ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2).
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с РАС с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Общая цель специального коррекционного курса - формирование у обучающегося первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
Общие задачи курса:
-
Формирование, уточнение и закрепление понятийного аппарата (название предметов, действия с ними);
-
Формирование, уточнение и закрепление основных бытовых умений и навыков, с учетом правил безопасного поведения, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
-
Формирование, закрепление и постепенное расширение спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т.п.);
-
Формирование доступных восприятию учащихся моделей межличностного общения, необходимых в различных стандартных и чрезвычайных ситуациях.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов школьников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
В процессе изучения материала специального курса учащиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с различными предметами, при этом знать правила безопасного поведения; освоить доступные их восприятию модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.
Описание места коррекционного курса в ученом плане
В 1- 1 (доп.) классах программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация программы специального курса «Социально-бытовая ориентировка» обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 класс
Личностные УУД:
-
Развитие мотивации к обучению;
-
Развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-
Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-
Развитие положительных свойств и качеств личности;
-
Готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
-
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
-
Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
-
Группирование предметов, объектов на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
-
Участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
-
Умение точно отвечать на вопросы (простая форма) учителя-дефектолога.
-
Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Предметные УУД:
-
Иметь представления о назначении объектов изучения;
-
Иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения;
-
Иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;
-
Владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
-
Применять элементарные практические навыки с помощью учителя
1 (доп.) класс
Личностные УУД:
-
Развитие мотивации к обучению;
-
Развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-
Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-
Развитие положительных свойств и качеств личности;
-
Готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
-
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
-
Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
-
Группирование предметов, объектов на основе существенных признаков.
-
Пересказывание прослушанного; определение темы.
Коммуникативные УУД:
-
Участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
-
Умение точно отвечать на вопросы (простая форма) учителя-дефектолога.
-
Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Предметные УУД:
-
Иметь представления о назначении объектов изучения;
-
Иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения;
-
Иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;
-
Владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
-
Применять элементарные практические навыки с помощью учителя
-
Участвовать в практической деятельности, с учётом психофизических особенностей обучающегося.
Содержание программы
(1 класс)
№ | Раздел программы | Темы | Часы |
1 | Вводное занятие | Знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование | 1 |
2 | Личная гигиена | 1.Личная гигиена и её значение 2.Уход за руками 3. Уход за ногами 4. Уход за зубами 5. Уход за ушами 6. Уход за глазами 7. Уход за волосами | 9 |
3 | Одежда | 1.Одежда и её значение 2. Способы расстегивания и застегивания одежды 3.Головные уборы 4.Уход за одеждой | 5 |
4 | Обувь | 1.Обувь и её значение 2.Надевание обуви | 3 |
5 | Жилище | 1.Город 2. Школьное помещение | 6 |
6 | Рабочее место | 1. Рабочее место школьника | 2 |
7 | Питание | 1. Питание 2. Кухонная посуда и столовые приборы | 6 |
8 | Итоговые занятие | Закрепление пройденного материала | 1 |
Содержание программы
(1 доп. класс)
№ | Раздел программы | Темы | Часы |
1 | Вводное занятие | Знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование | 1 |
2 | Личная гигиена | 1.Личная гигиена и её значение 2.Уход за кожей рук и ногтями 3. Уход за ногами 4. Уход за зубами 5. Уход за ушами 6. Уход за глазами 7. Уход за волосами | 9 |
3 | Одежда | 1.Одежда и её значение 2. Способы расстегивания и застегивания одежды 3.Головные уборы 4.Уход за одеждой | 5 |
4 | Обувь | 1.Обувь и её значение 2.Надевание обуви | 3 |
5 | Жилище | 1.Город 2. Школьное помещение | 6 |
6 | Рабочее место | 1. Рабочее место школьника | 2 |
7 | Питание | 1. Питание 2. Кухонная посуда и столовые приборы | 6 |
8 | Итоговые занятие | Закрепление пройденного материала | 1 |
Тематическое планирование
(1 класс)
№ | Тема | Часы | Характеристика деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование |
Личная гигиена (9 ч.) |
2-4 | Личная гигиена и её значение | 3 | Обучающиеся должны знать: названия частей тела; понятие «гигиена». Обучающиеся должны уметь: называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении. |
5 | Уход за руками | 1 | Обучающиеся должны знать: значение рук; значение ухода за руками. Обучающиеся должны уметь: дифференцировать правую и левую руки; следить за чистотой своих рук. |
6 | Уход за ногами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение ног; значение ухода за ногами. Обучающиеся должны уметь: дифференцировать правую и левую ноги; следить за чистотой своих ног. |
7 | Уход за зубами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение зубов; о бережном отношении к зубам; значение ухода за зубами. Обучающиеся должны уметь: бережно относиться к своим зубам |
8 | Уход за ушами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение ушей; о бережном отношении к слуховому аппарату; значение ухода за ушами. Обучающиеся должны уметь: бережно относиться к своему и чужому органу слуха. |
9 | Уход за глазами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение глаз; о бережном отношении к зрительному аппарату; значение ухода за глазами. Обучающиеся должны уметь: бережно относиться к своему и чужому органу зрения. |
10 | Уход за волосами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение ухода за волосами. Обучающиеся должны уметь: следить за аккуратностью своей прически |
Одежда (5 ч.) |
11 | Одежда и её значение | 1 | Обучающиеся должны знать: слово обобщенного значения «одежда»; назначение одежды; названия предметов одежды. Обучающиеся должны уметь: узнавать предметы одежды на изображениях; выделять предметы одежды среди других групп предметов; показывать называемую одежду; называть одежду. |
12-13 | Способы расстегивания и застегивания одежды | 2 | Обучающиеся должны знать: как застегивают и расстегивают пуговицы, кнопки, крючки на одежде. Обучающиеся должны уметь: застегивать и расстегивать крупные (затем мелкие) пуговицы, кнопки, крючки на одежде. |
14 | Головные уборы | 1 | узнавать головные уборы на изображениях; выделять головные уборы среди других групп предметов; показывать называемые головные уборы; назвать головные уборы. |
15 | Уход за одеждой | 1 | Обучающиеся должны знать: значение чистоты и опрятности одежды. Обучающиеся должны уметь: следить за чистотой и опрятностью своей одежды. |
Обувь (3 ч.) |
16 | Обувь и её значение | 1 | Обучающиеся должны знать: слово обобщенного значения «обувь»; назначение головных обуви; названия предметов обуви. Обучающиеся должны уметь: узнавать обувь на изображениях; выделять обувь среди других групп предметов; показывать называемую обувь; назвать обувь. |
17-18 | Надевание обуви | 2 | Обучающиеся должны знать: обувь имеет пару; где правый и левый ботинок. Обучающиеся должны уметь: спаривать пары обуви между собой; выбирать обувь определенного вида; определять правый и левый ботинок; правильно обуваться; при необходимости пользоваться обувной ложкой. |
Жилище (6 ч.) |
19-22 | Город | 4 | Обучающиеся должны знать: виды жилых помещений и их виды; название улицы, на которой расположен их дом, его номер; сколько этажей в их доме. Обучающиеся должны уметь: различать жилые помещения; называть свой адрес. |
23-24 | Школьное помещение | 2 | Обучающиеся должны знать: название, местонахождение, назначение помещений в здании Центра. Обучающиеся должны уметь: находить по названию местонахождение помещений в здании Центра. |
Рабочее место (2 ч.) |
25-26 | Рабочее место школьника | 2 | Обучающиеся должны знать: значение поддержания порядка на рабочем месте учащегося. Обучающиеся должны уметь: помогать педагогам поддерживать порядок на рабочем месте |
Питание (6 ч.) |
27-30 | Питание | 4 | Обучающиеся должны знать: значение питания в жизни человека; правила поведения за столом. |
31-32 | Кухонная посуда и столовые приборы | 2 | Обучающиеся должны уметь: соблюдать правила поведения за столом. |
|
33 | Итоговые занятие | 1 | Закрепление пройденного материала |
Тематическое планирование
1 (доп.) класс
№ | Тема | Часы | Характеристика деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Продолжаем знакомство с курсом социально-бытовое ориентирование |
Личная гигиена (9 ч.) |
2-4 | Личная гигиена и её значение | 3 | Обучающиеся должны знать: названия частей тела; понятие «гигиена»; средств личной гигиены; Обучающиеся должны уметь: называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении; использовать средства личной гигиены по назначению |
5 | Уход за кожей рук и ногтями | 1 | Обучающиеся должны знать: значение рук; значение ухода за руками; значение ногтей; значение ухода за ногтями; средства гигиены за уходом для ногтей. Обучающиеся должны уметь: дифференцировать правую и левую руки; следить за чистотой своих рук и ногтей* использовать средства гигиены за руками и ногтями по назначению. |
6 | Уход за ногами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение ног; значение ухода за ногами. Обучающиеся должны уметь: дифференцировать правую и левую ноги; следить за чистотой своих ног. |
7 | Уход за зубами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение зубов; о бережном отношении к зубам; значение ухода за зубами; необходимость посещения стоматолога. Обучающиеся должны уметь: бережно относиться к своим зубам; использовать зубные средства гигиены по назначению |
8 | Уход за ушами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение ушей; о бережном отношении к слуховому аппарату; о важности профессии лор: правила применения гигиеничекских средств при уходе за ушами; значение ухода за ушами. Обучающиеся должны уметь: бережно относиться к своему и чужому органу слуха. |
9 | Уход за глазами | 1 | Обучающиеся должны знать: значение глаз; о бережном отношении к зрительному аппарату; значение ухода за глазами. Обучающиеся должны уметь: бережно относиться к своему и чужому органу зрения. |
10 | Уход за волосами | 1 | Обучающиеся должны знать: средства гигиены за волосами; знакомсво с профессией парикмахер; значение ухода за волосами. Обучающиеся должны уметь: следить за аккуратностью своей прически |
Одежда (5 ч.) |
11 | Одежда и её значение | 1 | Обучающиеся должны знать: классифицировать одежду по сезонам; названия предметов одежды. Обучающиеся должны уметь: выбирать одежду в соответствии с сезоном. |
12-13 | Способы расстегивания и застегивания одежды | 2 | Обучающиеся должны знать: как застегивают и расстегивают пуговицы, кнопки, крючки на одежде. Обучающиеся должны уметь: застегивать и расстегивать крупные (затем мелкие) пуговицы, кнопки, крючки на одежде. |
14 | Головные уборы | 1 | узнавать головные уборы на изображениях; выделять головные уборы среди других групп предметов; показывать называемые головные уборы; назвать головные уборы. |
15 | Уход за одеждой | 1 | Обучающиеся должны знать: средства по уходу за одеждой; значение чистоты и опрятности одежды. Обучающиеся должны уметь: следить за чистотой и опрятностью своей одежды. |
Обувь (3 ч.) |
16 | Обувь и её значение | 1 | Обучающиеся должны знать: слово обобщенного значения «обувь»; назначение обуви; дифференцировать обувь в соответсвии с сезонном и погодными условиями; средства для ухода за обувью; названия предметов обуви. Обучающиеся должны уметь: выделять обувь среди других групп предметов; показывать называемую обувь; выбирать обувь в соответствии с сезоном и погодными условиями; называть обувь. |
17-18 | Надевание обуви | 2 | Обучающиеся должны знать: где правый и левый ботинок. Обучающиеся должны уметь: спаривать пары обуви между собой; выбирать обувь определенного вида; определять правый и левый ботинок; правильно обуваться; завязывать шнурки; при необходимости пользоваться обувной ложкой. |
Жилище (6 ч.) |
19-22 | Город | 4 | Обучающиеся должны знать: виды жилых помещений и их виды; название улицы, на которой расположен их дом, его номер; сколько этажей в их доме. Обучающиеся должны уметь: различать жилые помещения; называть свой адрес. |
23-24 | Школьное помещение | 2 | Обучающиеся должны знать: название, местонахождение, назначение помещений в здании Центра. Обучающиеся должны уметь: находить по названию местонахождение помещений в здании Центра. |
Рабочее место (2 ч.) |
25-26 | Рабочее место школьника | 2 | Обучающиеся должны знать: значение поддержания порядка на рабочем месте учащегося. Обучающиеся должны уметь: помогать педагогам поддерживать порядок на рабочем месте |
Питание (6 ч.) |
27-30 | Питание | 4 | Обучающиеся должны знать: значение питания в жизни человека; польза соблюдения режима питания; правила поведения за столом. Обучающиеся должны уметь: дифференцировать полезную пищу. |
31-32 | Кухонная посуда и столовые приборы | 2 | Обучающиеся должны знать: средства для ухода посуды; правила поведения за столом. Обучающиеся должны уметь: соблюдать правила поведения за столом; наводить порядок на столе; сервировать стол; мыть посуду за собой и своими близким. |
|
33 | Итоговые занятие | 1 | Закрепление пройденного материала |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – наглядный материал:
-Дидактический материал
Технические средства обучения
-Компьютер
-Видеофильмы, соответствующие тематике программы
-Использование интернет-ресурсов