ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Современная биология»
(для учащихся 15-17 лет)
Срок реализации программы – 216 часов
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Современная биология» продолжительностью 3 года (в объёме 216 часа, из них первый год - 72часа, во второй год 72часа и третий год- 72) рассчитана на учащихся 9-11 классов. Программа эколога - биологической направленности. Программа ориентирована на комплексное непрерывное образование в области науки о жизни – биологии в учебных объединениях учреждений школьного образования.
Программа включает все разделы и вопросы по биологии, необходимые для сдачи вступительного экзамена в ВУЗы сельскохозяйственного, медицинского, ветеринарного и биологического профиля.
Цель курса: знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, её разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.
Задачи курса:
познакомить с важнейшими достижениями биологии и проблемами, стоящими перед ней (обучающая);
способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы (воспитательная);
способствовать самостоятельной научно- исследовательской и реферативной работе на природе(развивающая).
После прохождения первого года обучения обучающиеся должны знать: основные методы современной биологии, главнейшие понятия, закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов; должны уметь обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с привлечением примеров из практики.
После прохождения второго года обучения школьники должны знать: строение и жизнедеятельность растений и животных, основные группы живых организмов, принципы их классификации; уметь различать фоновые виды древесинных и травянистых растений, групп беспозвоночных и позвоночных животных.
После прохождения третьего года обучения школьники должны знать: строение и жизнедеятельность человека,черты царства животных, типа хордовых,класса млекопитающих, отряда приматов в организме человека; понятие об иммунитете. Работы И.И. Мечникова и И.П. Павлова.
Лекционно - семинарская форма работы предусматривает разные способы контроля школьников:
Входной контроль проводиться в виде краткого собеседования на первом занятии. В ходе его выясняют их интересы, принимаются предложения по проведению интересных форм работы.
Текущий контроль- теоретические зачёты. Проводятся самостоятельные работы и тестирование по отдельным темам курса с целью выявления освоения его обучающимися.предусмотрены как устные ответы, так и письменные задания.
Итоговый контроль. В конце трёх годичного курса предусмотрено проведение пробного экзамена по биологии, с целью того, что бы ученики смогли сами оценить свои знания.
Учебно – тематический план первого года обучения:
( Всего по программе 72 часа- 2часа в неделю.)
№ | Тема | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практическое занятия |
1 | Введение в биологию. | 4 | 4 | |
2 | Клеточная биология | 14 | 13 | 1 |
3 | Основы биохимии и молекулярной биологии | 14 | 14 | |
4 | Основы развития биологии. | 6 | 6 | |
5 | Введение в систематику. | 3 | 3 | |
6 | Вирусы. | 3 | 3 | |
7 | Прокариоты. | 4 | 4 | |
8 | Первичнобезжгутиковыеэукариоты. | 10 | 10 | |
9 | Группа жгутиковых эукариот. Протисты. | 10 | 10 | |
10 | Лишайники. | 4 | 4 | |
| Итого | 72 | | |
Учебно – тематический план второго года обучения:
( Всего по программе 72 часа- 2часа в неделю.)
№ | Тема | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практическое занятия |
1 | Введени. | 2 | 2 | |
2 | Высшие растения. | 30 | 30 | |
3 | Введение в зоологию. | 2 | 2 | |
4 | Беспозвоночные животные. | 24 | 24 | |
5 | Тип хордовые: бесчерепные и позвоночные животные. | 12 | 12 | |
6 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
| Итого | 72 | | |
Учебно – тематический план третьего года обучения:
( Всего по программе 72 часа- 2часа в неделю.)
№ | Тема | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практическое занятия |
1 | Введение. | 2 | 2 | |
2 | Человек и его здоровье. | 52 | 46 | 6 |
3 | Основные законы генетики. | 10 | 6 | 4 |
4 | Обобщение ранее пройденного. | 6 | | 6 |
5 | Зачётное занятие | 2 | 2 | |
| Итого | 72 | | |
Календарно – тематическое планирование I года обучения |
Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1. Введение в биологию Биология как комплекс наук о многообразии жизни. Методы биологических исследований | 4 | |
2. Клеточная биология Предмет цитологии. Основные положения теории Т.Шванна и М.Шлейдена. Р.Вирхов. Понятие о гомологичности и дифференциации клеток. Современные методы исследования клеточных органелл. Особенности строения клеток про- и эукариот. Бактериальная, растительная, грибная и животная клетки. Гипотезы возникновения эукариотических клеток. Основные физиологии клетки: виды транспорта. Жизненный цикл клетки. Понятие о патологии клетки. Деление клетки. Особенности организации хромосом. Лабораторная работа: 1. « Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных». | 14 | |
3. Основы биохимии и молекулярной биологии Предмет биохимии. Статистическая, динамическая и функциональная биохимия. Современные задачи биохимии. Молекулярная биология. Понятие о физико-химической биологии. Биофизика. Основные химические понятия: химическая кинетика, катализ и катализаторы, типы химической связи, биологические растворы. Химическая организация клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. | 14 | |
Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
4. Основы развития биологии. Предмет эмбриологии. Представление о единстве онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон Э.Геккеля и Ф.Мюллера. Теория филэмбриогенеза А.Н.Северцова. О соотношении понятий онтогенез, морфогенез и жизненный цикл. Размножение организмов. | 6 | |
5. Введение в систематику. Систематика, таксономия и классификация. Международные кодексы, регулирующие номенклатуру бактерий. Растений и животных. Искусственная, естественная и филогенетическая системы. Бинарная номенклатура К.Линнея. Таксономические категории. Обзор системы органического мира. Многоцарственные системы. | 3 | |
6. Вирусы. Общая характеристика. Работы Д.Ивановского. Природа вирусов. ДНК- и РНК- содержащие вирусы. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Бактериофаги. | 3 | |
7. Прокариоты. Общая характеристика прокариот. Принципы классификации бактерий. Экология архебактерий. Размножение бактерий. Группа цианей, или сине-зелёных водорослей. Распространение бактерий в почве, воздухе, воде и живых организмах. | 4 | |
Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
8.Первичнобезжгутиковые эукариоты. Принципы классификации эукариот. Группы первичнобезжгутиковых и жгутиковых эукариот. Характеристика Красных водорослей(багрянок). Общая характеристика царства Грибов. Современные принципы классификации грибов. Аскомицеты и базидомицеты. Ржавченные и головневые грибы.Плесневые грибы и дрожжи. Практическое значение грибов. | 10 | |
9.Группа жгутиковых эукариот. Протисты. Протисты как «сборная» группа. Общая характеристика простейших. Систематика простейших. Тип Саркомастигофоры. Обыкновенная амёба. Тип Инфузории. Строение и размножение инфузории-туфельки. Малярийный плазмодий. Отдел Бурые водоросли. Отделы Харовые,Конъюгирущие, Зелёных и Эвгленовых водорослей. Спирогира. Слезивики. Хламидоманада, плеврококк хлорелла. Вольвокс. Эвглена зелёная. | 10 | |
10. Лишайники. Лишайники как пример симбиоза грибов и водорослей. Природа лишайников. Строение лишайников. Жизненные формы лишайников. Размножение лишайников. Зоны «лишайников пустынь» Лишайники как биоиндикаторы состояния воздушной среды. Экология, значение, распространение лишайников. | 4 | |
ВСЕГО | 72 | |
ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Введение в биологию.
1семинар «Живые системы: подходы термодинамики и кибернетики. Критерии живых систем».
Рефераты и доклады:
Подходы разных авторов к определению «Жизни»;
Концепция уровней организации живого Н.В.Тимофеева-Ресовского.
Клеточная биология.
1семинар «Предпосылки возникновения клеточной теории. Её основные положения»;
2 семинар «Строение клеток прокариот и эукариот»;
3 семинар «Жизненный цикл клетки. Митоз и мейоз».
Реферат и доклады:
Современные методы исследования клеточных органелл;
Элементы цитоскелета: строение и функции. Распространение у разных групп живых организмов;
Основы физиологии клетки. Виды транспорта веществ.
III. Основы биохимии и молекулярной биологии.
1семинар. «Химическая организация клетки6 неорганические и органические вещества. Их роль в жизнедеятельности клетки»;
2семинар «Структура и функции белков»;
3семинар «Структура и функции ДНК и РНК»;
Рефераты и доклады:
Ферменты как биокатализаторы;
История изучения нуклеиновых кислот.
IV. Основы биологии развития.
1семинар «Типы и формы размножения организмов. Типы жизненных циклов»;
2 семинар «Этапы онтогенеза тканевых организмов».
Реферат: «Представления об единстве онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон. Теория филэмбриогенеза».
V. Введение в систематику.
1.семинар «Основные понятия и принципы классификации живых организмов».
Реферат: «Современные системы органического мира»
VI. Вирусы.
1.семинар «Природа и строение вирусов»
VII. Прокариоты.
1.семинар «Строение, размножение и принципы классификации прокариот».
Рефераты и доклады:
Архебактерии – новое царство органического мира.
Роль бактерий в природе. Медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
VIII. Грибы. Красные водоросли (Багрянки).
1семинар «Специфические черты строения и размножения грибов»;
2семинар «Основы классификации грибов».
Рефераты и доклады:
IX. Проститы: простейшие и водоросли.
1семинар «Характеристика групп простейшие».
Рефераты и доклады:
X. Лишайники.
1семинар «Природа лишайников».
Реферат: Экология лишайников.
ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Введение.
Высшие растения.
Общая характеристика высших растений. Систематика. Ботаника(фитология) как наука о растениях. Выход растений на сушу.
Отделы древнейших высших растений. Псилофиты. Пути приспособительной эволюции высших растений. Эволюция жизненного цикла.
Морфология и анатомия растений. Растительные ткани. Простые и сложные ткани. Функциональная классификация тканей: образовательные (меристемы), покровные (защитные), основные (паренхима), механические (арматурные), выделительные (секреторные) и проводящие.
Строение и функции сложных тканей. Древесина (ксилема) и луб (флоэма). Стелярная теория.
Вегетативные органы растений. Вегетативные органы растений. Первичное и вторичное строение корня. Зоны корня. Корневые волоски.. механизм движения питательных веществ. Симпласт и апопласт. Типы корневых систем. Разнообразие и метаморфозы корней.
Общая характеристика побега и стебля. Морфология. Понятие о жизненны формах растений. Первичное и вторичное строение стебля. Морфология и анатомия листа. Вегетативное размножение растений.
Отдел Моховидные. Строение и размножение. Экология и происхождение
Отдел Плауновидные. Строение и размножение. Экология и происхождение
Отдел Хвощевидные. Строение и размножение. Экология и происхождение.
Отдел Псилотовидные. Строение и размножение. Экология и происхождение
Отдел Папоротникообразные. Строение и размножение. Экология и происхождение
Общая характеристика семенных растений. Гипотезы происхождения семени. Морфология семян.
Отдел Голосеменные. Строение и размножение. Экология и происхождение
Класс гинковые. Строение и размножение. Экология и происхождение.
Класс хвойные. Строение и размножение. Экология и происхождение.
Отдел Покрытосеменных, или Цветковые. Строение и размножение. Экология и происхождение.
Морфология соцветий. Спорогенез и гаметогенез. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Двойное оплодотворение открытое С.Г.Навашиным. Его биологический смысл.
Принципы классификации плодов. Распространение плодов и семян. Происхождение семян.
Семейство двудольных растений. Строение и размножение. Экология и происхождение.
Семейство однодольных растений. Строение и размножение. Экология и происхождение.
Введение в зоологию.
Значение и экология животных. Различия растений и животных. Краткая история зоологии. Принципы классификации животного мира. Типы симметрии животных. Жизненные формы животных. Признаки многоклеточных животных.
Беспозвоночные животные.
Тип Губки. Строение и размножение. Экология и значение.
Тип Кишечнополостные. Строение и размножение. Экология и значение.
Тип Плоские черви. Строение и размножение. Экология и значение.
Тип Круглые черви. Строение и размножение. Экология и значение.
Тип Немертины. Тип Кольчатые черви. Строение и размножение. Экология и значение.
Тип Моллюски. Строение и размножение. Экология и значение. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двустворчатые моллюски.
Тип Членистоногие. Строение и размножение. Экология и значение. Принципы классификации. Подтип ракообразные.
Подтип хелицеровые. Строение и размножение. Экология и значение.
Подтип трахейные. Строение и размножение. Экология и значение.
Систематика насекомых. Отряды: стрекозы, прямокрылые, тараканы, богомолы, термиты, клопы, вши, ручейники, жесткокрылые, блохи..
Понятие о первично- и вторичноротых. Тип Погоноворы. Группа щупальцевых. Тип Иглокожие.
Тип хордовые: бесчерепные и позвоночные животные.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип бесчерепные. Подтип оболочники. Подтип позвоночные, или черепные. Группа бесчелюстные. Класс круглоротые. Группа челюстноротые.
Общая характеристика надкласса рыб. Хрящевые рыбы: строение и размножение. Экология и значение. Подкласс лопастепёрых. Подкласс лучеперых рыб.
Класс земноводные, или амфибии. Строение и размножение. Экология и значение.
Класс пресмыкающие, или рептилии. Строение и размножение. Экология и значение.
Класс птиц. Строение и размножение. Экология и значение. Приспособленность птиц к среде обитания. Многообразие современных птиц.
Класс млекопитающие, или звери. Строение и размножение. Экология и значение. Поведение. Забота о потомстве. Происхождение.
Итоговое занятие.
ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Введение.
Человек и его здоровье (анатомия, физиология и гигиена человека).
Науки изучающие строение и функции человеческого организма. Условия сохранения здоровья человека. Черты животных, позвоночных, млекопитающих и приматов в организме человека.
История медицины. Морфология человеческого тела. Размеры и пропорции. Стороны человеческого тела и плоскости. Симметрии.
Понятие о тканях. Основные типы тканей.. строение и функции. Теория функциональной системы П.К.Анохина.
Опорно- двигательная система. Скелет человека. Общая характеристика. Функции. Типы костей и их соединений. Отделы скелета.
Кости и отделы черепа. Кости лица. Кости и соединения поясов и свободных верхних и нижних конечностей.
Мышечная система. Форма мышц. Работа мышц. Гигиена опорно-двигательной системы.
П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей ».
П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей».
П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей».
П/Р: «Первая помощь при повреждениях костей».
П/Р: «Первая помощь при повреждениях мышц».
Пищеварительная система. Строение и функции. Отделы. Пищеварительные железы. Роль печени. Физиология. Патология и гигиена.
Понятие об обмене веществ и энергии в организме. Обмен белков, углеводов, жиров. Водный и солевой обмен. Терморегуляция и понятие о гомеостазе. Витамины.
Дыхательная система. Строение и функции. Механизм дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика.
Кровеносная система. Состав и функции элементов крови. Плазма крови. Строение и функционирование сердца. Кровеносные сосуды.
Артериальная и венозная кровь. Большой и малый круг кровообращения. Лимфатическая система. Строение и функции. Лимфатические сосуды и узлы.
Селезёнка, общая характеристика.
Иммунная система. Работы И.И.Мечникова.
Строение и функции кожи.
Строение и функции почек и выделительных каналов. Нефрон. Мочевой пузырь.
Строение и функции органов половой системы. Половое созревание.
Периоды онтогенеза человека.
Эндокринная система. Железы эндокринной системы и вырабатываемые гормоны.
Нервная система. Нейрон. Строение и функции отделов головного мозга.
Строение и функции отделов спинного мозга. Синапс. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Органы чувств- анализаторы. Общие свойства рецепторов.
Строение органов зрения.
Строение органов слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Вестибулярный аппарат. Общие представления о Высшей нервной системе.
Первая и вторая сигнальная система. Рефлексы. Мышление, эмоции, память, сон, т руд. Акклиматизация.
П/Р: «Первая помощь при кровотечениях».
П/Р: «Первая помощь при кровотечениях».
Основные законы генетики.
П/Р: «Решение генетических задач».
П/Р: «Решение генетических задач».
IV. Обобщение ранее пройденного.
П/Р: «Решение тестовых задач».
П/Р: «Решение тестовых задач».
П/Р: «Решение тестовых задач»
П/Р: «Решение генетических задач»..
Методическое обеспечение программы:
Выполнение предусмотренных программой задач невозможно без проведения практических работ, наблюдений в природе, работы в музее. Можно выделить несколько форм такой работы:
Лабораторные работы в кабинете биологии. Например важное значение для усвоения курса биологии играет работа» Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных». Предлагаемая работа проводится в самом начале курса, после раздела «Клеточная биология». Обучающиеся сами убеждаются в том, что клетка- основная структурно- функциональная единица живых организмов; познают особенности строения разных клеток; принципы работы светового микроскопа и изготовления срезов. Конечно, эти навыки просто необходимы в работе современных биологов.
Работа с коллекциями. Такая работа проводится практически в течение всего курса. Преподаватель демонстрирует представителей разных групп живых организмов в виде гербария, влажных препаратов, тушек и т.д.Это является необходимой подготовкой перед выходом на природу. Такая работа продолжается на экскурсиях в музее.
Для более успешного освоения программного материала предлагаются также темы семинарских занятий, докладов и рефератов, для обучающихся.
Программно-методическая оснащенность учебного плана
платных дополнительных образовательных услуг ГБОУ школы №471
на 2013-2014 учебный год.
Название учебной программы | Наличие учебно-методического обеспечения программы: учебники | Наличие учебно-методического обеспечения программы: учебно-методическое обеспечение |
Современная биология. | | Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Уостсон Дж. Молекулярная биология клетки. В 3т. -1995. Барнс Р., Кейлоу П., Олив П.Беспозвоночные: Новый обобщённый подход. -М.,1992. Гилярова М.С. ред. Биологический энциклопедический словарь.-М.,1986. Серков Ф.Н. ред. Биологи: Биографический чсправочник.-К.,1984. Дюв К. де Путешествие в мир живой клетки. – М.,1987. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. –М.,1988. Крю П.де. Охотниик за микробами – М.,1987. Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. –М.,1982. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 471
___________________ Сидорова И. В.
«____»____________________2013 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы
«Современная биологии»
Цель: знакомство обучающихся с историей и современным этапом развития биологии, её разделами и методами исследований, проблемами и перспективами для формирования комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности
Категория слушателей 15 - 17 лет
Срок обучения 9 месяцев – 72 часа
Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе: | Формы контроля |
лекции | практические занятия |
1 | Введение в общую биологию | 2 | 1 | 1 | беседа |
2 | Основы учения о клетке | 10 | 7 | 3 | зачёт |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 14 | 10 | 4 | тест |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости. | 10 | 8 | 2 | Тест с решением задач |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 8 | 8 | | Прогностическая работа по выведению новой породы, сорта или штамма микроорганизмов |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира. | 8 | 7 | 1 | Реферат |
7 | Микробиология | 10 | 7 | 3 | Тест с решением задач |
8 | Экология. Биосфера. Законы экологии. | 10 | 5 | 5 | Тест с решением задач |
| Итого: | 72 | | | |
Список литературы для педагога:
Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Уостсон Дж. Молекулярная биология клетки. В 3т. -1995.
Барнс Р., Кейлоу П., Олив П.Беспозвоночные: Новый обобщённый подход. -М.,1992.
Гилярова М.С. ред. Биологический энциклопедический словарь.-М.,1986.
Серков Ф.Н. ред. Биологи: Биографический чсправочник.-К.,1984.
Дюв К. де Путешествие в мир живой клетки. – М.,1987.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. –М.,1988.
Крю П.де. Охотниик за микробами – М.,1987.
Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. –М.,1982.