СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа СГЦ.05 Основы бережливого производства 15.02.16

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа СГЦ.05 Основы бережливого производства 15.02.16»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ульяновский электромеханический колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.05 Основы бережливого производства

для специальности

15.02.16 Технология машиностроения

Преподаватель __________________/ Маслова О.С.

подпись

Ульяновск



2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина СГЦ.05 Основы бережливого производства входит в: социально - гуманитарный цикл специальности 15.02.16 Технология машиностроения и относится к обязательной части основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования специальности 15.02.16 Технология машиностроения.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ОК 07






- использовать в профессиональной деятельности принципы бережливого производства

- выявлять и устранять производственные потери

- составлять инструкции по обслуживанию оборудования для производственных операторов

- уметь находить пути улучшения и совершенствования процессов


- принципы и задачи концепции «бережливое производство»

-основные виды производственных потерь

-методы минимизации и устранения производственных потерь;

-роль производственного персонала в обслуживании оборудования;

-направления по совершенствованию производственных процессов

ЛР 10

- применять знания о защите окружающей среды в своей профессиональной деятельности, не подвергаться опасности,

в том числе цифровой.

-методы защиты окружающей среды в своей профессиональной деятельности, средства безопасности, в том числе цифровой

ЛР 13

- коммуницировать в коллективе, достигать в нем взаимопонимания

- находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности

- методы и способы коммуникации для взаимопонимания в коллективе для достижения общих целей в профессиональной деятельности

ЛР 14

- ставить перед собой цели для решения возникающих профессиональных задач

- способы решения и средства развития

ЛР 28

- осознанность выбора будущей профессии

- способы реализации собственных жизненных планов





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

48

в том числе в форме практической подготовки

12

в том числе:

теоретическое обучение

36

лабораторные работы

-

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося

-

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «СГЦ 05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций и личностных

результатов,

формированию которых

способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Бережливое производство как модель повышения эффективности деятельности предприятия

10

Тема 1.1. Традиционное и бережливое производство

Содержание учебного материала

Понятия «производство», «разделение труда», «традиционное и бережливое производство». Бережливое и массовое производство. Особенности бережливого производства. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной сборки (Г. Форд). Производственная система ГАЗ.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 1.2. История развития

бережливого производства

Содержание учебного материала

Успехи предприятий при внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean production (США) – бережливое производство (Россия). Тайити

Оно – «отец» бережливого производства. Дао Toyota. Особенности менталитета западных и восточных стран.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 1.3. Основные понятия и терминология

Содержание учебного материала

Основные понятия бережливого производства: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство, муда. Идеалы бережливого производства. Потери. Классификация потерь. Виды потерь. Причины и способы борьбы.

4

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Практические занятия.

«Выталкивающее» и «вытягивающее» производство. Построение схем

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Раздел 2. Системы управления и оптимизации материальными потоками.

6

Тема 2.1. Принципы бережливого производства.

Содержание учебного материала

Принципы бережливого производства. Взаимоотношение Заказчик - Поставщик. Люди - самый ценный актив компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование. Решение вопросов на производственной площадке. Все внимание на «Гемба». Физическая и

психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затраты.

4

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 2.2. Понятие «муда» (потери).

Содержание учебного материала

Потери первого, второго и третьего рода. Потери, неравномерность, перегрузка и взаимосвязь между ними. Причины образования потерь. Природа потерь. Охота на потери. Мероприятия по искоренению потерь. Виды потерь.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Раздел 3. Инструменты бережливого производства.

32


Тема 3.1. Система 5С.

Содержание учебного материала

Понятие «Система 5С». Сортируй – Соблюдай порядок – Содержи в чистоте –

Стандартизируй – Совершенствуй. Практические способы реализации: метод ярлыков, метод теней. Система 5С как основа для кайзен и способ повышения эффективности.

Отсутствие порядка как источник потерь.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 3.2.Стандартизированная работа.Хронометраж.

Содержание учебного материала

Стандарты качества и стандарты процесса. Стандартизированная работа. Рабочая последовательность как необходимый элемент стандартизации. Стабильность и нестабильность цикла. Значимая работа. Циклическая работа оператора. Стандартный незавершенный задел. Время цикла. Хронометраж. Бланки стандартизированной работы.

Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 3.3. Расчет численности

Основного производственного персонала (ОПР).

Содержание учебного материала

Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства. Суммарное время цикла. Средневзвешенное время цикла.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Практические занятия.

Расчет численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства (в форме практической подготовки)

2

Тема 3.4. Управление потоком создания ценности.

Содержание учебного материала

Поток единичных изделий. Поток создания ценности. Описание потока создания ценности. Поток единичных изделий. Организация потока единичных изделий.

Предпосылки и цели создания потока единичных изделий. Время выполнения заказа.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Практические занятия.

Компоновки рабочих ячеек. Создание рабочих ячеек. Преимущества потока единичных изделий(в форме практической подготовки)

4

Тема 3.5. Хейджунка

– выравнивание производства.

Содержание учебного материала

Выравнивание производства по объемам и номенклатуре изделий. Реализация идеала «Одно за другим». Методика внедрения выравнивания производства. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Средневзвешенное время цикла. Выравнивание загрузки операторов.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 3.6. Тянущая система «Канбан».

Содержание учебного материала

Вытягивающий и выталкивающий способ подачи материалов. Незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода «точно вовремя». Фиксирование по времени. Фиксирование по объему. Возвратный канбан. Сигнальный канбан

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 3.7. Быстрая переналадка SMED

Содержание учебного материала

Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства. Последовательности шагов операции переналадки. Быстрая переналадка. Основные этапы быстрой переналадки. Внешняя переналадка. Внутренняя переналадка. Результат применения быстрой переналадки.

4

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 3.8. ТРМ - всеобщее

обслуживание оборудования.

Содержание учебного материала

Плановое и автономное обслуживание оборудования. Понятие «всеобщее обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт оборудования. Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек обслуживания. Понятие «превентивные меры». Способы сбора данных по отказу оборудования.

4

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Тема 3.9. Решение проблем.

Производственный анализ.

Содержание учебного материала

Понятия «проблема», «контрмера», «коренная причина проблемы». Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о проблемах.

Эффективность своевременного решения проблем.

2

ОК7


ЛР10

ЛР 13

ЛР14

ЛР28

Практические занятия.

Изучение методологий решения проблем. Метод «Пять «почему?» - одно «как?» для выяснения коренной причины проблемы. (в форме практической подготовки)

4

Форма промежуточной аттестации экзамена

Всего

48



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Специальные помещения для реализации программы учебной дисциплины


Учебная аудитория. Посадочные места по количеству обучающихся - 30, рабочее место преподавателя - 2, оборудованное персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделом программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой и видео информации, техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, акустическая система.

Кабинет для практических занятий. Учебная мебель: столы и стулья для обучающихся-28, столы и стулья для преподавателей-2

Помещения для самостоятельной работы (читальный зал колледжа). Рабочие места, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы


Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основная литература


  1. Васин, С. Г.  Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для среднего профессионального образования / С. Г. Васин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 404 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10557-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497677 

  2. Горбашко, Е. А.  Управлениекачеством : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Горбашко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 397 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14893-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490221


3.2.2. Дополнительные источники


        1. Вавилин, Я. А.  Менеджмент безопасности продукции : учебное пособие для среднего профессионального образования / Я. А. Вавилин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 105 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14276-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496580 


3.2.3. Справочные системы и современные профессиональные базы данных, к которым обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий


  1. Издания Национального Открытого Университета «ИНТУИТ», входящего в состав ЭБС «Лань». Режим доступа: https://e.lanbook.com/books.

  2. Справочная система Гарант

  3. База ГОСТы и СанПиНы. Режим доступа: https://standartgost.ru/

  4. База СНИДы. Нормативно-техническая документация. Режим доступа: http://snipov.net

  5. Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: http://window.edu.ru/library

  6. Научная электронная библиотека. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

  7. Онлайн энциклопедия. Режим доступа: http://enciclopaedia.biga.ru


3.2.4. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимые для освоения дисциплины


  1. Федеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/library

  2. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

  3. Научно-образовательный портал http://old.exponenta.ru

  4. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

  5. Научно-образовательный портал http://old.exponenta.ru



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

ЗНАТЬ:

- принципы концепции «бережливого производства»

- основные виды производственных потерь

- основные методы устранения производственных потерь

- особенности системы всеобщего производительного обслуживания оборудования

- направления встраивания качества в производственные процессы

- владение теоретическим материаломсущности принципов концепции «бережливого производства»

-демонстрация причин возникновения производственных потерь

- демонстрация пошагового внедрения системы всеобщего производительного обслуживания оборудования

- демонстрация понимания основных направлений встраивания качества в производственные процессы












Текущий опрос

Опрос по индивидуальным заданиям

Фронтальный опрос


Тестирование


Контрольные работы

Промежуточная аттестация


УМЕТЬ:

- Использовать в профессиональной деятельности методы выявления производственных потерь

- Оформлять предложения по улучшению производственных процессов

-составлять документы для производственного персонала в рамках обслуживания оборудования

- Применять методы устранения производственных потерь

- демонстрация понимания методов выявления производственных потерь

- демонстрация оформления документации по улучшениям производственных процессов

- демонстрация составления инструкции для производственного персонала по обслуживанию оборудования

- демонстрация применения методов по устранению или минимизации производственных потерь