Рабочая программа школьного театрального кружка «Ожившие страницы Астафьева»
Руководитель Васильева М.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Ожившие страницы Астафьева » реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5-9 классах.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45минут.
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Цель
Воспитание творчески активной и гармонично развитой личности, нравственное становление.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в музеи, конкурсы, спектакли, праздники, постановка сценок к конкретным школьным и городским мероприятиям (ежегодные социокультурный фестиваль «Родом из Овсянки», конкурс «Астафьевская весна»), инсценировка эпизодов из литературных произведений, постановка мультфильмов по мотивам рассказов В.П.Астафьева - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству, на популяризацию и знание творчества писателя-земляка, чье имя носит наша школа.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы, в частности – произведений В.П.Астафьева;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей по произведениям В.П. Астафьева, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Календарно-тематическое планирование школьного театрального кружка «Ожившие страницы Астафьева»
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. «Особенности школьного театра». Выбор названия объединения. | 1 | |
2-3 | Быличка как жанр УНТ. Былички и бывальщины. Отличительные особенности. | 2 | |
4 | Овсянские былички. | 1 | |
5-6 | Работа с текстом. Упражнения для развития артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика. | 2 | |
7 | Конкурс рассказчиков быличек. | 1 | |
8 | Герои быличек в произведениях Астафьева. Про домового и домовниху (из рассказа «Конь с розово гривой»). Работа с текстом. | 1 | |
9-10 | Распределение ролей. Разыгрывание отрывка из рассказа «Конь с розовой гривой» в лицах. Речевая характеристика героев. Контрольный показ отрывка. | 2 | |
11-12 | Отработка ролей (работа над «вождением» куклы, логическим ударением, выразительностью речи) | 2 | |
13 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 1 | |
14-15 | Подготовка игровой площадки социокультурного фестиваля «Родом из Овсянки». | 2 | |
16-17 | Работа с текстом рассказа В.П.Астафьева. Выбор отрывка для спектакля. Распределение ролей. Речевая характеристика героев. | 2 | |
18-21 | Изготовление перчаточных кукол для спектакля: бабушки, деда, Вити и др. | 4 | |
22-24 | Изготовление ширмы и декораций для кукольного представления. | 3 | |
25-26 | Подбор музыкального сопровождения спектакля. Генеральная репетиция. | 2 | |
27 | Запись аудиосопровождения к спектаклю. | 1 | |
28 | Линия действия и взаимодействия отдельных персонажей. Уточнение темпа и ритма действия. | 1 | |
29-30 | Выступление в библиотеке им.Герцена. Выступление на фестивале Астафьевская весна». Обсуждение вступления. | 2 | |
31-33 | Мини-сценки по произведениям В.П.Астафьева. Работа в группах: выбор отрывка, речевая характеристика героев, изготовление костюмов (элементов), декораций. Проигрывание сценок. Обсуждение работ каждой группы. | 3 | |
34 | Анализ работы за год. | 1 | |