СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Слушание музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Слушание музыки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ






Рассмотрено

на заседании МС

протокол № ___

от «___» _________2022 г.

Принято

на педсовете

протокол №___ от«___»________2022 г


Утверждаю

Директор

МБУ ДО Озерненская ДШИ.

___________Е.В. Андреева Приказ № __

от «___» ________2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Слушание музыки 3 класс

(предмет, класс)


ФОРТЕПИАНО, ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

(ДПОП)


Морозова Марина Николаевна

(ФИО)


преподаватель

(должность)















2022 – 2023 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации рабочей программы 1 год

Рабочая программа «Слушание музыки» 3 класс дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

- ч. 9 ст.2

- ч. 8 ст.2

- ч. 1-2 ст.75

- ч. 3-7 ст.83

  • Конвенции о правах ребёнка от 13 июня 1990г. №1559-1

  • Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. №161 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» и сроку обучения по этим программам.

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение».

  • Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.


Третий год обучения предмета «Слушание музыки» посвящён изучению народного творчества, простейшим формам и жанрам музыкальных произведений. Изучаются тембры музыкальных инструментов и певческих голосов, составы оркестров, других музыкальных коллективов; как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всём его красочном многообразии.

Важной особенностью структуры и содержания предмета является обращение к пройденным произведениям, что способствует правильному закреплению музыкального материала в устной и письменной форме.

Цель: способствовать воспитанию культуры слушания и восприятия музыки у обучающихся на основе формирования представлений о музыке как виде искусства; развитию музыкально-творческих способностей; приобретению знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи:

  • привить учащимся необходимые качества слухового внимания, умения следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

  • формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

  • развитие художественно-творческого мышления и памяти детей;

  • развитие в ребенке ассоциативно-образного мышления;

  • формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков;

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом.

Цели и задачи программы 3 класса реализуются на уроках Слушания музыки (1академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного и итогового контроля, в домашних занятиях. Количество учебных часов – 33 в год, в том числе 4 часа контрольных уроков (из расчета 33 недели в год). Оценки по 5-бальной системе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 3 КЛАСС


раздела

Название раздела

Количество

часов

1.

Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен

3

2.

Протяжные лирические песни и плачи

3

3.

Жанры в музыке

2

4.

Марши

2

5.

Обычаи и традиции зимних праздников

3

6.

Танцы

3

7.

Масленица. Цикл весенне-летних праздников

4

8.

Музыкальные формы

5

9.

Симфонический оркестр

4


Контрольные уроки

4

Итого

33


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен (3 ч.):

Народное творчество - этимология слов. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Ведение календаря, отражающего долготу дня, в течение года. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен («Комара женить мы будем», «А кто у нас гость большой»).

Репертуар: русские народные песни, заклички, дразнилки, колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», Жнивные песни – «Жнивный приговор», «Осень на порог», «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли в огороде» (два варианта), «Матушка репка», «Комара женить мы будем» и др.; Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» - песня Белки, Опера «Снегурочка» - хор «Ай, во поле липенька», «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка», «Царь по городу гуляет», «Вью, вью, вью я капусточку»; величальные («Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой»).

Протяжные лирические песни и плачи (3 ч.)

Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке Н. А. Римского-Корсакова («Сеча при Керженце»).

Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических.

Репертуар: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле до­роженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей»;

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»: Плач Ярославны

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: хор «Ах, ты свет, Людмила»

Н.А. Римский-Корсаков Русская народная песня «Как за речкою», обработка; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»

Жанры в музыке (2 ч.):

Первичные жанры, концертные жанры.

Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода.

Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Вариации на темы песен. Черты канта в хоре М. И. Глинки «Славься».

Пение песен, подбор баса, аккордов. Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры.

Репертуар: «Выхожу один я на дорогу», «Среди долины ровныя», «Славны были наши деды», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон», «Грянул внезапно гром»; канты: «Орле Российский», «Начну играти я на скрипицах» (или другие по выбору педагога); М.И. Глинка, Вариации на тему песни «Среди долины ровныя»; опера «Жизнь за царя»: хор «Славься».

Марши(2 ч.):

Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости. Инструментарий, особенности оркестровки. Работа с таблицей в учебнике. Слушание и определение признаков марша, структуры.

Репертуар: Г.В.Свиридов Военный марш; Дж. Верди опера «Аида»: Марш;

П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»

П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Марш; С.С.Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш; балет «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей»; Э. Григ « В пещере горного короля»;

М.И. Глинка Марш Черномора; Ф. Шопен Прелюдия до минор

Обычаи и традиции зимних праздников (3 ч.):

Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания.

Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А.Лядов, Н.Римский-Корсаков). Драматизация, разыгрывание сюжетов

Репертуар: Песни «Зазимка-зима», «Сею-вею», «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и др. А.К. Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда»); Н.А. Римский-Корсаков «Слава"

Танцы (3 ч.):

Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Танцы 19 века.

Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Слушание и определение элементов музыкальной речи, разделов формы, жанра. Работа с текстом учебника, с таблицей по танцам. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов

Репертуар: Старинные танцы из сюит Г.Генделя, Ж.Б.Рамо, Г.Перселла, И.С.Баха. Танцы народов мира. Европейские танцы 19 века

Масленица. Цикл весенне-летних праздников (4ч.)

Сретенье - встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Различные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла

Репертуар: «Масленая кукошейка», «Маслена, маслена», «А мы Масленицу», «Ах, масленица», «Середа да пятница», «Ты прощай» и др.; «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Ай, во поле липенька», «Около сырова дуба», «Во поле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре», «Где был, Иванушка».

Музыкальные формы (5ч.)

Вступление, его образное содержание. Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя (исполнительский репертуар 2, 3 классов). Двухчастная форма - песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц. Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из собственного исполнительского репертуара обучающихся.

Вариации: в народной музыке, старинные (Г.Гендель), классические (В. Моцарт), вариации сопрано остинато (М.И. Глинка). Рондо. Определение на слух интонационных изменений в вариациях. Чтение текста романса А.П.Бородина «Спящая княжна», обсуждение музыкальной формы. Слушание и анализ произведений в форме рондо из программы 1, 2, 3 классов

Репертуар: Вступление Ф. Шуберт «Шарманщик»; П.И. Чайковский «Времена года»: «Песнь жаворонка»; М.И. Глинка романс «Жаворонок»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление, опера «Снегурочка»: вступление.

Период: И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1; С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»: тема Пети; Ж.Ф. Рамо Тамбурин; П.И. Чайковский «Баркарола», «Детский альбом»: «Утренняя молитва»; Ф. Шопен Прелюдия № 7 Ля мажор4 И.С. Бах Маленькие прелюдии

2-х и 3-частные формы: П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка» ; Р. Шуман « Первая утрата» и др. пьесы и песни по выбору педагога

Рондо: Ж.Ф. Рамо Тамбурин; Д.Б. Кабалевский Рондо-токката; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Рондо Фарлафа; С.С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, балет «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка ; В.А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый»; А. Вивальди «Времена года»; А.П. Бородин романс «Спящая княжна»

Вариации: Г.Ф. Гендель ЧаконаВ.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: вариации на тему колокольчиков; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: «Персидский хор»

Симфонический оркестр (4ч.)

Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. Партитура. Индивидуальные сообщения о музыкальных инструментах и композиторах. Определение на слух тембров инструментов.

Репертуар:Б. Бриттен-Перселл «Путешествие по оркестру»; Э. Григ «Танец Анитры»; В.А. Моцарт Концерт для валторны № 4, часть 3; П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Вальс цветов и Испанский танец («Шоколад»); П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»: Неаполитанский танец; К.В. Глюк опера «Орфей»: Мелодия для флейты


Формы организации образовательного процесса

  • фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)

  • индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

  • групповая (организация работ в группах)

  • индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

  • традиционный урок

  • дистанционный урок

  • комбинированное практическое занятие

  • лекция-беседа

  • игра

  • открытый урок с присутствием родителей


Технологии обучения:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

  • игровая технология;

  • проблемно-поисковая технология;

  • здоровьесберегающая технология;

  • технология эффективных уроков.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • предметная компетенция;

  • метапредметная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • личностная компетенция.


Виды и формы контроля:

  • фронтальный опрос;

  • беглый текущий опрос;

  • систематическая проверка домашнего задания;

  • контрольные уроки в конце каждой четверти;

  • контрольный срез по всем видам работ;

  • устное тестирование на закрепление теоретических знаний;

  • зачет по накопленным творческим навыкам.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение обучающимся возможности избегать перегрузок и сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Для сохранения здоровья обучающихся педагогу необходимо:

  • учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

  • создавать оптимальный режим занятий;

  • учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);

  • учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;

  • следить за эмоциональным состоянием ребенка;

  • проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Слушание музыки»»

К концу 3 класса (третьего года обучения) обучающиеся приобретают следующие компетенции:

  • наличие первоначальных знаниях о музыке, как виде искусства, ее основные составляющие, в том числе о музыкальных инструментах,

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ СЛУШАНИЕ МУЫКИ 3 КЛАСС

Предмет

Оценка, балл

Показатели оценки

Слушание музыки

5

(отлично)

содержательный и грамотный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения; точное определение на слух тематического материала, пройденных сочинений

4

(хорошо)

устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок; в определении на слух допускаются 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную

3

(удовлетворительно)

устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. в определении на слух допускаются 2-3грубые ошибки и 2-3 незначительных

2, 1

(неудовлетворительно)

целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.


Литература

Учебная литература:

  1. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 1 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2007

  2. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 2 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013

  3. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 3 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013

Дополнительная:

1. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская - М.,1990

Электронные ресурсы:

  1. http://myzukavsem.ru/ Форум педагогов музыки;

  2. http://www.proshkolu.ru/club/music/ Клуб учителей музыки;

  3. http://musicteachers.tk/load/3 Учебники по музыке;

  4. http://muzuchitel.ru/ Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки;

  5. http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_1_klass/0-4 Сайт учителя музыки;

  6. http://sozvezdieoriona.ru/ Обмен опытом;

  7. http://mmoum.ucoz.ru/index/polozhenie/0-7 Международное методическое объединение учителей музыки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!