СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа школьного музея "Вечный огонь на земле моей Отчизны"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа школьного музея "Вечный огонь на земле моей Отчизны"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа школьного музея "Вечный огонь на земле моей Отчизны"»

МБОУ «СОШ № 75»

Рабочая программа работы школьного кружка

«Вечный огонь на земле моей Отчизны»

2017-2018 уч. год (1 ч в неделю)

           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка рассчитана на обучающихся 5 классов.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, призвана помочь обучающимся шире познакомиться с родным краем, помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях  кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического, характера, а также материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.

Цели и задачи кружка:

  1. Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

  2. организация деятельности по сбору краеведческого материала;

  3. развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);

  4. воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;

      5.  подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-  

            практических конференциях;

Музейная педагогика дает возможность: 
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности; 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. 
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. 
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. 
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно. 
Формы организации работы с музейной аудиторией:

•подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков,  

•разработка экскурсий,  проектов,  исследовательская    работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях)

•изучение памятников истории и культуры города Барнаул, Алтайского края,
• экскурсии; 
• консультации; 
• литературные и исторические гостиные; 
• встречи с интересными людьми; 
• исторические игры, викторины; 
• проектная и исследовательская деятельность; 
• использование интернет – технологий; 
• создание видеопрезентаций; 
• оформление выставок, обновление экспозиций; 

Время, отведенное на обучение, составляет  35    часов  в год, 1  ч. в неделю.

Прогнозируемые результаты:

1)  В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России. 
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.


Примерная программа  кружка

Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка. Особенности работы историков-краеведов.

Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Тема 2. Военно-патриотическая работа.. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия:  сбор материалов для школьного музея о ветеранах Великой Отечественной войны, подготовка временных выставок, рефератов.

Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. 

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города. 

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Практические занятия: сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.

Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

Практические занятия: фиксирование исторических событий  в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.

Практические занятия: подготовка экспедиции.

Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.

Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».







Учебно-тематический план «Вечный огонь на земле моей Отчизны»

№№

Тема

Кол-во часов

Практические занятия:

1

Вводная беседа

1


2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1


3-4

Паспорт экспоната.

2


5-6

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

2


7

Военно-патриотическая работа.

1


8

Школа в годы Великой Отечественной войны.

1


9

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.

1


10-11

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

2


12

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1


13

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

1


14

Копирование документов.

1


15

Изучение истории школы.

1


16

История образования школьного музея.

1


17-18

Основные события в жизни школы

2


19

Работа музея. 

1


20-21

Работа экскурсовода.

2


22-23

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

2


24-25-26

Историческое краеведение.

3


27

История края.

1


28

Родной край сегодня, перспективы развития.

1


29

Военно-патриотическая работа.

1


30

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1


31

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1


32

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1


33

Изучение истории школы.

1


34

Деятельность пионерской и комсомольской организаций

1


35

Итоговое занятие

1

















Календарно-тематическое планирование   работы кружка

«Вечный огонь на земле моей Отчизны»

Тема

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования.         

Основные понятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа

1

Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов

01.09


2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

08.09


3-4

Паспорт экспоната.

1

Паспорт экспоната.

15.09

22.09


5-6

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

2

Практические занятия: 

составление тематико-экспозиционного плана.

29.09

06.10


7

Военно-патриотическая работа.

1

Воспитательное значение военно-патриотической работы.

13.10


8

Школа в годы Великой Отечественной войны.

1

Школа в годы Великой Отечественной войны.

20.10


9

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.

1

Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Использование военно-патриотического материала на уроках.

27.10


10-11

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

2

Практические занятия:

сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

10.11

17.11


12

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность.

24.11


13

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

1

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

01.12


14

Копирование документов.

1

Правила хранения и использования документов. 

Практические занятия:

знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

08.12


15

Изучение истории школы.

1

Школьный музей как источник изучения родного края

15.12


16

История образования школьного музея.

1

История образования школьного музея. Выпускники школы.

22.12


17-18

Основные события в жизни школы

2

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

12.01

19.01


19

Работа музея. 

1

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

26.01


20-21

Работа экскурсовода.

2


02.02

09.02


22-23

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

2

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

16.02

02.03


24-25-26

Историческое краеведение.

3

Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Практические занятия:

фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

16.03

23.03

06.04


27

История края.

1

Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.

13.04


28

Родной край сегодня, перспективы развития.

1

Происхождение названий улиц города. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

20.04


29

Военно-патриотическая работа.

1

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы – герои войны и труда.

27.04


30

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

1

Практические занятия:  сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.

04.05


31

Записи историко-краеведческих наблюдений.

1

Порядок ведения дневника исторических событий

11.05


32

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1

Практические занятия: фиксирование исторических событий  в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

18.05


33

Изучение истории школы. Итоговое занятие

1

Основные события в жизни школы.

25.05


Итого: 33


Учебно-методический комплект:

Литература

  • Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.

  • Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2001.

  • Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.

  • Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред.  В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,1977.