СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа СБО(социально-бытовая ориентировка) для учащихся с ОВЗ(VIIIвид) 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа СБО для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 кл. Включает календарно-тематическое планирование на 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа СБО(социально-бытовая ориентировка) для учащихся с ОВЗ(VIIIвид) 8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол заседания №

Руководитель МО

______________________

Сташевская А.А.

«____» _____ 2018г.

«Утверждаю»

Директор

________________

Гасай С.В.

Приказ № __

от «___» ____ 2018г.









Рабочая программа учебного предмета

« Социально-бытовая ориентировка(СБО)»

(основное общее образование)

5-9 класс (8 вид)

на 2018-2019 учебный год













Составитель:

Стукалова Людмила Павловна

Учитель истории и обществознания

Высшая категория























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по СБО основного общего образования составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

-годового календарно учебного плана;

-учебный план;

-адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость лёгкой степени) 5-9 класс

--Положение о рабочей программе для детей с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости), обучающихся по программам 8 вида МКОУ «Поломошенская СОШ»;

-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы(сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой М. Владос 2011г.

Срок реализации 2018-2019 у/г. Программа реализуется без изменений


Учебно-методический комплект:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы(сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой М. Владос 2011

Методические пособия: Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).


Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Задачи:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

  3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

  4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)


Результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.


Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.


Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

  1. коррекционно – обучающую;

  2. коррекционно – развивающую;

  3. коррекционно – воспитательную;

  4. воспитание положительных качеств личности;

  5. развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.


Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы


Межпредметные связи:

  • СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

  • СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

  • СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

  • СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

  • СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.


Основной формой образовательного процесса являются:

- уроки изучения нового материала,

-комбинированные,

-обобщающие уроки,

-практические работы,

-экскурсии.


В рабочей программе СБО предусмотрены следующие виды деятельности:

  • Беседы

  • Практические работы

  • Экскурсии

  • Сюжетно-ролевые игры

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:

-разнообразные по форме практические упражнения и задания,

-наглядные,

-демонстрация учебных пособий и образцов,

-технологические карты,

-практические работы,

-сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез.


Контрольно – измерительные материалы.

Контрольные работы по предмету СБО программой не предусмотрены.

Оценочная деятельность: предмет не оценивается.



Общая характеристика организации учебного процесса

Формы организации обучения: урок

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа

Технологии обучения: индивидуальное обучение

Средства обучения: ноутбук, мультимедийное оборудование

Режим занятий: 5 –дневная неделя, продолжительность урока 40 минут


Место предмета в учебном плане.

В Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» в 5-9 классе предусмотрено 1 час в неделю в 5 классе и по 2 часа в неделю в 6-9 классах и составляет 306 часов (образовательная область-коррекционная подготовка: коррекционные курсы).

.

Класс

количество часов в год

количество часов

в неделю

Итого общее количество часов

5 класс

34— 34 недели

1

34— 34 недели

6 класс

68— 34 недели

2

68— 34 недели

7 класс

68— 34 недели

2

68— 34 недели

8 класс

68— 34 недели

2

68— 34 недели

9 класс

68-34 недели

2

68-34 недели




306











































Содержание программы «СБО» 5-9 класс


5 КЛАСС (1 час в неделю)

Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению.пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли.

«Одежда и обувь»

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

«Питание»

Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.

«Семья»

Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.

«Культура поведения»

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.

«Жилище»

Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.

«Транспорт»

Виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

«Торговля»

Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение.


6 КЛАСС (2 часа в неделю)


Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы и правила закаливания. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач. Губительное влияние наркотических и токсических веществ на живой организм.

«Одежда и обувь»

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей. Глажение фартуков , косынок и носовых платков.

«Питание»

Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на плите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.

«Семья»

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность и их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи.

«Культура поведения»

Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со сверстниками и старшими.

«Жилище»

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

«Транспорт»

Городской транспорт. Оплата поезда на всех видах транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

«Торговля»

Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли.

«Средства связи»

Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем, порядок отправления. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

«Медицинская помощь»

Виды медицинской помощи. Виды медицинский учреждений, их значение и работники. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний.

«Учреждения, организации и предприятия»

Дошкольные учреждения и их назначения, работники.


7 КЛАСС (2 часа в неделю)

Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью.

«Одежда и обувь»

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат.использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка в ручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная, виды услуг и правила пользования.

«Питание»

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

«Семья»

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе.

«Культура поведения»

Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, подарки

«Жилище»

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависмости от покрытия, средства по уходу за полом.

«Транспорт»

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов.порядок сдачи и получения его.

«Торговля»

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо, их назначение. Отделы магазинов, стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.

«Средства связи»

Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость.

«Медицинская помощь»

Виды доврачебной помощи. Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов.

«Учреждения, организации и предприятия»

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для жителей города.


8 КЛАСС (2 часа в неделю)

Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сохранения здоровья.

«Одежда и обувь»

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами.

«Питание»

Виды теста. Приготовления изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов.

«Семья»

Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек

«Культура поведения»

Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

«Жилище»

Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые приуборки кухни, ванной, санузла.

«Транспорт»

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение, основные автобусные маршруты, расписание, порядок приобретение билета и его стоимость до разных пунктов. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы.

«Торговля»

Рынки. Виды рынков. Различия рынка от магазина.

«Средства связи»

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Получение справок по телефону. Вызов специализированных служб помощи населению (01, 02, 03, 04, 911 и т.п.).междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего телефонного разговора

«Медицинская помощь»

Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев.

«Учреждения, организации и предприятия»

Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.

«Экономика домашнего хозяйства»

Бюджет семьи.виды источников дохода, основные статьи расходов. Сбережение.значение и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк.


9 КЛАСС(2 часа в неделю)

Темы

Краткое содержание тем

«Одежда и обувь»

Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях. Соблюдение техники безопасности при выведении пятен.

«Питание»

Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.

«Семья»

Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции.

«Культура поведения»

Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми

«Жилище»

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

«Транспорт»

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

«Торговля»

Значение ярмарок. Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок.

«Средства связи»

Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Виды связи, особенности каждой, значимость в современной жизни

«Медицинская помощь»

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным.документы, подтверждающие нетрудоспособность.

«Учреждения, организации и предприятия»

Предприятия бытового обслуживания, их назначение.

«Трудоустройство»

Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления.






























Требования к уровню подготовки учащихся


класс

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

5класс

-Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

-Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

-Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)

-Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

-Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

-Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы,ю правила организации рабочего места школьника.

-Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

-Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

  • Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.


6 класс

-Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца

-Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ

-Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани

-Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье

-Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками

-Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия

-Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета

-Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

-Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте

-Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях

-Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества

-Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи

-Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ

-Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки

-Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани

-Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье

-Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми

-Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом

-Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов

-Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города

-Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу

-Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки

-Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения.


7 класс

Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.

-Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

-Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

-Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

-Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.

-Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.

-Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

-Назначение и различие универмага и универсама.

-Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.

-Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

-Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.


-Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.

-Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.

-Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

-Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.

-Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.

-Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.

-Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

-Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.

-Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.

-Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

Обращаться с вопросами к работникам предприятия

8

-Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.

-Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки

-Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.

-Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.

-Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду

-Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.

-Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки

-Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.

-Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления

-Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи

-Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.


-Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок

-Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам

-Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки

-Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи

-Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи

-Мыть кафельные стены, чистить раковины

-Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

-Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.

-Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.

-Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему

-Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры

-Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.


9 класс.

-Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.

-Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

-Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.

-Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

-Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.

-Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.

-Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.

-Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.

-Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.

-Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают

-Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.


-Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.

-Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.

-Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.

-Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.

-Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.

-Определять маршрут и выбирать транспортное средство.

-Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.

-Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.

-Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.

-Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.
























Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса



Учебники

Программа

Методическое мособие

5- 9 классы

нет

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы(сборник 1) под редакцией В.В.Воронковой М. Владос 2011

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)

Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).


Календарно – тематическое планирование по СБО 8 класс 70 часов (2 часа в неделю)

№ ур.

Тема, раздел

Виды деятельности обучающихся


Планируемые результаты освоения материала

Учебно-прак-кое, лабораторное оборудование и ТСО

Дата




План.

Факт.





1

Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО.

инструктаж

Уточнить и обобщить правила по ТБ работы в кабинете.







Раздел 1 «Личная гигиена» – 2 часа.


2

Правила ухода за кожей лица с помощью косметических

средств.

Практическая работа.

Формировать представление о значении косметики. Учить распознавать тип кожи и правилам ухода за кожей лица. Учить пользоваться косметическими средствами.


компьютер







3

Косметические дезинфицирующие средства

(профилактика появления прыщей)

Работа со схемой

компьютер








Раздел 2 «Одежда, обувь» – 6 часов.


4-5

Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных

и синтетических тканей


Работа с таблицей

Дать представление по правилам ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.

Учить правилам стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей.

Дать представление о правилах и приемах утюжки. Повторить условные обозначения.

Учить практически применять правила утюжки.

Дать представление о химчистке.

Дать представление о прачечной

компьютер




6-7

Глажение фасонного белья Правила и приемы утюжки блузок, рубашек, платков.

Практическая работа.

компьютер





8-9

Прачечная. Правила пользования

Виды услуг. Прачечная самообслуживания

(метки, заполнение

бланков).

компьютер





Раздел 3 «Питание» – 12 часов.


10

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи

Работа с таблицей

Повторить и закрепить санитарно-гигиенические правила приготовления пищи.

Дать понятие о тесте. Виды теста.

Сформировать правила приготовления блинов.

Учить заводить тесто и готовить блины.

Сформировать знания по правилам приготовления пресного теста.

Учить приготовлять изделия из пресного теста

Закрепить способы нарезки зелени, овощей, фруктов для сущки.

Закрепить способы заготовки продуктов впрок. Закрепить и обобщить знания детей о заготовке продуктов впрок.

компьютер








11

Кухонные механические приспособления и электрооборудование (мясорубка, овощерезка, миксер)

и правила безопасной работы с ними.

Работа со схемой

компьютер




12

Составление меню на день и на неделю.

Практическая работа

компьютер






13

Способы и последовательность приготовления изделий

из теста

Практическая работа.

компьютер


.



14-15

Выпечка блинов (бездрожжевое тесто)

Практическая работа.

компьютер





16-17

Приготовление песочного печенья

Работа со схемой

компьютер





18-19

Консервирование овощей, фруктов, ягод

Практическая работа.

компьютер





20-21

Замораживание овощей, фруктов, ягод

Практическая работа.

компьютер





Раздел 4 «Семья»– 6 часов.




22

Правила ухода за грудным ребенком

Работа с таблицей

Формировать правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления.

Формировать правильность и последовательность в купании, одевании грудного ребенка.

Формировать правила и последовательность в пеленании грудного ребенка. Умение пеленать и убирать постель

Учить практически применять знания по уходу за грудным ребенком.

Учить санитарно-гигиеническим требованиям к содержанию детской постели, посуды, игрушек.

компьютер





23

Правила и периодичность кормления грудного ребенка

Практическая работа.

компьютер





24

Правила и последовательность одевания и пеленания

грудного ребенка

Работа со схемой

компьютер





25

Правила и последовательность купания

Практическая работа.

компьютер





26-27

Санитарно-гигиенические требования к содержанию

детской постели, посуды, игрушек, одежды

Практическая работа.

компьютер





Раздел 5 « Культура поведения» – 4 часа.



28

Культура общения юноши и девушки.


Учить правилам поведения юноши и девушки при знакомстве. Культурно и вежливо вести себя при знакомстве и общении.

Учить правилам поведения при встрече и уметь выполнять их. Сформировать представление к требованиям внешнего вида молодых людей. Учить выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду

компьютер





29

Значение тона разговора в установлении межличностного

контакта.


компьютер





30-31

Внешний вид молодых людей (одежда, косметика,

парфюмерия с учетом места нахождения).

Сюжетно_ролевые игры

компьютер






Раздел 6 «Жилище» – 4 часа.



32

Правила и периодичность уборки кухни. Моющие

средства и приспособления для уборки кухни


Формировать представление о правилах и периодичности уборки кухни, санузла, ванны.

Учить распознавать моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла и ванны. Учить санитарно- гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности при уборке кухни и санузла.

Практически применять знания для мытья кафельных стен, чистки раковины и ванны. Учить пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла.

компьютер





33

Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз,

раковина. Моющие средства и приспособления. Техника

безопасности при работе с моющими и чистящими

средствами

Работа с таблицей

компьютер





34

Правила мытья кафельных стен. Моющие средства

и приспособления

Работа со схемой

компьютер





35

Обобщение пройденного материала.

Тестирование



.






Раздел 7 «Транспорт» – 4 часа.


36

Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Расписание.

Порядок приобретения билета

Работа со схемой

Дать представление об основных автобусных маршрутах. Учить пользоваться расписанием, определять стоимость проезда, покупать билет. Выполнять правила безопасности при поездке на автобусе.

Дать представление о водном транспорте, о правилах безопасной поездки на водном транспорте.

компьютер





37

Водный транспорт. Маршруты, расписание, стоимость

билетов

Работа с таблицей

компьютер





38-39

Экскурсия на автобусную станцию.

экскурсия

компьютер






Раздел 8 «Торговля» -4 часа.


40

Специализированные магазины (книжный, спортивный).

Правила поведения в магазине

Работа со схемой

Дать представления о магазинах.

Дать представления о стоимости товаров.

Учить вежливо обращаться к продавцу.

компьютер





41

Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу

консультанту

Работа с таблицей

компьютер





42-43

Экскурсия в магазин

экскурсия


компьютер






Раздел 9 «Средства связи» – 4 часа


44

Городской телефон. Таксофон

Работа со схемой

Формировать знания о видах телефонной связи.

Учить пользоваться телефонами.

Учить правилам пользования телефонным справочником.

Закрепить номера срочных вызовов. Учить кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова. Учить узнавать время и получать справки по телефону.

Учить пользоваться междугородней связью.

компьютер





45

Международная телефонная связь


компьютер





46-47

Экскурсия на переговорный пункт

экскурсия

компьютер






Раздел 10 « Медицинская помощь» - 6 часов.



48-49

Первая помощь при несчастных случаях (ожог,

обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары)

Работа с таблицей

Сформировать знания о мерах по предупреждению несчастных случаев в быту.

Учить правилам и приемам оказания первой помощи при ожоге, солнечном ударе.

Сформировать знания по мерам

предупреждения несчастных случаев в быту.

Учить правилам и приемам оказания первой помощи при обморожении.

Сформировать знания по мерам

предупреждения несчастных случаев в быту.

Учить правилам и приемам оказания первой помощи при отравлении.

Учить правилам и приемам оказания первой помощи утопающему.

Учить оказывать помощь при несчастном случае.

Дать понятие о глистном заболеваниию

компьютер





50

Первая помощь утопающему

Работа со схемой

компьютер





51

Глистные заболевания и меры по предупреждению

Работа со схемой

компьютер





52-53

Экскурсия в аптеку

экскурсия

компьютер





Раздел 11 «Учреждения, организации и предприятия»-4 ч.



54-55

Госучреждения: управа, префектура, полиция

Работа со схемой

Сформировать представление о префектуре, муниципалитете и их назначении.

Обобщить и закрепить знания детей о полиции и её функции.

компьютер





56-57

Экскурсия

экскурсия

компьютер






Раздел 12 «Экономика домашнего хозяйства»-11 ч.



58

Статьи расходов

Статьи расходов

Формировать представления о составных частях бюджета и его размера.

Научить определять основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы на электроэнергию, газ, телефон.

Учить планировать расходы на месяц, полмесяца, неделю, день.

Учить планировать расходы на крупные покупки.

компьютер





59

Расходы на питание

Работа с таблицей

компьютер





60-61

Планирование крупных покупок

Работа со схемой

компьютер





62-63

Содержание жилища: оплата жилой площади

и коммунальных услуг

Практическая работа

компьютер





64-65

Расчет электроэнергии и газа — снятие показаний

счетчика и заполнение квитанций

Работа с таблицей

компьютер





66-67

Планирование расходов на день, две недели

Практическая работа

компьютер






68

Итоговое повторение








Лист внесения изменений


Дата по журналу

Номера скорректированных

уроков

Содержание

темы

Основание































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!