МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Рассмотрено на заседании МС протокол № ___ от «___» _________2022 г. | Принято на педсовете протокол №___ от«___»________2022 г | Утверждаю Директор МБУ ДО Озерненская ДШИ. ___________Е.В. Андреева Приказ № __ от «___» ________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Слушание музыки 3 класс
(предмет, класс)
ФОРТЕПИАНО, ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
(ДПОП)
Морозова Марина Николаевна
(ФИО)
преподаватель
(должность)
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Срок реализации рабочей программы 1 год
Рабочая программа «Слушание музыки» 3 класс дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» разработана на основании следующих нормативных документов:
- ч. 9 ст.2
- ч. 8 ст.2
- ч. 1-2 ст.75
- ч. 3-7 ст.83
Конвенции о правах ребёнка от 13 июня 1990г. №1559-1
Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. №161 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение» и сроку обучения по этим программам.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Хоровое пение».
Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.
Третий год обучения предмета «Слушание музыки» посвящён изучению народного творчества, простейшим формам и жанрам музыкальных произведений. Изучаются тембры музыкальных инструментов и певческих голосов, составы оркестров, других музыкальных коллективов; как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всём его красочном многообразии.
Важной особенностью структуры и содержания предмета является обращение к пройденным произведениям, что способствует правильному закреплению музыкального материала в устной и письменной форме.
Цель: способствовать воспитанию культуры слушания и восприятия музыки у обучающихся на основе формирования представлений о музыке как виде искусства; развитию музыкально-творческих способностей; приобретению знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачи:
привить учащимся необходимые качества слухового внимания, умения следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;
развитие художественно-творческого мышления и памяти детей;
развитие в ребенке ассоциативно-образного мышления;
формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков;
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом.
Цели и задачи программы 3 класса реализуются на уроках Слушания музыки (1академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного и итогового контроля, в домашних занятиях. Количество учебных часов – 33 в год, в том числе 4 часа контрольных уроков (из расчета 33 недели в год). Оценки по 5-бальной системе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 3 КЛАСС
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1. | Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен | 3 |
2. | Протяжные лирические песни и плачи | 3 |
3. | Жанры в музыке | 2 |
4. | Марши | 2 |
5. | Обычаи и традиции зимних праздников | 3 |
6. | Танцы | 3 |
7. | Масленица. Цикл весенне-летних праздников | 4 |
8. | Музыкальные формы | 5 |
9. | Симфонический оркестр | 4 |
| Контрольные уроки | 4 |
Итого | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен (3 ч.):
Народное творчество - этимология слов. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Ведение календаря, отражающего долготу дня, в течение года. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен («Комара женить мы будем», «А кто у нас гость большой»).
Репертуар: русские народные песни, заклички, дразнилки, колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», Жнивные песни – «Жнивный приговор», «Осень на порог», «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли в огороде» (два варианта), «Матушка репка», «Комара женить мы будем» и др.; Н. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» - песня Белки, Опера «Снегурочка» - хор «Ай, во поле липенька», «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка», «Царь по городу гуляет», «Вью, вью, вью я капусточку»; величальные («Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой»).
Протяжные лирические песни и плачи (3 ч.)
Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке Н. А. Римского-Корсакова («Сеча при Керженце»).
Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических.
Репертуар: «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей»;
А.П. Бородин опера «Князь Игорь»: Плач Ярославны
М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: хор «Ах, ты свет, Людмила»
Н.А. Римский-Корсаков Русская народная песня «Как за речкою», обработка; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»
Жанры в музыке (2 ч.):
Первичные жанры, концертные жанры.
Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода.
Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Вариации на темы песен. Черты канта в хоре М. И. Глинки «Славься».
Пение песен, подбор баса, аккордов. Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры.
Репертуар: «Выхожу один я на дорогу», «Среди долины ровныя», «Славны были наши деды», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон», «Грянул внезапно гром»; канты: «Орле Российский», «Начну играти я на скрипицах» (или другие по выбору педагога); М.И. Глинка, Вариации на тему песни «Среди долины ровныя»; опера «Жизнь за царя»: хор «Славься».
Марши(2 ч.):
Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости. Инструментарий, особенности оркестровки. Работа с таблицей в учебнике. Слушание и определение признаков марша, структуры.
Репертуар: Г.В.Свиридов Военный марш; Дж. Верди опера «Аида»: Марш;
П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»
П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Марш; С.С.Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш; балет «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей»; Э. Григ « В пещере горного короля»;
М.И. Глинка Марш Черномора; Ф. Шопен Прелюдия до минор
Обычаи и традиции зимних праздников (3 ч.):
Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания.
Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А.Лядов, Н.Римский-Корсаков). Драматизация, разыгрывание сюжетов
Репертуар: Песни «Зазимка-зима», «Сею-вею», «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и др. А.К. Лядов «Восемь русских народных песен» («Коляда»); Н.А. Римский-Корсаков «Слава"
Танцы (3 ч.):
Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Танцы 19 века.
Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Слушание и определение элементов музыкальной речи, разделов формы, жанра. Работа с текстом учебника, с таблицей по танцам. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов
Репертуар: Старинные танцы из сюит Г.Генделя, Ж.Б.Рамо, Г.Перселла, И.С.Баха. Танцы народов мира. Европейские танцы 19 века
Масленица. Цикл весенне-летних праздников (4ч.)
Сретенье - встреча зимы и весны. Масленица - один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Различные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла
Репертуар: «Масленая кукошейка», «Маслена, маслена», «А мы Масленицу», «Ах, масленица», «Середа да пятница», «Ты прощай» и др.; «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Ай, во поле липенька», «Около сырова дуба», «Во поле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре», «Где был, Иванушка».
Музыкальные формы (5ч.)
Вступление, его образное содержание. Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя (исполнительский репертуар 2, 3 классов). Двухчастная форма - песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц. Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из собственного исполнительского репертуара обучающихся.
Вариации: в народной музыке, старинные (Г.Гендель), классические (В. Моцарт), вариации сопрано остинато (М.И. Глинка). Рондо. Определение на слух интонационных изменений в вариациях. Чтение текста романса А.П.Бородина «Спящая княжна», обсуждение музыкальной формы. Слушание и анализ произведений в форме рондо из программы 1, 2, 3 классов
Репертуар: Вступление Ф. Шуберт «Шарманщик»; П.И. Чайковский «Времена года»: «Песнь жаворонка»; М.И. Глинка романс «Жаворонок»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»: вступление, опера «Снегурочка»: вступление.
Период: И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1; С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»: тема Пети; Ж.Ф. Рамо Тамбурин; П.И. Чайковский «Баркарола», «Детский альбом»: «Утренняя молитва»; Ф. Шопен Прелюдия № 7 Ля мажор4 И.С. Бах Маленькие прелюдии
2-х и 3-частные формы: П.И.Чайковский «Детский альбом»: «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка» ; Р. Шуман « Первая утрата» и др. пьесы и песни по выбору педагога
Рондо: Ж.Ф. Рамо Тамбурин; Д.Б. Кабалевский Рондо-токката; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Рондо Фарлафа; С.С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, балет «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка ; В.А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый»; А. Вивальди «Времена года»; А.П. Бородин романс «Спящая княжна»
Вариации: Г.Ф. Гендель ЧаконаВ.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: вариации на тему колокольчиков; М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: «Персидский хор»
Симфонический оркестр (4ч.)
Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. Партитура. Индивидуальные сообщения о музыкальных инструментах и композиторах. Определение на слух тембров инструментов.
Репертуар:Б. Бриттен-Перселл «Путешествие по оркестру»; Э. Григ «Танец Анитры»; В.А. Моцарт Концерт для валторны № 4, часть 3; П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»: Вальс цветов и Испанский танец («Шоколад»); П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»: Неаполитанский танец; К.В. Глюк опера «Орфей»: Мелодия для флейты
Формы организации образовательного процесса
фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)
индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
групповая (организация работ в группах)
индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
традиционный урок
дистанционный урок
комбинированное практическое занятие
лекция-беседа
игра
открытый урок с присутствием родителей
Технологии обучения:
информационно-коммуникационные технологии;
технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;
игровая технология;
проблемно-поисковая технология;
здоровьесберегающая технология;
технология эффективных уроков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
предметная компетенция;
метапредметная компетенция;
коммуникативная компетенция;
личностная компетенция.
Виды и формы контроля:
фронтальный опрос;
беглый текущий опрос;
систематическая проверка домашнего задания;
контрольные уроки в конце каждой четверти;
контрольный срез по всем видам работ;
устное тестирование на закрепление теоретических знаний;
зачет по накопленным творческим навыкам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение обучающимся возможности избегать перегрузок и сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.
Для сохранения здоровья обучающихся педагогу необходимо:
учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;
создавать оптимальный режим занятий;
учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);
учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;
следить за эмоциональным состоянием ребенка;
проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Слушание музыки»»
К концу 3 класса (третьего года обучения) обучающиеся приобретают следующие компетенции:
наличие первоначальных знаниях о музыке, как виде искусства, ее основные составляющие, в том числе о музыкальных инструментах,
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ СЛУШАНИЕ МУЫКИ 3 КЛАСС
Предмет | Оценка, балл | Показатели оценки |
Слушание музыки | 5 (отлично) | содержательный и грамотный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения; точное определение на слух тематического материала, пройденных сочинений |
4 (хорошо) | устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок; в определении на слух допускаются 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную |
3 (удовлетворительно) | устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. в определении на слух допускаются 2-3грубые ошибки и 2-3 незначительных |
2, 1 (неудовлетворительно) | целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
Литература
Учебная литература:
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 1 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2007
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 2 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013
Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 3 класс. / Н.А. Царева. – М.: ООО «ПРЕСТО», 2013
Дополнительная:
1. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. / П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская - М.,1990
Электронные ресурсы:
http://myzukavsem.ru/ Форум педагогов музыки;
http://www.proshkolu.ru/club/music/ Клуб учителей музыки;
http://musicteachers.tk/load/3 Учебники по музыке;
http://muzuchitel.ru/ Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки;
http://okoll.ucoz.ru/index/muzyka_1_klass/0-4 Сайт учителя музыки;
http://sozvezdieoriona.ru/ Обмен опытом;
http://mmoum.ucoz.ru/index/polozhenie/0-7 Международное методическое объединение учителей музыки.