СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель программы: создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»»

Школа будущего первоклассника

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Школа будущего первоклассника»

 Основание для разработки программы: 

программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

 Разработчик программы: Магрицкая Ирина Александровна, учитель начальных классов

 2015 – 2016 учебный год

Основная цель программы: создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

 

Задачи программы:

1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;                                           

2. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;                                                                                                                                                            

3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

Основные направления программы:                                                                                                        

1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;                                                                      

2. Снятие психологического стресса перед школой;                                                                                  

3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;                                                                                            

4. Развитие речи и мелкой моторики руки.                                                                                                          

5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.                             6. Развитие элементарных математических представлении                                                                                                      

 

 Сроки реализации: сентябрь – май ……

 

Пользователи основных мероприятий программы: дети 5-летнего возраста.

 

Ожидаемые результаты:                                                                                                                              

1. Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.                                       

2. Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.                                                               

3.  Формирование его готовности к систематическому обучению

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

Что же является наиболее сложным для первоклассников?

1. Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.

2. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.

3. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.

Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: «Введение в школьную жизнь», «Занимательная математика», «Основы грамоты» и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников:

Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками)

Основные формы развивающей работы: психологические уроки (т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 

Программа Школа будущего первоклассника»' предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.

И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Цель программы:

 

Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,

• педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи программы:

 

1.              Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

2.              Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

3.              Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

Основные направления программы:

 

1.      Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.

2.      Снятие психологического стресса перед школой.

3.      Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.

4.      Развитие речи и мелкой моторики руки.

5.      Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.

6.      Развитие элементарных математических представлении.

 

Принципы программы:

 

Программа обучения и развития детей шестого года жизни «Школа будущего первоклассника» построена на основе следующих принципов:

1.              Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.

2.              Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.

3.              Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

4.              Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

5.              Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.

6.              Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

 

Порядок организации работы школы будущих первоклассников

«Школа будущего первоклассника»:

 

1.              Продолжительность обучения составляет 34 занятий (сентябрь – май)

2.              Режим занятий: 1 раз в неделю – занятие по 40 минут с 5-ти минутным активным отдыхом в середине                                                                                                                                              

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих блоки.

 

Курс «Введение в школьную жизнь».

 Цель:                                                                                                                                                                       

1. Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.    

2. Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.                                                                                 

3. Выявить стартовые возможности ребенка.                                                                                                     

4. В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать).                                                                                                                                                                

5. В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.                                                                                                    

6. В области структурных компонентов развития личности – уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.

 

Курс «Занимательная математика».

 Цель:                                                                                                                                                                       

1. Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.                              

2. Развитие речи и коммуникативных навыков.

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

 

Курс «Основы грамоты».

 Цель:                                                                                                                                                                       

1. Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.                                                                                                                                                     

2. Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

 

Курс «Творчество».

 Цель:

1. Развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.                   

2. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага).                  

3. Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.                                                                                                                    

4. Создание условий для выявления творческих способностей ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

 

Тематический план занятий курса

«Введение в школьную жизнь»

 

Тема занятия

Цель занятия

1.

Знакомство.

Создание условий для знакомства будущих первоклассников педагогом, психологом, и друг с другом

2.

Школьник и дошкольник

Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать школьное правило «Приветствие учителя».

Познакомить с правилом «Готов к уроку», «Урок окончен». Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятая рука».

3.

Для чего ходят в школу

Создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.

4.

Учимся работать дружно

создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.

 

Тематический план занятий

курса «Занимательная математика» .

Тема занятия

Цель занятия

1.

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами.

 Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

2.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет.

3.

Представления об элементарных геометрических фигурах.

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.

4.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам.

5.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени.

6.

 Сравнение количества предметов

на наглядной основе.

Соотношение количества предметов между двумя группами.

7.

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу.

8.

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества.

 

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты» .

 

Тема занятия

Цель занятия

1.

Ау нас сегодня – капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки.

2.

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой.

3.

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками.

Развитие фонематического слуха и зоркости.

4.

Письмо коротких линий с закруглением вверху.

В мире звуков и букв.

Соотношение звуков и знаков.

5.

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки.

6.

Ориентировка на линованной бумаге. Игра «Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета.

7.

Речь (устная и письменная) – общее представление.

Штриховка-копирование.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

8.

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные».

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

 

Тематический план занятий«Умелые ручки» .

1.

Аппликация « Павлин».

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

2.

«Радуга над полянкой», «бабочка».

Использование красок, технику складывания листа пополам.

3.

Оригами «Лебедь».

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата.

4.

Раскрашивание шаблона «Яйцо».

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

5.

Аппликация по шаблону «Грибок».

Работа по шаблону и образцу.

6.

Конструирование «Домик у дороги».

Аппликация из геометрических фигур.

7.

Рисование «Дерево».

Знакомство с техникой «по мокрому листу».

8.

Рисование Медвежонка на поляне.

Развитие творческой инициативы.

9.

Мозаика «Кораблик».

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги».

10.

Коллективная работа «Панно из наших ладошек».

Умение работать в группе.

Литература:

 

1.  Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

2.  Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

3.  Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

4.  Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

5.  Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

6.  Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

7.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

8.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

9.  Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

10.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

11.  Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

12.  Поливанова К. Н., Цукерман Г.А, “Введение в школьную жизнь”- В кн. Учимся общаться с ребенком.1993г