Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ульяновский электромеханический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05 Основы бережливого производства
для специальности
15.02.16 Технология машиностроения
Преподаватель __________________/ Маслова О.С.
подпись
Ульяновск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина СГЦ.05 Основы бережливого производства входит в: социально - гуманитарный цикл специальности 15.02.16 Технология машиностроения и относится к обязательной части основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования специальности 15.02.16 Технология машиностроения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 07 | - использовать в профессиональной деятельности принципы бережливого производства - выявлять и устранять производственные потери - составлять инструкции по обслуживанию оборудования для производственных операторов - уметь находить пути улучшения и совершенствования процессов | - принципы и задачи концепции «бережливое производство» -основные виды производственных потерь -методы минимизации и устранения производственных потерь; -роль производственного персонала в обслуживании оборудования; -направления по совершенствованию производственных процессов |
ЛР 10 | - применять знания о защите окружающей среды в своей профессиональной деятельности, не подвергаться опасности, в том числе цифровой. | -методы защиты окружающей среды в своей профессиональной деятельности, средства безопасности, в том числе цифровой |
ЛР 13 | - коммуницировать в коллективе, достигать в нем взаимопонимания - находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности | - методы и способы коммуникации для взаимопонимания в коллективе для достижения общих целей в профессиональной деятельности |
ЛР 14 | - ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач | - способы решения и средства развития |
ЛР 28 | - осознанность выбора будущей профессии | - способы реализации собственных жизненных планов |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 48 |
в том числе в форме практической подготовки | 12 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 36 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося | - |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «СГЦ 05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Бережливое производство как модель повышения эффективности деятельности предприятия | 10 | |
Тема 1.1. Традиционное и бережливое производство | Содержание учебного материала Понятия «производство», «разделение труда», «традиционное и бережливое производство». Бережливое и массовое производство. Особенности бережливого производства. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной сборки (Г. Форд). Производственная система ГАЗ. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 1.2. История развития бережливого производства | Содержание учебного материала Успехи предприятий при внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean production (США) – бережливое производство (Россия). Тайити Оно – «отец» бережливого производства. Дао Toyota. Особенности менталитета западных и восточных стран. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 1.3. Основные понятия и терминология | Содержание учебного материала Основные понятия бережливого производства: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство, муда. Идеалы бережливого производства. Потери. Классификация потерь. Виды потерь. Причины и способы борьбы. | 4 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Практические занятия. «Выталкивающее» и «вытягивающее» производство. Построение схем | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Раздел 2. Системы управления и оптимизации материальными потоками. | 6 | |
Тема 2.1. Принципы бережливого производства. | Содержание учебного материала Принципы бережливого производства. Взаимоотношение Заказчик - Поставщик. Люди - самый ценный актив компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование. Решение вопросов на производственной площадке. Все внимание на «Гемба». Физическая и психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затраты. | 4 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 2.2. Понятие «муда» (потери). | Содержание учебного материала Потери первого, второго и третьего рода. Потери, неравномерность, перегрузка и взаимосвязь между ними. Причины образования потерь. Природа потерь. Охота на потери. Мероприятия по искоренению потерь. Виды потерь. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Раздел 3. Инструменты бережливого производства. | 32 | |
Тема 3.1. Система 5С. | Содержание учебного материала Понятие «Система 5С». Сортируй – Соблюдай порядок – Содержи в чистоте – Стандартизируй – Совершенствуй. Практические способы реализации: метод ярлыков, метод теней. Система 5С как основа для кайзен и способ повышения эффективности. Отсутствие порядка как источник потерь. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 3.2.Стандартизированная работа.Хронометраж. | Содержание учебного материала Стандарты качества и стандарты процесса. Стандартизированная работа. Рабочая последовательность как необходимый элемент стандартизации. Стабильность и нестабильность цикла. Значимая работа. Циклическая работа оператора. Стандартный незавершенный задел. Время цикла. Хронометраж. Бланки стандартизированной работы. Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 3.3. Расчет численности Основного производственного персонала (ОПР). | Содержание учебного материала Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства. Суммарное время цикла. Средневзвешенное время цикла. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Практические занятия. Расчет численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства (в форме практической подготовки) | 2 |
Тема 3.4. Управление потоком создания ценности. | Содержание учебного материала Поток единичных изделий. Поток создания ценности. Описание потока создания ценности. Поток единичных изделий. Организация потока единичных изделий. Предпосылки и цели создания потока единичных изделий. Время выполнения заказа. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
| Практические занятия. Компоновки рабочих ячеек. Создание рабочих ячеек. Преимущества потока единичных изделий(в форме практической подготовки) | 4 |
Тема 3.5. Хейджунка – выравнивание производства. | Содержание учебного материала Выравнивание производства по объемам и номенклатуре изделий. Реализация идеала «Одно за другим». Методика внедрения выравнивания производства. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Средневзвешенное время цикла. Выравнивание загрузки операторов. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 3.6. Тянущая система «Канбан». | Содержание учебного материала Вытягивающий и выталкивающий способ подачи материалов. Незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода «точно вовремя». Фиксирование по времени. Фиксирование по объему. Возвратный канбан. Сигнальный канбан | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 3.7. Быстрая переналадка SMED | Содержание учебного материала Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства. Последовательности шагов операции переналадки. Быстрая переналадка. Основные этапы быстрой переналадки. Внешняя переналадка. Внутренняя переналадка. Результат применения быстрой переналадки. | 4 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 3.8. ТРМ - всеобщее обслуживание оборудования. | Содержание учебного материала Плановое и автономное обслуживание оборудования. Понятие «всеобщее обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт оборудования. Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек обслуживания. Понятие «превентивные меры». Способы сбора данных по отказу оборудования. | 4 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
Тема 3.9. Решение проблем. Производственный анализ. | Содержание учебного материала Понятия «проблема», «контрмера», «коренная причина проблемы». Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о проблемах. Эффективность своевременного решения проблем. | 2 | ОК7 ЛР10 ЛР 13 ЛР14 ЛР28 |
| Практические занятия. Изучение методологий решения проблем. Метод «Пять «почему?» - одно «как?» для выяснения коренной причины проблемы. (в форме практической подготовки) | 4 |
| Форма промежуточной аттестации экзамена | | |
| Всего | 48 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Специальные помещения для реализации программы учебной дисциплины
Учебная аудитория. Посадочные места по количеству обучающихся - 30, рабочее место преподавателя - 2, оборудованное персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделом программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой и видео информации, техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, акустическая система.
Кабинет для практических занятий. Учебная мебель: столы и стулья для обучающихся-28, столы и стулья для преподавателей-2
Помещения для самостоятельной работы (читальный зал колледжа). Рабочие места, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основная литература
Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для среднего профессионального образования / С. Г. Васин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 404 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10557-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497677
Горбашко, Е. А. Управлениекачеством : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Горбашко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 397 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14893-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490221
3.2.2. Дополнительные источники
Вавилин, Я. А. Менеджмент безопасности продукции : учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. А. Вавилин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 105 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14276-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496580
3.2.3. Справочные системы и современные профессиональные базы данных, к которым обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Издания Национального Открытого Университета «ИНТУИТ», входящего в состав ЭБС «Лань». Режим доступа: https://e.lanbook.com/books.
Справочная система Гарант
База ГОСТы и СанПиНы. Режим доступа: https://standartgost.ru/
База СНИДы. Нормативно-техническая документация. Режим доступа: http://snipov.net
Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: http://window.edu.ru/library
Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Онлайн энциклопедия. Режим доступа: http://enciclopaedia.biga.ru
3.2.4. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимые для освоения дисциплины
Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/library
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Научно-образовательный портал http://old.exponenta.ru
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Научно-образовательный портал http://old.exponenta.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
ЗНАТЬ: - принципы концепции «бережливого производства» - основные виды производственных потерь - основные методы устранения производственных потерь - особенности системы всеобщего производительного обслуживания оборудования - направления встраивания качества в производственные процессы | - владение теоретическим материаломсущности принципов концепции «бережливого производства» -демонстрация причин возникновения производственных потерь - демонстрация пошагового внедрения системы всеобщего производительного обслуживания оборудования - демонстрация понимания основных направлений встраивания качества в производственные процессы | Текущий опрос Опрос по индивидуальным заданиям Фронтальный опрос Тестирование Контрольные работы Промежуточная аттестация |
УМЕТЬ: - Использовать в профессиональной деятельности методы выявления производственных потерь - Оформлять предложения по улучшению производственных процессов -составлять документы для производственного персонала в рамках обслуживания оборудования - Применять методы устранения производственных потерь | - демонстрация понимания методов выявления производственных потерь - демонстрация оформления документации по улучшениям производственных процессов - демонстрация составления инструкции для производственного персонала по обслуживанию оборудования - демонстрация применения методов по устранению или минимизации производственных потерь |