Школа будущего первоклассника
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего первоклассника»
Основание для разработки программы:
программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Разработчик программы: Магрицкая Ирина Александровна, учитель начальных классов
2015 – 2016 учебный год
Основная цель программы: создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Задачи программы:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Основные направления программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
2. Снятие психологического стресса перед школой;
3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте. 6. Развитие элементарных математических представлении
Сроки реализации: сентябрь – май ……
Пользователи основных мероприятий программы: дети 5-летнего возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.
2. Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
3. Формирование его готовности к систематическому обучению
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
1. Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.
2. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.
3. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.
Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: «Введение в школьную жизнь», «Занимательная математика», «Основы грамоты» и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников:
Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками)
Основные формы развивающей работы: психологические уроки (т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).
Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Программа Школа будущего первоклассника»' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Цель программы:
Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,
• педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи программы:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Основные направления программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
2. Снятие психологического стресса перед школой.
3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.
6. Развитие элементарных математических представлении.
Принципы программы:
Программа обучения и развития детей шестого года жизни «Школа будущего первоклассника» построена на основе следующих принципов:
1. Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
2. Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
5. Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
6. Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Порядок организации работы школы будущих первоклассников
«Школа будущего первоклассника»:
1. Продолжительность обучения составляет 34 занятий (сентябрь – май)
2. Режим занятий: 1 раз в неделю – занятие по 40 минут с 5-ти минутным активным отдыхом в середине
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих блоки.
Курс «Введение в школьную жизнь».
Цель:
1. Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.
2. Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.
3. Выявить стартовые возможности ребенка.
4. В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать).
5. В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
6. В области структурных компонентов развития личности – уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.
Курс «Занимательная математика».
Цель:
1. Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Курс «Основы грамоты».
Цель:
1. Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
2. Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Курс «Творчество».
Цель:
1. Развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.
2. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага).
3. Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.
4. Создание условий для выявления творческих способностей ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Тематический план занятий курса
«Введение в школьную жизнь»
№ | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Знакомство. | Создание условий для знакомства будущих первоклассников педагогом, психологом, и друг с другом |
2. | Школьник и дошкольник | Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать школьное правило «Приветствие учителя». Познакомить с правилом «Готов к уроку», «Урок окончен». Учить хоровому ответу и ответу цепочкой. Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятая рука». |
3. | Для чего ходят в школу | Создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса. |
4. | Учимся работать дружно | создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса. |
Тематический план занятий
курса «Занимательная математика» .
№ | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами. | Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. |
2. | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Порядковый и ритмический счет. |
3. | Представления об элементарных геометрических фигурах. | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать. |
4. | Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). | Пространственное ориентирование по клеткам. |
5. | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Ориентировка во времени. |
6. | Сравнение количества предметов на наглядной основе. | Соотношение количества предметов между двумя группами. |
7. | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | Конструирование фигур по заданному образцу. |
8. | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | Сравнение предметов в группах разного количества. |
Тематический план занятий
курса «Основы грамоты» .
№ | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Ау нас сегодня – капустник! Штриховка (овощи). | Знакомство с правилами штриховки. |
2. | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой. |
3. | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками. | Развитие фонематического слуха и зоркости. |
4. | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. | Соотношение звуков и знаков. |
5. | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. | Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки. |
6. | Ориентировка на линованной бумаге. Игра «Путь к домику» | Определение правой и левой сторон предмета. |
7. | Речь (устная и письменная) – общее представление. Штриховка-копирование. | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. |
8. | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные». | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) |
Тематический план занятий«Умелые ручки» .
1. | Аппликация « Павлин». | Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении. |
2. | «Радуга над полянкой», «бабочка». | Использование красок, технику складывания листа пополам. |
3. | Оригами «Лебедь». | Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата. |
4. | Раскрашивание шаблона «Яйцо». | Знакомство с техникой росписи на бумаге. |
5. | Аппликация по шаблону «Грибок». | Работа по шаблону и образцу. |
6. | Конструирование «Домик у дороги». | Аппликация из геометрических фигур. |
7. | Рисование «Дерево». | Знакомство с техникой «по мокрому листу». |
8. | Рисование Медвежонка на поляне. | Развитие творческой инициативы. |
9. | Мозаика «Кораблик». | Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги». |
10. | Коллективная работа «Панно из наших ладошек». | Умение работать в группе. |
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
11. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
12. Поливанова К. Н., Цукерман Г.А, “Введение в школьную жизнь”- В кн. Учимся общаться с ребенком.1993г