СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса «Технология решения тестовых и познавательных заданий по обществознанию» для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма спецкурса «Технология решения тестовых и познавательных заданий по обществознанию» позволит проводить эффективную подготовку к ОГЭ по обществознанию, т.к. здесь рассматриваются различные виды заданий, используемых в КИМах по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса «Технология решения тестовых и познавательных заданий по обществознанию» для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

"Средняя школа № 53 имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова"












Программа спецкурса

«Технология решения тестовых и познавательных заданий по обществознанию»

для 9 класса
















Составила: Мишенькина Наталья Сергеевна,

учитель истории и обществознания
















Ульяновск 2016

Пояснительная записка.


Программа разработана на основе:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- ФГОС второго поколения

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов ОГЭ 2018 года по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году ОГЭ по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году ОГЭ по обществознанию.


Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам основной школы овладеть ключевыми познавательными и информационно­-коммуникативными компетенциями средствами контрольно-измерительных материалов ОГЭ по обществознанию.


Цели курса:

Целенаправленная и качественная подготовка обучающихся к новой форме аттестации по предмету - ОГЭ на основе овладения технологиями решения тестовых и познавательных заданий по обществознанию.


Задачи курса:

  • создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

  • повышение предметной компетентности обучающихся;

  • ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления, развитие их логических способностей;

  • формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников;

  • изучение курса предполагает формирование у обучающихся интереса к предмету;

  • развитие исследовательской и познавательной деятельности обучающихся;

  • обеспечение условий для самостоятельной творческой работы;

  • формирование позитивного отношения к процедуре ОГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ОГЭ заданиям;


Содержание курса включает

  • информацию о различных типах тестовых и познавательных заданий по обществознанию;

  • теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;

  • практический блок, нацелен на формирование определенных умений и навыков, необходимых при выполнении тестовых и познавательных заданий различной типологии.


Программа курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.


В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности - сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой текущего и итогового контроля является решение тренировочных заданий и самоанализ.

Ключевые содержательные позиции рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов, ориентированы на развитие умений обучающихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволяют выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.


Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ОГЭ.


Результативность изучения курса обучающимися:

  • усвоение основными типами тестовых и познавательных заданий по обществознанию, приемами и методами их решения;

  • применение алгоритмов решения тестовых и познавательных заданий.


Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.


Формы организации занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная



Содержание курса


Введение (1ч)

Вводное занятие: цели, задачи, содержание. Основные типы тестовых заданий по обществознанию. Кодификатор элементов содержания. Спецификация контрольно-измерительных материалов.


Раздел 1. Основное содержание курса обществознания (6ч)

Человек и общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Духовная культура. Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы 

Экономика. Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. 

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами

Социальные отношения. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

Политика. Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

Право. Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы


Раздел 2. Основные типы тестовых заданий (21 ч.)

Тема1. Особенности заданий с выбором одного ответа (8ч.)

Основные типы тестовых заданий. Общая характеристика тестовых заданий по обществознанию.

Особенности заданий с выбором одного ответа. Виды заданий. Методика решений заданий с выбором одного ответа.

Задание на распознание понятия по признакам. Задания на распознание понятия по существенным признакам. Алгоритм выполнения задания: выявление области обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить; выявление в условии существенных признаков искомого понятия; актуализация информации по каждому из вариантов ответа

Задание на выявление признаков понятий. Задания на выявление (распознание) признаков понятия. Алгоритм выполнения задания: выявление содержания обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнесение выявленных признаков понятия с предложенными вариантами от­вета.

Задание на выявление проявлений социального явления. Алгоритм рения заданий на выявление проявлений социального явления: выявление содержания обозначенного в условии понятия (определение понятия), соотнесение выявленных признаков понятия с предложенными проявлениями.

Задание на сравнение. Особенности и трудности решения задач на сравнение. Алгоритм выделения видовых и родовых признаков понятий.

Задания-задачи. Процесс решения задачи - соотнесению предложенных вариантов ответа с преобра­зованными данными условия.

Задания на установление истинности суждения. Содержание, структура и проявления понятий.


Тема 2. Особенности заданий на проверку умений. (5 ч.)

Особенности заданий на проверку умений. Виды заданий на проверку умений. Особенности их выполнения.

Задания на сравнение. Особенности задания на сравнения. Алгоритм решения. Выделение черт сходства и различия.

Задание на установление соответствия. Алгоритм решения заданий на установление соответствия.

Задания на анализ статистических данных. Задания на анализ статистических данных, представленных в виде диаграмм и таблиц, предполагающие выбор верных позиций из предложенного списка. Алгоритм решения задания

Задание на различение фактов и мнений. Факт, мнение. Алгоритм решения заданий


Тема 3. Особенности заданий с развернутым ответом (8 ч.)


Особенности заданий с развернутым ответом. Виды заданий с развернутым ответом. Особенности заданий. Система оценки заданий

Составление плана текста. Виды текстов. Особенности составления плана обществоведческого текста. Выделение смысловых фрагментов текста

Извлечение информации из текста, представленной в явном виде. Представление требуемой информации в форме прямой цитаты из текста и в форме близкого к тексту пересказа

Интерпретация информации из текста. Особенности работы с текстом

Извлечение и некоторая интерпретация информации, представленной в тексте. Особенности работы с текстом

Задание на привлечение контекстных знаний. Выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпу­скника. Точность и кор­ректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям. Наличие рассуждений, конкретизи­рующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. Корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Решение обществоведческих задач. Задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, требует соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обще­ствоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

Суждение по проблемным вопросам. Формулирование и аргументация выпускником собственного суж­дения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.



Раздел 3. Практикум (5 ч.).

Практическое применение знаний.

Решение тестовых заданий

Решение познавательных заданий

Комплексная работа по обществознанию


Итоговое занятие (1 ч)



Тематическое планирование


п/п

Название разделов и тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Основное содержание курса обществознания

6

3

Раздел 2. Основные типы тестовых заданий

21

3.1

Тема1. Особенности заданий с выбором одного ответа

8

3.2

Тема 2. Особенности заданий на проверку умений.

5

3.3

Тема 3. Особенности заданий с развернутым ответом

8

4

Раздел 3. Практикум

5

5

Итоговое занятие

1


Всего

34 ч




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Срок проведения

1

Вводное занятие: цели, задачи, содержание

1

лекция


Раздел 1. Основное содержание курса обществознания (6 ч)

2.

Человек и общество

1

лекция


3.

Духовная культура

1

лекция


4.

Экономика

1

лекция


5.

Социальные отношения

1

лекция


6.

Политика

1

лекция


7.

Право

1

лекция


Раздел 2. Основные типы тестовых заданий (21 ч.)

Тема1. Особенности заданий с выбором одного ответа (8ч.)

8.

Основные типы тестовых заданий

1

Лекция


9.

Особенности заданий с выбором одного ответа

1

практикум


10.

Задание на распознание понятия по признакам

1

Практикум


11.

Задание на выявление признаков понятий

1

Практикум


12.

Задание на выявление проявлений социального явления

1

Практикум


13.

Задание на сравнение

1

Практикум


14.

Задания-задачи

1

Практикум


15.

Задания на установление истинности суждения

1

практикум


Тема 2. Особенности заданий на проверку умений. (5 ч.)

16.

Особенности заданий на проверку умений

1

Лекция


17.

Задания на сравнение

1

практикум


18.

Задание на установление соответствия

1

Практикум


19.

Задания на анализ статистических данных

1

Практикум


20.

Задание на различение фактов и мнений

1

Практикум


Тема 3. Особенности заданий с развернутым ответом (8 ч.)

21.

Особенности заданий с развернутым ответом

1

Лекция


22.

Составление плана текста

1

практикум


23.

Извлечение информации из текста, представленной в явном виде

1

Практикум


24.

Интерпретация информации из текста

1

Практикум


25.

Извлечение и некоторая интерпретация информации, представленной в тексте

1

Практикум


26.

Задание на привлечение контекстных знаний

1

Практикум


27.

Решение обществоведческих задач

1

Практикум


28.

Суждение по проблемным вопросам

1

Практикум


Раздел 3. Практикум (5 ч.).

29-30

Практическое применение знаний

2

Практикум


31

Решение тестовых заданий

1

Практикум


32

Решение познавательных заданий

1

Практикум


33

Комплексная работа по обществознанию

1

Практикум


34

Итоговое занятие

1

Практикум




Литература для учителя и учащихся.

  1. Конституция Российской Федерации.- М., 2013 г.

  2. Полный справочник для подготовки к ОГЭ. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. – М. АРТ, - 2018

  3. Калачёва Е.Н. ОГЭ 2017. Практикум по обществознанию: задания части 1и 2. – М.: Изд-во «Экзамен», 2016

  4. Кишенкова О. В. ОГЭ 2017. Обществознание. Тематические тренировочные задания : 9 класс — Москва : Эксмо, 2016.

  5. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2012.

  6. Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2011.


Интернет - ресурсы

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru- портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ruЛевада-Центр изучения общественного мнения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!