Согласовано Утверждаю
Заместитель руководителя по ВР Директор МБОУ «Мичуринская СОШ»
МБОУ « Мичуринская СОШ» Брянского района
Брянского района Мельникова Ю.Ю.
Васильева Е. В. Приказ №_____от «__»_______2021г
«__»_________2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Секции « Лёгкая атлетика 1-4 классы»
Руководителя Трапизон Виолетты Викторовны
2021-2022 учебный год
Рассмотрено заседании на ШМО
Учителей ОБЖ, физкультуры, технологии
Протокол №___от «__»________ 2021г.
__________ Береснев А.А.
Пояснительная записка
Программа секции легкой атлетики общеобразовательной школы рассчитана на школьников в возрасте от семи до десяти лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий).
Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Все занимающиеся в секции распределяются по группам с учетом возраста и уровня физической подготовки.
Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания.
Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
На первом этапе целью обучения является – формирование физической культуры личности школьника посредствам освоения основ содержания физкультурно-спортивной деятельности с общеразвивающей направленностью.
В соответствии с целью формируются следующие задачи:
формирование знаний в физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и методико-биологические основы;
совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативное использование в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
расширение двигательного опыта посредствам усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми движениями, с повышенной координационной сложностью;
формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекции телосложения и правильной осанки, культурой движения;
расширение функциональных возможностей систем организма, повышения его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые измерения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
Результаты освоения курса:
1. Отбор способных к занятиям лёгкой атлетикой детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей ( гибкости, быстроты, выносливости, равновесия, координационных способностей)
5. Обучение основным приёмам техники бега, прыжков, метания.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности.
Необходимость составления рабочей программы для спортивно – оздоровительного этапа подготовки на 5 лет обучения обусловлена рядом особенностей, присущих работе с детьми в условиях посёлка. Это, прежде всего объективные проблемы при наборе детей связанные с малой численностью детей одного года рождения, на этапе формирования групп спортивно – оздоровительной подготовки.
На спортивно – оздоровительном этапе требуется более вариативный подход к оценке уровня подготовленности детей по итогам учебного года. Ещё один важный фактор – нехватка больших спортивных залов и стандартных игровых площадок. Кроме того, значительно ограничены возможности в использовании специализированного инвентаря, приспособлений и тренажёров. В этой ситуации возникает необходимость разработки и использования методик, которые в некоторой мере сглаживают негативное влияние указанных факторов на уровень подготовки детей, прежде всего по физическим и специальным физическим показателям.
Спортивно – оздоровительный этап является первым звеном в системе многолетней подготовки юных легкоатлетов. В группы принимаются практически все желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. Подготовка детей в спортивно – оздоровительных группах подготовки является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, на учебно – тренировочном этапе, строится подготовка легкоатлетов высокой квалификации.
В спортивно – оздоровительные группы зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно – оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта – легкой атлетики.
Рабочая программа рассчитана на 69 часов подготовки. Систематический сбор информации об успешности образовательного процесса, контроль над состоянием физического развития, физической подготовленности обучающихся определяется контрольными испытаниями. Перечень и порядок проведения контрольных испытаний для обучающихся, а также нормативные требования по общей, специальной физической и технической подготовке для обучающихся спортивно – оздоровительного этапа, учитывают требования для данного биологического возраста детей и скорректированы с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Содержание курса:
1. Теоретическая подготовка
Тема 1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие лёгкой атлетики в России.
Содержание: Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи.
История развития лёгкой атлетики в мире и нашей стране.
Тема 2. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Содержание: Мотивация к регулярным занятиям спортом. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к тренировкам.
Понятие об утомлении и переутомлении.
Тема 3. Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Содержание: Понятие о гигиене. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Режим дня спортсмена. Вредные привычки – курение, употребление спортивных напитков. Профилактика вредных привычек.
Тема 4. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Содержание: Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Тема 5. Техника видов лёгкой атлетики
Бег на короткие дистанции:
- Техника бега на короткие дистанции.
- Бег из различных исходных положений, челночный бег.
- Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции.
Прыжки в длину с разбега способом « согнув ноги », «ножницы» :
- Техника прыжка в длину с разбега способом «согну ноги», «ножницы».
- Обучение технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», «ножницы».
- Типичные ошибки при обучении технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», «ножницы».
Длительный бег в равномерном темпе:
- Техника бега на длинные дистанции.
- Обучение технике бега, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Кроссовая подготовка.
- Типичные ошибки при обучении технике бега на длинные дистанции.
Эстафетный бег:
- Техника эстафетного бега.
-Техника приема и передачи эстафетной палочки.
- Типичные ошибки при приеме и передачи технике эстафетной палочки.
Метание малого мяча:
- Техника метания малого мяча.
- Метание малого мяча из разных исходных положений, способы отведения мяча, метания мяча в цель и на дальность.
- Типичные ошибки техники метания малого мяча
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество Часов | Дата |
План | Факт |
1 | Введение в дисциплину. Структура предмета. | 1 | 02.09 | |
2 | Соревновательная деятельность и система соревнований в лёгкой атлетике. | 1 | 07.09 | |
3 | Развитие скоростных способностей. Специальные беговые упражнения. Бег с высокого и низкого старта. | 2 | 09.09,27.01 | |
4 | Техника выполнения низкого старта. | 2 | 14.09,01.02 | |
5 | Игровая тренировка. Старты. | 3 | 16.09,03.02, 08.02 | |
6 | Развитие скоростных способностей. Челночный бег. | 3 | 21.09,10.02, 15.02 | |
7 | Бег с высокого и низкого старта по команде. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции от 20 до 150 м. | 2 | 23.09,17.02 | |
8 | Техника перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | 3 | 28.09,24.02, 01.03 | |
9 | Техника спринтерского бега. | 3 | 30.09,03.03, 10.03 | |
10 | Специальные беговые упражнения. Комплексы для развития силы. | 3 | 05.10,15.03, 17.03 | |
11 | Прыжки в длину «согнув ноги» с 3-7 беговых шагов, с полного разбега. Элементы техники приземления и отталкивания – общие понятия. | 3 | 07.10,22.03, 24.03 | |
12 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Элементы техники отталкивания и приземления, серийные отталкивания через 1-3 шага. | 3 | 12.10,29.03, 31.03 | |
13 | Комплексы прыжковых упражнений. Прыжки с места, тройной и многократные прыжки на одной и двух ногах. | 4 | 14.10,19.10, 05.04, 07.04 | |
14 | Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и «ножницы». Элементы техники отталкивания и приземления. Прыжковые управления и прыжковые комплексы. | 3 | 21.10,12.04, 14.07 | |
15 | Бег на развитие выносливости до 6 минут. Упражнения для развития скоростных способностей. | 3 | 26.10,19.04, 21.04 | |
16 | Бег на 300 м, 1000 м. Кроссовый бег до 8 минут. Упражнения для развития скоростных способностей. | 3 | 28.10,26.04, 28.04 | |
17 | Бег в гору и с горы. Бег с сопротивлением. Бег с высокого старта из различных исходных положений. | 3 | 02.11,09.11, 05.05 | |
18 | Кроссовый бег до 10 минут. Бег в гору и с горы. Бег с сопротивлением. | 2 | 11.11,12.05 | |
19 | Бег на 300 м, 1000 м на время, кроссовый бег до 12 минут. Бег в гору и с горы. Бег с сопротивлением. | 2 | 16.11,17.05 | |
20 | Эстафетный бег, прием и передача эстафетной палочки. Комплекс прыжковых упражнений. | 1 | 18.11 | |
21 | Техника метание малого мяча с места, с одного, с двух и трех шагов разбега. Комплекс упражнений на развитие силовых способностей. | 1 | 23.11 | |
22 | Метание мяча в цель и на дальность. Техника метания мяча с отведением руки «прямо - назад». | 2 | 25.11,30.11 | |
23 | Метание малого мяча «из-за спины через плечо» с места, с шага и трех шагов разбега способами отведения руки: «Прямо-назад», «Через сторону назад». | 2 | 02.12,07.12 | |
24 | Метания в цель и на дальность. Броски набивных мячей до 1 кг. | 2 | 09.12,14.12 | |
25 | Метание малого мяча «из-за спины через плечо» с места, двух, трех шагов и полного разбега. Техника отведения мяча: «вперед, вниз и назад». | 2 | 16.12,21.12 | |
26 | Метание мяча в цель и на дальность. Броски набивного мяча до 2 кг различными способами. Комплекс прыжковых упражнений. | 1 | 23.12 | |
27 | Отведения мяча способом «от плеча назад», «вперед, вниз, назад», «через вверх -назад». Метания мяча в цель и на дальность. | 3 | 28.12,11.01, 13.01 | |
28 | Контрольные упражнения для определения уровня скоростных способностей. | 2 | 18.01,19.05 | |
29 | Контрольные упражнения для определения уровня силовых способностей. | 2 | 20.01,24.05 | |
30 | Контрольные упражнения для определения уровня скоростно-силовых способностей. | 2 | 25.01,26.05 | |
| Общее количество часов | 96 | | |