Рабочая программа с ТНР по обучению
1 дополнительного класса по окружающему миру.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, учебным планом ГБОУ СШ № 1 им. Г.М. Шубникова на 2020/2021 уч. г., примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на изучение предмета «Окружающий мир» в 1дополнительном классе отводится 0,5 часа в 2 недели (17 учебные недели).
Цели и задачи:
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи реализации содержания:
овладение основными представлениями об окружающем мире;
формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы:
формирование знаний о человеке;
развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины.
формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика;
формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях;
практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия.
Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем.
Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды.
Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью.
Развитие речи обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.
II. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Водоемы, их разнообразие (река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Грибы: съедобные и ядовитые.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
.
Человек и общество
Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации - глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Москва - столица России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
При изменении календарного учебного графика, карантина, актированных дней возможна корректировка содержания
III. Тематическое планирование
№п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Раздел «Что и кто?» | 8 |
2 | Раздел «Как, откуда и куда?» | 5 |
3 | Раздел «Где и когда?» | 2 |
4 | Раздел «Почему и зачем?» | 1,5 |
| Итого | 16,5 |
V1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер (по возможности)
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 // А.А.Плешаков -М.: Просвещение
Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 // А.А.Плешаков -М.: Просвещение
V. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки
В результате изучения ученик научится:
называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащие; село (малую родину);
называть государственную символику России; различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы;
показывать сушу и воду на глобусе;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
называть общие признаки живых организмов;
называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
называть основные группы животных и растений;
соблюдать правила поведения в природе;
называть основные признаки каждого времени года;
соотносить времена года и месяцы;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
называть основные помещения школы;
называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
называть основные учреждения культуры, быта;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
пользоваться словами, указывающими направления и время;
наблюдать, делать умозаключения;
различать профессии людей;
различать растения и животных; определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
различать части растения, отображать их на рисунке;
различать овощи и фрукты;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
различать животных холодных и жарких районов;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
показывать сушу и воду на глобусе;
ориентироваться в помещениях школы;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде.
2.1. Выставляемые оценки обучающимся с ТНР не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений.
2.2. При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.
2.3. В 1 дополнительном классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков.
VI. Календарно – тематической планирование
№ п/п | Дата | Тема урока |
1 | 04.09 | Что такое Родина? |
2 | 18.09 | Что мы знаем о народах России? |
3 | 02.10 | Что мы знаем о Москве? |
4 | 16.10 | Что мы знаем о Москве? |
5 | 13.11 | Что у нас над головой? |
6 | 27.11 | Что у нас под ногами? |
7 | 11.12 | Что общего у разных растений? |
8 | 25.12 | Что растёт на подоконнике? |
9 | 22.01 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». |
10 | 05.02 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
11 | 19.02 | Откуда в наш дом приходит электричество? |
12 | 05.03 | Как путешествует письмо? |
13 | 19.03 | Куда текут реки? |
14 | 02.04 | Когда учиться интересно? |
15 | 16.04 | Когда придёт суббота? |
16 | 30.04 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
17 | 14.05 | Почему Луна бывает разной? |