СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по обществознанию в 10 классе (2019-2020 уч.г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию в10 классес календарно-тематическим планированием на 2019-2020 уч.г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по обществознанию в 10 классе (2019-2020 уч.г.)»

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса

составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование./Министерство образования Российской федерации. - Москва, 2004.

  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями).

  4. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 7 «Об утверждении и введении в действие федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  8. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 г. №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (в редакции от 08.06. 2015 г. № 576) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год.

  10. Примерная программа по учебным предметам. Обществознание 10-11 классы.

Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина . Обществознание. 10 класс. – М: Просвещение, 2014.

11.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания

12. Учебный план МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания на 2019-2020 учебный год


Учебник – Обществознание. 10 класс: базовый уровень. Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А. В. Белявский и др. – 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018

Срок реализации данной учебной программы – 2019-2020 учебный год.



Главная цель — максимально актуализировать уже имеющиеся у учащихся знания по курсу «обществознание», восполнить пробелы в знаниях, структуировать и придать понятную форму знаниям по курсу и научить применять их на практике, обеспечивая не только подготовку к выпускным и вступительным экзаменам, но и общее расширение гуманитарных знаний, что необходимо для учебы на специальностях гуманитарной направленности.

Задачи изучения обществознания в основной школе:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Цели и задачи для класса:

1. Знание

- социальных свойств человека, его место в системе общественных отношений; закономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

основных социальных институтов и процессов;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

2. Описание (реконструкция):

- Давать характеристику с научных позиций основным социальным объектам (факты, явления, процессы, институты), их месту и значению в жизни общества как целостной системы; проблемам человека в современном обществе;

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

3.Анализ/объяснение: - Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую; - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

4. Работа с источниками:

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

5. Работа с версиями, оценками: - формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

6. Применение знаний и умений на практике:

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде для :

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Формы и методы учебного процесса:

Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.

Формы и методы контроля результатов обучения: устный, письменный, тестирование





2. Общая характеристика курса

Особенности содержания и методического аппарата УМК

Учебно-методический комплекс

- Примерная программа по учебным предметам. Обществознание 10-11 классы. - Учебник: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина . Обществознание. 10 класс. – М: Просвещение, 2018 Содержание учебников «Обществознание» предусматривает знакомство старшеклассников с основными сферами общественной жизни, исходя из изменившихся познавательных возможностей. На базовом уровне рассматриваются вопросы социально-политической и духовной жизни, экономическая и правовая проблематика. Работа с учебником обеспечивает сформированность у школьников знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, представлений о современном российском обществе, об основных тенденциях развития мирового сообщества в глобальном мире. Методический аппарат ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектную деятельность. Работа с учебником будет способствовать личностному развитию школьников, воспитанию гражданственности и социальной ответственности.

Структура и специфика курса Изучение курса даст возможность старшеклассникам значительно расширить свои экономические и правовые знания, углубить представления о современных социальных проблемах, расширить свой кругозор. Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Данная программа составлена от 68 часов из расчета 34 учебных недель

4.Содержание программы по предмету

РАЗДЕЛ I. Человек и общество (16 часов) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.  Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные институты. Основные институты общества. Природа человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Деятельность как способ существования людей. Мышление и деятельность Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Философия. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и знание гуманитарное        Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

РАЗДЕЛ II. Духовная жизнь общества (16 ч) Духовная жизнь общества Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Потребности и интересы. Патриотизм и гражданственность Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Философия. Проблема познаваемости мира Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Понятие культуры. Многообразие культур. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

РАЗДЕЛ III. ПРАВО (32 ч) Право как особая система норм Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Резерв (4 ч) – проекты, семинары, тестирование

Учебно- тематический план

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Кон.

раб.

Форма

контроля

1

Раздел №1 Человек и общество

16

16

1

Текущий

2

Раздел №2 Духовная жизнь общества

16

16

1

Текущий

3

Раздел №3 Правовое регулирование общественных отношений

32

32

2

Текущий

Итоговый

4

Резерв ( проекты, семинары, тестирование)

4




5

Итого

68

68

4






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесс

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входит

учебник:

Обществознание: базовый уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде­ний / Л. Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский . – 5-е издание, дополненное – М.: Просвещение, 2018;

Учебно – методический комплекс для обеспечения реализации программы:


  • Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень[Боголюбов Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018

  • Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2018.

  • Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Ю.И.Аверьянов и др.], - М.: Просвещение, 2014

  • Обществознание: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В.Баранов, Г.И.Грибанова,А.А.Дорская и др.; под ред. В.В.Баранова – Москва, Издательство АСТ, 2016

  • Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва: «Экзамен», 2016

  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва : Эксмо, 2017г.

  • Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2014

  • 4.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 класса / Л.Н. Боголюбов и другие/. М.: Просвещение, 2016

  • 5.Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.

  • 6.Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)

  • 7.Конституция РФ 1993 г., Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка.

  • 8.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

  • 9.Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова в 2 ч./ авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012.

  • Сборник законов РФ.

  • Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.

  • Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.

  • Сборник законов РФ.

  • Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.





Дополнительная литература:

  • Сборники КИМов, тематических тестов, вариантов ЕГЭ за 2014-18 гг.

  • Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2010 г.

  • Этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова и др.; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – 2011.

  • Мухаев Р.Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

  • Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право.10-11 класс. Книга в 2-х частях.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

  • Никитин А.Ф. Основы государства и права:10-11 класс – М:2012.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

  • интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

  • http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

  • http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»

  • http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

  • http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  • http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

  • - http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

  • - www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Всеобщая декларация прав ребенка



Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации

  • http://www.gov.ru

  • Президент России: официальный сайт

  • http://www.president.kremlin.ru

  • Президент России - гражданам школьного возраста

  • http://www.uznay-prezidenta.ru

  • Государственная Дума: официальный сайт

  • http://www.duma.gov.ru


Формы контроля:

  • индивидуальный устный, фронтальный опрос;

  • взаимопроверка

  • самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

  • различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);

  • виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);

  • проектная деятельность

  • тестирование

  • написание эссе; составление кластера

  • составление презентаций.

Предмет: обществознание (включая экономику и право), базовый уровень (2 ч в неделю). Всего 68 ч



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.







































Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе 10 класс

Дата

внесения

изменений,

дополнений

Содержание

Согласовано

(подпись курирующего завуча, дата)

Подпись лица, внёсшего запись




















































































































Календарно - тематическое планирование по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. 2ч в неделю.

№п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Требования к уровню подготовки

Д/з

п

ф

Раздел 1

Человек и общество (16ч)

1



Что такое общество

1

Понятия: общество, государство, общество, страна, экономическая, политическая, социальная, духовная сфера общества;


Знать основные положения по

теме урока

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; раз­личать понятия «государство, общество, страна» и давать оп­ределения; объяснить сущность сфер общества, иллюстрируя свой ответ примерами

§1

2



Общество и природа, общество и культура

1

Человек как продукт биологиче­ской, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выде­ления человека и общества. Ши­рокое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опас­ность неконтролируемого изме­нения окружающей среды

Знать основные положения уро­ка: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты при­роды. Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природы; объяснять варианты вредного воздействия человека на обще­ство, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, де­лать выводы, отвечать на вопро­сы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

С. 12

3



Общество как сложная система

1

Понятия: Общество, страна, государство, социальные институты. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение  и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества.

Знать  основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей

Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека  в обществе

§2

4




Динамика общественного развития

1

Общество как динамическая система

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Важнейшие инсти­туты общества Общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, историческая альтернатива, критерии прогресса


§3

5



Социальная сущность человека

1

Понятия: личность, социализация, самореализация, самооценка, самосознание

Биологическое и социальное в человеке. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка

Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке Объяснять процесс социализации. Определять связь между самоопределением и самореализацией личности, свободы и необходимости


§4

6



Деятельность как способ существования людей

1

Понятия: деятельность; потребности, интересы и мотивы деятельности, сознание, общение, мышление. Что такое самоопределение. Профессиональное самоопределение. Самоопределение в группе. Жизненное самоопределение

Знать основные мотивы деятельности;

Характеризовать основные черты деятельности, иерархическую теорию потребностей;


§5

7



Многообразие видов деятельности. Познавательная, коммуникативная деятельность.

1

Творческая дея­тельность. Трудовая деятель­ность. Игра. Учебная деятель­ность. Соотношение деятельно­сти и общения.

Роль знаний в жизни человека.

Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и ра­ционалистов. Понятие об агно­стицизме


Знать основные положения уро­ка; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; Знать основные положения уро­ка, какова проблема познавае­мости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и со­циально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процесс познания, основные положения по

теме урока, характеризовать познавательную деятельность, обсудить проблему познаваемости мира.

Уметь определять взаимосвязь деятельности и сознания Уметь объяснять сущность чув­ственного и рационального по­знания; анализировать собствен­ные и чужие взгляды на позна­ваемость мира;

§6

8



Истина и её критерии

1

Знание, познание, мышление, понятие, суждение, восприятие, умозаключение, истина

Критерии истины

Относительная абсолютная истина, чувственное и рациональное познание, рационалисты, эмпирики

Знать понятия Истина и её критерии

Объективность истины. Абсо­лютные и относительные исти­ны. Истина и заблуждение. Мно­гообразие путей достижения истины

Уметь анализировать собствен­ные и чужие взгляды на понятие истина

С. 61

9



Особенности научного познания.

Познание и коммуникативная деятельность

1

Знать особенности научного познания: принцип объективности, обоснованность, системность знания, проверяемость. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.

Понятия: социальное взаимодействие людей; Социальные отношения и взаимодействия. Общение как межличностное взаимодействие; кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт. Социальный конфликт.

Знать причины и последствия социальных конфликтов Характеризовать общение как обмен информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, невербальное общение.

Выучить записи

10



Свобода и необходимость в деятельности человека

1

Свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество, деиндивидуализация, предопределение.

Знать и характеризовать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соотносить понятия: «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора.

§7

11



Свобода и ответственность.

1

Свобода, свобода выбора,

необходимость, ответственность, свободное общество,

деиндивидуализация,

предопределение


Знать основные положения уро­ка

Связь свободы и необходимости

Уметь формировать опыт применения полученных знаний и умений для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом и моралью

§7, с. 74

12



Современное общество.

1

Многовариантность общественного развития.

Целостность и противоречивость современного общества.

Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс.

Знать основные положения
по теме урока: чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере.

§8, 1 часть

13



Глобальная информационная экономика.

1

Единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, энергетический кризис, экологических кризис, догоняющее развитие, модернизация, вестернизация.

Знать характер обмена информацией, особенности общения в информационном обществе, коммуникация, роль СМИ

§8, 2 часть

14



Глобальная угроза международного терроризма.

1

Общество и человек перед лицом и угроз и вызовов XXI века

(глобальные проблемы современности).

Знать основные глобальные проблемы современности

§9,1

часть

15



Противодействие международному терроризму.

1

Как человечество может противостоять международному терроризму, пути противодействия международному терроризму.

Знать общие принципы вербовки террористов и уметь распознавать террористические организации, чтобы не быть вовлеченными в их деятельность

§9,2 часть

16



«Человек. Индивид. Личность».К/Р


Урок – семинар.

Тестирование

Умение высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение.


Раздел 2

Духовная жизнь общества (16ч)

17




Понятие «духовная культура» Многообразие культур


1

Понятие культуры Культура и духовная жизнь Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Многообразие культур.. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. СМИ.

Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Культурное наследие и культурные универсалии. Культурное наследие России, проблемы его сохранения Культурное многооб­разие.


Знать понятия урока: культура у различ­ных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться, характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.

Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

анализировать особен­ности культурных ценностей и объяснить сущность культур­ного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы. Понятия: культура, формы культуры, этикет.

– разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;

– знать, что представляют собой правила этикета и как они проявляются;

– уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия, роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Знать основные положения по теме урока: когда и почему закре­пилось разделение на народную и элитарную культуру. Уметь характеризовать народную культуру.

§10

18



Мировоззрение

1

Мировоззрение и его роль в жизни человека Мировоззрение, его виды и формы. Гуманистическое мировоззрение. Мировоззрение и деятельность. Менталитет человека. Вера и убеждения

раскрывать сущность мировоззрения,

и его типы, сравнивать понятия

мораль и мировоззрение, раскрывать

значение мировоззрения в жизни

человека

С. 114

19



Духовный мир личности

1

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы.

Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло.

Знать основные положения урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения

§11

20


21



Мораль.


Нравственная

Культура человека.

2

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. 

Знать основные положения урока: роль морали в жизни человека и общества; становле­ние нравственного в человеке;

§12

22




Наука и ее функции в обществе

1

Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Классификация наук. Этика ученого. Наука, этика науки, «большая наука», инновации

Знать основные положения урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки;

§13

23



Образование в современном обществе

1

– понятия: образование, самообразование. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.


Знать что представляет собой высшая школа, какие виды выс­ших учебных заведений есть в РФ

Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

§13

24




Религия

1

Мно­гообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современ­ном мире. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и сим­вол как важные элементы рели­гии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ пред­ков и традиция уважения роди­телей. Вероучение в мировых ре­лигиях

Знать что такое религия; особенности мировых религий, какие элементы религии можно выде­лить; какими признаками характе­ризуется религиозное сознание. Иметь представление о фети­шизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявле­ниях в истории человечества


§14

25



Религиозные организации

1

Законодательство РФ по религиозным проблемам. Конфессии в РФ. Религиозная организация и порядок её деятельности. Права религиозных организаций Причины межконфессиональных конфликтов. Пути решения проблемы. Современные религиозные секты и их опасность. Пути решения проблемы сект

Понимать, каково значение рели­гии в жизни общества; в чем сущ­ность принципа свободы совести, как он реализован в законодатель­стве Российской Федерации. Уметь объяснять, каковы основ­ные идеи каждой из мировых ре­лигий

Определять собственное отношение к явлениям современной жизни.

получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные

воспитание гражданской позиции

С. 140

26,



27








Искусство, его виды




Функции искусства

2

Различные трактовки искусства. Инфраструктура художественной культуры. Кри­терии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искус­ства» Структура и состав изобрази­тельного искусства. Субъекты художественной культуры и дея­тели искусства

Знать основные положения урока: что такое искусство и как оно соотносится с художе­ственной культурой.

Уметь объяснять, кто является субъектом художественной куль­туры; анализировать произведе­ние искусства, определяя ценно­сти, которыми оно обладает

§15

28,



29







Массовая культура и ее черты


Что привело к появлению массовой культуры?

2

Массовое обще­ство и «человек-масса». Сущность и особенно­сти массовой культу­ры.

Массовая культура в России.


Уметь характеризовать массовую культуру; называть и раскрывать основные черты массовой куль­туры; показывать на примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры; определять отличия дореволюционной массовой культуры и со­временного этапа;

§16





Эссе

30



СМИ и массовая культура

1

СМИ и мас­совая культура. Сим­птом вырождения об­щества или условия его здоровья?

объяснять связь СМИ и массовой культуры; при­водить аргументы и контраргу­менты критиков массовой куль­туры

Подготовка к к/р

31



Административная контрольная работа

1

Тема: Духовная культура общества

Контрольная работа


32


1

Урок-семинар: «Культура и мы»

1

Тема: Духовная культура общества

Уметь высказывать свою точку зрения, формулировать правильно свое мнение, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, уметь составлять грамотные вопросы, анализировать, делать выводы


Раздел 3

Правовое регулирование общественных отношений (32ч)

33



Современные подходы к пониманию права

1

. Социальные нормы. Функции и сущность права;понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства. Нормативный, естественно-правовой подход к праву. Характеризовать различные подходы к пониманию права, основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

§17

34



Взаимосвязь естественного и позитивного права.

1

Естественное право как критерий позитивного права (закона). Умение работать с таблицей(в данном случае дается задание 3 на с. 183)

§17.Зад. 1,2 на

с. 183

35



Право в системе социальных норм

1

понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства


Знать основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие

§18

36



Источники права

1

Что такое источники права.

Основные источники права.

Виды нормативных актов

Знать основные положения по теме урока.

Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

§19

37



Законотворческий процесс в Российской Федерации.

1

Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов в РФ(законы, указы, постановления).

Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами

§19

38



Правоотношения и правонарушения

1

Что такое правоотношение.

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека

Знать основные положения по теме урока.

Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура личности»; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; определять особенности правонарушений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности;

объяснять основные цели деятельности судебной системы

§20

39



Система судебной защиты прав человека.

1

Судебная защита, конституционные суды, суды общей юрисдикции и их виды, арбитражные суды и их виды

Знать разновидности судов.

Уметь определять разновидности системы судебной защиты прав человека

§20 с. 211

40



Развитие права в современной России

1

Гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы РФ.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; высказывать свою точку зрения по изучаемой теме, анализировать и делать выводы

Задания на с. 216

41



Предпосылки правомерного поведения

1

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

Знать основные положения
по теме урока: что такое правосознание; основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения;

§21

42



Правовая культура

1

Функции правовой культуры, правовое воспитание, правовой нигилизм;правомерное поведение и его виды

Знать основные положения
по теме урока.Уметь аргументированно высказывать свою точку зрения

§21.

Задания на с. 228

43



Гражданин РФ

1

Понятие гражданства.

Приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Закон о гражданстве

Знать: общие положения гражданства

Российской Федерации; права и обязанности,

принадлежащие только гражданину

Уметь: характеризовать принципы

гражданства РФ; сопоставлять права и обязанности гражданина;

§22

44



Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба

1

Защита Отечества как конституционная обязанность гражданина РФ. Условия гражданской альтернативной службы.

Знать основные положения воинской службы и гражданской альтернативной службы.

§22

45



Права и обязанности налогоплательщика.

1

Налоговый кодекс РФ и его основные положение

Знать права и обязанности как налогоплательщика, уметь отстаивать свои интересы как налогоплательщика.

Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

§22, задания на с. 239

46



Гражданское право

1

Понятие правового ста­туса. Элементы право­вого статуса. Субъекты гражданских прав. Юридические лица. Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекраще­ние гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты.

Знать основные положения, терминологию урока. Уметь анализировать, делать выводы об объектах гражданских правоотношений, характеризовать виды гражданской ответственности.

§23

47



Наследование

1

Наследование. Наследование по закону и по завещанию

Знать виды наследования. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

§23, с. 247

48



Защита гражданских прав

1

Признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда.

Знать способы защиты гражданских прав и уметь применять их на практике.

Работа с документом на с. 251

49













Семейное право

1

Особенности семейного права. Юридические понятия семьи и брака. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор.

Правоотношения родителей и детей. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Знать: обязанности родителей, усыновление, опека, попечительство, приемная семья;

определение понятий: брачный контракт, частное право, эмансипация:

Уметь: разъяснять сущность института

брака; составлять брачный контракт

§24, подготовиться к контрольной работе

50



Административная контрольная работа


Текущий контроль

Знать основные положения, пройденные в 3 четверти, уметь грамотно излагать письменно свои мысли.


51







52






53










Правовое регулирование занятости и трудоустройства




Порядок приема на работу





Социальная защита и социальное обеспечение

3

Самостоятельный и наемный труд

Социальное партнерство в сфере труда Порядок заключения и расторжения трудового договора Правила внутреннего распорядка.

Поощрения за успехи в труде

Дисциплинарная ответственность

Материальная ответственность сторон трудового договора Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами


Знать понятия: - трудовой договор, его отличия от гражданско-правовых договоров, порядок увольнения работника по собственному желанию работника и по инициативе работодателя.

- что такое дисциплина и каково ее значение, меры поощрения, виды и пределы материальной ответственности, особенности порядка взыскания ущерба.

- способы защиты трудовых прав, этапы порядка разрешения коллективного трудового спора.

Понятия: пенсия, пособие по временной нетрудоспособности, социальные пособия.

§25












Задания к §25

54



Экологическое право

1

Общая характеристика экологического права

Право человека на благоприятную окружающую среду


Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника Объяснять принципы и особенности экологического права в РФ.


§26

55



Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав


Виды экологического правонарушения и способы защиты экологических прав.

Знать основные положения урока. Характеризовать экологические правонарушения Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

§26

56



Процессуальные отрасли права

1

Участники гражданского процесса

Исполнение судебных решений

Знать систему и структуру права современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека;

понятие и принципы правосудия; органы и способы правовой защиты правчеловека;

Уметь составить схемы:

- участники гражданского судебного процесса

§27

57



Стадии прохождения дела в суде.

1

основные стадии гражданского судебного процесса

Знать этапы прохождения дела в суде, общие правила применения права

§27

58





59






Конституционное судопроизводство

1

Компетенция Конституционного Суда РФ

Основные принципы конституционного судопроизводства

Стадии конституционного судопроизводства Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных. Защита прав обвиняемого

Знать и объяснять: подозреваемый, защитник, обвиняемый, подсудимый, присяжные заседатели, вердикт, основные меры процессуального принуждения Уметь анализировать данные источников, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.

§28

60



Международная защита прав человека

1

понятия: международное право, ООН, СЕ, ОБСЕ, МГП. Особенности современного международного права Субъекты международного права Акты международных конференций и организаций Структура международного права


.Знать органы и способы международно - правовой защиты прав человека

Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека. Характеризовать современное положение в области международного гуманитарного права

§29

61










Правовые основы антитеррористической политики РФ

1

Современный мир. Традиционный уклад жизни. Международ­ный терроризм.

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точку зрения или обосновывать известные; ра­ботать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характери­зовать изученные социальные объ­екты; приводить собственные примеры; давать оценку различ­ных социальных объектов и про­цессов

§30

62




Человек в 21 веке.

1

Человек и глобальные вызовы современного общества

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точку зрения

С. 334

63-64



Итоговая административная контрольная работа.

2

Тема: Правовое регулирование общественных отношений

К.р.


65-68



Тесты, проекты, семинары


Резерв