СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа СБО 1-1 доп класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по СБО для учащихся с РАС 1 и 1 дополнительного классов. В программе дана пояснительная записка, планируемые резльтаты, содержание программы и тематическое планирование. Будет интересно учителям специальных образовательнх учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа СБО 1-1 доп класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2).

Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с РАС с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

Общая цель специального коррекционного курса - формирование у обучающегося первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

Общие задачи курса:

  1. Формирование, уточнение и закрепление понятийного аппарата (название предметов, действия с ними);

  2. Формирование, уточнение и закрепление основных бытовых умений и навыков, с учетом правил безопасного поведения, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду;

  3. Формирование, закрепление и постепенное расширение спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т.п.);

  4. Формирование доступных восприятию учащихся моделей межличностного общения, необходимых в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов школьников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

В процессе изучения материала специального курса учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с различными предметами, при этом знать правила безопасного поведения; освоить доступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.

Описание места коррекционного курса в ученом плане

В 1- 1 (доп.) классах программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Реализация программы специального курса «Социально-бытовая ориентировка» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1 класс

Личностные УУД:

  1. Развитие мотивации к обучению;

  2. Развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  3. Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  4. Развитие положительных свойств и качеств личности;

  5. Готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

  6. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

  1. Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

  2. Группирование предметов, объектов на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

  1. Участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

  2. Умение точно отвечать на вопросы (простая форма) учителя-дефектолога.

  3. Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Предметные УУД:

  1. Иметь представления о назначении объектов изучения;

  2. Иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения;

  3. Иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;

  4. Владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

  5. Применять элементарные практические навыки с помощью учителя


1 (доп.) класс

Личностные УУД:

  1. Развитие мотивации к обучению;

  2. Развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  3. Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  4. Развитие положительных свойств и качеств личности;

  5. Готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

  6. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

  1. Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

  2. Группирование предметов, объектов на основе существенных признаков.

  3. Пересказывание прослушанного; определение темы.

Коммуникативные УУД:

  1. Участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

  2. Умение точно отвечать на вопросы (простая форма) учителя-дефектолога.

  3. Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Предметные УУД:

  1. Иметь представления о назначении объектов изучения;

  2. Иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения;

  3. Иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;

  4. Владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

  5. Применять элементарные практические навыки с помощью учителя

  6. Участвовать в практической деятельности, с учётом психофизических особенностей обучающегося.






Содержание программы

(1 класс)


Раздел программы

Темы

Часы

1

Вводное занятие

Знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование

1

2

Личная гигиена

1.Личная гигиена и её значение

2.Уход за руками

3. Уход за ногами

4. Уход за зубами

5. Уход за ушами

6. Уход за глазами

7. Уход за волосами

9

3

Одежда

1.Одежда и её значение

2. Способы расстегивания и застегивания одежды

3.Головные уборы

4.Уход за одеждой

5

4

Обувь

1.Обувь и её значение

2.Надевание обуви

3

5

Жилище

1.Город

2. Школьное помещение

6

6

Рабочее место

1. Рабочее место школьника

2

7

Питание

1. Питание

2. Кухонная посуда и столовые приборы

6

8

Итоговые занятие

Закрепление пройденного материала

1


Содержание программы

(1 доп. класс)


Раздел программы

Темы

Часы

1

Вводное занятие

Знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование

1

2

Личная гигиена

1.Личная гигиена и её значение

2.Уход за кожей рук и ногтями

3. Уход за ногами

4. Уход за зубами

5. Уход за ушами

6. Уход за глазами

7. Уход за волосами

9

3

Одежда

1.Одежда и её значение

2. Способы расстегивания и застегивания одежды

3.Головные уборы

4.Уход за одеждой

5

4

Обувь

1.Обувь и её значение

2.Надевание обуви

3

5

Жилище

1.Город

2. Школьное помещение

6

6

Рабочее место

1. Рабочее место школьника

2

7

Питание

1. Питание

2. Кухонная посуда и столовые приборы

6

8

Итоговые занятие

Закрепление пройденного материала

1


Тематическое планирование

(1 класс)


Тема

Часы

Характеристика деятельности

1

Вводное занятие

1

Знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование

Личная гигиена (9 ч.)

2-4

Личная гигиена и её значение

3

Обучающиеся должны знать:

названия частей тела;

понятие «гигиена».

Обучающиеся должны уметь:

называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении.

5

Уход за руками

1

Обучающиеся должны знать:

значение рук;

значение ухода за руками.

Обучающиеся должны уметь:

дифференцировать правую и левую руки;

следить за чистотой своих рук.

6

Уход за ногами

1

Обучающиеся должны знать:

значение ног;

значение ухода за ногами.

Обучающиеся должны уметь:

дифференцировать правую и левую ноги;

следить за чистотой своих ног.

7

Уход за зубами

1

Обучающиеся должны знать:

значение зубов;

о бережном отношении к зубам;

значение ухода за зубами.

Обучающиеся должны уметь:

бережно относиться к своим зубам

8

Уход за ушами

1

Обучающиеся должны знать:

значение ушей;

о бережном отношении к слуховому аппарату;

значение ухода за ушами.

Обучающиеся должны уметь:

бережно относиться к своему и чужому органу слуха.

9

Уход за глазами

1

Обучающиеся должны знать:

значение глаз;

о бережном отношении к зрительному аппарату;

значение ухода за глазами.

Обучающиеся должны уметь:

бережно относиться к своему и чужому органу зрения.

10

Уход за волосами

1

Обучающиеся должны знать:

значение ухода за волосами.

Обучающиеся должны уметь:

следить за аккуратностью своей прически

Одежда (5 ч.)

11

Одежда и её значение

1

Обучающиеся должны знать:

слово обобщенного значения «одежда»;

назначение одежды;

названия предметов одежды.

Обучающиеся должны уметь:

узнавать предметы одежды на изображениях;

выделять предметы одежды среди других групп предметов;

показывать называемую одежду;

называть одежду.

12-13

Способы расстегивания и застегивания одежды

2

Обучающиеся должны знать:

как застегивают и расстегивают пуговицы, кнопки, крючки на одежде.

Обучающиеся должны уметь:

застегивать и расстегивать крупные (затем мелкие) пуговицы, кнопки, крючки на

одежде.

14

Головные уборы

1

узнавать головные уборы на изображениях;

выделять головные уборы среди других групп предметов;

показывать называемые головные уборы;

назвать головные уборы.

15

Уход за одеждой

1

Обучающиеся должны знать:

значение чистоты и опрятности одежды.

Обучающиеся должны уметь:

следить за чистотой и опрятностью своей одежды.

Обувь (3 ч.)

16

Обувь и её значение

1

Обучающиеся должны знать:

слово обобщенного значения «обувь»;

назначение головных обуви;

названия предметов обуви.

Обучающиеся должны уметь:

узнавать обувь на изображениях;

выделять обувь среди других групп предметов;

показывать называемую обувь;

назвать обувь.

17-18

Надевание обуви

2

Обучающиеся должны знать:

обувь имеет пару;

где правый и левый ботинок.

Обучающиеся должны уметь:

спаривать пары обуви между собой;

выбирать обувь определенного вида;

определять правый и левый ботинок;

правильно обуваться;

при необходимости пользоваться обувной ложкой.

Жилище (6 ч.)

19-22

Город

4

Обучающиеся должны знать:

виды жилых помещений и их виды;

название улицы, на которой расположен их дом, его номер;

сколько этажей в их доме.

Обучающиеся должны уметь:

различать жилые помещения;

называть свой адрес.

23-24

Школьное помещение

2

Обучающиеся должны знать:

название, местонахождение, назначение помещений в здании Центра.

Обучающиеся должны уметь:

находить по названию местонахождение помещений в здании Центра.

Рабочее место (2 ч.)

25-26

Рабочее место школьника

2

Обучающиеся должны знать:

значение поддержания порядка на рабочем месте учащегося.

Обучающиеся должны уметь:

помогать педагогам поддерживать порядок на рабочем месте

Питание (6 ч.)

27-30

Питание

4

Обучающиеся должны знать:

значение питания в жизни человека;

правила поведения за столом.

31-32

Кухонная посуда и столовые приборы

2

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать правила поведения за столом.


33

Итоговые занятие

1

Закрепление пройденного материала

Тематическое планирование

1 (доп.) класс


Тема

Часы

Характеристика деятельности

1

Вводное занятие

1

Продолжаем знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование

Личная гигиена (9 ч.)

2-4

Личная гигиена и её значение

3

Обучающиеся должны знать:

названия частей тела;

понятие «гигиена»;

средств личной гигиены;

Обучающиеся должны уметь:

называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении;

использовать средства личной гигиены по назначению

5

Уход за кожей рук и ногтями

1

Обучающиеся должны знать:

значение рук;

значение ухода за руками;

значение ногтей;

значение ухода за ногтями;

средства гигиены за уходом для ногтей.

Обучающиеся должны уметь:

дифференцировать правую и левую руки;

следить за чистотой своих рук и ногтей*

использовать средства гигиены за руками и ногтями по назначению.

6

Уход за ногами

1

Обучающиеся должны знать:

значение ног;

значение ухода за ногами.

Обучающиеся должны уметь:

дифференцировать правую и левую ноги;

следить за чистотой своих ног.

7

Уход за зубами

1

Обучающиеся должны знать:

значение зубов;

о бережном отношении к зубам;

значение ухода за зубами;

необходимость посещения стоматолога.

Обучающиеся должны уметь:

бережно относиться к своим зубам;

использовать зубные средства гигиены по назначению

8

Уход за ушами

1

Обучающиеся должны знать:

значение ушей;

о бережном отношении к слуховому аппарату;

о важности профессии лор:

правила применения гигиеничекских средств при уходе за ушами;

значение ухода за ушами.

Обучающиеся должны уметь:

бережно относиться к своему и чужому органу слуха.

9

Уход за глазами

1

Обучающиеся должны знать:

значение глаз;

о бережном отношении к зрительному аппарату;

значение ухода за глазами.

Обучающиеся должны уметь:

бережно относиться к своему и чужому органу зрения.

10

Уход за волосами

1

Обучающиеся должны знать:

средства гигиены за волосами;

знакомсво с профессией парикмахер;

значение ухода за волосами.

Обучающиеся должны уметь:

следить за аккуратностью своей прически

Одежда (5 ч.)

11

Одежда и её значение

1

Обучающиеся должны знать:

классифицировать одежду по сезонам;

названия предметов одежды.

Обучающиеся должны уметь:

выбирать одежду в соответствии с сезоном.

12-13

Способы расстегивания и застегивания одежды

2

Обучающиеся должны знать:

как застегивают и расстегивают пуговицы, кнопки, крючки на одежде.

Обучающиеся должны уметь:

застегивать и расстегивать крупные (затем мелкие) пуговицы, кнопки, крючки на

одежде.

14

Головные уборы

1

узнавать головные уборы на изображениях;

выделять головные уборы среди других групп предметов;

показывать называемые головные уборы;

назвать головные уборы.

15

Уход за одеждой

1

Обучающиеся должны знать:

средства по уходу за одеждой;

значение чистоты и опрятности одежды.

Обучающиеся должны уметь:

следить за чистотой и опрятностью своей одежды.

Обувь (3 ч.)

16

Обувь и её значение

1

Обучающиеся должны знать:

слово обобщенного значения «обувь»;

назначение обуви;

дифференцировать обувь в соответсвии с сезонном и погодными условиями;

средства для ухода за обувью;

названия предметов обуви.

Обучающиеся должны уметь:

выделять обувь среди других групп предметов;

показывать называемую обувь;

выбирать обувь в соответствии с сезоном и погодными условиями;

называть обувь.

17-18

Надевание обуви

2

Обучающиеся должны знать:

где правый и левый ботинок.

Обучающиеся должны уметь:

спаривать пары обуви между собой;

выбирать обувь определенного вида;

определять правый и левый ботинок;

правильно обуваться;

завязывать шнурки;

при необходимости пользоваться обувной ложкой.

Жилище (6 ч.)

19-22

Город

4

Обучающиеся должны знать:

виды жилых помещений и их виды;

название улицы, на которой расположен их дом, его номер;

сколько этажей в их доме.

Обучающиеся должны уметь:

различать жилые помещения;

называть свой адрес.

23-24

Школьное помещение

2

Обучающиеся должны знать:

название, местонахождение, назначение помещений в здании Центра.

Обучающиеся должны уметь:

находить по названию местонахождение помещений в здании Центра.

Рабочее место (2 ч.)

25-26

Рабочее место школьника

2

Обучающиеся должны знать:

значение поддержания порядка на рабочем месте учащегося.

Обучающиеся должны уметь:

помогать педагогам поддерживать порядок на рабочем месте

Питание (6 ч.)

27-30

Питание

4

Обучающиеся должны знать:

значение питания в жизни человека;

польза соблюдения режима питания;

правила поведения за столом.

Обучающиеся должны уметь:

дифференцировать полезную пищу.

31-32

Кухонная посуда и столовые приборы

2

Обучающиеся должны знать:

средства для ухода посуды;

правила поведения за столом.

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать правила поведения за столом;

наводить порядок на столе;

сервировать стол;

мыть посуду за собой и своими близким.


33

Итоговые занятие

1

Закрепление пройденного материала


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно – наглядный материал:

-Дидактический материал

Технические средства обучения

-Компьютер

-Видеофильмы, соответствующие тематике программы

-Использование интернет-ресурсов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!