СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса "Подъёмная сила" для учащихся 8 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная рабочая программа предпрофильного курса «Подъемная сила» - это стартовая программа вхождения в  физико-математический профиль в лицее. Предпрофильный курс  предполагает три направления: старт в образовательную среду лицея, развитие информационной компетенции обучающихся, профильное самоопределение на уровне пропедевтики, т.е. предварительное профильное самоопределение. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса "Подъёмная сила" для учащихся 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» г. Усолье-Сибирское















Рабочая программа

по курсу «Подъемная сила»

(Предмет, название курса)

для 8 класса

(уровень: предпрофильный)

 





Автор Крячко Ирина Николаевна,

учитель физики.

Квалификационная категория Высшая

 

 











 















г. Усолье-Сибирское

2020 год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа предмета по выбору «Подъемная сила» разработана для обучающихся 8 классов.

Место в учебном плане: вариативная часть, углубленный курс.

Рабочая программа по физике составлена на основе:

  1. Авторской педагогической разработки комбинаторного типа «Подъемная сила (автор Крячко И.Н., утверждена на ГЭС от 29.04.2011 протокол № 2), которая в свою очередь составлена на основе программ:

    1. Программы для средних общеобразовательных школ. Физика. 7-9 классы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. – М: Дрофа, 2008 г.-с.104-108.

    2. В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. Элективный курс «Методы решения физических задач».- М: Дрофа, 2007г.

    3. Н.Ф.Малая. Авторская программа предпрофильного курса по физике "Физика вокруг нас" http://festival.1september.ru/, 2010г.

Количество часов: 17 ч (34 недели); в неделю – 0,5 часа

Практических занятий: 17 часов; экспериментальных работ – 3 часа; решение качественных и расчетных задач – 9 часов; защита проектов – 3 часа; КИМ – 2 часа.


Учебная рабочая программа предпрофильного курса «Подъемная сила» - это стартовая программа вхождения в физико-математический профиль в лицее.

Предпрофильный курс предполагает три направления: старт в образовательную среду лицея, развитие информационной компетенции обучающихся, профильное самоопределение на уровне пропедевтики, т.е. предварительное профильное самоопределение.

Цель программы:создать ориентационную и мотивационную основу у восьмиклассников для осознанного выбора физико-математического профиля.

Задачи обучения:

  1. Показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя;

  2. Сформировать у учащихся умение и навыки в проведение физического эксперимента;

  3. Дать учащимся возможность проявить себя и выбрать правильно профиль.

  4. Представить темы и критерии оформления и защиты проектов в приложении

  5. Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать полученную информацию в ходе прочитанного текста и находить в нем ответы на поставленные вопросы.

  6. Воспитывать личность, готовую к практической деятельности, пропаганде экологических идей.

  7. Формировать ответственное отношение к окружающей среде.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, освоение двух междисциплинарных программ: «Смысловое чтение», «Экологическое образование».

Основные направления междисциплинарной программы «Смысловое чтение»: работа с текстом, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Основные направления междисциплинарной программы «Экологическое образование»: самореализация и личностного роста обучающихся; становление экологического сознания.

За три года каждый учащийся в Лицее пройдет предметные курсы предпрофильного ядра по физике: «Занимательная физика»,«Подъемная сила», «Измерение физических величин». В конце 9 класса окончательно определит для себя свой профиль», а именно физико-математический.



Система оценивания

Система оценивания курсов – безотметочная - рейтинговая, построена на мотивировании. Основные преференции рейтинга – определение «мягкого» профиля, то есть своеобразное «разрешение» учиться на данном профиле.

Необходимо получить зачет за первое и второе полугодия, набрав при этом минимальное количество баллов.

Рейтинг получения зачета за первое полугодие (минимальное количество 40 баллов)


п/п

Наименование работ

Максимальный балл

1

Проект «Как поднять затонувший корабль»

10

2

Решение расчетных задач (7*3балла)

21

3

Решение качественных задач (5*3балла)

15

4

Экспериментальные работы (2*10 баллов)

20


ИТОГО

66


Рейтинг получения зачета за второе полугодие (минимальное количество 50 баллов- «3»)


п/п

Наименование работ

Максимальный балл

1

Мини-проект «Летательный аппарат»

5

2

Тестовые задания «Мониторинг по физике»

10

3

Тестовые задания «Подъемная сила»

10

4

Решение качественных задач (5*3 балла)

15

5

Решение расчетных задач (4*3 балла)

12

6

Защита проекта

33


ИТОГО

85


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. «Физика воды» 9 часов

Цель и задачи курса «Подъемная сила». Основные формулы, для расчета веса тела, силы Архимеда, подъемной силы. Решение проблемы и задач по поднятию корабля. Защита проектов «Поднятие затонувшего корабля»

Решение качественных и расчетных задач на закон Архимеда.

Экспериментальная работа № 1 «Определение и расчет выталкивающей силы». Условия плавания тел.

Экспериментальная работа № 2 «Исследование условий плавания тел».

Судоходство и связанные с ним вопросы охраны воды. Пагубные проблемы судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа.

Решение качественных и расчетных задач на условия плавания тел на основе литературных сюжетов и научных текстов.

Решение тестовых заданий на закон Архимеда и плавание тел.


Тема 2. «Физика неба» 5 часов

Воздухоплавание. Подъемная сила. Использование аэростатов. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли.

Решение качественных и расчетных задач на подъемную силу на основе литературных сюжетов и научных текстов.

Экспериментальная работа № 3 «Моделирование подъемного шара»


Тема 3. «Подъемная сила» 3 часа

Проблема утонувшего топора.

Защита проектов.

Весело – о серьёзном: рефлексия, итоги участия каждого ученика.



ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


  1. Словесные (лекции, беседы).

  2. Наглядные (демонстрационные опыты, эксперименты, показ плакатов, схем, чертежей, диафильмов, видеофильмов).

  3. Практические (решение задач, экспериментальная работа).

  4. Проблемные (постановка проблемы, задачи и пути решения).

  5. Метод учебной деятельности самостоятельности ученика (решение тестового задания по изученной теме, домашняя и творческая работа).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов (давление, сила, подъемная сила, воздухоплавание, закон Архимеда)

  • Применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне (решение качественных задач)

  • Применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне (решение расчетных задач)

  • Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований (лабораторные работы).

  • Анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты (лабораторные работы).

  • Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта).

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов), ее обработку и представление в разных формах (словесно).

  • Уметь работать с физическим оборудованием и соблюдать технику безопасности.

  • Уметь применять решения качественных задач для рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • Заполнять самостоятельно «Дневник предпрофильных физических курсов».

СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Блудов М.И. «Беседы по физике», - М: Просвещение, 1983 г.

  2. Малая Н.Ф. Авторская программа предпрофильного курса по физике "Физика вокруг нас".- http://festival.1september.ru/, 2010г.

  3. Орлов В.А., Сауров Ю.А. Элективный курс «Методы решения физических задач».- М: Дрофа, 2007г.

  4. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты».- М: Наука, 1986 г.

  5. Программа для средних общеобразовательных школ. Физика. 7-9 классы. Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. – М: Дрофа, 2008 г.-с.104-108.

  6. Профильное обучение. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2010.

  7. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

  8. Фадеева Г.А. В.А.Попова Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. –Волгоград: Учитель, 2003


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Ноутбук «Aser»

2. Мультимедийный проектор «EPSON»

3. Классная доска аудиторная

4. Принтер «HPlaserJetM 1120 MFP»

5. Звуковоспроизводящие колонки «Genius»

6. Демонстрационное оборудование для учащихся 7- 8 класса (перечень в паспорте кабинета)

7. Лабораторное оборудование для учащихся 7-8 класса (перечень в паспорте кабинета)

8. Электронные издания:

  1. Видиокасеты. Видеостудия «КВАРТ»

  2. Мультимедийный репетитор «ФИЗИКА» Полный курс для 7-11 классов под редакцией Н.Манько.- Питер, 2012

  3. Уроки физики с применением информационных технологий для 7 класса, разработанные учителем физики МБОУ «Лицей № 1» Крячко И.Н.

  4. Физика. 7 класс. Электронное приложение к УМК.-М.: Дрофа, 2012

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Подъемная сила»

урока

Тема урока

Способы организации деятельности учащихся

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

По

плану

По

факту

Тема 1. «Физика воды»9 часов

1

«На земле, под водой и в небе…»

Лекция,

презентация, демонстрации



Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов (давление, сила, подъемная сила, воздухоплавание, закон Архимеда).



2

В поисках сокровищ.

Практикум-

видео-решение

Текущий:

решение задач у доски и самостоятельно

Применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне; решение расчетных задач на подъемную силу, используя видеофрагмент «Поднятие затонувшего корабля Фрау Мария»



3

Защита проектов «Поднятие затонувшего корабля».

Практикум

Текущий:

защита проектов

Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта).



4

Взвешивание по Архимеду

Практикум-консультация

Текущий:

решение задач

Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровняхна основе литературных сюжетов и научных текстов



5

Определение и расчет выталкивающей силы.

Практикум


Текущий:

Фронтальная экспериментальная работа№ 1

Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований



6

Пагубные проблемы судоходства.

Лекция,

презентация

Текущий: беседа

Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов.

Знать разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа.



7

Всплывёт или утонет?

Практикум


Текущий:

Фронтальная экспериментальная работа№ 2

Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований.

Анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты



8

Какая часть айсберга находится под водой?

Практикум-консультация

Текущий:

Решение качественных и расчетных задач на условия плавания тел

Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на основе литературных сюжетов и научных текстов



9

Решение тестовых заданий на закон Архимеда и плавание тел.

Практикум-консультация

Текущий:

тест,

решение задач

Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях



Тема 2. «Физика неба» 5 часов

10/1

Воздухоплавание. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли.

Презентация (сообщения учащихся с последующей дискуссией)


Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов (давление, сила, подъемная сила, воздухоплавание, закон Архимеда).



11/2

Воздушный шар. Аэростат.

Практикум

Текущий:

решение задач

Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на подъемную силу



12/3

Дирижабль.

Практикум

Текущий:

Фронтальная экспериментальная работа

Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на подъемную силу



13/4

Моделирование подъемного шара.

Практикум

Текущий:

Фронтальная экспериментальная работа№ 3

Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований



14/5

Моделирование подъемного шара.

Практикум


Текущий:

Фронтальная экспериментальная работа№ 3

Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований



Тема 3. «Подъемная сила» 3 часа

15/6

Проблема утонувшего топора

Практикум.

Текущий:

решение качественных и расчетных задач на условия плавания тел

Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на основе литературных сюжетов и научных текстов



16/7

Защита проектов

Учебная конференция

Итоговый

Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта)



17/8

Защита проектов








Весело – о серьёзном


Учебная конференция







Рефлексия, итоги участия каждого ученика

Итоговый








Развернутое оценивание

Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта).

Уметь оценивать достигнутый результат, в которомучащиеся осознают качество и уровень усвоения программы (выставление рейтинговых баллов).