Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» г. Усолье-Сибирское
Рабочая программа
по курсу «Подъемная сила»
(Предмет, название курса)
для 8 класса
(уровень: предпрофильный)
Автор Крячко Ирина Николаевна,
учитель физики.
Квалификационная категория Высшая
г. Усолье-Сибирское
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета по выбору «Подъемная сила» разработана для обучающихся 8 классов.
Место в учебном плане: вариативная часть, углубленный курс.
Рабочая программа по физике составлена на основе:
Авторской педагогической разработки комбинаторного типа «Подъемная сила (автор Крячко И.Н., утверждена на ГЭС от 29.04.2011 протокол № 2), которая в свою очередь составлена на основе программ:
Программы для средних общеобразовательных школ. Физика. 7-9 классы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. – М: Дрофа, 2008 г.-с.104-108.
В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. Элективный курс «Методы решения физических задач».- М: Дрофа, 2007г.
Н.Ф.Малая. Авторская программа предпрофильного курса по физике "Физика вокруг нас" http://festival.1september.ru/, 2010г.
Количество часов: 17 ч (34 недели); в неделю – 0,5 часа
Практических занятий: 17 часов; экспериментальных работ – 3 часа; решение качественных и расчетных задач – 9 часов; защита проектов – 3 часа; КИМ – 2 часа.
Учебная рабочая программа предпрофильного курса «Подъемная сила» - это стартовая программа вхождения в физико-математический профиль в лицее.
Предпрофильный курс предполагает три направления: старт в образовательную среду лицея, развитие информационной компетенции обучающихся, профильное самоопределение на уровне пропедевтики, т.е. предварительное профильное самоопределение.
Цель программы:создать ориентационную и мотивационную основу у восьмиклассников для осознанного выбора физико-математического профиля.
Задачи обучения:
Показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя;
Сформировать у учащихся умение и навыки в проведение физического эксперимента;
Дать учащимся возможность проявить себя и выбрать правильно профиль.
Представить темы и критерии оформления и защиты проектов в приложении
Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать полученную информацию в ходе прочитанного текста и находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Воспитывать личность, готовую к практической деятельности, пропаганде экологических идей.
Формировать ответственное отношение к окружающей среде.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, освоение двух междисциплинарных программ: «Смысловое чтение», «Экологическое образование».
Основные направления междисциплинарной программы «Смысловое чтение»: работа с текстом, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Основные направления междисциплинарной программы «Экологическое образование»: самореализация и личностного роста обучающихся; становление экологического сознания.
За три года каждый учащийся в Лицее пройдет предметные курсы предпрофильного ядра по физике: «Занимательная физика»,«Подъемная сила», «Измерение физических величин». В конце 9 класса окончательно определит для себя свой профиль», а именно физико-математический.
Система оценивания
Система оценивания курсов – безотметочная - рейтинговая, построена на мотивировании. Основные преференции рейтинга – определение «мягкого» профиля, то есть своеобразное «разрешение» учиться на данном профиле.
Необходимо получить зачет за первое и второе полугодия, набрав при этом минимальное количество баллов.
Рейтинг получения зачета за первое полугодие (минимальное количество 40 баллов)
№ п/п | Наименование работ | Максимальный балл |
1 | Проект «Как поднять затонувший корабль» | 10 |
2 | Решение расчетных задач (7*3балла) | 21 |
3 | Решение качественных задач (5*3балла) | 15 |
4 | Экспериментальные работы (2*10 баллов) | 20 |
| ИТОГО | 66 |
Рейтинг получения зачета за второе полугодие (минимальное количество 50 баллов- «3»)
№ п/п | Наименование работ | Максимальный балл |
1 | Мини-проект «Летательный аппарат» | 5 |
2 | Тестовые задания «Мониторинг по физике» | 10 |
3 | Тестовые задания «Подъемная сила» | 10 |
4 | Решение качественных задач (5*3 балла) | 15 |
5 | Решение расчетных задач (4*3 балла) | 12 |
6 | Защита проекта | 33 |
| ИТОГО | 85 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. «Физика воды» 9 часов
Цель и задачи курса «Подъемная сила». Основные формулы, для расчета веса тела, силы Архимеда, подъемной силы. Решение проблемы и задач по поднятию корабля. Защита проектов «Поднятие затонувшего корабля»
Решение качественных и расчетных задач на закон Архимеда.
Экспериментальная работа № 1 «Определение и расчет выталкивающей силы». Условия плавания тел.
Экспериментальная работа № 2 «Исследование условий плавания тел».
Судоходство и связанные с ним вопросы охраны воды. Пагубные проблемы судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа.
Решение качественных и расчетных задач на условия плавания тел на основе литературных сюжетов и научных текстов.
Решение тестовых заданий на закон Архимеда и плавание тел.
Тема 2. «Физика неба» 5 часов
Воздухоплавание. Подъемная сила. Использование аэростатов. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли.
Решение качественных и расчетных задач на подъемную силу на основе литературных сюжетов и научных текстов.
Экспериментальная работа № 3 «Моделирование подъемного шара»
Тема 3. «Подъемная сила» 3 часа
Проблема утонувшего топора.
Защита проектов.
Весело – о серьёзном: рефлексия, итоги участия каждого ученика.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесные (лекции, беседы).
Наглядные (демонстрационные опыты, эксперименты, показ плакатов, схем, чертежей, диафильмов, видеофильмов).
Практические (решение задач, экспериментальная работа).
Проблемные (постановка проблемы, задачи и пути решения).
Метод учебной деятельности самостоятельности ученика (решение тестового задания по изученной теме, домашняя и творческая работа).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов (давление, сила, подъемная сила, воздухоплавание, закон Архимеда)
Применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне (решение качественных задач)
Применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне (решение расчетных задач)
Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований (лабораторные работы).
Анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты (лабораторные работы).
Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта).
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов), ее обработку и представление в разных формах (словесно).
Уметь работать с физическим оборудованием и соблюдать технику безопасности.
Уметь применять решения качественных задач для рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Заполнять самостоятельно «Дневник предпрофильных физических курсов».
СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Блудов М.И. «Беседы по физике», - М: Просвещение, 1983 г.
Малая Н.Ф. Авторская программа предпрофильного курса по физике "Физика вокруг нас".- http://festival.1september.ru/, 2010г.
Орлов В.А., Сауров Ю.А. Элективный курс «Методы решения физических задач».- М: Дрофа, 2007г.
Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты».- М: Наука, 1986 г.
Программа для средних общеобразовательных школ. Физика. 7-9 классы. Авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. – М: Дрофа, 2008 г.-с.104-108.
Профильное обучение. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2010.
Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
Фадеева Г.А. В.А.Попова Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. –Волгоград: Учитель, 2003
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Ноутбук «Aser»
2. Мультимедийный проектор «EPSON»
3. Классная доска аудиторная
4. Принтер «HPlaserJetM 1120 MFP»
5. Звуковоспроизводящие колонки «Genius»
6. Демонстрационное оборудование для учащихся 7- 8 класса (перечень в паспорте кабинета)
7. Лабораторное оборудование для учащихся 7-8 класса (перечень в паспорте кабинета)
8. Электронные издания:
Видиокасеты. Видеостудия «КВАРТ»
Мультимедийный репетитор «ФИЗИКА» Полный курс для 7-11 классов под редакцией Н.Манько.- Питер, 2012
Уроки физики с применением информационных технологий для 7 класса, разработанные учителем физики МБОУ «Лицей № 1» Крячко И.Н.
Физика. 7 класс. Электронное приложение к УМК.-М.: Дрофа, 2012
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «Подъемная сила»
№ урока | Тема урока | Способы организации деятельности учащихся | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата проведения |
По плану | По факту |
Тема 1. «Физика воды»9 часов |
1 | «На земле, под водой и в небе…» | Лекция, презентация, демонстрации | | Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов (давление, сила, подъемная сила, воздухоплавание, закон Архимеда). | | |
2 | В поисках сокровищ. | Практикум- видео-решение | Текущий: решение задач у доски и самостоятельно | Применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне; решение расчетных задач на подъемную силу, используя видеофрагмент «Поднятие затонувшего корабля Фрау Мария» | | |
3 | Защита проектов «Поднятие затонувшего корабля». | Практикум | Текущий: защита проектов | Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта). | | |
4 | Взвешивание по Архимеду | Практикум-консультация | Текущий: решение задач | Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровняхна основе литературных сюжетов и научных текстов | | |
5 | Определение и расчет выталкивающей силы. | Практикум | Текущий: Фронтальная экспериментальная работа№ 1 | Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований | | |
6 | Пагубные проблемы судоходства. | Лекция, презентация | Текущий: беседа | Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов. Знать разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнение водоемов. Аварии нефтяных танкеров как экологическая катастрофа. | | |
7 | Всплывёт или утонет? | Практикум | Текущий: Фронтальная экспериментальная работа№ 2 | Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований. Анализировать сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, фотографий, и проводить, используя их, расчеты | | |
8 | Какая часть айсберга находится под водой? | Практикум-консультация | Текущий: Решение качественных и расчетных задач на условия плавания тел | Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на основе литературных сюжетов и научных текстов | | |
9 | Решение тестовых заданий на закон Архимеда и плавание тел. | Практикум-консультация | Текущий: тест, решение задач | Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях | | |
Тема 2. «Физика неба» 5 часов |
10/1 | Воздухоплавание. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли. | Презентация (сообщения учащихся с последующей дискуссией) | | Понимать физический смысл моделей, понятий, величин, универсальность физических законов (давление, сила, подъемная сила, воздухоплавание, закон Архимеда). | | |
11/2 | Воздушный шар. Аэростат. | Практикум | Текущий: решение задач | Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на подъемную силу | | |
12/3 | Дирижабль. | Практикум | Текущий: Фронтальная экспериментальная работа | Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на подъемную силу | | |
13/4 | Моделирование подъемного шара. | Практикум | Текущий: Фронтальная экспериментальная работа№ 3 | Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований | | |
14/5 | Моделирование подъемного шара. | Практикум | Текущий: Фронтальная экспериментальная работа№ 3 | Анализировать условия проведения и результаты экспериментальных исследований | | |
Тема 3. «Подъемная сила» 3 часа |
15/6 | Проблема утонувшего топора | Практикум. | Текущий: решение качественных и расчетных задач на условия плавания тел | Применять законы физики для анализа процессов на качественном расчетном уровнях на основе литературных сюжетов и научных текстов | | |
16/7 | Защита проектов | Учебная конференция | Итоговый | Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта) | | |
17/8 | Защита проектов Весело – о серьёзном | Учебная конференция Рефлексия, итоги участия каждого ученика | Итоговый Развернутое оценивание | Объяснять физические явления, различать влияние различных факторов на протекание явлений, проявления явлений в природе или их использование в технических устройствах и повседневной жизни (защита проекта). Уметь оценивать достигнутый результат, в которомучащиеся осознают качество и уровень усвоения программы (выставление рейтинговых баллов). | | |