Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Оравская средняя школа
Чановского района Новосибирской области
ПРИНЯТО решением методического объединения классных руководителей________________ протокол № _____ | СОГЛАСОВАНО зам. директора по ВР _____________Абдульменова Н В |
Рабочая программа
спортивной секции
«Общей физической подготовки»
для обучающихся 3-11 классов
Составитель:
Лейман Л Ф.
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по физическому воспитанию В. И. Лях «Физическая культура». Программа рассчитана для обучающихся 3-11 классов.
Направленность программы:
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, баскетбола, волейбола, пионербола, футбола, лыжной подготовки, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям ОФП, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни. Программа разработана на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры.
Отличительные особенности рабочей программы по общей физической подготовке:
В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице.
Условия реализации.
Условия набора.
К занятиям в секции допускаются все учащиеся 3-11-х классов, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний. В группах собираются дети с разным уровнем развития. Занятия проходят один раза в неделю. Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее. Набор в группу детей старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки, поэтому при работе для старших детей увеличивается нагрузка, а детям помладше нагрузка уменьшается.
Наполняемость групп.
В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав не больше 10 учащихся в группе. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.
Цели и задачи программы.
Цель программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
-укреплять здоровье и закаливать занимающихся;
-удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
ведение закаливающих процедур;
-укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
-снимать физическую и умственную усталость.
Образовательные:
-ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
-формировать правильную осанку;
-обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
-формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
-развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
-совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
-прививать жизненно важные гигиенические навыки;
-содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
-стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
-формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Группа ОПФ.
Задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; - овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- Подготовка к районным соревнованиям (спартакиада школьников).
Содержание программы.
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам упражнений. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий ОФП. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах упражнений.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижные игры. Спортивные игры. Лыжи. Лёгкая атлетика.
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Формы занятий:
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
праздники;
эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Организационно-методические рекомендации
Занятия проводятся 1 раз неделю по 1 часу.
Расписание занятий:
Четверг.
Занятия в объединении позволяют:
максимально поднять уровень физического здоровья учащихся
развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.
Режим занятий:
Периодичность занятий: 1 академический час в неделю продолжительностью по 40 минут; общее количество часов: 34-35 часов.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП с игровыми элементами, участие детей в «весёлых стартах» и праздниках, соревнованиях.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты:
- осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие;
- понимание вреда алкоголя и курения на организм человека;
- повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма;
- воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая подготовка)
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Должны знать:
- историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов;
- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;
- основы правильного питания;
- правила спортивных игр;
- разные виды лыжного хода;
- правила организации соревнований;
- правила самостоятельного выполнения упражнений.
Уметь:
- подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
- группироваться;
- использовать различные тактические действия;
- владеть техникой игры перемещений во время игры;
- использовать страховку и самостраховку;
- использовать самоконтроль за состоянием здоровья.
Анализ результатов
Освоения программы осуществляется следующими способами:
-текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
-текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
-тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
-взаимоконтроль;
-самоконтроль;
-итоговый контроль умений и навыков;
-контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
Итоги реализации программы:
Беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов), праздников «Здоровья».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
| Вводное занятие. | 0,5 | 0,5 | - |
| Ознакомление с правилами соревнований. | 0,5 | 0,5 | - |
| Техника безопасности во время занятий ОФП | 1 | 1 | - |
| Лёгкая атлетика | 13 | - | 13 |
| Лыжный спорт | 15 | - | 15 |
| Спортивные игры | 5 | - | 5 |
| Контрольные упражнения и спортивные соревнования. | Согласно плану спортивных мероприятий. |
| ИТОГО | 35 | 2 | 33 |
Календарно-тематическое планирование.
Дата | № п/п | Тема занятий |
Лёгкая атлетика и спортивные игры |
| 1. | Бег на короткие дистанции. Инструктаж по техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. |
| 2. | Подготовка к «Осеннему кроссу» . |
| 3. | Ускорения; бег по повороту; финиш. |
| 4. | Бег на время на дистанции 30. 60м. |
| 5. | Бег на средние дистанции. |
| 6. | Бег по пересечённой местности на средние дистанции. С/и мини-футбол. |
| 7. | Бег на средние дистанции игра в мини-футбол. |
| 8. | Мини-футбол. |
| 9. | Волейбол с элементами пионербола. |
| 10. | Волейбол с элементами пионербола. |
| 11. | Баскетбол. |
Лыжная подготовка |
| 12. | Инструктаж по технике безопасности по лыжной подготовке. Подборка лыжного инвентаря. |
| 13. | Классические лыжные ходы. |
| 14. | Коньковые лыжные ходы. |
| 15. | Коньковые лыжные ходы. |
| 16. | Коньковые лыжные ходы. |
| 17. | Подъёмы и спуски с горы. |
| 18. | Подъёмы и спуски с горы. |
| 19. | Подъёмы и спуски с горы. |
| 20. | Торможение на лыжах. |
| 21. | Торможение на лыжах. |
| 22. | Повороты на лыжах. |
| 23. | Повороты на лыжах. Подготовка к соревнованиям. |
| 24. | Подвижные игры, эстафеты на лыжах. Подготовка к соревнованиям. |
| 25. | Дистанция до 3км. Подготовка к соревнованиям. |
| 26. | Дистанция до 5км. |
Лёгкая атлетика и спортивные игры. |
| 27. | Бег на короткие дистанции. Игра в волейбол с элементами пионербола. |
| 28. | Эстафетный бег. Игра в баскетбол. |
| 29. | Бег по пересечённой местности. Подготовка к соревнованиям. |
| 30. | Прыжки в длину с разбега. |
| 31. | Бег 60 м. Метание мяча. |
| 32. | Бег на средние дистанции. Подготовка к соревнованиям. |
| 33. | Соревнования среди школьников. |
| 34. | Тестирование. |
| 35. | Мини-футбол игра. План самостоятельных занятий на лето. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.
Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.
3. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.
4. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1984г.
4. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.
5. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.
6. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.
7. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Место проведения:
Спортивная площадка;
Класс (для теоретических занятий);
Спортивный зал.
Лыжная трасса
Инвентарь:
Волейбольные мячи;
Баскетбольные мячи;
Скакалки;
Теннисные мячи;
Малые мячи;
Гимнастическая стенка;
Гимнастические скамейки;
Сетка волейбольная;
Щиты с кольцами;
Секундомер;
Маты;
Ракетки;
Обручи;
Лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки.
11