МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УТВЕРЖДАЮ И.О. директора МБОУ «Янтарненская школа имени В.В. Кубракова» ______________ Н.А. Осипенко Принята на заседании ______________________ совета от «___»__________20____г. Протокол №______________ МП |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «РЦДЮТ» ________________ Е.И.Левакина Принята на заседании педагогического совета от «___»__________20____г. Протокол №______________ МП |
Рабочая программа
социально-гуманитарной направленности
«Величие слова»
Возраст обучающихся: 6-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Коваленко Елена Николаевна
педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД «РЦДЮТ
пгт. Красногвардейское, 2018
Пояснительная записка
Данная авторская программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, запросов семьи. В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования.
В программе представлена организация работы по формированию правильной и выразительной речи младшего школьника. Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
В её основу заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать.
Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.
Выразительное чтение в условиях школы есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.
Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения.
Данная программа составлена в соответствии с правовыми документами в сфере дополнительного образования детей:
Федеральные правовые документы
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295);
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года);
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по организации дополнительного образования
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо МОН РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09);
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо МОН РФ от 14.12.2015 № 09-3564);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОН РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
Правовые документы Республики Крым
Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (раздел IV);
Новизна программы состоит в том, что она является ступенчатой по структуре, позволяет освоить различные направления: выразительное чтение поэзии и прозы, инсценирование.
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня обучающиеся школ испытывают сложности перед публичными выступлениями, с трудностями осваивают свободное прочтение наизусть поэзии и прозы, используя мимику и жестикуляцию. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике.
Цель программы: развитие творческого потенциала ребенка посредством звучащего слова.
Задачи обучения: увлеченность искусством чтения; любовь к художественной литературе вообще и увлеченность отобранным для исполнения произведением в частности; увлеченность произведением вызывает потребность читать это произведение слушателям, чтобы взволновать их тем, что волнует самого исполнителя; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми
Сроки реализации программы: образовательная программа реализуется в течении одного года и рассчитана на 72 часов.
Программа предлагается к использованию в системе дополнительного образования, для детей в возрасте от шести до четырнадцати лет.
Формы и режимы занятий: занятия в учебных группах проходят один раз в неделю по два часа.
В процессе обучения используются разные формы занятий:
игра - общение, деловые игры, пьесы -миниатюры, выступления перед зрителями.
- творческий подход к выполнению задания,
- экскурсии, посещение музеев и выставок,
- мастер-классы для детей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Учащиеся должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству.
Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с посторонними, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.
Формой проверки результатов обучения являются:
- конкурсы для обучающихся группы;
- участие в совместных мероприятиях с другими образовательными организациями и учреждениями;
- участие в муниципальных конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
| Вводное занятие | 2 | | 2 |
1. | Искусство выразительного чтения | 2 | 6 | 8 |
2. | Основы техники речи | 4 | 8 | 12 |
3. | Логическая выразительность чтения | 2 | 6 | 8 |
4. | Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания | 2 | 4 | 6 |
5 | Детская авторская поэзия и проза | 2 | 8 | 10 |
6 | Детский эпический рассказ с героем – сверстником | 2 | 4 | 6 |
7. | Поэзия русской природы | 6 | 2 | 12 |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
9 | Посещение музеев, конкурсов | | 6 | 6 |
| Итого: | 23 | 49 | 72 |
Содержание программы:
Содержание программы кружковых занятий
Раздел 1. « Искусство выразительного чтения» ( 8 час.).
Выразительность звучащего слова. Его воздействие на слушателей. Роль воображения в этом процессе. Мысль и эмоция. Прослушивание мастеров художественного чтения (или образцовое чтение учителя), обмен впечатлениями. Чтение учащимися самостоятельно выбранных стихотворений. Проба мотивировки собственной манеры чтения.
Раздел 2. « Основы техники речи» ( 12 час.).
Понятие « техника речи» включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос ( длящийся звук), произношение ( дикция) в процессе речи и чтения. Рациональное, равномерное расходование воздуха, своевременный и незаметный добор воздуха.
Тренировка дыхания в процессе чтения и рассказывания специально подобранных тестов ( отработка умений продолжается на всех последующих занятиях).
Голос, его свойства: сила, высота, длительность (темп), плотность, качество (тембр), громкость (олнозвучность).
Индивидуальные задания для совершенства голосовых данных (при необходимости).
Дикция. Ясное, отчетливое, чистое произнесение каждого звука. Речевой аппарат, правильность его работы ( правильность артикуляции).
Упражнения по выработке навыка правильного произношения (при необходимости на каждом занятии).
Раздел 3. « Логическая выразительность чтения» ( 8 час.).
Раздельность речи – первое условие ее понятности. Группировка звуков и слов. Роль пауз в раздельности речи. Логическое ударение, его средства: тональное повышение и понижение, усиление звука, замедленное произнесение слов, паузы. Основные правила нахождение места ударения: о новом понятии, и противопоставлении, о сравнении, о многословном понятии и др.
Роль знаков препинания в логическом чтении текста.
Знакомство учащихся с основными знаками партитуры ( логические ударения, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона. Упражнения по определению места логического ударения и по разметке текста ( закрепление и совершенствование умений на последующих занятиях).
Раздел 4. « Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания» ( 6 час.).
Неразрывная связь логической и эмоционально- образной выразительности чтения и рассказывания. Средства эмоционально- образной выразительности. Стимулирование видения, представления того, о чем рассказывается, читается. Правильное понимание произведения, авторской художественной идеи. Рождение общения чтеца со слушателями.
Отработка всех правил на конкретном материале ( по выбору учителя).
Раздел 5. « Детская авторская поэзия и проза» (10 час.).
К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, О. Григорьев, В. Левин, Ю.Мориц и др., Э. Лир, А. Милан, Доктор Сьюз, Ю. Тувим, М. Карем, ДЖ. Родари, В.Смит и др.
Чтение произведений в соответствии с графическими особенностями текста; выявление в тексте значимых структурных единиц и попытка самостоятельного истолкования их роли в изображении персонажа или события. Подбор произведений заданного типа их хрестоматий и авторских сборников.
Раздел 6. « Детский эпический рассказ с героем – сверстником» ( 6 час.)
Л. Толстой, Б. Житков, Н. Носов, С. Чарушин, К. Паустовский, В. Драгунский, В. Голявкин и др.
Определение лица, от которого ведется повествование. Рассказ о событии с другой точки зрения.
Раздел 7. « Поэзия русской природы» ( 12 час.).
В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин и др.; М. Пришвин, К. Паустовский, Ю. Казаров, Ю. Коваль и др.
Узнавание элементов звукового состава и ритмической организации стихотворения, называния разных видов повторов; узнавание традиционных фольклорных форм.
Раздел 8. « Итоговое занятие» ( 2 час.).
Обобщение знаний о правилах выразительного чтения и художественного рассказывания.
Чтение учащимися наизусть самостоятельно выбранных стихотворений и прозаических отрывков. Обсуждение и оценка исполнительских умений учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы дает обучающимся представление о профессиях, связанных с публичным выступлением: лектора, диктора, формирует круг досугового чтения обучающегося, а также освоение им культуры чтения и воспитывает осознанное и культурное чтение современного ребенка.
В основе методики лежит изучение программы на трех уровнях:
• восприятие — прослушивание мастеров чтения, посещение мероприятий и конкурсов,
• воспроизведение — дети выполняют задания самостоятельно;
• творчество — каждый ребенок может подойти к выполнению задания индивидуально.
При этом используются следующие формы работы:
• теоретические занятия: в доступной форме дети получают знания об особенностях профессии журналиста и верстальщика;
• знакомство с материалом на примере школьных газет, выполненных детьми;
• практическое выполнение заданий по изучаемой теме;
• создание макета страницы;
• анализ и оценка работы на каждом этапе;
• индивидуальные и коллективные творческие работы;
• участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах.
Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, комплект мебели, книги детских писателей и поэтов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004.
Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005.
Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2007.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.
Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001.
Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата | дата по факту | примечание |
1 | Вводное занятие | 2 | 03.09 | | |
| Культура речи - понятие многостороннее. | 2 | 10.09 | | |
| Артикуляция гласных и согласных звуков. | 2 | 17.09 | | |
| Развитие практических навыков устной речи. | 2 | 24.09 | | |
| Чтение прозаического произведения. | 2 | 01.10 | | |
| Развитие практических навыков выразительного чтения. | 2 | 08.10 | | |
| Понимание богатства русского языка и умение пользоваться им в речи. | 2 | 15.10 | | |
| Первая ступень к искусству художественного чтения | 2 | 22.10 | | |
| Значение хорошей дикции в устной речи. | 2 | 29.10 | | |
| Чтение прозаического произведения. | 2 | 12.11 | | |
| Овладение техникой речи. | 2 | 19.11 | | |
| Путь к приобретению умения выразительно читать и рассказывать | 2 | 26.11 | | |
| Выразительное чтение - вид искусства. | 2 | 03.12 | | |
| Выразительное чтение - как один из путей раскрытия богатства русского языка. | 2 | 10.12 | | |
| Искусство художественного чтения. | 2 | 17.12 | | |
| Чтение прозаического произведения. | 2 | 24.12 | | |
| Искусство звучащего слова. | 2 | 14.01 | | |
| Чтение стихов. Особенности чтения. | 2 | 21.01 | | |
| Ознакомление с техникой речи. | 2 | 28.01 | | |
| Ознакомление со средствами логической и эмоционально-образной выразительности. | 2 | 04.02 | | |
| Практическая работа над литературными произведениями. | 2 | 11.02 | | |
| Логическое членение предложения на речевые звенья. | 2 | 18.02 | | |
| Работа над гибкостью голоса. | 2 | 04.03 | | |
| Умение пользоваться силой и высотой звука. | 2 | 11.03 | | |
| Умение пользоваться темпом речи. | 2 | 18.03 | | |
| Обучение выразительному чтению. | 2 | 25.03 | | |
| Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания. | 2 | 01.04 | | |
| Пауза, логическая мелодия и знаки препинания. | 2 | 08.04 | | |
| Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза. | 2 | 15.04 | | |
| Чтение стихов. Особенности чтения. | 2 | 22.04 | | |
| Чтение прозаического произведения. | 2 | 29.04 | | |
| Формы общения с аудиторией (прямое и косвенное) | 2 | 06.05 | | |
| Членение текста на речевые звенья. | 2 | 13.05 | | |
| Речевое дыхание. | 2 | 20.05 | | |
| Практические упражнения по дыханию и дикции. | 2 | 27.06 | | |
| Подведение итогов работы за год | 2 | 03.06 | | |
Запланировано: ____________часов
Проведено: ______________часов
Программа выполнена: ____________________