СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Слушание музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Слушание музыки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ






Рассмотрено

на заседании МС

протокол № ___

от «___» _________2022 г.

Принято

на педсовете

протокол №___ от«___»________2022 г


Утверждаю

Директор

МБУ ДО Озерненская ДШИ.

___________Е.В. Андреева Приказ № __

от «___» ________2022 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Слушание музыки 2 класс

(предмет, класс)


ФОРТЕПИАНО, ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

(ДПОП)


Морозова Марина Николаевна

(ФИО)


преподаватель

(должность)














2022 – 2023 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации рабочей программы 1 год

Рабочая программа «Слушание музыки» 2 класс дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

- ч.9 ст.2

- ч.8 ст.2

- ч.1 - 2 ст.75

- ч.3 - 7 ст.83

  • Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559 - 1

  • Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. №161 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе»

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение»

  • Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.


Рабочая программа учебного предмета Слушание музыки 2 года обучения разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение».

Рабочая программа второго года обучения предмета «Слушание музыки» раскрывает такие темы как музыкальный образ, строение музыкальной речи как понять типы развития музыкальной темы на примерах произведений сказочной тематики. Также следует познакомить учащихся с музыкой, которая сопровождает движения в танцах и маршах. Значительный раздел посвящен календарным праздникам, песням и обычаям, что позволяет на примерах фольклора и профессиональной музыки понять национальные традиции. Анализ услышанной музыки нацелен на понимание детьми художественного образа и развитие музыкального мышления.

Цель: способствовать воспитанию культуры слушания и восприятия музыки у обучающихся на основе формирования представлений о музыке как виде искусства; развитию музыкально-творческих способностей; приобретению знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи:

  • привить учащимся необходимые качества слухового внимания, умения следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

  • формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

  • развитие художественно-творческого мышления и памяти детей;

  • развитие в ребенке ассоциативно-образного мышления;

  • формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков;

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом.

Цели и задачи программы 2 класса реализуются на уроках Слушания музыки (1академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного и итогового контроля, в домашних занятиях. Количество учебных часов – 33 в год, в том числе 4 часа контрольных уроков (из расчета 33 недели в год). Оценки по 5-бальной системе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ


раздела

Название раздела

Количество часов

1.

Музыкальная тема, способы создания музыкального образа

3

2.

Основные приемы развития в музыке. Первое знакомство с понятием содержания музыки. Представление о музыкальном герое. Краткие сведения о музыкальных стилях

4

3.

Музыкальный синтаксис. Фраза как структурная единица. Приемы вариационного изменения музыкальной темы.

2

4.

Процесс становления формы в сонате. Развитие как воплощение музыкальной фабулы, действенного начала

5

5.

Кульминация как этап развития

5

6.

Выразительные возможности вокальной музыки

4

7.

Программная музыка

2

8.

Приемы создания комических образов

4


Контрольные уроки

4

Итого

33



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Музыкальная тема, способы создания музыкального образа (3ч.):

Музыкальная тема, музыкальный образ. Связь музыкального образа с исходными (первичными) типами интонаций: пение, речь, движение (моторное, танцевальное), звукоизобразительность, сигнал (на примере музыкального материала первого класса). Сопоставление, дополнение, противопоставление музыкальных тем и образов. Контраст как средство выразительности. Составление кроссвордов по терминам.

Репертуар:

Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»: Вступление; С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Утро», «Дождь и радуга»; Р. Шуман «Карнавал» (№2 , №3); пьесы Э. Грига, Р. Шумана, М. Мусоргского, пройденные в 1 классе; С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»: «Джульетта-девочка», «Танец рыцарей», балет «Золушка»: «Па де шаль»

П.И. Чайковский «Детский альбом»: Вальс

Основные приемы развития в музыке. Первое знакомство с понятием содержания музыки. Представление о музыкальном герое. Краткие сведения о музыкальных стилях (4ч.):

Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Основные приемы развития в музыке: повтор (точный, с изменениями, секвенция), контраст в пьесах из детского репертуара. Первая попытка отслеживания процессов музыкального развития.

Сравнение пьес из детских альбомов разных композиторов (Бах, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Дебюсси): музыкальный герой, музыкальная речь (как складывается комплекс индивидуальных особенностей музыкального языка, то есть, стиль композиторов).

Первоначальное знакомство с понятием содержания музыки и программной музыки. Музыкальная речь, возможность воплощения в ней мыслей и чувств человека. Представление о музыкальном герое (персонаж, повествователь, лирический, оратор) в программных пьесах из детского репертуара.

Конкурс на определение типа музыкального героя в программных пьесах из детского репертуара

Репертуар:

Р. Шуман «Альбом для юношества»: «Сицилийская пе­сенка», «Дед Мороз», «Первая утрата»;

П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Сладкая грёза», «Новая кукла»; Э. Григ «Весной», Вальс ля минор; Г. Гендель Пассакалия; И.С.Бах Полонез соль минор; В.А. Моцарт «Турецкое рондо»;

Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»: тема моря, тема Шехеразады, тема Шемаханской царицы; В.А. Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; А. Ви­вальди 3 часть («Охота») из концерта «Осень»; Г.В. Свиридов Музыка к повести А. С.Пушкина «Метель»: Военный марш

Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»; С.С. Прокофьев «Детская музыка»: Тарантелла, «Пятнашки»; Р. Шуман «Детские сцены»: « Поэт говорит»; С.С. Прокофьев «Мимолетности» (№ 1); В.А. Моцарт Соната До мажор, К-545; И.С. Бах: Токката ре минор (или Sinfonia из Партиты № 2 до минор, раздел «Grave»), Полонез соль минор; В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (фрагм.); Ф. Шопен Нок­тюрн ми минор (фрагм.); К. Дебюсси «Снег танцует»

Музыкальный синтаксис. Фраза как структурная единица. Приемы вариационного изменения музыкальной темы. (2 ч.):

Продолжение темы «Приемы развития в музыке». Звук - мотив - фраза - предложение - музыкальная мысль (период). Понятие о цезуре, музыкальном синтаксисе на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара. Особенности работы с темой на примере легких вариаций из детского репертуара. Анализ стихотворных текстов (из учебника и других источников) и мелодий знакомых детских песенок (например, «Антошка», «Вместе весело шагать», русские народные песни), определение структуры по фразам, выкладывание графической схемы из карточек (одинаковой длины или разной, чтобы они соответствовали длине фраз в песне). Конкурс на определение синтаксической структуры.

Репертуар:

Легкие вариации из детского репертуара. Р. Шуман «Карнавал»: № 2

Процесс становления формы в сонате. Развитие как воплощение музыкальной фабулы, действенного начала (5ч.):

Мотивная работа как способ воплощения процесса динамичного развития, музыкального действия в классической сонате и сонатине из детского репертуара по программе 2 класса (В. Моцарт, А. Гедике). Разучивание песенки-модели. Отслеживание процесса развития музыкальных «событий». Сопоставление образов, возврат первоначальной темы. Единство и непрерывное обновление интонаций, «жизнь» музыкальных образов от начала до конца.

Слушание и слежение по графической схеме за ходом музыкального действия в «Репетиции к концерту» В. Моцарта. Отслеживание процесса становления формы с позиции музыкальной фабулы с помощью карточек. Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти.

Репертуар:

В.А. Моцарт Шесть венских сонатин: № 1, № 6; Д. Скарлатти Соната № 27, К-152 (том 1 под ред. А. Николаева); В.А. Моцарт Симфония № 40, 1 часть (фрагм.), «Детская симфония»; В.А.Моцарт «Репетиция к концерту», Концерт для клавесина

Кульминация как этап развития (5ч.)

Развитие музыкального образа, способы достижения кульминации. Кульминация как этап развития интонаций.

Способы развития и кульминация в полифонических пьесах И. С. Баха. Имитации, контрастная полифония, мотивы-символы и музыкальный образ (Прелюдия до мажор, Инвенция до мажор). Разные формы игрового моделирования и практического освоения приемов полифонического развертывания.

Слушание музыкальных примеров («Рост елки», Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского), заполнение схемы «Лента музыкального времени». Определение на слух в полифонической музыке вступлений темы (прохлопывание, выкладывание карточек).

Репертуар:

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: « Рост елки», Па- де- де, Марш; П.И. Чайковский «Времена года»: «Баркарола»; Э. Григ « Утро», « Весной»; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чуд­ное мгновенье»; С.С. Прокофьев Кантата «Александр Не­вский»: «Ледовое побоище» (фрагм.); И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги, Инвенция до мажор; Э. Денисов «Маленький канон»; Г.В. Свири­дов «Колдун»; С.С.Прокофьев «Раскаяние»; П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Старинная французская песенка»

Выразительные возможности вокальной музыки (4ч.)

Дуэт, трио, квартет, канон. Выразительные возможности вокальной музыки, способы развития в ней (в том числе, имитация, контрапункт, вариационное развитие). Анализ текста и определение характера голосов в дуэте, квартете. Определение в вариациях смены интонаций, признаков первичных жанров.

Репертуар:

П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»: дуэт «Слыхали ль вы», квартет и канон; В.А. Моцарт дуэт Папагено и Папагены; дуэт Фигаро и Сюзанны; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье»; П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Камаринская»; Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов); М.И. Глинка «Камаринская», Персидский хор; Г.В. Свиридов Колыбельная песенка

Программная музыка (2ч.)

Продолжение темы «Содержание музыки». Роль и значение программы в музыке. Одна программа - разный замысел. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. Тема времен года.

Репертуар:

П.И. Чайковский «Времена года»: «У камелька», «Масленица», «Святки»; А. Вивальди «Времена года»: « Зима»

Приемы создания комических образов (4ч.):

Утрирование интонаций, неожиданные, резкие смены в звучании (игровая логика). Игра ритмов, «неверных» нот, дразнилки, преувеличения. Интонация насмешки и ее соединение со зримым пластическим образом в жанре частушки. Чтение стихов с соответствующей интонацией. Определение на слух типа интонации и неожиданных ситуаций в их развитии. Викторины, кроссворды. Беседа и обмен мнениями о развитии музыкального образа в незнакомом произведении.

Репертуар:

С.С. Прокофьев «Детская музыка»: «Пятнашки», «Шествие кузнечиков», Марш, Галоп из балета «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, Скерцо; Д.Б. Кабалевский «Клоуны», Рондо-токката; С. Джоплин Рэгтайм; И.Ф.Стравинский балет «Жар-птица»: Поганый пляс Кощеева царства; К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок»


Формы организации образовательного процесса

  • фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)

  • индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

  • групповая (организация работ в группах)

  • индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

  • традиционный урок

  • дистанционный урок

  • комбинированное практическое занятие

  • лекция-беседа

  • игра

  • открытый урок с присутствием родителей


Технологии обучения:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

  • игровая технология;

  • проблемно-поисковая технология;

  • здоровьесберегающая технология;

  • технология эффективных уроков.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • предметная компетенция;

  • метапредметная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • личностная компетенция.

Виды и формы контроля:

  • фронтальный опрос;

  • беглый текущий опрос;

  • систематическая проверка домашнего задания;

  • контрольные уроки в конце каждой четверти;

  • контрольный срез по всем видам работ;

  • устное тестирование на закрепление теоретических знаний;

  • зачет по накопленным творческим навыкам.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение учащимся возможности избегать перегрузок и сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Для сохранения здоровья обучающихся педагогу необходимо:

  • учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

  • создавать оптимальный режим занятий;

  • учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);

  • учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;

  • следить за эмоциональным состоянием ребенка;

  • проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Слушание музыки»

К концу 2 класса (второго года обучения) обучающиеся приобретают следующие компетенции:

  • первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о способах развития темы и особенностях музыкально-образного содержания

  • первичных умений и навыков охарактеризовать некоторые стороны образного содержания и развития музыкальных интонаций

  • в работе с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития в незнакомых произведениях, избранных с учетом возрастных и личностных возможностей обучающихся


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ СЛУШАНИЕ МУЫКИ 2 КЛАССА


Предмет

Оценка, балл

Показатели оценки

Слушание музыки

5

(отлично)

Осмысленный и выразительный ответ, обучающийся ориентируется в пройденном материале.

4

(хорошо)

Осознанное восприятие музыкального материала, но обучающийся не активен, допускает ошибки.



3

(удовлетворительно)


Обучающийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.

2, 1

(неудовлетворительно)


Обучающийся допускает грубые ошибки, не ориентируется в пройденном материале, себя не проявляет


Материально-техническое обеспечение:

  • фортепиано;

  • наличие дидактического материала;

  • мультимедийное оборудование для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений;

  • аудио и видеоматериалы;

  • аппаратура для проигрывания записей


Литература

Учебная литература:

  1. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 2 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013


Дополнительная:

  1. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская - М.,1990


Электронные ресурсы:

  1. http://myzukavsem.ru/ Форум педагогов музыки;

  2. "Inter-Kultur Haus" Интернациональный Дом творчества;

  3. http://www.proshkolu.ru/club/music/ Клуб учителей музыки;

  4. http://musicteachers.tk/load/3 Учебники по музыке;

  5. http://muzuchitel.ru/ Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки;

  6. http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_1_klass/0-4 Сайт учителя музыки;

  7. http://sozvezdieoriona.ru/ Обмен опытом;

  8. http://mmoum.ucoz.ru/index/polozhenie/0-7 Международное методическое объединение учителей музыки.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!