|
|
| Семейное право | 1 | Особенности семейного права. Юридические понятия семьи и брака. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Правоотношения родителей и детей. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. | Знать: обязанности родителей, усыновление, опека, попечительство, приемная семья; определение понятий: брачный контракт, частное право, эмансипация: Уметь: разъяснять сущность института брака; составлять брачный контракт | §24, подготовиться к контрольной работе | |||||
50 |
|
| Административная контрольная работа |
| Текущий контроль | Знать основные положения, пройденные в 3 четверти, уметь грамотно излагать письменно свои мысли. |
| |||||
51
52
53 |
|
| Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Порядок приема на работу
Социальная защита и социальное обеспечение | 3 | Самостоятельный и наемный труд Социальное партнерство в сфере труда Порядок заключения и расторжения трудового договора Правила внутреннего распорядка. Поощрения за успехи в труде Дисциплинарная ответственность Материальная ответственность сторон трудового договора Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
| Знать понятия: - трудовой договор, его отличия от гражданско-правовых договоров, порядок увольнения работника по собственному желанию работника и по инициативе работодателя. - что такое дисциплина и каково ее значение, меры поощрения, виды и пределы материальной ответственности, особенности порядка взыскания ущерба. - способы защиты трудовых прав, этапы порядка разрешения коллективного трудового спора. Понятия: пенсия, пособие по временной нетрудоспособности, социальные пособия. | §25
Задания к §25 | |||||
54 |
|
| Экологическое право | 1 | Общая характеристика экологического права Право человека на благоприятную окружающую среду
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника Объяснять принципы и особенности экологического права в РФ.
| §26 | |||||
55 |
|
| Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав |
| Виды экологического правонарушения и способы защиты экологических прав. | Знать основные положения урока. Характеризовать экологические правонарушения Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную. | §26 | |||||
56 |
|
| Процессуальные отрасли права | 1 | Участники гражданского процесса Исполнение судебных решений | Знать систему и структуру права современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы правовой защиты правчеловека; Уметь составить схемы: - участники гражданского судебного процесса | §27 | |||||
57 |
|
| Стадии прохождения дела в суде. | 1 | основные стадии гражданского судебного процесса | Знать этапы прохождения дела в суде, общие правила применения права | §27 | |||||
58
59 |
|
| Конституционное судопроизводство | 1 | Компетенция Конституционного Суда РФ Основные принципы конституционного судопроизводства Стадии конституционного судопроизводства Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных. Защита прав обвиняемого | Знать и объяснять: подозреваемый, защитник, обвиняемый, подсудимый, присяжные заседатели, вердикт, основные меры процессуального принуждения Уметь анализировать данные источников, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную. | §28 | |||||
60 |
|
| Международная защита прав человека | 1 | понятия: международное право, ООН, СЕ, ОБСЕ, МГП. Особенности современного международного права Субъекты международного права Акты международных конференций и организаций Структура международного права
| .Знать органы и способы международно - правовой защиты прав человека Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека. Характеризовать современное положение в области международного гуманитарного права | §29 | |||||
61
|
|
| Правовые основы антитеррористической политики РФ | 1 | Современный мир. Традиционный уклад жизни. Международный терроризм. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов | §30 | |||||
62 |
|
| Человек в 21 веке. | 1 | Человек и глобальные вызовы современного общества | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | С. 334 | |||||
63-64 |
|
| Итоговая административная контрольная работа. | 2 | Тема: Правовое регулирование общественных отношений | К.р. |
| |||||
65-68 |
|
| Тесты, проекты, семинары |
| Резерв |
|
|