СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Сделай сам

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Сделай сам»

Тамбовская область Кирсановский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и рекомендована к «Утверждаю»

утверждению Методическим советом Директор

МБОУ «Уваровщинская сош» МБОУ «Уваровщинская сош»

Протокол №__________________ Е. Н. Хохлова____________

«_____»________________2019 г. Приказ №________________

«___»______________2019 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Сделай сам»

Возраст обучающихся 11-14 лет

Срок реализации: 2 года











Автор-составитель:

Галкин Иван Иванович

педагог дополнительного образования








Кирсановский район

2019 г.








Информационная карта программы


1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района филиал в селе Ленинское

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Сделай сам»

3. Ф.И.О., должность составителя

Галкин Иван Иванович, учитель информатики, соответствие занимаемой должности

4. Сведения о программе:

Модифицированная

4.1. Нормативная база:

Программа составлена на основании следующих документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ);

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам» (далее – Порядок);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей» (далее – СанПиН);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский

государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт

развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее –

Методические рекомендации).


4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3.Направленность

техническая

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

образовательная

4.6. Возраст обучающихся

11-14 лет

4.7. Продолжительность обучения

2 года

5. Рецензенты и авторы отзывов



6. Заключение методического совета

Протокол заседания № 1

от __________20__ года №_____




































Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образования.

Программа кружка «Сделай сам» ориентирована на активное приобщение детей к техническому творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Программа кружка «Сделай сам» соединяет воедино сведения о моделировании, выжигании, гравированию по стеклу и резьбе по дереву. На занятиях в кружке ребята занимаются составлением моделей из бумаги, выжиганием по дереву, гравировкой по стеклу и резьбе по дереву. Учащиеся прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах технического творчества, хорошо знать основы технологий.

Направленность программы: техническая


Уровень образования - завершенный цикл образования,

характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Уровень освоения программы: базовый.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: моделированию, выжиганию, резьбе по дереву и гравировке по стеклу. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Сделай сам».

При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Сделай сам», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

При реализации программы используются различные методы:

-словесные - лекции, беседы, викторины;

-наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;

-практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, и встреч с приглашенными мастерами и специалистами, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий.





Отличительные особенности

В ходе разработки программы были проанализированы работы таких авторов как Т.В. Наумовой, Л.Н. Крыловой, М.А. Кузьминой.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах технического творчества (изготавливать различные модели, выжигать по дереву, гравировать по стеклу, выполнять резьбу по дереву), выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Адресат программы.

- Возраст воспитанников в группах – 11-14 лет.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских

противопоказаний).


Количество учащихся.

- Количество детей в группах – 8-15 человек.



Объем и срок освоения программы

- Выполнение программы рассчитано на 2 года обучения – (140 часов)

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения: 70 часов в год,

2 год обучения: 70 часов в год,

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство

cо смыслом технологических понятий: моделирование из бумаги, выжигание по дереву, гравировка по стеклу, резьба по дереву, второй — на базовую подготовку детей и подготовке творческих проектов.

Режим работы:

- 2 занятия в неделю по 2 академических часа. Работа с детьми проводится в коллективной форме, но и может быть звеньевой, в зависимости от сложности.

Формы работы: групповая, индивидуальная.



Цель и задачи программы

Цель программы – развить творческую активность, и технические способности кружковцев.

Задачи программы:

  1. освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности.

  2. овладения общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.

  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.

  4. воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.



Содержание программы


Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия. В содержание обучения входит ознакомление учащихся с историей возникновения видов художественной обработки материалов, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.


















I Раздел

Моделирование.

  Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

  Большое внимание в кружке уделяется техническому воспитанию среднего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

 

Наряду с реализацией концепции технического воспитания, задачами привития средним школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке  выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Исследования отечественных и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

Программа по курсу “Моделирование из бумаги” состоит из 3х разделов:

- “Плоскостные композиции”;

- “Модульное оригами”;

- “Бумагопластика”

Цели данной программы:

1. Личностная.

По итогам имеющихся исследований, занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

 восприятия (целостности и структурности образа);

 внимания (концентрации и устойчивости);

 памяти (зрительной и кинестетической);

 мышления (пространственного, креативного).

Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.

2. Профессиональная

Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.

3. Общекультурная.

Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).

 

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.

2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).

3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).

4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.

5. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей

Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:

*           учебные занятия групповые по 2 часа 2 раза в неделю.

*           учебные группы формируются по возрасту;

*           учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.

 Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:

*           в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).

*           знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;

*           обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;

*           знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.

*           обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;

*           объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.


Воспитательный процесс организован путём:

*                  совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся  делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);

*                  поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража  - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок  к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.

*                  выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений  сложить из подручных  материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.


II раздел

Резьба про дереву, выжигание

Примерные программы в образовательной области «Технология» имеют своей целью содействие сохранению единого образовательного пространства. При этом учителям предоставляются широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально – экономических условий и национальных традиций.

Уже несколько лет я работаю над проблемой дополнительного внеурочного обучения школьников техническому труду на примере изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Такой подход, сохраняя достоинства традиционного, обладает тем преимуществом, что даёт реальную возможность соединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием учащихся, ознакомить их на практике с образцами и технологиями народного декоративно-прикладного искусства. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически всё содержание образовательных стандартов по технологии. Главной идеей предлагаемой программы является то, что открываются дополнительные возможности для развития творческого потенциала учащегося, их эстетического и патриотического воспитания.

При изучении, выборе и изготовлении объектов труда учащиеся знакомятся с элементами черчения и графики, используют знания, полученные на уроках физики, химии, изобразительного искусства, истории и ряда других школьных предметов.

Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многолетних поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно- стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.

Издавна сложившиеся способы художественной резьбы по дереву в наши дни развивают художники и мастера предприятий, народных художественных промыслов.


Цель раздела:


1. Формирование эстетического вкуса у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства.

2. Дать необходимые технические знания, развить трудовые умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства, т.е. осуществить психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору будущей профессии.

3. Сохранить и развить связь образовательного пространства с богатством и традициями народного декоративно- прикладного искусства.



Задачи раздела:


1. Познакомить учащихся с наследием художественной обработки древесины;

2. Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в обществе;

3. Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;

4. Обучить практическим навыкам резьбы по дереву;

5. Развить умение создавать собственную творческую композицию в традициях местного художественного промысла;

6. Воспитать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, честность, патриотизм, культуру поведения и общения;

7. Уметь оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции;

8. Привить любовь к данному ремеслу.


Все учебные изделия выбираются с учетом целого ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности, и, наконец, могут быть выполнены в школьной мастерской, а недостающие инструменты изготовлены самими учащимися.

Основным направлением кружка стало обучение школьников техническому труду на примере изделий декоративно- прикладного искусства, а именно резьба по дереву. Это направление весьма актуально, особенно в сельских школах.

Тематическое планирование в данной программе составлено с учётом работы кружка в нашей школе. Занятия проходят два раза в неделю. Занятия проходят в послеурочное время. В процессе занятий учащиеся знакомятся с литературой и наглядными материалами по истории художественного промысла, творчеством мастеров.

В среднем звене учащиеся закрепляют и развивают знания и умения по изготовлению различных изделий из древесины, так как в наших условиях это более доступный материал и техническое оснащение мастерской позволяет больше времени уделять деревообработке. В процессе обучения предусматривается не только передача школьникам определённых знаний и практических умений (ремесла), но и развитие их творческих способностей, поощрение стремления к самостоятельному творческому труду.

Начиная с девятого класса, школьники переходят к постепенному освоению будущей профессии. В результате изучения предмета резьба по дереву учащиеся школы должны получить профессиональные знания, навыки и умения в области художественной резьбы, научиться создавать собственные композиции, иметь представления об искусстве народных промыслов.


III раздел

Гравировка

Гравировка – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. В наше время обучение гравировке стало доступно всем желающим. Ему можно научиться на специальных курсах, благодаря специальной литературе (интернет ресурсам) или же пройдя обучение дополнительного образования по «Гравировке». Спрос на такие умения растет из года в год, поскольку появляется все больше желающих приобрести уникальное изделие ручной работы.

Дополнительная образовательная программа «Гравировка» направлена на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся, ориентирована на художественно-эстетические знания, профессиональные виды деятельности.

Учебная рабочая программа по дополнительному образованию «Гравировка» разработана на основе педагогической целесообразности и учета интересов обучающихся.

Новизна программы дополнительного образования «Гравировка» заключается в многообразии техник исполнения и программном содержании на современном высококвалифицированном уровне.

Актуальность программы дополнительного образования «Гравировка» заключается в необходимости расширения творческо-профессиональной деятельности обучающихся в различных направлениях и выполнении социального заказа родителей и их детей. Так же она представляет новый современный вид прикладного творчества - гравировка, способствующий творческому развитию учащихся, самореализации, трудовому воспитанию и формированию общей культуры. Актуальность программы заключается ещё и в том, что, имитируя практически все виды рукоделия, можно достаточно просто и самостоятельно создавать неповторимые изделия, придавая им новое современное звучание. Техника гравировка ещё мало разработана, поэтому, применяя детскую фантазию, используя другие материалы, можно совершенно случайно открыть новые приёмы нанесения рисунков на различные материалы.

Учебная рабочая программа по дополнительному образованию «Гравировка» разработана на основе педагогической целесообразности и учета интересов обучающихся.

Дополнительная образовательная программа «Гравировка» отражает цели и задачи образования и воспитания, направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

Главная цель - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности обучающихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны.

Задачи:

Обучающие:

- Научить пользоваться специальными инструментами и материалами.

- Создавать композиции.

Развивающие:

- Развитие художественно-творческих способностей у детей, чувства прекрасного.

- Побуждать фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций.

- Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывающие:

- Уважение к педагогу к сверстникам.

- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

Закон РФ об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, ведущий фактор профессионального и социального самоопределения молодежи.

Ожидаемые результаты можно увидеть в процессе работы творческого объединения, а именно - участие в конкурсах, выставках, смотрах. Результатом освоения дополнительной образовательной программы «Гравировка» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по изготовлению художественных изделий.

Народное декоративное искусство. Резьба по дереву.


Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, вышивка, кружево, керамика, лозоплетение, роспись по металлу. Знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья и местными мастерами города Городца. Рассказ о местном художественном промысле по дереву, о его истории, художниках и мастерах.


Знакомство с художественно техническими приемами геометрической резьбы.


Природная текстура древесины (срез в трёх направлениях: вдоль волокон, поперёк и под углом). Свойства древесины хвойных и лиственных пород по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.


Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.


Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых работ. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил техники безопасности.



Инструменты для резьбы по дереву .Измерительные инструменты.


Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их использования. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Зарисовка основных видов резаков, стамесок с краткой характеристикой каждого инструмента. Способы хранения инструмента для резьбы. Значение измерительных инструментов: метра, линейки, угольника, рейсмуса в работе резчика по дереву.


Подготовка инструментов для резьбы по дереву.


Освоение учащимися навыков заточки инструментов на точиле с ручным и механическим приводом (первоначальная заточка инструментов, правка их на брусках, оселках и гладком ремне). Правила техники безопасности при заточке и правке инструмента для резьбы.


Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции.


Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства, показ диапозитивов, фотографий с изображением памятников народного декоративного искусства, современных изделий художественных промыслов (прялки, бытовая утварь, шкатулки, игрушки и т. д.).

Начальные приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон. Приемы геометрической контурной и скобочной резьбы. Создание вариантов композиций, освоенных приемов резьбы на дощечках. Трехгранно- выемчатая резьба. Элементы геометрической резьбы (треугольник, глазок, фонарик, кубик, соты, клин, элементы «сияние», ромб). Приёмы резьбы равнобедренных треугольников, узоров «куличики, змейка, витейка, бусы, ёлочка, сколышек, чешуйка, лесенка, кубики, решётка» и т. д.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами.


Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Понятие композиция (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т. д.) в резьбе на прялках наличниках окон, в украшении бытовой утвари.

Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, шкатулки, пенала. Перевод узоров на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.


Выполнение несложного изделия в технике контурной и геометрической резьбы. Отделка готовых изделий..

Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Выполнение в технике геометрической резьбы композиций на разделочных досках, пеналах, подставках для ручек, шкатулках.

Основные виды отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение, травление, вощение, отбеливание, лакирование, полирование.



IV Раздел

Выжигание

1. Организационное занятие

Знакомство. Цели и задачи. Рабочее место. Обсуждение плана работы. Деревообработка — одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств, опасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях. Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента

Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента .Отработка правил техники безопасности.

2.Материалы, инструменты, оборудование приспособления используемые при выжигании.

Основные породы деревьев, применяемые в народных промыслах. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Инструменты, приспособления. Классификация инструмента, ознакомление с ними.

Практическая работа.

Определение породы древесины на глаз. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.

3.Виды выжигания. Их особенности.

Особенности работы с выжигателем. Виды и способы выжигания.

Практическая работа. Подготовка инструмента к работе.. Ознакомление с приемами выжигания.

4.Подготовка поверхности материала. Перевод рисунка.

Традиционные и нетрадиционные материалы. Технология подготовки материала к выжиганию. Способы перевода рисунка. Последовательность действий при переводе рисунка. Возможные ошибки перевода и их устранение.

Практическая работа. Подготовка материала к выжиганию. Перевод рисунка.

5.Выжигание на плоской поверхности.

Рассказ об изделиях содержащих элементы выжигания и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий. Знакомство с технологией изготовления выжигания на плоской поверхности.

Практическая работа.  Изготовление изделий содержащих не сложные элементы (по выбору учащихся).

6.Выжигание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы (по выбору учащихся).Соединение деталей из фанеры.

Практическая работа.  Соединение изготовленных изделий. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия.Чистовая отделка работы.Ошкуривание.

7.Отделка изделия.

Практическая работа.  

Демонстрация готовых изделий с отделкой росписью и выжиганием. Ознакомление с технологией росписи деревянных изделий. Выжигание: подготовка изделия и оборудования. Правила безопасности при выжигании.

Отработка приемов отделки изделий из фанеры росписью и выжиганием.
























Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


Календарный учебный график

Моделирование.

 

Количество часов

п/п

Разделы

всего

в том числе

 

 

(S)

теория

практика

I

Введение

2

1

1

II

Плоскостные композиции:

4

1

3


Художественное вырезание

6

2

4

III

Модульное оригами

4

1

3

IV

Бумагопластика или объемное конструирование

13

2

11


Конструирование игрушек из цветной бумаги

6

2

4




Всего

35ч.

9 ч.

 26 ч.

Резьба по дереву.

№ темы

Наименование разделов и тем

Теоретические

занятия. (кол.часов)


Практические

занятия.

(кол.часов)


Раздел 1. введение.



1.1.

Народное декоративное искусство: резьба по дереву, роспись по дереву, вышивка, кружево, лозоплетение, керамика, роспись по металлу.



2



Раздел 2. Знакомство с художественно техническими приёмами геометрической резьбы.



2.1.

Древесина и её свойства.

2


2.2.

Рабочее место резчика. Его оснащение.

1



Изучение правил техники безопасности.

1


2.3.

Инструменты для резьбы и разметки. Их назначение и хранение.

2


2.4.

Подготовка инструментов для резьбы по дереву.


2

2.5.

Основные виды геометрической резьбы, приёмы их выполнения, простейшие композиции.

1



2.6.

Демонстрация образцов.

2


2.7

Начальные приёмы резьбы.


7

2.8.

Техника безопасности.

1


2.9

Создание эскизов геометрических узоров.


6

3.0.

Перевод узоров на поверхность изделий из дерева.



8


Итого

35 часов



Выжигание

№ п.п

Темы занятий

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие. Рабочее место и его оборудование. Техника безопасности.

2

1

1

2

Материалы, используемые при выжигании. Инструменты, оборудование и приспособления.

2

1

1

3

Виды выжигания. Их особенности.

1

1


4

Подготовка поверхности материала. Перевод рисунка.

5

1

4

5

Выжигание на плоской поверхности.

20

2

18

7

Отделка изделия.

5

1

4


Итого

35







Гравировка


Название раздела, темы


часы


Теория. Основные теоретические понятия


часы


Практика. Примерное содержание деятельности


часы


выполнение


1




Вводное занятие.

1


Формирование кружка, правила поведения. Проведение беседы.

1





2

Инструктаж по ТБ и ПБ


1

Рассказ преподавателя, беседа, демонстрация наглядных пособий, иллюстративного материала.


1




3

Из истории «Гравировка»


1

Рассказ преподавателя, беседа, демонстрация наглядных пособий, дидактическогомматериала.


1




4

Инструменты и материалы


1

Рассказ преподавателя, беседа, демонстрация наглядных пособий, дидактическогоматериала, Насадки для гравирования, бормашинка.


1




5

Распределение процесса гравировки


2

Проведение беседы, инструктаж по технике безопасности.


1

-обыкновенный контур;

-тень с «заливкой»;

-смесь обыкновенного контура с тенью с «заливкой»

1


6

Гравировка по стеклу


6

Проведение беседы, инструктаж по технике безопасности. Объяснение: насадки для гравировки, материал для гравировки.


1

-подготовка инструмента (проверка электрооборудования);

-выбор изображения по замыслу;

-перенос изображения на стекло (копировальная бумага);

-нанесение обыкновенного контура с тенью «заливкой»

5


7

Гравировка по орг.стеклу


6

Проведение беседы, инструктаж по технике безопасности. Объяснение: насадки для гравировки, материал для гравировки.


1

-подготовка инструмента (проверка электрооборудования);

-выбор изображения по замыслу;

-перенос изображения на орг.стекло (копировальная бумага);

-нанесение обыкновенного контура с тенью «заливкой»

5


8

Гравировка по металлу


6

Проведение беседы, инструктаж по технике безопасности. Объяснение: насадки для гравировки, материал для гравировки.


1

-подготовка инструмента (проверка электрооборудования);

-выбор изображения по замыслу;

-перенос изображения по металлу; (копировальная бумага);

-нанесение обыкновенного контура с тенью «заливкой»

5


9

Гравировка по зеркалу


6

Проведение беседы, инструктаж по технике безопасности. Объяснение: насадки для гравировки, материал для гравировки.


1

-подготовка инструмента (проверка электрооборудования);

-выбор изображения по замыслу;

-перенос изображения по зеркалу; (копировальная бумага);

-нанесение обыкновенного контура с тенью «заливкой»

5


10

Коллективная работа


5

Проведение беседы, инструктаж по технике безопасности. Объяснение: насадки для гравировки, материал для гравировки.

Определение темы «Зимние узоры», гравировка по зеркалу.

1

-подготовка инструмента (проверка электрооборудования);

-выбор (подбор) изображений для гравировки «Зимние узоры»;

-перенос изображений на зеркало (копировальная бумага);

-нанесение обыкновенного контура с тенью «заливкой».

4


Итого


35


10


25






Планируемые результаты

Планируемые результаты выполнения программы.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, выжигание по дереву, моделирование из бумаги, гравировка по стеклу, резьба по дереву.

2. Виды и свойства древесины.

3. Виды традиционных народных промыслов.

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: изготавливать различные модели, выжигать по дереву, гравировать по стеклу.

2.Выбирать виды различного материала (бумаги, дерева, стекла), инструментов и приспособлений для определенных изделий.

3. Строить чертежи простых изделий.

4. Выполнять разметку изделия.

5. Определять и исправлять дефекты изделий.

6. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.

7.Проектировать изделие с использованием поделочных материалов.

8. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.



Работа кружка способствует:

- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;

- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне моделирования;

- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;

- Умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.



Условия реализации программы



Материально-техническое обеспечение программы


Занятия проводятся в учебном кабинете. Оборудование учебного помещения: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Технических средства обучения (компьютер, принтер)

Материалы, необходимые для занятий: бумага, древесина, стекло,

фурнитура, ножницы, клей, краски, карандаши, линейки, циркуль, копировальная бумага, выжигатель, гравер и другие материалы.



Методическое обеспечение

В ходе реализации программы используются разработки

игр, бесед, экскурсий, конкурсов; дидактический и лекционный материалы.




Формы аттестации

За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.



Список литературы


Моделирование.

КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ:

1.    “Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.

2.    Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.

3.    Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.

4.    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

5.    Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.

6.    Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.

7.    Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.

8.    Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.

9.    Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.

10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.

11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.

12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.

13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска). 

15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.

16. Пудова В.П., Лежнёва  Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.

17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.

18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.

19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.

20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.

21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с. 

Резьба по дереву

  1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах – М., Просвещение, 1979.

  2. Двойникова Е.С., Лялин И.В. Художественная резьба по дереву – М., Высшая школа, 1972 .

  3. Званцев М.Н. Нижегородская резьба – М., 1969.

  4. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву - М.,1974.

  5. Левин Л.М. Резьба по дереву. КОИЗ. – М., 1966.

  6. Хворостов А.С. Древесные узоры. – М., Советская Россия, 1976.

  7. Журавлева Л., Васеленко В. Резное и расписное дерево. – изд. Советская Россия, 1985.

  8. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. – М. Просвещение, 1987 .

  9. Рыженко В.И., Яценко В.А. Работы резьбы по дереву.- ЗАО «АСТВ» 1999.

  10. Мольнар А.А. Резьба по дереву. – спектр сезам – маркетинг Москва –

1998 г.

Выжигание.

для педагога:

1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2.Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.

3.Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.—  М.: Просвещение, 1981.

4.Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.

5.Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977

6.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе

для учащихся:

1.Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.

2.Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.

3.Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.

4.Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.

5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.

6.Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.

7.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.'

8.Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.

9.Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983

10.  Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.

11.  Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

12.  Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999 


Гравировка.

Литература для детей:

1.Лихонин А.С. Ковка и чеканка. – Нижний Новгород: «Времена», 2008. – 224 с., илл

2.Мухин В.В. Искусство Русской финифти. – СПБ.: Издательство «Грифон», 2009 . – 208 с.: ил.

3.Новиков В.П. и др. Современные художественные изделия из металла. – СПБ.: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 2010. – 231 с.: ил.

4.Простаков С.В. Ювелирное дело. Начальное профессиональное образование.- 2-е изд., пер. и доп. – Ростов на Дону: «Феникс», 2004. – 352 с.

Литература для педагога:

1.Соколов М.В. Художественная обработка металла: Азы филиграни: учебное пособие. – М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2009. – 144с, 8с. ил: ил.

2.Электронное учебное пособие: Новиков В.П. Почти все о ювелирных изделиях. –СПБ.: «Континент», 2007. – 408 с.

3.Мэтьюс Гленис Лесли. Эмали. Эмалирование. Эмальеры. Пер. с англ. – Омск: Издательский дом «Делал – Пресс», 2007. – 212 с., с ил.





































































Приложение №1

Календарный учебный график




Моделирование







п/п






Наименование разделов и темы



Коли-

чество часов




Сроки проведения занятий


плани-

руемые

факти-ческие


Вводное занятие

2



1


Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.

2




2

Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.

2




 Плоскостные композиции

4




Художественное вырезание

6



3

Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты

1



4

Ажурное вырезание бабочки

1



5

Ажурное вырезание цветов

1



6

Создание композиции с бабочками и цветами

1



7

Ажурный слоник

1



8

Ажурная ёлочка

1




Модульное оригами

4



9

История модульного оригами

1



10

Техника выполнения треугольного модуля


1



11

Отработка техники выполнения треугольного модуля


1



12

Снеговик из модулей

1




Бумагопластика





а) Объемные изделия из бумаги

13



13

Мебель из бумаги

2



14

Гусеница из бумаги

1



15

Лошадь из бумаги

1



16

Слон из бумаги

1



17

Жираф из бумаги

1



18

Автомобили из бумаги

1



19

Автомобили из бумаги

2



20

Автомобили из бумаги

2



21

Автомобили из бумаги

2




б) Конструирование игрушек из цветной бумаги.

6



22

Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания

1



23

Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги

1



24

Транспорт

1



25

Транспорт

1



26

Животные

1



27

Объемная архитектура

1




ИТОГО

35






Выжигание





п/п






Наименование разделов и темы



Коли-

чество часов




Сроки проведения занятий


плани-

руемые

факти-ческие

1

Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1



2

Рабочее место. Устройство выжигательного аппарата.

1



3

Древесина, породы древесины, фанера, ДВП.

1



4

Зачистка (шлифовка) основы для

Выжигания.

1



5

Выбор рисунка, подготовка основы для выжигания.

1



6

Приемы выжигания.

1



7

Приемы выжигания.

1



8

Подготовка заготовки (фанера).

1



9

Перевод рисунка на основу.

1



10

Выжигание по внешнему контуру.


1



11

Выжигание по внешнему контуру.


1



12

Выжигание элементов рисунка.

1



13

Выжигание элементов рисунка.

1



14

Отделка точками и штрихованием.


1



15

Отделка точками и штрихованием.


1



16

Выжигание элементов рисунка.

1



17

Выжигание элементов рисунка.

1



18

Рамочное выжигание.

Оформление рамки.

1



19

Рамочное выжигание.

Оформление рамки.

1



20

Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

1



21

Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

1



22

Покрытие готового изделия лаком.

1



23

Роспись элементов выжженого рисунка.

1



24

Роспись элементов выжженого рисунка.

1



25

Роспись и покрытие лаком изделия.

1



26

Роспись и покрытие лаком изделия.

1



27

Создание орнаментов.

1



28

Создание орнаментов.

1



29

Работа над эскизом творческого изделия.

1



30

Работа над эскизом творческого изделия.

1



31

Композиция «Новый год».

1



32

Работа над эскизом творческого изделия.

1



33

Выжигание элементов рисунка.

1



34

Роспись и покрытие лаком изделия.

1



35

Композиция «Зимний пейзаж».

1




Итого

35





Гравировка





п/п






Наименование разделов и темы



Коли-

чество часов




Сроки проведения занятий


плани-

руемые

факти-ческие

1

Техника безопасности при выполнении работ по гравировке

1



2

Знакомство с гравировальной машинкой. Виды гравировальных машин.

1



3

Знакомство с материалом для гравирования

1



4

Выбор и обоснование рисунка для гравирования

1



5

Подготовка рисунка и перенос его на материал для гравирования (стекло)

2



6

Гравировка рисунка

2



7

Выполнение работы

4



8

Перенос рисунка «Бабочка» на стекло

1



9

Выполнение работы

4



10

Основы гравирования по оргстеклу

1



11

Выполнение работы

4



12

Основы гравирования по дереву

1



13

Выполнение работы

4



14

Основы гравирования по металлу

1



15

Выполнение работы

4



16

Выбор проекта.

1



17

Выполнение проекта

2




Итого

35







Резьба по дереву

п/п.



Темы



Количество часов

Теория

Практика

Всего

Резьба по дереву

8

27

35

1.

Вводное занятие.

1


1

2.

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.

1

1

2

3.

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

1


1

4.

Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.

1

4

5

5.

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.


3

3

6.

Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву.

1

1

2

7.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

1

6

7

8.

Отделка изделия.

1

5

7

9.

Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка.

1

6

7

10

Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента.




11

Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.




12

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.




13

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.




14

Итоговое занятие.

1

1

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!